художественное 14-16
Пн Окт 16, 2023 15:13
[ Прямая ссылка ]
Какая-то сплошная романтика пошла: замки, кинжалы, ангелы...
14. CASTLE
Франция. Два раза.
Р. Сабатини, Скарамуш:
Скрытый текст: Сонная деревушка Гавриияк лежала в полулиге от шумной дороги в
Рен, в излучине реки Мо. Ее дома лепились у подножия и беспорядочно взбирались до половины пологого холма, увенчанного приземистым замком. После уплаты дани сеньору, десятины церкви* и податей королю карманы жителей Гавриияка оставались почти пустыми. Но хоть им и стоило немалого труда сводить концы с концами, их жизнь была не так тяжела, как во многих других местах Франции, и намного легче, чем у нищих вассалов блистательного сеньора де Латур д'Азира, обширные владения которого отделяли от их деревни воды Мо. Своим внушительным видом замок Гавриияк был обязан скорее господствующему положению над деревней, чем какими-либо присущими ему особенностями Как и все дома в Гавриияке, он был построен из гранита источенного почти тремя веками существования, и представлял собой двухэтажное здание с плоским фасадом в четыре окна, деревянными ставнями и двумя квадратными башнями, или шатрами с островерхими крышами, по бокам. Здание выходило на просторную террасу, окруженную балюстрадой. Стояло оно в глубине сада - сейчас обнаженного, но летом густого и красивого, - и его вид полностью отвечал тому, чем оно и было в действительности - жилищем людей непритязательных, предпочитающих светской суете занятия земледелием. Владелец замка носил титул сеньора де Гавриияк, но никто не знал, когда, при каких обстоятельствах и кто из его предков получил этот неопределенный титул. Кантэн де Керкадью сеньор де Гавриияк внешностью и склонностями вполне соответствовал впечатлению, которое производил его дом. Суровый, как гранит, он избежал соблазнов придворной жизни и даже не служил в армии своего короля, уступив младшему брату Этьенну честь представлять их семью в высоких сферах. С раннего детства интересы господина де Керкадью сосредоточились на его лесах и пастбищах. Он охотился, возделывал землю и внешне весьма мало отличался от своих арендаторов. |
Т.Готье, Капитан Фракасс
Скрытый текст: На склоне одного из безлесных холмов, горбами вздымающих
ланды между Даксом и Мон-де-Марсаном, расположена была в Царствование Людовика XIII дворянская усадьба - из тех, что так часто встречаются в Гаскони и среди крестьян высокопарно именуются замками. Две круглые башни, увенчанные остроконечными крышами, с обоих концов замыкали здание, а два глубоких желоба на его фасаде говорили о том, что первоначально здесь был подъемный мост, ныне ставший бесполезным, ибо время упразднило ров; тем не менее сторожевые вышки на башнях и флюгера в виде ласточкина хвоста придавали строению чуть что не феодальный вид. Ковер из плюща наполовину окутывал одну из башен и темной зеленью своей оттенял камень, успевший к этому времени посереть от старости. Издалека увидев замок, поднимавший в небо над зарослями дрока и вереска свои островерхие кровли, путник счел бы его вполне пристойным жилищем для дворянина средней руки, но, приблизясь, изменил бы мнение. |
...и потом читателя страницами водят по унылому запустению, где даже дохромав наконец до обитаемой кухни, он продолжит погружаться в безнадёжное отчаяние впавшего в нищету замчика... железные были люди - читатели Готье
15. DAGGER
Дзютте - японскую разновидность даги - регулярно называют кинжалом, несмотря на полную его тупость.
Ттх предмета в фирменном нервно-возвышенном стиле ранних Олди (Путь меча):
Скрытый текст: Я обернулся в надежде увидеть болтунов и обнаружил за спиной Придатка Чэна — кого бы вы думали?! — Детского Учителя семьи Абу-Салим и Дзюттэ Обломка. Они, как и на Посвящении, делили между собой одного Придатка, удобно устроившись: Учитель — на поясе, шут — за поясом.
«Хороший пояс, — ни с того, ни с сего подумал я. — Кожа толстая, с тиснением „узлы и веревки“, пряжка с ладонь… на пятерых места хватит». — Прогуливаешься, гроза Кабира? — опустив положенное приветствие, нахально заявил шут. — Ну-ну… Голос у него оказался низкий и глубокий, вроде гула ночного ветра в прибрежном тростнике. А я почему-то решил, что он сейчас заскрипит, как тот, невидимый… нет, конечно же, это не они! С чего бы им меня за глаза обсуждать, да еще и препираться?! — Прогуливаюсь, — ответил я. — Кстати, Дзюттэ, все хочу тебя спросить — ты в юности, небось, подлиннее был? Раздражение, накопившееся во мне, требовало выхода. — А с чего это ты взял? — удивился шут. — Ну, я так полагаю — сломали тебя когда-то не до конца, вот с тех пор Обломком и прозывают… Мне очень захотелось, чтобы Дзюттэ обиделся. Или хотя бы втянул в глупый и грубый разговор Детского Учителя. Даже если я не прав — а я не прав. Только он не обиделся. И Учитель промолчал. — Иди «корову» потыкай, — ехидно усмехнулся шут. — Глядишь, ума прибавится… Ты — Единорог, потому что дурак, а я — Обломок, потому что умный, и еще потому, что таким, как ты, рога могу обламывать. До основания. А затем… |
Скрытый текст: …Третий прыжок. Друдл, стоя на коленях, отнимает левую руку от живота — и в ней тут же оказывается Обломок, прильнувший всем своим толстым и тупым клинком к предплечью Друдла. Два шута на миг становятся одним целым, и я вижу, как Шото смаху налетает на Дзюттэ и с визгом бессилия отскакивает, едва не сломавшись. Еще один удар — и Дзюттэ внезапно проскальзывает в момент соприкосновения, намертво заклинив Шото между своим четырехгранным клинком и лепестком гарды. Резкий поворот — и…
…Четвертый прыжок. Звон, предсмертный вопль Шото — и его обломки ложатся рядом с мертвым Детским Учителем. |
Или так. Когда так просто сводит все концы удар кинжала...
М. Булгаков, Театральный роман
Скрытый текст: Вместе с надвигающимися сумерками наступила и катастрофа.
Я прочитал: – «Бахтин (Петрову). Ну, прощай! Очень скоро ты придешь за мною… Петров. Что ты делаешь?! Бахтин (стреляет себе в висок, падает, вдали послышалась гармони…). – Вот это напрасно! – воскликнул Иван Васильевич. – Зачем это? Это надо вычеркнуть, не медля ни секунды. Помилуйте! Зачем же стрелять? – Но он должен кончить самоубийством, – кашлянув, ответил я. – И очень хорошо! Пусть кончит и пусть заколется кинжалом! – Но, видите ли, дело происходит в гражданскую войну… Кинжалы уже не применялись… – Нет, применялись, – возразил Иван Васильевич, – мне рассказывал этот… как его… забыл… что применялись… Вы вычеркните этот выстрел!.. |
тут очень трудно прервать цитату
а от неё просто по ассоциативной цепочке уже достраивается:...шаман вылез из кожи, бубен вылез из кожи...
но там не кинжал, там нож и штык, кинжалы в Гражданскую и правда не применялись, только кортики ещё носили
16. ANGEL
Цитату из Джерома в комментарии принесли просто восхитительную.
Ну, что ещё? Что угодно.
Например:
Ф.Дюрренматт, Ангел приходит в Вавилон.
Скрытый текст: Ангел (радостно). Видишь, вот это и есть человек.
Курруби. У него такое же платье и такая же рыжая борода, как у тебя. Ангел. Мы встретили того, кого искали, дитя мое. (Навуходоносору.) Я рад познакомиться с самим Акки, нищим из Вавилона. Навуходоносор (смущен, увидев ангела, переодетого нищим). Я не нищий Акки. Я нищий из Ниневии. (Строго.) Я был убежден, что кроме меня и Акки на земле больше нет нищих. Ангел (к Курруби). Не знаю, что и думать, милая Курруби. В моем путеводителе это не обозначено. Оказывается, и в Ниневии есть нищий! На земле живут целых двое нищих! Навуходоносор (в сторону). Я повешу министра информации, в моем царстве живут двое нищих. (Ангелу.) Ты откуда? Ангел (смущенно). Оттуда, из-за Ливана... Навуходоносор. Как установил великий царь Навуходоносор, Ливаном кончается вселенная. Этот взгляд разделяют все географы и астрономы. Ангел (заглядывая в свою карту). За Ливаном ость еще несколько селений: Афины, Спарта, Карфаген, Москва, Пекин. Видишь? (Протягивает карту царю.) Навуходоносор (в сторону). Придворного географа придется повесить. (Ангелу.) Великий царь Навуходоносор завоюет и эти селения. Ангел (тихо к Курруби). Раз мы встретили второго нищего, наше положение усложнилось. Теперь я должен установить, кто из них беднее – нищий Акки или этот нищий из Ниневии, а для этого потребуется проявить большой такт и чуткость. Слева появляется оборванная и дикая фигура с рыжей бородой. Теперь уже трое нищих с длинными рыжими бородами находятся на сцене. А вот и второй человек. Курруби. И у него такое же платье, как у тебя, мой ангел, и такая же рыжая борода. Ангел. Если и это не нищий Акки, я совсем запутаюсь. Навуходоносор. Но если и этот не Акки, я повешу министра внутренних дел! |
Н.Лесков, Запечатленный ангел
Скрытый текст: Сей ангел воистину был что-то неописуемое. Лик у него, как сейчас вижу, самый светло-божественный и этакий скоропомощный; взор умилен; ушки с тороцами, в знак повсеместного отвсюду слышания; одеянье горит, рясны златыми преиспещрено; доспех пернат, рамена препоясаны; на персях младенческий лик Эмануилев; в правой руке крест, в левой огнепалящий меч. Дивно! дивно!.. Власы на головке кудреваты и русы, с ушей повились и проведены волосок к волоску иголочкой. Крылья же пространны и белы как снег, а испод лазурь светлая, перо к перу, и в каждой бородке пера усик к усику. Глянешь на эти крылья, и где твой весь страх денется: молишься «осени», и сейчас весь стишаешь, и в душе станет мир. Вот это была какая икона! |
К. Шульц, Камень и боль
Скрытый текст: Микеланджело работал усердно. Он намеренно лишил своего "Ангела" всякой женственности, характерной для "Ангела" маэстро дель Арка. Никаких кудрей, спускающихся на спину, а густые волосы, обвивающие мелкими кольцами поднятую, иератическую голову. Это ангел из числа тех, которые под начальством архангела Михаила воевали в воздухе против злых сил дракона. Теперь он отложил щит и меч, взял подсвечник и опустился на колено перед алтарем в ожидании мессы. На кудрявую рыцарскую голову его можно хоть сейчас надеть шлем, как на голову "Ангела" маэстро Никколо - венок. И будут вместе - нежность молитвы и сила ее. Но так как "Ангел" Микеланджело готов тотчас встать и снова идти в бой, одежда его более оживлена, складки ее полны движенья, она жестче и мужественней. Только легкие и мягкие кривые воскрылий уравновешивают тяжелую материю подсвечника и тела. Только крылья здесь нежны, благостны, юны и женственно мягки.
В первый и последний раз Микеланджело ваяет крылья. |
Написано: Sestra Karlotta Благодарностей: 1