Авторитет или авторитарность?
Ср Окт 17, 2007 12:44
Давайте обсудим различия между двумя понятиями: авторитет и авторитарность. Авторитарным называют человека,который стремится к власти и, пользуясь силой, добивается от других подчинения. авторитетен тот, чьё влияние на поступки других основано на признании и уважении его мнения, его личных качеств: компетентности, справедливости и т.д.
Для маленького ребенка родители - существа, которых он почитает и обожает. В глазах малыша, папа - самый сильный, самый умный,
самый справедливый; мама - самая красивая, самая добрая, самая замечательная.
Этот авторитет родители имеют просто потому, что они взрослые, а ребенок еще мал, слаб и неумел. В первые годы жизни такой авторитет даёт ребенку очень много. Он бессознательно "впитывает" от родителей всё: манеры поведения, ценности и моральные нормы.
Но со временем соотношение сил меняется. происходит неизбежное выравнивание возможностей детей и родителей. Может случиться, что папа уже не знает, как решить задачку, с которой справляется его сын, а мама не прочла столько книг, сколько ее дочь.
наступает критический момент, когда авторитет родителей перестает держаться на преимуществах возраста.
Что же тогда происходит?
Родители оказываются перед драматическим выбором между заслуженным авторитетом и авторитарностью.
Путь авторитарности - абсолютно тупиковый. Власть, рассчитанная на беспрекословное подчинение или страх наказания, перестает действовать. Ребенок рано или поздно вступает в борьбу за самостоятельность, за право реализовать свои потребности и цели, и
делает это со всей энергией своих юных сил. Дело порой доходит до открытой войны. И самое опасное на этом пути - ощущение невозможности повернуть назад.
На наш взгляд, выбор один: понять, что путь насилися над ребенком безнадежен и рано или поздно приведет к разрыву отношений.
Взрослый теряет авторитет, если начинает полагаться на запреты, давление и приказ.
Он сохраняет авторитет, если остается образцом силы и опятности. Но не силы приказа, а духовной, личностной силы; и тон
опытности, которая состоит не в механическом запасе знаний, а в мудром поведении.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как?