Лица и таблицы умножения

Чт Авг 15, 2013 10:49

Наконец-то вышла книжка Антона Тилипмана, придуманная и созданная им совместно с Т.Задорожной, "Лица умножения".


http://www.labirint.ru/books/402613/
http://read.ru/id/3542789/


Вот что пишет о книге и работе с ней сам автор (понимаю, что длинно, но прочитать весьма полезно, если вы, как я, например, не учитель. Я вот только благодаря этому описанию поняла, что пресловутый и так любимый авторами американских пособий "multiple choice" может иметь смысл и обучающий эффект в курсе арифметики для младших школьников):

Цитата:
Многие дети даже в 3 или 4 классе допускают при умножении такие ошибки, что становится очевидно: суть процесса им непонятна до сих пор.
Непонимание основополагающего факта, что А*Б=Б*А, встречается у детей с пугающей частотой и является прямым следствием бездумного заучивания таблицы наизусть.
Животные на страницах нашнй книги - не зубры, и зубрежку они не одобряют. Они изо всех сил намекают ребенку: "Не знаешь ответа - посчитай! Не просто запомни результат, а пойми, как он получается! Если хочешь, можешь даже потыкать в нас пальцем! Мы не укусим!"
Таблица умножения - не какая-то бессмысленная абстракция! Вот она - живая и настоящая, ее можно потрогать своими руками. Она встречается повсеместно, и ее не надо бояться - с ней можно и нужно дружить!
Обратите внимание: запомнить результат в виде "пример - ответ" все-таки необходимо. Но "шестьюсемьсорокдва" не должно быть магическим заклинанием. Ребенок должен понимать, что за этими словами стоят 6 рядов животных по 7 крокодилов в каждом. И что всего крокодилов - 42. Чтобы лучшье запомнить ответ, полезно произнести его вслух, вместе с примером. Но на самом процессе запоминания делать акцент ни в коем случае не нужно.
Попутно наша книга закрепляет еще два полезных навыка. Прежде всего это умение свободно ориентироваться в числах от 1 до 100. Важно не только уметь сравнивать два числа, но и чувствовать, насколько далеко они стоят друг от друга. Очутившись в нашем лабиринте, ребенок будет листать книгу то туда, то обратно. Ему потребуется постоянно оценивать количество страниц, которые необходимо пролистать. К примеру с поляны номер 74 "правильная" тропинка ведет на поляну номер 42. Уметь вычесть 42 из 74, безусловно, очень полезно, но не менее важно уметь быстро оценить,что результат этого вычитания будет примерно 30 и что нужно пролистать назад чуть менее половины страниц.
Второй навык - умение оценивать количество предметов, не пересчитывая их. Так, в простейшем случае, на поляне с примером "2*3=...", гуляют, разумеется, 6 животных, а предлагаемые варианты ответа - 5,6,22 и 23. Ребенок может ничего не знать о том, что такое умножение, но он должен сразу увидеть, что 22 и 23 - это гораздо больше, чем количество нарисованных животных. Умение считать приблизительно не менее важно, чем умение считать точно.
Лабиринт устроен так, что никакая ошибка не является необратимой. Ситуация "Садись, два!" в нем принципиально невозможна. Ребенок может допустить сколько угодно ошибок, но если с какого-то момента он все-таки начнет отвечать правильно, то до финиша, до секретной поляны, он обязательно дойдет.
Вполне возможно, что ребенок посетит какую-то поляну дважды, а возможно, и трижды. Так, герои повести "Трое в лодке, не считая собаки", блуждая по Хэмптон-Кортскому лабиринту, несколько раз проходили мимо одной и той же булочки, валяющейся на земле. Такая "булочка" - верный признак неверно выбранного пути.
Заметим также, что "входить" в лабиринт не обязательно на первой странице. Можно открывать книгу на произвольном месте, тем самым варьируя маршрут прохождения лабиринта и встречающиеся на пути ребенка примеры. Во всех случаях кратчайший путь к финишу - это путь без единой ошибки. Ошибка всегда увеличивает длину пути, заставляет больше тренироваться.
Осваивать таблицу умножения по нашей книге ребенку лучше со взрослым. Необходимо убедиться, что ребенок в полной мере осознает правила игры и, главыное, саму суть операции: А*Б - это А раз по Б или, что в точности то же самое, Б раз по А. Затем можно оставить ребенка с книгой наедине, никак не форсируя события, но периодически возвращаясь к совместной работе! :)






Владельцам яблочных устройств типа iPad и его родственников подскажу также, что совсем недавно вышла игра Юлии Луговской для изучения таблицы умножения:

Вот тут об игре пишет сама Юля: http://orangefrog.ru/multimonster-igra-dlya-izucheniya-tablicy-umnozheniya/
А вот она в istore: https://itunes.apple.com/us/app/multimonster/id658261510?ls=1&mt=8

(Та же самая игра для android тоже будет, кажется, этой осенью).

Возвращаясь к А.Тилипману, автору "Лиц умножения", напомню, что он выступал соавтором и для вот этой книги:

 Написано: Веда
>> Другие записи в категориях: 7-10 лет, дидактика
Страница 1 из 1

Автор Сообщение
Малиновская
Солнечная мама
Солнечная мама

На сайте с 17.07.04
В дневниках: 33754
Откуда: Новосибирск- Silicon Valley

 СообщениеДобавлено: Чт Авг 15, 2013 12:00
Ответить с цитатой

е-мое! до чего же жалко, что нам уже не актуально :o а в позапрошлом году я убила уйму времени, рисуя тех же самых зайчиков-ежиков вот так же по таблице уважения :haha: чтобы можно было пощупать, так сказать, потому что наша дама категорически не воспринимает абстракции :aga-aga:
Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
Смешинка
Академик
Академик

На сайте с 20.03.07
В дневниках: 21755
Откуда: Выставочная

 СообщениеДобавлено: Чт Авг 15, 2013 16:51
Ответить с цитатой

супер! спасибо за наводку
вчера только зашел разговор, как глупо и непродуктивно заучивать таблицу :aga-aga:
Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
abarat
Профессор
Профессор

На сайте с 23.05.09
В дневниках: 4712
Откуда: Барнаул, Молодёжная

 СообщениеДобавлено: Чт Авг 15, 2013 21:09
Ответить с цитатой

В учебниках Петерсон точно такое же обучение умножению :-)
Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник Посетить сайт автора          
Веда
Блоггер года 2013
Блоггер года 2013

На сайте с 30.11.05
В дневниках: 7011

 СообщениеДобавлено: Чт Авг 15, 2013 21:11
Ответить с цитатой

abarat
о, у Кирилла в школе как раз математика Петерсон будет. Но нам пока учебники не выдавали, так что я не видела.
Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
abarat
Профессор
Профессор

На сайте с 23.05.09
В дневниках: 4712
Откуда: Барнаул, Молодёжная

 СообщениеДобавлено: Пт Авг 16, 2013 0:53
Ответить с цитатой

Веда

Для меня было некоторым разочарованием, что практически всё первое полугодие учебника 1 класса у Петерсон является повторением её же пособий для дошкольников ("Раз ступенька, два ступенька"). В этом есть смысл, конечно, не все ведь дети до школы по пособиям этого автора занимались. Но мой ребёнок откровенно скучал.

В остальном учебники Петерсон мне нравятся. А уж если их с нашими учебниками русского языка сравнивать, то это вообще идеал.
Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник Посетить сайт автора          
Веда
Блоггер года 2013
Блоггер года 2013

На сайте с 30.11.05
В дневниках: 7011

 СообщениеДобавлено: Пт Авг 16, 2013 0:58
Ответить с цитатой

abarat
А у вас, как у нас - школа 2100, но математика Петерсон? За своего я не беспокоюсь, что ему полгода повторять, он довольно медленно учебный материал усваивает, так что будет полезно :aga-aga:
Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
Веда
Блоггер года 2013
Блоггер года 2013

На сайте с 30.11.05
В дневниках: 7011

 СообщениеДобавлено: Пт Авг 16, 2013 3:37
Ответить с цитатой

Вот ещё "Банда умников" делает игру про умножение: http://tromentano.livejournal.com/26921.html
Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
abarat
Профессор
Профессор

На сайте с 23.05.09
В дневниках: 4712
Откуда: Барнаул, Молодёжная

 СообщениеДобавлено: Пн Авг 19, 2013 13:25
Ответить с цитатой

Веда

У нас Гармония :obstenu: Но математика Петерсон. И на том спасибо.
Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник Посетить сайт автора          
Показать сообщения:
Страница 1 из 1