В ожидании зимы


Сибмама - о семье, беременности и детях » Дневники

Дневник просматривают: Нет

#чтопочитать Виталий Наумов, «Возвращение»


Вт Ноя 04, 2025 17:40

Вообще-то я собиралась писать про «Дом моей матери» Шари Франке, которую мне подсунули «Яндекс книги» с самой завлекательной аннотацией. Книга в итоге оказалась просто фигней, так что поговорим о ней в другой раз, никуда эта ерунда от нас не денется. А я, тем временем, умоталась в Красноярск навестить маму. И, взяв ноутбук, обнаружила, что у меня с момента предыдущей поездки так и открыта вкладка с вышеозначенной короткой повестью на Литресе, и решила, что это знак судьбы.

Как я уже объясняла как-то, я решила писать не обо всех книгах подряд, а только о любимых, модных, или тех, что написали мои друзья. И вот к последнему пункту я подходила особенно трепетно и как-то все не решалась приступить. Но, как вы понимаете, время и для него пришло.

Что я знаю об авторе
Скрытый текст:
Практически все! Так получилось, что с моим мужем они познакомились еще во время поездки в колхоз, которой в Новосибирском университете почему-то предварялось обучение. Каким образом там подружились феники с гумиками, остается неясным (версии сторон разнятся), но, так или иначе, в придачу к мужу я получила и его друзей (а также их жен, детей, собак и котов) и вот уже, страшно сказать, почти сорок лет они и мои друзья (жены, дети, собаки и коты). :portvein:

По образованию Виталий (Александрович, для тех, кто почти 40 лет с ним не знаком) историк, изучавший времена большого террора – ну там, 37-й год, вот это вот все. Этот момент важен для нашей истории. Но в кризисные 90-е ему пришлось заняться бизнесом, поскольку раскопки внезапно открывшихся партийных архивов оплачивались совсем плохо. Надо сказать, он сумел найти для себя отличную нишу и организовать на пару с женой-филологом успешный бизнес: они выпускали отраслевое издание для туристических фирм (и я у них в какой-то момент даже работала). Детали неинтересны, но в общих чертах и их бизнес тоже важен для нашей истории.

В один прекрасный день бизнес стал не столь актуален, чтобы заниматься им в режиме 24 на 7, и тут мы с некоторым изумлением и даже недоверием узнали, что Виталий (Александрович, для тех, кто почти 40лет с ним не знаком) – драматург, и пишет пьесу под названием «День как век» (ее легко можно скачать в интернете). Вот про те мрачные сталинские времена и про то, как и ради чего люди шли на сделки с совестью. Вся его так и не дописанная кандидатская диссертация - таким образом чудесно переродилась.

«Ну-ну», – подумали мы и недоверчиво хмыкнули. :-P Признаемся, не только мы. Но Виталий (Александрович) не унывал и написал вторую пьесу, немного менее психодраматическую и затейливую, которую назвал «Саныч» (от отчества главного героя, ну, вы понимаете…), а лучшего друга главного героя зовут Димон (мой муж Дмитрий немедленно возгордился) и с этим драматическим произведением он выиграл всероссийский конкурс патриотических пьес для подрастающего поколения. По условиям конкурса победившую пьесу поставили в Мурманске, в Драматическом театра Северного флота, где она произвела фурор (и в театре, и шире, в Мурманске). Так что будете в Мурманске – заходите в театр!

По этому поводу я даже взяла у Виталия (Саныча) интервью , которое, в отличие от пьесы, никакого фурора не произвело, ну да не все же такие таланты, чтоб фурор производить. :haha:


Но мы с вами обсуждать пьесу не будем, ни одну из уже трех, потому что, на мой взгляд, пьеса как литературное произведение, без театра, все-таки… несовершенна.

Поэтому поговорим о прозе Виталия Наумова. И, к радости всего прогрессивного человечества, он осчастливил нас… как бы это помягче сказать… легкой эротикой. :oops:

Пользуясь универсальным советом, который дают всем начинающим литераторам «пиши о том, что ты хорошо знаешь» Виталий Наумов написал небольшую повесть о происшествии, случившемся в инфотуре. Я ему указала (на мой взгляд, справедливо, хотя он со мной категорически не согласился), что подводка к повести должна быть больше, поскольку далеко не все знают, что такое инфотур. Исправляю этот, на мой взгляд, недочет.
Скрытый текст:
Инфотур, это когда представителей туристических компаний и журналистов, пишущих о туризме, вывозят в какую-нибудь курортную страну, причем все затраты берет на себе принимающая сторона, например, министерство туризма Таиланда. Все эту компанию селят в лучших отелях, возят по лучшим пляжам, кормят, поят, развлекают, в надежде, что потом именно эти отели, пляжи и рестораны они порекомендуют своим клиентам.

Завидно стало, да? Ну, тут уж кто на что учился, не всем же быть гидами турагентами, если вы понимаете, о чем я… :haha:

Итак, вернемся к литературе.
Спойлер без спойлера
Скрытый текст:
Повесть описывает историю, когда между двумя участниками инфотура – уже не очень юным, но необыкновенно умным, привлекательным и сексапильным журналистом и его юной коллегой, которая тоже ничего себе, возникает флирт, который грозит перерасти в нечто большее. Или не перерасти.


Казалось бы, подобных историй просто море, это, можно сказать, вообще базис литературы. Зачем читать именно эту повесть?

Наверное, в жизни многих из вас случался момент, когда вам оказывал знаки внимания интересный мужчина за 40. Ну, или вы были свидетелем такого флирта. И, возможно, вам, как и мне, было любопытно: что он при этом чувствует? О чем думает? Может, искренне уверен, что встретил ту, единственную? Или просто ищет разнообразия в постели (какого, в чем оно заключается?) Где для него проходит грань между возбуждением и вожделением? Или ему важнее не секс, а просто ответные комплименты, которые поднимают самооценку?

Конечно, можно прижать его к стенке всеми этими вопросами, или обсудить это с мужем как гипотетическую ситуацию, но, увы, это вряд ли удовлетворит ваше любопытство. Мужчины редко настолько хорошо владеют словом и уж точно не настолько тонко различают оттенки своего эмоционального состояния, чтобы сообщить что-то интересное. Ну вот, а здесь вполне себе мужской взгляд на ситуацию, причем от мужчины, который в состоянии проанализировать психологические нюансы и неплохо об этом написать.
И вот тут нас поджидает сюрприз…

О чем думают мужчины? (спойлер)
Скрытый текст:
Если кратко ответить на этот вопрос, то ответ будет звучать так: успокойтесь, девушки, они о вас вообще не думают!

Есть ли у автора вполне конкретный момент самолюбования? ИМХО, есть. И, опять-таки ИМХО, всю повесть он словно рассматривает себя, недостижимо и непостижимо прекрасного, через призму сложившейся ситуации. Когда я справедливо указала автору на это обстоятельство (боже, какое наслаждение поругаться с автором не отходя от кассы!), он возмутился и сообщил, что ничего подобного, просто я не вникла в тонкости психологических нюансов.


Кстати, читая повесть можно быстро понять, кто любимый автор нашего автора, прямо интонации одного известного романа прорываются наружу. Я не знаю, можно ли это считать минусом и свидетельством литературной несостоятельности, или, как модно говорить, это оммаж, но если будете читать, попробуйте это увидеть.

В общем я как-то по привычки бурчу, а повесть, опубликованная на Литресе, между тем добралась до шорт-листа конкурса любовной прозы, так что мое бурчание можете игнорировать.

:-) Традиционно: кто дочитал мой пост до этого места – жмякните на цветочек, дочитываемость моих лучших постов уже доходит до 10%, надеюсь побить рекорд.

:-) Вряд ли вы читали Виталю, но если вдруг здесь есть его фанатки – буду рада познакомиться.

:-) Если вдруг соберетесь читать – вот ссылка . И, конечно, не пожалейте написать автору несколько теплых слов и отсыпать звездочек. :give_heart:

:-) Если вам жалко тратить на фиг знает что 100 рублей (понимаю...), маякните мне: я честно купила эту повесть и буду рада поделиться с вами прекрасным образцом короткой любовной прозы. Кстати, после этого тоже можно оставить на Литресе отзывы и звездочки.

В общем, же не манж па сис жур поддержите немолодого, но подающего надежды драматурга. :give_heart:
Ну, за любовь! :portvein:
Хотела найти свое фото с автором в доказательство нашей давней дружбы, но в телефоне ничего подходящего не оказалось, так что держите мое фото драматурга с супругой.
Скрытый текст:

[/img]

Написано: burya  Благодарностей: 23

#чтопочитать Вера Богданова, «Семь способов засолки душ»


Вт Окт 28, 2025 10:57

Сколько можно тянуть кота за хвост, дорогие друзья-книголюбы, давайте уже начну да кончу, тем более давно хотела про этот стильный и модный роман написать, еще протяну – опять меня что-то отвлечет. :aiai:

Постараюсь рассказать про роман так, чтобы с одной стороны, дать о нем представление, с другой – не проспойлерить слишком много (а это трудно). Итак, вышедшие год назад «Семь способов засолки душ» это...

1.Роман про секты. Я же говорю, моднейшая тема, не зря я с Майка Омера начала книжки обозревать. Более того, это роман с местной локализацией. Такое мы одобряем. ЖрдщзЖ

Дело происходит в некоем вымышленном Староалтайске, в котором с легкостью считывается Барнаул, главная героиня оказывается в Омске и Екатеринбурге, а по ходу дела все время едет то в Новосибирск, то из Новосибирска (но в сам Новосибирск не заезжает). За что нас так?

2. Чтобы слегка отдалиться от прототипа, которым послужила реальная секта, базировавшаяся в Новосибирске, более того, вообще в Новом поселке возле Академгородка. :-o

Скрытый текст:
Богданова, естественно, не стала писать роман уж совсем с нуля, а выбрала такую упитанную, знатную секту, и с нее «списала» весь сектантский антураж. А самая упитанная и знатная секта страны, напомню, наш «Ашрам Шамбалы», а ее гуру, некий Константин Руднев, уже успел даже отсидеть и выйти из тюрьмы на свет божий.
И вот тут лично для меня возникает непонятный момент. Из всех многочисленных религиозных сект в нашей стране именно секта Руднева – самая пошлая, самая разухабистая, самая непристойная. Какого черта нужно было выбирать именно ее?

Чего стоит только тот факт (и в романе все это пусть косвенно, но есть) что женщины в этой секте обязаны были одеваться как девушки с пониженной социальной ответственностью без всякой социальной ответственности, на которых уже даже на трассе никто не позарится: ходили в одном нижнем белье и чулках в сеточку, прически и макияж а-ля ранние 90-е, ну, помните эти безумные начесы, черную подводку на веках сантиметровую, помаду вырвиглаз... Естественно, не только одевались, но и активнейшим образом сексуально эксплуатировались, в общем фу-фу-фу, если это прошло мимо кого-то, могу только посоветовать почитать про этот треш в старых номерах газеты «Московский комсомолец» (где я когда-то работала, хе-хе...), вот уж кто расписывал эту красоту так, что слюни на стену брызгали...


3. Сама Богданова пишет, что мол ее феномен сект волновал как социальная проблема. И как писательница и гражданка именно аспект их безусловной деструктивности она хотела подсветить. Честное слово, сама такое в одном из интервью видела!

Ну... не знаю, насколько она была искренна, но если это действительно ее замысел, то получилось, прямо скажем, совсем не очень.

Спойлер без спойлера
Скрытый текст:
Вместо Константина Руднева в романе описывается, естественно, выдуманный лидер секты. И если реальный Руднев – фигляр, фрик, клоун, как он вообще мог какую-то секту собрать – непонятно, то в книге Леонид Дагаев – человек не совсем без паранормальных способностей. Что сразу задает несколько другой вектор: да, скотина приличная, но... хз, как там у шаманов принято, может как раз все норм? Лечит же, в конце концов, неизлечимо больных, духи вон только вприсядку не пляшут под его команду. Может, все-таки надо как-то дифференцировать самозванцев от истинных шаманов? А такой вопрос, согласитесь, сразу уничтожает весь благородный посыл книги на корню.


Словом, стоит сделать одно маленькое допущение, и деструктивная секта из источника абсолютного зла становится источником зла относительного. Ну не применять же к потусторонним силам уголовный кодекс! :fingal:

4. И как только сделано это маленькое допущение, все, естественно, поменялось. Потому что перед нами, вообще говоря, мистический триллер, который восторженные критики (а Богданова – имя очень известное в современной российской литературе, так что критики все восторженные) уже успели окрестить нашим ответом скандинавскому нуару. Мол вот вам ответ – сибирский нуар бессмысленный и беспощадный. У нас тут все по-взрослому. За нуар, кстати, в основном отвечает Староалтайск, намертво застрявший в 90-х: с беспределом, коррупцией, нищетой, как вы там вообще живете в этом своем Барнауле Староалтайске.

Спойлер с небольшим спойлером
Скрытый текст:
В чем сюжет? К моменту, когда происходят описываемые в книге события, основателя секты шамана Леонида Дагаева уже нет в живых. В отличие от реального живого Руднева, в романе у верховного шамана есть жена и любимая дочка, а еще – крупное и вполне материальное наследство, в которое Богданова записала даже сеть супермаркетов «Мария Ра». В общем, в Староалтайске многие заинтересованы в Нике Леонидовне Дагаевой, главной героине романа. Девушке, которая то ли себе на уме, то ли вообще не в своем уме, она и сама не очень в курсе. И не все версии, объясняющие ее состояние, ей нравятся.


Что еще можно написать?
* Вообще этого городского мистического нуара у нас сейчас как-то даже слишком много (а может, это мне так попадается и попадается :aga-aga: ). И Богданова, женщина умная, красиво свой роман продвинула. Я за его появлением на свет не следила, но рекламировали его как книжный сериал: мол, это не то, к чему вы привыкли, это стильно-модно-молодежно каждая глава – отдельная новелла, со своим началом, кульминацией, завершением и крючком-зацепочкой на следующую серию, удобно читать в метро по дороге на работу. Ерунда, по-моему, многие так делают, но из «многие так делают» Богданова сделала фишку, молодец.

* :haha: Смешное: ее команда завела новостной канал, что-то типа «Новости Староалтайска», и пока писательница по главам выкладывала свой книжный сериал, практически материализовали несуществующий город. Жители европейской части России, уверенные, что Омск – это Томск, написанный с ошибкой, купились.

* ИМХО, зря в качестве референса «Ашрам Шамбалы» выбран. Меня, конечно, никто не спрашивает :haha: , но, честно говоря, они слишком известные и слишком беспредельщики, что сильно мешает воспринимать роман как отдельное литературное произведение.

*Роман, как сейчас модно, с двумя альтернативными концовками. Вот тут я, честно говоря, вообще не поняла авторского замысла. Потому что обычно две альтернативные концовки предусматривают какой-то принципиально разный финал. Здесь же для героини ничего почти и не меняется, ну какая разница, сбоку бантик или спереди. Но это мое частное мнение, может у вас другое будет. :idontno:

Ну и, наконец, я не поняла, почему роман так называется, признаюсь.
Скрытый текст:
Обычно я, со своей буйной фантазией, могу самые дикие версии выдвинуть, но тут реально тупик. Ну хорошо, «Семь...» – это потому что частей в романе семь. А засолка душ – с чем, с кем в романе соотнести? А хз, сама Богданова пишет, что то ли ей приснилась вот такая красивая фраза, то ли придумалась, ну и не выбрасывать же ее.

Но если у кого есть ответы на эти волнующие прогрессивные человечество вопросы, я их тоже с удовольствием узнаю... :-)

Кто дочитал до конца – отмечайтесь цветочком, кто уже прочитал «Семь способов...» – делитесь впечатлениями!
:love_sibmama:

В следующий раз расскажу уже про трукрайм - реальный рассказ реального ребенка из реальной секты :-)

Написано: burya  Благодарностей: 19

#чтопочитать Ася Володина, «Протагонист»


Вс Окт 26, 2025 15:57

Да, я хотела поговорить про Веру Богданову, но... (я уже подумываю, не сделать ли это своей фишкой, роман, до которого вечно не доходит дело) :-)

...но на Сибмаме снова начали обсуждать школьные олимпиады, репетиторов для поступления в престижные вузы, справедливость/несправедливость системы зачисления, и в голове сам собой всплыл сравнительно свежий «Протагонист». Издан, если ничего не путаю, в 2021 году, тогда же и нахватал премий, но до сих пор нет-нет да и всплывет в каких-то обсуждениях, мол, а вот в «Протагонисте» был такой момент, и так далее. :book3:

Сначала немного о самом романе.

Протагонист, как известно, это просто главный герой повествования, который может быть хорошим (собственно, героем), плохим (злодеем), вообще амбивалентным. Но еще это термин из античной греческой драматургии – первый актер, первая маска, появляющаяся на сцене.
У автора романа – классическое образование, поэтому и сам роман сделан в духе греческой трагедии: действующие лица (названные масками) сначала представлены, как в пьесе; каждую главу предваряет цитата из античной греческой драмы, сам сюжет, как пишут критики, тоже с многочисленными отсылками к этим произведениям. Словом, если вы отличаете Софокла от Еврипида – получите массу удовольствия. Если, как и я, мало в этом разбираетесь, вам это вообще не помешает наплакаться от этого романа, честное слово.

Традиционный сюжетный спойлер, на этот раз действительно с небольшим спойлером.

Скрытый текст:
Собственно роман не выстроен по канонам греческой трагедии, а играет с ними. Потому что сам протагонист – первая маска, первокурсник престижного вуза Никита, покидает сцену раньше, чем начинается представление. Он совершил самоубийство. После чего о своих мыслях и чувствах по этому поводу нам рассказывают другие люди, попутно излагая свои жизненные истории, то есть каждый, по сути, на одну главу становится протагонистом. И каждому приходится принять свое непростое решение – как изменить, исправить свою кривую жизнь, чтобы самому не отправиться следом за Никитой, ну и чтобы рядом больше не возникло таких Никит.


Мне писать про «Протагониста» сложно, потому что он попадает в «запросы и боли аудитории» – в данном случае мои лично, ну и, вернемся на пару абзацев выше, возможно и ваши. :-(

Молодые герои – четыре первокурсника «престижной академии», в которой легко угадываются черты и МГУ, и МГИМО, и Вышки, и даже ИТМО. Все они – везунчики, добившиеся возможности учиться в академии талантом, упорным трудом, финансовыми вложениями своих семей – заурядных семей, для которых эти инвестиции, вообще говоря, непосильны.
Скрытый текст:

И, конечно, эти везунчики добираются до заветного зачисления изрядно измотанными непосильным трудом, а еще – целым вагоном страхов: разочаровать, не оправдать возложенные на них ожидания и понесенные ради них жертвы, стать «упавшей звездой», ведь все престижные вузы (и даже НГУ, между прочим) – сознательно взращивают внутренний снобизм, элитаризм, ощущение исключительности. На выходе – непомерные интеллектуальные и психические нагрузки (зачастую вкупе с полным убожеством и нищетой общежитской жизни, и я, между прочим, сейчас про общаги МГУ, страшнее которых я даже в Новосибирске не видела) ломают мальчиков и девочек, искажают восприятие реальности, сажают на психостимуляторы (а на антидепрессанты – так каждого первого), провоцируют психиатрические заболевания (достаточно просто любовной неудачи, к примеру, чтобы свалиться в психоз). :-(


Тут моя личная история, это можно смело пропустить

Скрытый текст:
Главные герои – 2001 года рождения (моя младшая дочка – 2002), и даже старшая сестра «протагониста» Никиты и моя старшая дочка – ровесницы, 1993 года. И вот лично мой младший ребенок – как раз из героев этого романа. Из тех, кто однажды случайно попал в круг интеллектуальных ровесников (в Академгородке это, вообще говоря, несложно), задался целью поступить «в академию» и плана Б, собственно говоря, не имел. А еще – не имел достаточно талантов и способностей, чтобы непринужденно протанцевать по это тропинке, поэтому наша жизнь много лет представляла собой жесткое расписание от шести утра до полуночи, мечтаний «однажды я просто посплю, сколько хочу», бесконечных «не хватило полбалла», выборов олимпиадных тренеров, которых еще надо убедить позаниматься именно с твоим ребенком, поездок на олимпиады, сборы, подготовительные лагеря, на которые, признаюсь, у нас не было денег, мы годами жили перекрывая одну кредитку другой и так по очереди...

И весь описанный выше «набор ада» мы получили, включая больницы специфического профиля и диагноз из трех букв, с которым живет и один из героев романа.

И я, как и несчастные мамы в этом романе, имею приблизительно столько же представлений и том, как правильно растить такого ребенка, как какой-нибудь скворец (я про птицу, а не блогера), которому подкинули яйцо кукушки. Радуешься – нагружаешь ожиданиями. Тратишь последние деньги на оплату летней школы – нагружаешь ожиданиями в квадрате. Пытаешься объяснить что все это не страшно, и вуз попроще ничуть не хуже – формируешь негативный сценарий. Пытаешься обнадежить, что в следующий раз получится лучше, – обесцениваешь переживания.

Это, как вы понимаете, не мои слова, это психотерапевт ребенка все по полочкам разложила. Доходы психотерапевта уже позволяют ей жить на средиземноморском побережье Испании.

Возможно, вы думаете, что это какой-то мой личный ад. Нет. Все однокурсники дочери принимали антидепрессанты. В 18 лет. Все. Большая часть – психостимуляторы. Почти все полежали в психушке. У каждого есть свой психотерапевт.


Так что я могу поклясться на клавиатуре своего компьютера, что все, что касается «академии» в романе – это совершенно достоверно, и именно так, в мельчайших подробностях, оно и есть. Если у вас тоже умный и амбициозный ребенок – почитайте, может что-то для себя вынесете.

Но! (Вернемся к литературе, наконец), роман вообще говоря вовсе не про пороки элитарного образования! (Да, вот так, неожиданно).

С каждым героем мы все шире и глубже охватываем реальность, проваливаемся вглубь на поколение, на два, узнаем истории родителей.

И вот тут, вообще говоря, становится довольно смешно, потому что сама писательница родилась в 1991 году, и настолько же, насколько хорошо она знает и описывает жизнь зумеров, настолько смутно представляет себе жизнь их родителей.
Скрытый текст:
Помните, в 90-е был такой литературный жанр – женский бандитский роман? :girl_yazik: Главная героиня, непременно бедная и ошеломительно красивая, привлекает внимание главы мафии какого-нибудь Дальнегорска или Синеборска, после чего начинается ее драматичный и пошлый путь по синусоиде «купаюсь в роскоши евроремонтов и ем икру ложками»/ «братков постреляли, последнюю норковую шубу отобрали». Не скажу, что такого не было в реальности, было, конечно. Нас всех оно задело в большей или меньшей степени. Но у Володиной это выглядит каким-то клюквенно-развесистым штампом...

Впрочем, пишет она легко, талантливо, живо, и мне без всякого труда удалось убедить себя, что это не более, чем условность выбранного жанра – трагедии с масками. Тем более что пишет она это не просто так, и даже не только для того, чтобы закрутить жуткую воронку не-любви. Она очень красиво закольцовывает сюжет, и читатель обнаруживаем, что исток трагедии погибшего протагониста – это тот самый древнегреческий «неумолимый рок», который предназначил героя и героиню друг другу задолго до их рождения, но и также неумолимо их развел, чтобы они прошли буквально в метре друг от друга, не узнав об этом.

Да, и маски в романе носят все – не древнегреческие, а обычные, медицинские. А как вы хотели, это же 2020 год, коронавирус все-таки... Помните такое? Тогда еще анекдот появился: «И обнаружив забытую маску в кармане старых джинсов в 2030 году ты улыбнешься ностальгически и поправишь съехавший противогаз...» :health:

Собираюсь каждый раз писать покороче, пишу все длиннее и длиннее, простите. Кто дочитал до конца – жмяк на цветочек. Кто читал «Протагониста» – делитесь впечатлениями.

Написано: burya  Благодарностей: 20

Мы сделали это! ( В основном, Наташа :))


Вс Окт 19, 2025 12:41

Спасибо Наталье Мотовиловой за комментарий, мы написали с ней статью, которая, может, где-то/ когда-то/ кому-то поможет избежать мошенников. Работать продолжаем :)

https://academ.info/articles/society/govorit-bespolezno-kak-zashchitit-rodstvennikov-i-samikh-sebya-ot-moshennikov/

Написано: burya  Благодарностей: 13

Нужна помощь для СМИ - комментарий психолога (сделано!)


Чт Окт 16, 2025 18:23

Недавно в очередной раз столкнулась в кругу своих знакомых с трагической ситуацией - пожилую женщину (возраста моей мамы) мошенники развели на очень крупную сумму, что имело крайне печальные последствия для ее физического и психологического состояния.
Долгое время работая в самых разных средствах массовой информации, и бумажных, и электронных, я уже подзадолбалась писать о телефонных и интернет-мошенниках, и мне даже кажется,что это совершенно бесполезное занятие. Однако же продолжаем битву с ветряными мельницами, ищу новые подходы :-)
Скрытый текст:

На этот раз мне пришло в голову обратиться не к пожилым читателям, а к их взрослым детям/ внукам. И снабдить статью комментариями психолога на тему:
* почему вообще надо беседовать об этом с пожилыми людьми, которые вроде не впали в маразм и деменцию, действительно ли критическое мышление ухудшается с возрастом;
* как часто нужно проводить такие беседы (понятно, что каждый день долбить - не дело, но и побеседовать один раз и считать, что дело сделано - тоже явно неправильно);
* как именно нужно беседовать, какие фразы употреблять, на чем заострять внимание...

Ну не знаю, короче, как-то так. У меня у самой маме 80, да что маме, знаю, как минимум, двух своих сверстниц, которых раздели-разули буквально до нитки, бред какой-то :eek:

Как вариант - еще две темы: чек-лист для проверки себя в такой ситуации (как создать для себя этакую интеллектуальную страховку,что ли, чтобы не попасться мошенникам) и такой же комментарий, как про стариков, но про подростков (как раз недавно 12-летняя девочка, запуганная мошенниками, перевела им больше миллиона за считанные минуты, пока мама задремала).

Денег комментаторам не будет, только слава и медийность :)

Если вы сами грамотный психолог, или у вас есть знакомые психологи, готовые поработать со СМИ, буду благодарна!

:love_sibmama:

Написано: burya  Благодарностей: 3

#чтопочитать, Александр Проханов, «Лемнер»


Чт Окт 16, 2025 0:10

Здравствуйте, дорогие друзья, любители книг! :novel:
Вообще-то я планировала писать про Веру Богданову, о чем, собственно, и сказала в прошлый раз. Но... когда из каждого утюга звучало название «Лемнер», когда все телеграм-каналы были усыпаны цитатами про российского президента,
Скрытый текст:
омолаживающегося пиявками с кровью юных девственниц, присылаемых в розовой фарфоровой чаше из Китая, и занимающегося «художественной гимнастикой, правда не по олимпийской программе», кхе-кхе... :haha:

когда в считанные дни распродали весь тираж книги, и потом и допечатку, когда со скандалом отменили презентацию романа в Москве из соображений «как бы чего не вышло», любопытство взяло свое. Я сдалась и прочитала (вернее прослушала) «Лемнера» и теперь просто обязана поделиться с вами впечатлениями.

Небольшое отступление. Почему обязана?
Скрытый текст:
Потому что я сразу решила, что буду писать про книги, которые очень мне нравятся, или просто модные, что называется «на слуху», или про книги, с авторами которых я так или иначе лично знакома. Ну вот, это пункт «б». Просто модно. Не захотите это читать – по крайней мере будете знать что это, о чем и как написано.


Итак, должна признаться, что книг Проханова я раньше никогда не читала. Вот никаких, ни строчки. Знала я его исключительно как публициста, как публицист был он мне, мягко говоря, не близок, ну и знакомиться с его художественным творчеством мне не хотелось – казалось, я примерно представляю, что там будет. О, как я ошибалась!

Итак, традиционный спойлер без спойлеров.
Скрытый текст:
«Лемнер» – это не что иное, как... хм... весьма вольный художественный пересказ биографии главы ЧВК «Вагнер» Евгения Пригожина, от детских лет до мятежа и трагической гибели. Совершенно не знакома с реальной биографией Пригожина, каким бизнесом он занимался до ЧВК, как у него появилось это самое ЧВК, даже не в курсе, а не еврей ли он, поэтому допускаю, что не все в книге фантазия автора, где-то он отталкивался и от реальных эпизодов.

Пригожин (в смысле – его книжный двойник Михаил Лемнер с позывным «Пригожий») обретает в романе эпичные черты русского бунтаря, этакого Емельки Пугачева или Стеньки Разина (и даже некое подобие бросания княжны в набежавшую волну присутствует). В душе такой бунтарь – патриот и государственник (главный герой это постоянно повторяет, «я государственник») и бунтует он, собственно, не ради иного, лучшего мироустройства, а против оплошавшего царя, а скорее даже против плохих бояр (царь хороший, бояре плохие).

«Бояр» в книге будет в избытке. Представлены все «башни Кремля», а если вы хоть иногда читаете хоть какие-то политические телеграм-каналы, то знаете, что «башнями Кремля» называют противоборствующие властные структуры, среди которых есть сторонники самых разных курсов развития России, от «полетное задание – на Вашингтон» до «покаемся и вернемся в лоно европейской цивилизации». Внутреннее бурление говн волн выносит на поверхность то одну, то другую концепцию, что, собственно, в полном согласии с Салтыковым-Щедриным, и позволяет держать народ в «постоянном изумлении». И раз уж мы с вами (как и большинство авторов политических телеграм-каналов, хе-хе) ни хрена не понимаем в закономерностях этих кремлевских турбулентностей, почему бы от отчаяния не согласиться на самую фантастическую, даже фантасмагорическую версию, которую представил, вы не поверите, Проханов.


Прослушав пару глав книги я остановила воспроизведение, протерла глаза, попила водички, убедилась, что я скачала именно ту книгу, которую собиралась, а не какой-нибудь особенно забористый фанфик. Решила, что перед продолжением чтения (слушания) надо хорошенько покурить Гугл.

Буквально в первой же критической статье мне попался абзац приблизительно следующего содержания (цитирую по памяти): «На книжную полку современного российского постмодернизма принято ставить романы Виктора Пелевина и Владимира Сорокина, между тем главный постмодернист современной России – это Александр Проханов, все прочее – вторично».

Этот замечательное замечание сразу все расставила на свои места, это не я сошла с ума, это Проханов, оказывается, постмодернист. И таки да, он именно вот это самое, не соврали.

Скрытый текст:
Если вы в принципе интересуетесь литературой, но не читали Проханова, то представьте, что биографию Пригожина взялись писать Пелевин и Сорокин, но Пелевину запретили употреблять слово «дискурс», а Сорокину «г..но». Если вы и так отлично знали, как пишет Проханов, то можете укоризненно покачать головой и сказать «ай-я-яй, Буря, как же так, а еще учишь нас не ковыряться в носу книги читать»...


Но вернемся к роману. Итак, львиную его долю занимает блуждание главного героя между «башнями Кремля», иногда описанных более чем узнаваемо (вроде Чубайса и Шувалова) иногда это какие-то собирательные образы, а может, просто я их не узнала, а критики на подробный разбор «кто это у нас там такой дерзкий катает на себе в голом виде проституток» не решаются.

Скрытый текст:
Очень смешно было читать на всяких патриотических каналах жалкий лепет вроде «Вы не так поняли Проханова, это все выдернуто из контекста, на самом деле в романе про президента всякие гадости рассказывают только отрицательные персонажи...» Ага, а описание дрессируемых в Кремле сотен двойников президента, которых учат резко взмахивать левой рукой и покашливать, – это что?

Вообще весь роман полон этакого ерничества, точно автор непрерывно крутит фигушки в кармане. Пока он измывается над властью, в том числе над, простите, президентом, это еще ну как-то вроде норм. В конце концов, что я, не видела того же у Пелевина? Или там у Сорокина?


Но когда начинается глава про СВО...

Сначала вроде это читаешь как эпизод, написанный в стиле реализма. В романе вообще вдруг возникают иногда такие стилистически чужеродные вставки. Когда описывается детство главного героя, или когда он выступает перед зэками (я же видела съемку вербовки в колониях, она почти дословно цитируется), когда он привозит свое ЧВК на Украину. И эта внезапная серьезность вроде логична: там, наверху, полная фантасмагория, сказки Гоффмана, а тут – реальная жизнь. И завтра идти в бой, и не все там выживут, и не все понимают, за что они умрут...

Лютый спойлер
Скрытый текст:

И вдруг начинается какой-то трэш. Батальоны проституток, штурмующих Бахмут (в книге – Бухмат) на каблуках и в миниюбках. Детские подразделения ЧВК, бегущие в атаку. Отряды слепых, которых гонят на разминирование минных полей...

У меня была одна-единственная мысль – уж не глумится ли автор над происходящей трагедией? Все ж таки речь не о войне с Наполеоном, где все действующие лица уже давным-давно умерли, так что можно с чистой совестью хоть оперетку ставить. Это как-то... нехорошо, короче. :eek:


Несмотря на кажущуюся сумбурность сюжета, смысл его как мне показалось, прост.
Итак, что мне показалось:
Скрытый текст:
Верховная власть – она непосредственно от бога, а император, сиречь президент, знает что делает для бога и для народа. А если ты, несчастное суетливое существо, дерзко помыслишь вознестись на эту высоту, скудным своим умишком попытаешься хотя бы проанализировать происходящее, судьба тебя жестоко покарает.
Вы прослушали краткий пересказ романа «Лемнер». :haha:


Стоит ли читать роман? Мне кажется, есть несколько причин, почему вы можете это сделать.

1. Вы вообще любите постмодернистские романы.

2. Вам просто в кайф почитать как над руководством страны, бывшим, нынешним и будущим, измываются совершенно в духе маркиза де Сада, вот прямо со всеми животрепещущими подробностями.

3. Вы не можете отучиться от вредной привычки смотреть/ читать новости и уже совершенно не понимаете, что происходит в этой распадающейся на части реальности. Вам нужна хоть какая-то версия происходящего, пусть шизофреническая, но логичная в своем безумии.

4. Ваш любимый народный герой – Стенька Разин.

Все, вроде других причин не вижу. Вскоре вернусь с обзорам чего-нибудь менее скандального.

Ах да, последнее, ради чего все-таки стоило рассказать о «Лемнере». Вообще-то Проханову, на минуточку, уже 87 лет, а дед до сих пор будоражит общественность! Чего я и себе, и вам желаю!

Ну и традиционно: кто осилил многабукффф – жмите цветочек, кто читал роман,запланировал его прочитать или теперь уж точно не станет этого делать – добро пожаловать в комментарии, ваш коммент очень важен для нас... :haha: :love_sibmama:

Написано: burya  Благодарностей: 28

Олимпиадные сборы Яндекса для математиков и программистов


Чт Окт 02, 2025 22:39

Моя Соня дорабатывает последнююю неделю в Яндексе, но она все-таки подготовила олимпиадные сборы по математике :-)
Регистрируйтесь и участвуйте, это бесплатно! И без отбора!

Цитата:

Объявляем сборы — готовимся ко Всеросу по математике и информатике

Впереди Всероссийская олимпиада школьников — победа здесь > чем всё остальное. Дальше — поступление в вуз без экзаменов.

Как всегда готовиться ко всем этапам ВсОШ будем на онлайн-сборах Яндекса.

Сборы — это:
— 6 дней практики
— видеоразбор задач
— пробная олимпиада

Зовём ребят 7-11 классов с любым уровнем знаний, участие в сборах бесплатное и без вступительных испытаний.

Когда:
6–12 октября проведём сборы к школьному этапу Всероса по математике, а 13–19 октября — по информатике.

Регистрация открыта:
Математика
(https://yandex.ru/yaintern/olympiads/vsosh-mat)
Информатика
(https://yandex.ru/yaintern/olympiads/vsosh-inf)

Ну и:
Цитата:
Хочешь стать победителем или призёром Всероса — не пропусти дату первого этапа в твоём городе:

14 октября — Калининград, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Москва, Киров, Курск

15 октября — Казань, Сочи, Воронеж, Ростов-на-Дону

16 октября — Красноярск, Приморский край, Новосибирск

17 октября — Екатеринбург, Уфа, Курган, Челябинск, Ижевск, Самара, Астрахань, Ульяновск

Написано: burya  Благодарностей: 8

#чтопочитать. Рагим Джафаров, «Сато»


Ср Сен 17, 2025 15:36

И снова здравствуйте, мои дороги друзья-книголюбы! :book2:

Сегодня я должна вам признаться, что я регулярно влюбляюсь в книги. И когда я влюблена, я как всякий психически нездоровый влюбленный человек пристаю ко всем знакомым и рассказываю про книгу, требую, чтобы ее немедленно читали и восхищались вместе со мной. Буквально вот над душой стою и долблю: «Ну что, ну ты уже начал читать! Ты же уже читаешь, правда? Ты до какой страницы дочитал?» :groznaya_mama:

Иногда я и по Сибмаме бегаю и к месту и не к месту в разных блогах оставляю в комментариях требования немедленно начать читать какую-то книгу (все удивляются, но тут слишком воспитанные люди, чтобы просто послать меня куда подальше вместе с моими любовями).

И вот такой моей большой любовью в последний год стал роман Рагима Джафарова «Сато». :give_heart: :give_heart: :give_heart:

Собственно, я и о книгах стала писать отчасти потому, что мне надоело всех уговаривать его прочитать, уж выступлю один раз, и с концами.

Под спойлером без спойлеров
Скрытый текст:
Итак, завязка романа: к женщине – детскому психологу родители приводят пятилетнего мальчика Костю. Он рассказывает о себе невероятные вещи: мол он – не он, а командующий инопланетной армией. :-o Его логика, рассуждения, знания – ничто не соответствует возрасту пятилетки. Психологу предстоит разобраться, что стоит за этим странным поведением: травма от размолвок родителей, психическое заболевание или, гм… инопланетное вторжение? :portvein:


Чем книга интересна? Подробное, детальное описание работы психолога. Ну вот то, что мы любим у Артура Хейли, когда нас погружают в какую-то профессиональную сферу, описывая все ее тонкости. Но если у Хейли основа, на которую нанизывают все эти кружева, незатейливая схема с адьюльтером, повторяющаяся из романа в роман, то у Джафарова – головокружительная интригующая история, где мы до конца не знаем правильного ответа.

Теперь о том, о чем я упоминала прошлый раз: сложно – не придумать интригующую завязку, и не удержать интригу 100—200—300 страниц, сложно не слить ее в конце. Сложно не скомкать, не завершить торопливым «а потом они все поженились», или «а потом все узнали, кто убийца, и стали жить дальше счастливо». Сложно, пройдя эмоциональный пик романа завершить так, чтобы сжалось сердце, пропустило удар и еще один. И еще.

Но и не это главное!
Скрытый текст:
На мой взгляд, это одна из тех немногих книг, прочитав которые ты непроизвольно узнаешь что-то новое о себе. Не о героях. Не об авторе. Не о мире, в конце концов. О себе. Те чувства, которые я испытала, дочитав роман до конца, удивили меня саму. :eek: Оказывается, я вот такая. Вот таким вещам радуюсь, вот от таких – огорчаюсь. Вот это я на самом деле люблю, вот это – ненавижу. У меня просто не было повода задуматься об этом. Не скажу, что это открытие мне очень понравилось, вернее, я сама себе не очень понравилась. Даже, я бы сказала, я неприятно удивилась себе. Но, одновременно, испытываешь и громадное облегчение.


По роману, как водится, уже сняли сериал. Не смотрела и, честно говоря, не буду. Все-таки главную роль в сериале должен исполнять ребенок, а ребенку, по моему мнению, такая роль не под силу. Но если вы смотрели – пишите ваши впечатления.

Что еще? С разгона, конечно, я кинулась читать свежую книгу Джафарова, «Башню тишины». И…
Скрытый текст:
это хорошее, добротное авантюрное городское фэнтези. Крепко сбитое, динамичное, со всеми положенными сюжетными твистами и обаятельнейшей азербайджанской спецификой (место действия – родина Джафарова, Баку). :apelsin: И когда я пришла на встречу с ним, он прелестно рассказывал, как трудно было озвучить этот роман в формате аудиокниги, как почти невозможно найти чтецов, которые бы передавали мягкие интонации русского языка в исполнении азербайджанцев, и как сильно отличается азербайджанский акцент от грузинского – с последним чтецов, почему-то, просто завались.
И… это просто хорошее авантюрное фэнтези в экзотическом месте. Никакого катарсиса в конце.


Зато у меня теперь есть фото с Джафаровым (под спойлером).
Скрытый текст:



И еще одна история с той встречи с Джафаровым.
Скрытый текст:
Дело было в местном торговом центре «Эдем». Прямо внизу расставили прилавочки с книгами, установили экран, перед которым сидели писатели (это был небольшой книжный фестиваль), расставили стулья для зрителей – немного стульев, десятка полтора. Поскольку я пришла заранее, я села в первый ряд. И вскоре рядом пристроилась мамочка с сынишкой детсадовского возраста.
«Бедняга, не с кем оставить ребенка», – подумала я.
Тем более что мама начала ребенка инструктировать: мол, не перебивай, время для вопросов будет в конце, тогда же можно будет подойти за автографом…
В конце встречи оказалось, что мальчик прочитал больше книг Джафарова, чем я, задавал вполне конкретные и даже, скажем так, непростые вопросы, и явно лихо вникал в содержание романов.
«Дружок, тебя не Костя зовут?» – хотеля спросить я, но постеснялась. Уж очень сильно перекликалась эта парочка с романом Сато…
Мама мальчика, если вы на Сибмаме – пишите о вашем вундеркинде побольше!


Ну и как всегда: если вы читали (будете читать или вот теперь-то точно не будете читать) роман – оставляйте комменты. Если дочитали до конца – жмите на цветочек.

(Зловеще) а теперь – анонс следующего литературного поста… Так вот, у Рагима Джафарова есть жена, и она – писательница…

Написано: burya  Благодарностей: 21

#чтопочитать Сергей Павлов, «Лунная радуга»


Сб Сен 06, 2025 3:59

И снова здравствуйте, мои дорогие любители литературы! :book3:

Как вы заметили, я взяла себя в руки и пытаюсь изобразить хотя бы относительную регулярность в ведении блога. Верная принципу «кто в лес, кто по дрова» сегодня я внезапно верну вас в далекое прошлое, когда многие (но не я) еще даже не родились. А именно в 1978 год, когда вышла первая часть дилогии «Лунная радуга» Сергея Павлова «По черному следу». :pendel:

С романом Сергея Павлова, как я успела убедиться, происходит удивительная история. Всегда есть люди, которые его не читали и не знают о нем, что странно. Ну, процентов 20 всегда спрашивают «а что это?» :eek:

Скрытый текст:
И это прямо дичь какая-то. Потому что Стругацких, к примеру, знают все. Даже те, кто не читал их, все равно знают про «Пикник на обочине» и «Трудно быть богом». Или вот Станислав Лем. Ну все же знают Лема? И даже те, кто не читали «Солярис», все равно более-менее в курсе, о чем там речь. А с Павловым, несмотря на всю его известность и популярность, получается какая-то фигня. Кто-то его обязательно не знает. (Заодно отмечайтесь в комментах, кто любит и знает Павлова, а кто нет :-) ).


Итак, продолжим: возможно, вы скажете, что Лема и Стругацких экранизировали, да еще и Тарковский (правда, вышеперечисленные авторы уверены, что он просто надругался над их произведениями, просто Стругацкие восприняли это с восторженным придыханием, а Лем остался недоволен). Но так ведь и «Лунную радугу» экранизировали!
Скрытый текст:
И какой актерский состав! :give_heart: Игорь Старыгин (Арамис) в главной роли, Василий Ливанов, Юрий Соломин, Георгий Тараторкин, Александр Пороховщиков, Владимир Гостюхин... И... фигня какая-то получилась. Злые языки говорят, что всему виной бездарность режиссера, сына председателя Госкино СССР, действительно довольно наивно пытавшегося подражать Тарковскому. Добрые языки говорят, что за экранизацию взялись слишком рано (в 1984 году), и все испортили примитивные спецэффекты... Не согласна, «Звездные войны» вообще в 1977 году сняли, «Космическую одиссею» Кубрик снимал – страшно сказать! – в 68-м!


В общем, фильм смотреть не стоит. :beee: А вот роман идеален, причем совершенно неважно, любите ли вы фантастику. Это совершенство.

Сначала о главном герое, молодом и амбициозном сотруднике Международного управления космической безопасности и охраны правопорядка Фрэнке Полинге. Как всегда, под спойлером, но без спойлеров.

Скрытый текст:
Фрэнк – как та сова из анекдота, которая не тактик, а стратег. Мы застаем Фрэнка в период душевной смуты: он не может отделаться от мыслей, что если с охраной правопорядка его управление худо-бедно справляется, то обезопасить работников Внеземелья от космических сюрпризов (среди которых и вирусы, и бактерии, и радиация, и вообще что-то непонятное, но угрожающее физическому, психическому и даже генетическому здоровью) невозможно, а значит и его миссия провалилась, не начавшись.


Чем больше мы исследуем Вселенную, тем активнее Вселенная исследует нас – к такому неутешительному выводу приходит Фрэнк, и тут жизнь ожидаемо переводит его размышления в практическую плоскость. :aga-aga:

Пока аннотация не выглядит завлекающей, правда? Вы, наверное, скажете, сама идея – это же «Солярис». А формат «космического детектива», в котором разыскивают некоего потенциально опасного землянина (и землянина ли?) – это же «Жук в муравейнике» Стругацких (справедливости ради, роман Павлова вышел раньше). Но! Сейчас скажу кощунственную вещь, не пугайтесь, «Лунная радуга» лучше обоих этих шедевров!

1. Умные, размышляющие, рефлексирующие, чувствующие (!) герои.
Скрытый текст:
Вы заметили, в современной литературе герои как-то перестали размышлять на отвлеченные темы, ну, во всяком случае в развлекательной литературе? Типа «где же место человека во вселенной» или «можно ли пожертвовать одним человеком ради человечества». В «Лунной радуге» этого добра навалом. Но при этом не возникает интеллектуального перенапряжения, как при чтении Лема. Ты как-то невольно начинаешь мысленно дискутировать с героями, которым постоянно приходится делать нравственный выбор.


2. Реальный саспенс-сюжет. :horr:
Скрытый текст:
Серьезно, Павлов умеет нагнать мистической жути, когда при чтении действительно становится страшно, так, что холодеет в животе. Но при этом никакой крови, кишок, только совершенно головокружительная интрига. Нет, Стругацкие так не умеют.


3. Возможно, вы, как и я, не любите в книгах сцены с погонями и драками. Но...
Скрытый текст:
Это естественно: на чтение такого эпизода (повернулся, вдарил, промазал, увернулся...) уходит больше времени, чем сцена длилась бы в жизни или, скажем, в кино. Неизбежно возникает ощущение затянутости. Я не знаю, как Павлов это делал, но динамика у него совершенно безумная!
В моем топе погонь описание поездки Лунного Дэва в карьер – на первом месте. :give_heart:

4. Очень красиво, «с разгоном», выстроенное повествование.
Скрытый текст:
Сперва от третьего лица (роман в романе...) закручивают интригу, после чего протагонист и антагонист начинаются с бешеным ускорением двигаться навстречу друг другу. Заметьте, оба сильные, умные, хитрые, опытные, и, как бы это сказать, раздираемые противоречивыми чувствами.
Есть, в кого влюбиться. :oops:

5. Фееричная концовка! yahoo
Скрытый текст:
Серьезно, вы же знаете, что самое сложное в книге (это я как недоделанный писатель говорю) – это ее красиво закончить? Вовсе нетрудно придумать цепляющую завязку, можно держать читателя в напряжении 100-200-300 страниц... Но закончить книгу так, чтобы читатель еще какое-то время не мог выдохнуть – это супермастерство. Обычно концовку сливают. Ну кто из нас не говорил разочарованно «я так и знала, что убийца – почтальон», или «я так и думала, что они поженятся». Вот у Павлова – ничего подобного.


Сейчас будет лютый спойлер, подглядывать ли – ваш выбор. :-)
Скрытый текст:
Автор вообще бросает саму загадку «секретных материалов» на произвол судьбы. «Ну да, в космосе произошло что-то экстраординарное, мы всю книгу пытались понять что это такое, если бы мы знали, что это такое, но мы не знаем, что это такое...» Но от этого –и это феноменально – не возникает разочарования! Во-первых, внутренняя драма героев эмоционально переполняет читателя. Во-вторых, ты чувствуешь, уже закрыв книгу, что вот это увлекательное следствие и зловещие улики намного интереснее любого, даже самого экстравагантного ответа. Повисшие этаким эхом в конце книги они оставляют читателя в состоянии полнейшего восторга. И с холодком в животе.


Как вы догадались, главные герои книги живут и действуют (терзаются и поступают неоднозначно) в западном полушарии Земли, где в будущем все еще царит капитализм. Возможно, после успеха романа Павлова вызвали в крайком партии и посоветовали среди всех этих неоднозначных с нравственной точки зрения персонажей вывести, наконец, образ строителя коммунизма, на который, понимаешь ли, будет равняться юный читатель... И Павлов написал продолжение дилогии, роман «Мягкие зеркала».

Скрытый текст:
Ну, что я могу сказать... лучше бы он этого не делал. :bya: Строитель коммунизма получился живым приблизительно настолько же, как страдающий кадавр у Стругацких. Стремление дать ответы на все вопросы с научной точки зрения – просто какая-то мучительная тягомотина. И если в первой книге Павлов постоянно разбрасывал дразнящие приманки для воображения читателя, то тут принялся все разжевывать и скармливать с ложечки. Полагаю, понравилось это только секретарю парткома.
В общем, читать вторую книгу (а есть еще и третья, где Павлова и вовсе потянуло в какую-то социальную антиутопию) я бы не советовала.

«По черному следу» я прочитала в 10 лет, потом перечитала в 20, в 35, в 50+... И знаете что? У меня до сих пор холодок в животе... Нет, никакого нового прочтения, никаких «я по-другому взглянула на эту историю с высоты прожитых лет». Я испытала ровно те же ощущения, что и в 10 лет, и мне они чертовски нравятся! :-)

Ну и маленькое, ничего не значащее дополнение: что Сергей Павлов – отчасти мой земляк. В расцвете своей карьеры он жил в Красноярске, там же написал «Лунную радугу». И даже окончил местный Институт цветных металлов, где долгие годы преподавала моя мама. Мелочь, а почему-то приятно. :-)

Кто дочитал до конца - тот молодец, нажми на цветочек :-) Кстати, о книгах с феноменальными концовками, которые не теряют ни капли напряжения к последней букве! В следующей раз я расскажу именно про такую. И да, это относительная новинка рынка, а не древняя древность, как «Лунная радуга». Так что не переключайтесь, мы вернемся к вам после рекламной паузы :portvein:

Написано: burya  Благодарностей: 24

#чтопочитать Дмитрий Данилов, «Саша, привет!»


Чт Сен 04, 2025 0:40

И снова здравствуйте, мои дорогие любители книг! :novel:

Вы, наверное, думаете, куда я пропала? Обещала же писать? Да, вот такая я: с энтузиазмом берусь за пятьдесят интересных дел, потом дай бог, чтобы десятую часть довела не то что до конца, хотя бы вообще приступила. Ну, что делать, какая есть, такую и любите :-).

Пока же вернемся к нашим книжкам и поскачем дальше по прогремевшим и популярным авторам, но теперь куснем их с другого бока – возьмемся за интеллектуалов.

Небольшой, прямо-таки крохотный роман Дмитрия Данилова «Саша, привет!» я прочитала пару лет назад в рамках какого-то флешмоба, где читали всяких модных лауреатов современных премий.

Дмитрий Данилов для меня к тому моменту был, в первую очередь, драматургом, автором пьесы «Сережа очень тупой». Да и пьесу-то я из любопытства прочитала после того, как она стала причиной местечкового политического скандала.

Скрытый текст:
Где-то, в Омске, что ли, афиша висела на фасаде театра на центральной улице, а губернатора, как на грех, звали именно Сергеем. Тут как раз случились губернаторские выборы и действующий глава региона каждый божий день ездил мимо этой афиши на работу. Ну и... через некоторое время терпение этого святого человека лопнуло... :lol:


Пьеса, кстати, совсем неплохая, в Новосибирске она есть в репертуаре «Старого дома», если что. Но говорить мы будем не о пьесе, а о романе «Саша, привет!». Он получил «Ясную поляну» в 2022 году, так я, собственно, о нем и узнала.

Итак, немного о романе, без спойлеров, но под спойлером.

Скрытый текст:
Действие происходит в некоей прекрасной России будущего, или России из альтернативной реальности, неважно –это не утопия и не антиутопия, как можно было бы решить после прочтения первых трех страниц.

И в этой прекрасной и гуманной России весьма немногие преступления наказываются смертной казнью (тут я должна признаться, что не помню точно этот момент книги, может и всего одно преступление), и такое преступление – секс с несовершеннолетними. А совершеннолетие, чтоб вы понимали, наступает в 21 год.

Собственно, именно таким образом оскоромился главный герой романа, Сергей, перспективный, успешный, симпатичный преподаватель вуза – завел отнюдь не платонический роман с 20-летней студенткой. Мы застаем главного героя в моменте, когда точка невозврата уже пройдена: суд состоялся, приговор вынесен, апелляции отклонены. Его жена, любовница, родители, друзья, коллеги, студенты уже пережили шок и успели смириться с тем, что ему предстоит исчезнуть из их жизни, хотя он – вот, рукой подать, еще вполне живой.

Мне кажется, Данилов в качестве «вины» главного героя придумал такое абсурдное, с нашей точки зрения, преступление, поскольку хотел исследовать не преступление и наказание (читай – муки совести, загрызающие насмерть), а, скорее, проблему – имеет ли смысл наша жизнь вне социума. Главный герой пытается найти его и приспособиться к странному «посмертному» существованию в ожидании неотвратимой казни, которая может случиться в любой момент. И изысканная пенитенциарная система, изобретенная Даниловым, это, опять-таки, не потому что антиутопия, и вот какое гадское устройство общества может быть. А чтобы подумать, как внешняя свобода определяет внутреннюю.

Думаю, тут и ковид свою роль сыграл, когда все сидели в карантине по своим домам, вырванные из привычной жизни, не зная, когда и кого достанет (и, возможно, убьет) вирус. Ну, Данилов вот так вот все это переосмыслил. Наверное.


Когда я прочитала роман, он меня... ну, не впечатлил, что ли. Как-то очень явно выпирали все художественные приемы, призванные удержать внимание читателя, собственно, и сам сюжет был довольно очевиден, никаких тебе внезапных твистов. А главное – выбранный Даниловым стиль. Роман написан как киносценарий (Данилов так-то драматург, помните?), с подробными ремарками: герой идет, он двигается нервно, мы видим крупный план затылка.... и все в таком роде. С одной стороны, это делает роман очень зримым, визуальным, причем без всяких иллюстраций. С другой – трудно примириться с каким-то нарочито бедным языком. Когда читаешь киносценарий, а не смотришь кино, это вызывает ощущение... скудности, наверное.

Отмечу сразу, это мой взгляд, взгляд наивного, если так можно выразиться, читателя. Когда я, любопытства ради, просмотрела несколько статей профессиональных критиков, то просто рот открыла от осознания скромности собственного интеллектуального потенциала. Интертекст, метатекст, «а вы заметили как изящно в третьем абзаце седьмой главы вставлена отсылка к Фаулзу и евангелию от Матфея», словом, вот это вот все. Уверена, филологи, да и вообще продвинутые любители литературы от романа испытают дополнительный оргазм.

Я же оргазма от чтения не испытала, ни основного, ни дополнительного. Однако... Прошел год, два, а роман по-прежнему всплывает в памяти, словно оставил где-то внутри занозу, которая периодически шевелится и покалывает. А это, наверное, главный показатель действительно качественной литературы.

Ведь, по сути, все мы находимся в том же положении, что и главный герой. Мы тоже не знаем, когда наступит наш самый последний день, вернее, каждый день может стать таковым. И мало кто к этому моменту имеет ясный ответ на вопрос «кто я такой вне очевидных социальных ролей (мать, дочь, жена, ценный сотрудник, хорошая подруга...)». Если все это вынести за скобки, то что останется? А если «вынести за скобки» меня, то что поменяется в мире, или хотя бы в мирках всех моих близких людей?

Ну и традиционно: жмите на цветочек, если дочитали до конца, пишите, если уже прочитали этот роман.

И не отходите от ваших голубых экранов, в следующий раз я расскажу вам о фантастическом (фантастическом в смысле жанра – научная фантастика) романе, который серьезно повлиял на мой литературный вкус в подростковом возрасте. Я перечитала его, будучи взрослой, перечитала недавно... И знаете что? Он по-прежнему хорош! Так что про него и расскажу! :portvein:

Написано: burya  Благодарностей: 36
Страница 1 из 3
На страницу 1, 2, 3  След.



Как же хорошо мы плохо жили!

Владелец: [ burya ]
Соавторы: [ Sunni, Suwolga, Litania ]
Дневник: [ Просмотреть все записи ]
[ Друзья ]
Перейти: [ Назад/Вперёд (1 из 3)]

Поиск по записям

 

Календарь

 «   <   »   > Декабрь 2025
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31

Категории

Болталка

Тут ещё тихо.

 Имя:

 Сайт:

 Высказать:

Посмотреть и вставить смайлики

 

Контакты burya

О burya

Зарегистрирован
Пн Май 24, 2004 15:30

Откуда
Н-ск, Щ

Интересы
рукоделие, чтение и "написание"

Дневник

Дневник начат
Пт Окт 02, 2009 19:15

Всего записей
24

Возраст дневника
5906 дней

Всего ответов
421

Визитов
77553

RSS

RSS Feed
 

 

  

Powered by The Blog Mod by Hyperion & TheBlogMod.com
Powered by phpBB © phpBB Group
Weblog style by Hyperion