Показаны только записи в категории 'родителям школьников, детско-родительские отношения, воспитание ребенка, если с ребенком трудно'

Дневник просматривают: Нет

Снова в школу

Пт Авг 18, 2017 12:02

http://www.psychologist-skritskaya.ru/142/snova-v-shkolu/

Мое выступление на радио Комсомольская правда (Новосибирск) 16.08.17г.
Вопросы подготовил журналист радиостанции Дмитрий Чечуров.
1. Современная школа предъявляет к детям довольно высокие требования и важно, чтобы ребенок был готов к этим испытаниям. Почему важна адаптация в школе? Что из себя представляет этот процесс?
Адаптация включает в себя два аспекта: биологический и психологический.
Биологический аспект адаптации ребенка к школе включает в себя приспособление ребенка к новым условиям среды: новому режиму дня, школьной дисциплине, новым звукам, запахам и питанию в школьной столовой, к новым требованиям по самоконтролю и поведения на уроках и переменах, к необходимости носить школьную форму и так далее.
Психологический аспект адаптации - приспособление ребенка, как личности, к новым требованиям к поведению и самоконтролю, включению в новую группу одноклассников и налаживанию отношений с первой учительницей.
Из перечисления составляющих адаптации становится очевидно, этот процесс включает множество факторов.
Родителям первоклассников уже сейчас стоит заняться режимом дня ребенка и позаботиться об определенном времени отхода ко сну и пробуждения. Конечно, сейчас перестройка режима дня ребенка скажется и на режиме дня всей семьи, но к началу учебного года ребенок привыкнет к раннему пробуждению и на занятиях в школе будет активен и собран.
Новый период жизни, такой как начало обучения в школе, требует от ребенка собранности, интереса и желания учиться. Например, основным критерием определения готовности ребенка к школе и его мотивации, являются вопросы: «Хочешь ли ты учиться в школе?», «Что ты будешь делать в школе, зачем туда ходить?» Семилетние дети открыто отвечают на такие вопросы и из их ответов удается многое узнать о готовности ребенка и даже прояснить возможность возникновения некоторых проблем и трудностей в начале обучения.
Адаптация к любым новым условиям требует времени. Практически все взрослые при трудоустройстве оказывались в ситуации, когда работодатель вначале предлагает контракт на испытательный срок на полтора-два месяца, а уже после – трудовой договор. При трудоустройстве на новое место работы взрослый человек также оказывается в ситуации адаптации и в течение первых недель на новом месте может решить для себя, устраивает ли эта организация, стоит ли продолжать работу или поискать себе другое место.
С первоклассником происходит все тоже самое. Только ребенок не может отказаться от посещения школы, это «обязательная программа», определенный продолжительный этап в жизни. Оказываясь в школе, ребенок постепенно привыкает к новым требованиям и правилам жизни, знакомится с одноклассниками и учителем. Для маленького ребенка поступление в школу - это существенные изменения в жизни и период адаптации также занимает несколько месяцев. Начитается превращение маленького ребенка в школьника.
2. Составляющие любого процесса адаптации.
Рассмотрим на примере адаптации первоклассника к школе:
-физическая – привыкание к режиму дня, к снижению подвижности и необходимости вести себя тихо и спокойно во время уроков, вместо любимой и удобной одежды носить школьную форму, появляется обязательный атрибут – тяжелый рюкзак или сумка с учебниками и пакет со сменной обувью;
-психологическая – снижение спонтанных проявлений и необходимость усиливать самоконтроль, следование инструкциям учителя, способность управлять произвольным вниманием и сохранять концентрацию на учебном материале во время урока;
-социальная – общение и выстраивание взаимоотношений с новыми детьми (одноклассниками) и взрослыми (первый учитель и другой персонал школы), появление новых друзей.
3. Этапы адаптации.
Периодизация этих этапов практически универсальная и применима к различным ситуациям, где человек сталкивается в новыми долгосрочными условиями жизни.
- О хорошей адаптации можно говорить, если в течение месяца – полутора первоклассник привыкает к школе. Он с радостью и интересом ходит на занятия, рассказывает о том, чем занимается в школе, про одноклассников и учителя. У него появляются друзья и его поведение вне школы спокойное и спонтанное.
- Средняя адаптация занимает до 6 месяцев. После этого периода обучения ребенок с интересом идет в школу, и учитель не отмечает у него трудностей. Также у него хорошие отношения с одноклассниками, есть друзья и в поведении ребенка родителей ничего не тревожит.
- О проблемах с адаптацией можно говорить, если весь первый класс ребенок не мотивирован учиться, ему не нравится ходить в школу, не появились друзья в классе. Также ребенок может часто простывать или у него появляются страхи, нарушается сон и появляются жалобы на тошноту, диарею, частые головные боли или повышение температуры по утрам или в течение дня.
4. Когда еще родителям надо готовить ребенка к испытаниям в стенах школы?
И для детей, и для их родителей непросто даются периоды, связанные с различными экзаменами, тестированиям. Первые экзамены школьники сдают при переходе из начальной школы в среднее звено, дальше, тестирование после 9го и после 11го класса.
Если родители амбициозны, то ребенок может проходить отборочные испытания при поступлении в профильные классы. В ситуации подготовки к экзаменам, различным отборочным испытаниям или олимпиадам, важно помогать собственному ребенку. При необходимости, стоит обращаться к квалифицированным репетиторам и сохранять дома атмосферу поддержки, принятия и заботы. Для многих современных детей экзамены и оценивание становятся крайне тяжелыми испытаниями. Родителям стоит учитывать, что сильный стресс и негативные переживания влияют на память и на способность мыслить логически. В спокойном и расслабленном состоянии любой человек показывает более высокие баллы при решении задач на логику, у него выше творческие способности и показатели тестов на интеллект. И поэтому, если родители знают о эмоциональной ранимости, низкой стрессоустойчивости и трудностях собственного ребенка по некоторым школьным предметам, то гораздо эффективнее найти репетитора, чем критиковать или пугать ужасными последствиями после провала экзамена, олимпиады или выступления на соревнованиях, не принесшего призового места.
5. Какие ошибки чаще всего совершают родители, отправляя ребенка в школу (в свете именно психологической адаптации в разные школьные периоды)?
Самая частая ошибка, которую совершают родители – это завышенные ожидания в отношение упеваемости ребенка в школе. Конечно, очень хочется, чтобы свой собственный ребенок был особенным и самым лучшим: способным, одаренным и не сталкивался с трудностями. По факту, каждый ребенок развивается в своем темпе, у него есть собственные интересы и способности, а также есть определенные проблемные зоны. Людей, да и детей, без проблем и трудностей не бывает! Поэтому для родителей очень важно оставаться внимательными, любящими, терпеливыми и принимающими ребенка с его несовершенством.
Детские психологи часто приводят метафору взросления и воспитания ребенка родителями: если морковь постоянно тянуть за ботву, то на не станет расти быстрее или лучше, зато возникает гораздо больше шансов повредить овощ и не получить урожай. Поэтому родителям важно оставаться внимательными и терпеливыми и не сравнивать собственных детей ни с кем другим. В современной школе гораздо важнее сохранить психологическое благополучие и здоровье ребенка, всеми силами «делать» из ребенка отличника и медалиста.
Резюмируя ранее сказанное и из собственного практического опыта, можно выделить следующие часто встречающиеся ошибки родителей:
- завышенные ожидания от собственных детей;
- желание чрезмерно развивать интеллектуальную сферу;
- одностороннее развитие ребенка. Например, «мой ребенок спортсмен», «мой ребенок самый умный, а все остальное неважно», «уж лучше пусть сидит за компьютером дома, чем свяжется с плохой компанией» и пр.
- отношение к интересам ребенка как к чему-то несерьезному и неважному;
- ожидание, что с ребенком не будет возникать трудностей в процессе роста и взросления;
- категоричность и авторитаризм при общении с детьми и особенно с подростками;
- чрезмерная забота и опека или, наоборот, попустительство и ожидание, что ребенок сможет справляться со сложными задачами самостоятельно. Даже конфликтные и ершистые подростки с готовностью принимают помощь при разрешении сложных ситуаций. При анкетированиях и опросах, старшеклассники указывают, что им не хватает знаний и жизненного опыта для эффективного решения трудностей, которые у них возникают. А отсутствие помощи и поддержки от родителей может подтолкнуть взрослеющего ребенка к необдуманным поступкам, которые будут иметь самые плачевные последствия. Главное, чтобы родители помогали подростку без упреков и внушения чувства вины и беспомощности. Тогда через несколько лет молодой человек почувствует в себе достаточно сил и опыта для ответственного принятия решений и самостоятельной жизни.
Я перечислила наиболее распространенные ошибки. Конечно, за школьные годы проблем и трудностей может быть гораздо больше.
6. Неготовность к осознанному выбору будущей специальности и Синдром эмоционального выгорания у старшеклассников
В последние годы многие родители сталкиваются с ситуацией, когда собственный ребенок, не важно, сын или дочь, не доставлявший особых трудностей и проблем в школе, показывающий хорошую успеваемость, в дальнейшем не знает, какой вуз и специальность выбрать или вообще не хочет продолжать учебу. Некоторые юноши, закончившие школу, выбирают пойти в армию, чтобы иметь возможность подумать о дальнейшей жизни, лучше узнать себя и более ответственно и по-взрослому сделать выбор будущей сферы деятельности и специальности.
В результате различных психологических исследований старшеклассников и студентов вузов, установлено, что в 17 - 18 лет меньше 10% девушек и около 5% юношей имеют стойкие профессиональные интересы. Все остальные выпускники сталкиваются с серьезными трудностями, отвечая на вопрос: «Кем я хочу быть?», «Где учиться и какую специальность выбрать?». Родителям стоит знать и учитывать такую психологическую незрелость в этом возрасте. В высокотехнологичном мире овладение востребованной и хорошо оплачиваемой профессией требует серьезных затрат времени и больших интеллектуальных вложений. Также в этих областях существует серьезная конкуренция уже на этапе поступления в вуз на привлекательную специальность. И некоторые выпускники, которые три последних года школы «работали» на высокие баллы на выпускных экзаменах, после окончания не чувствуют в себе сил и желания продолжать этот изнуряющий марафон.
Синдром эмоционального выгорания у выпускника школы проявляется именно в том, что на фоне кажущегося (!) полного благополучия и высокой успеваемости, молодой человек (или девушка) не чувствует в себе сил и желания к дальнейшему обучению, получению престижной и высококонкурентной профессии. Все силы были сконцентрированы и потрачены на хорошую сдачу выпускных экзаменов. У молодого человека не была простроена долгосрочная жизненная перспектива и из-за чрезмерного переутомления не сформировалось умение распределять свои усилия, выделять важные и неважные этапы при получении будущей специальности.
И родителям, и самому старшекласснику стоит помнить, что самый короткий путь к цели не является самым быстрым или самым достижимым. Хорошо, если возможно обсудить не только основной план действий по получению необходимого образования и возможному трудоустройству (самый короткий), и также разработать «План В», «С» и так далее (зависимости от возможностей семьи, личных и профессиональных ресурсов родителей). Более гибкий подход к будущему собственного ребенка является более результативным именно потому, что не возникает необходимости максимально концентрироваться только на одной возможности и возможная первая неудача не станет катастрофичной и фатальной в жизни и судьбе молодого человека и его родителей.
7. Рекомендации для родителей детей-школьников
- Быть авторитетными, а не авторитарными для собственных детей.
- Выбор школы стоит осуществлять исходя из интересов и возможностей ребенка, а не их собственных амбиций.
- В приоритете должны быть хорошие отношения с собственным ребенком! Именно это позволит эффективно справляться с различными трудностями в процессе взросления ребенка.
- Родителям необходимо адаптироваться к постоянно меняющемуся миру. Для этого стоит учитывать, что в школе гораздо важнее мотивация ребенка к учебе и поддерживать его интерес к какой-либо сфере знаний. Если ребенок сохранит мотивацию и желание узнавать новое в чем-либо, дополнительно читать, то в дальнейшем эта сфера может стать профессией! А это гораздо важнее школьной успеваемости. Глубокие знания, профессионализм и качество выполнения работы гораздо важнее оценок в аттестате и баллов по ЕГЭ, да и престижа вуза, где будет учиться собственный ребенок.
- Важно поддерживать собственное здоровье и хорошее самочувствие, привлекать детей к активному образу жизни: соблюдать режим дня, бывать на воздухе, выбирать для себя активный отдых. Дети усваивают образ жизни родителей и учатся только на реальных примерах. Можно много и правильно говорить, и ребенок может искренне соглашаться с мнением родителей, а вести себя будет так, как это делают родители.
- Жизнь – это не бойцовский ринг, а движение по вечно изменяющимся водам. Поэтому важно иметь долгосрочные цели и помнить про жизнь в настоящем моменте. Тогда и вам, и вашим детям хватит сил для реализации самых амбициозных планов.
Проблемы детей – это почти всегда проблемы их родителей… Если у ребенка появляются какие-либо трудности и семья не может с ними самостоятельно справиться, то стоит обратиться к профессиональным психологам. Гораздо быстрее удается избавиться от «свежих» проблем. Если трудности стали хроническими, то на их устранение может понадобиться больше времени.
Если родителям страшно обращаться к психологу с теми проблемами, которые возникли с ребенком, то стоит найти специальную литературу по детской психологии. Тогда удастся понять некоторые причины трудностей, с которыми столкнулись родители, воспитывая ребенка. Возможно, после чтения психологической литературы по воспитанию детей, гораздо легче выбрать себе специалиста, вместе с которым работать над изменением ситуации

Подросток. Инструкция к пониманию

Вт Мар 14, 2017 21:29

[ Нейтральное Настроение: Нейтральное ]
[ Работаю Сейчас: Работаю  ]
Быть нормальным в период
отрочества – само по себе ненормально
А. Фрейд

Информация про возрастные кризисы в жизни человека стала доступна и широко известна с конца ХХ века. И уже никого не удивишь тем, что в течение жизни бывают трудные периоды, когда происходят серьезные психологические и социальные изменения. Все люди переживают возрастные кризисы. Конечно, длительность и сила эмоционального дискомфорта индивидуальны и зависят от многих обстоятельств. Например, от врожденных качеств, таких, как темперамент, стрессоустойчивость, прошлого жизненного опыта человека и среды, в которой он находится и пр.
Самыми известными возрастными кризисами являются кризис трех лет, подростковый кризис и кризис середины жизни. В поведении трехлетки кризис проявляется в возникновении собственного мнения и негативизма, которые выражаются в том, что милый малыш начитает активно отвечать «нет» на предложения родителей. В этот трудный период происходит социальное рождение ребенка и его психологическое отделение от мамы. Малыш уже способен различать свои потребности и готов отстаивать свое мнение. Дальше – больше. Ребенок взрослеет и с 11-13 лет вступает в период полового созревания, когда происходят серьезные изменения в теле и психике и итогом этой глобальной физиологической и психологической перестройки должно стать появление взрослого, ответственного и самостоятельного человека. Во время подросткового кризиса происходит рождение личности и для этого взрослеющему ребенку необходимо ответить себе на вопрос «Кто я?», научиться автономии и начать отделяться от родителей, чтобы через несколько лет стать психологически зрелым и самостоятельным взрослым.
Половое созревание и подростковый кризис Каждый возрастной кризис связан с серьезными физическими и психологическими изменениями. Совершенно очевидно, что многие родители с тревогой ожидают начало полового созревания (пубертата) и подросткового кризиса у своего чада. Период от 13 до 18 лет считается переходным от детства к взрослости и именно на эти годы приходится подростковый кризис. Это годы, когда происходят глобальные изменения тела и психики ребенка, по скорости изменений сравнимые только с периодом беременности и первым годом жизни. Обычно у девочек половое созревание начинается раньше, чем у мальчиков на 1-2 года. В это время у ребенка увеличивается аппетит, он набирает вес, откладывается жирок и появляются вторичные половые признаки: растут волосы в подмышечных впадинах, у девочек увеличиваются молочные железы, а у мальчиков увеличиваются яички. Следующий этап созревания – период активного роста, когда ребенок в течение нескольких месяцев может вырасти на 7-15 см. Что же происходит с ребенком в это время? Физические изменения периода созревания регулируются гипофизом, железой, размером с горошину, находящуюся у основания головного мозга. Гормоны гипофиза стимулируют работу щитовидной железы, надпочечников, яичек у мальчиков и яичников у девочек. Причем, подготовка организма ребенка к пубертату начинается в 8-9 лет, а первые изменения мы замечаем в 10-11 лет у девочек и в 11-12 лет у мальчиков.
Пубертат (половое созревание) заканчивается временем, когда появляется возможность к рождению собственных детей: для девочек это 12-15 лет, а для мальчиков – 14-16 лет. И здесь тоже проявляется серьезная проблема современного общества: сексуальная зрелось наступает на 6-10 лет раньше времени социальной зрелости и началом периода взрослости, возраста, когда человек может себя финансово содержать и быть в полной мере самостоятельным и не зависеть от своих родителей. Также в годы от созревания до наступления взрослости, юноше или девушке необходимо выбрать будущую профессию и получить соответствующее образование. Эти же годы являются временем, когда активно формируется «Я», личность человека, подросток учится выбирать себе друзей и у него появляется первая любовь.
Возраст от 11 (12) до 15 (16) лет Именно эти годы могут быть особенно трудными как для взрослеющего ребенка, так и для его родителей. Подростки, и родители подростков сталкиваются с большим количеством трудностей. Дети и подростки растут и развиваются неравномерно. В этом возрасте такая асинхронность может быть особенно заметна и тревожить как детей, так и родителей. Например, при раннем физическом развитии, когда ребенок выглядит физически более сформированным, чем одноклассники, он может стать более эмоционально уязвимым. Родители могут предъявлять к нему повышенные требования, которым взрослеющий ребенок еще не может соответствовать в силу неравномерности своего физического, интеллектуального развития и недостаточно сформированной способности к саморегуляции. И, при этом, мальчики подростки, опережающие в своем физическом развитии сверстников, находятся в более выгодном положении, т.к. более авторитетны для друзей и одноклассников. Также стоит учитывать, что в этом возрасте девочки и мальчики могут отличаться в физическом, интеллектуальном и социальном развитии на 3-4 года. Обычно пубертат у девочек начинается раньше, чем у мальчиков – одноклассников. Девочки, развивающиеся рано, вызывают тревогу у родителей, и могут сталкиваться с большим количеством трудностей: разные интересы с подругами – одноклассницами, у которых еще не начался пубертат, эмоциональная ранимость из-за быстро меняющегося тела и также эмоциональная неустойчивость, свойственная для любого подростка. Стоит учитывать, что как ранее созревание, так и запаздывания в темпах роста и физического развития, могут являться серьезным психологическим испытанием для ребенка.
Физическое развитие Можно сказать, что в этом возрасте организм функционирует на пределе своих возможностей и для взрослеющего ребенка важны условия жизни, режим дня и отношения с родителями. Например, в период взросления важно, чтобы ребенок регулярно кушал, т.к. раздражительность может проявляться в ответ на чувство голода и сниженную способность к саморегуляции. Быстрый рост приводит к постоянному чувству усталости, дети жалуются, что у них болят руки и ноги, а значит, ребенку необходим режим дня и достаточное время на сон. Родителям стоит быть внимательными к жалобам ребенка на физическое состояние еще и потому, что в этом возрасте начинают проявляться многие тяжелые болезни.
Интеллектуальное и нравственное развитие В этом возрасте подросткам становятся доступны формально-логические операции, абстрактное и научное мышление. Поэтому именно сейчас можно говорить о появлении интересов, которые в последствие станут профессией человека. В результате различных исследований установлено, что уровень формально-логического мышления формируется менее, чем у 50% старших школьников. И применять эти возможности мышления подросток будет только в важных ситуациях, вызывающих интерес. В начале пубертата у ребенка может падать мотивация к учебе и успеваемость в школе. И данное обстоятельство также беспокоит родителей. Из-за развития абстрактного мышления ребенок становится неудобным, конфликтным, комментирует действия родителей, подмечает все недочеты и несоответствия между их словами и действиями. Появляются устойчивые нравственные ориентиры и нормы, и четкое представление, что хорошо-плохо, приемлемо-неприемлемо. Нравственность и ценности формируются у ребенка с самого раннего возраста в процессе воспитания родителями и от взаимодействия с другими значимыми людьми. В этом возрасте ребенок отделяется от родителей и значимым окружением становятся друзья. Именно поэтому родители испытывают серьезную тревогу из-за того, что ребенок отдаляется и становится более скрытным. Серьезные опасения возникают у родителей, чьи дети попадают в плохую компания. А сейчас ситуацию осложняет виртуальный мир, социальные сети и виртуальные контакты, которые невозможно контролировать родителям.
Основные задачи развития в подростковом возрасте
1. Независимость и автономия По данным европейских исследований, около 60% подростков доставляют серьезные трудности родителям. Особенно актуальной становится проблема эмоционального отделения ребенка от родителей и, соответственно, все острее проявляет себя противоречие между новыми правами, на которые претендует ребенок, и ответственностью, необходимую для этого взять на себя.
В вопросе прав и обязанностей подростка родителям стоит проявлять последовательность и настойчивость. Независимость суждений и поведения ребенка прочно связана с самоконтролем. Формирование самоконтроля начинается с раннего детства и возможно только при внимании и последовательности со стороны родителей.
Как происходит формирование самоконтроля? Этот процесс проходит 2 стадии. Вначале, с раннего детства, родители контролируют ребенка и обеспечивают ему определенный режим дня, помогают справляться с трудностями и полностью организуют его жизнь. По мере роста и взросления, родители начинают позволять ребенку самому поддерживать режим дня и выбирать себе интересные занятия. Обычно такая постепенная передача ответственности и контроля начинается после 7-8 лет. Контроль родителей является внешним и постепенно он заменяется на внутренний контроль ребенка. Хорошим вариантом является, когда самоконтроль формируется к 18-20 годам. Показателями самоконтроля являются умение планировать и организовывать свою жизнь, расставлять приоритеты и достигать поставленные цели. Если мы посмотрим вокруг и обратим внимание даже на взрослых людей, то легко заметим, что самоконтроль и возможность автономно поддерживать свою жизнь – не обязательные качества характера взрослого человека. И поэтому родителям не стоит ожидать, что по достижению 16-18 лет ребенок сам по себе станет организованным и начнет с легкостью планировать и реализовывать поставленные цели.
2. Формирование личности (идентичности) Формирование идентичности, по мнению Э. Эриксона, это процесс самоопределения, целью которого является создание представления о своем месте в жизни, определяет направление, цели и смысл будущей жизни человека.
Этот процесс также начинается с раннего детства с отношения родителей (особенно мамы) к ребенку. После достижения возраста 3х лет расширяется список людей, оказывающих влияние на ребенка и на его представление о себе. Теперь в эту значимую группу входят воспитатели детского сада, другие дети с которыми будет дружить ребенок, или с которыми окажется рядом. И так дальше, по мере роста и взросления эта группа значимых людей (референтная группа) будет только расширяться.
И в подростковом возрасте ребенку придется интегрировать в себя опыт взаимодействия с разными людьми, разные ситуации, которые происходили в его жизни и сформировать свою личность (идентичность, Я-концепцию, Я). Представление о себе, сформированное к 20-25 годам будет основой для самооценки, представления о себе и выбора стратегий поведения во взрослой жизни.
Для того, чтобы ребенок рос с позитивным представлением о себе, родителям необходимо создавать ситуации, где ребенок будет успешен, предлагать занятия, в которых смогут проявиться его способности. Такую стратегию родителей принято называть «Опыт формирования удач ребенка» и стоит помнить про важность и необходимость ситуаций достижения целей, успеха. Именно на такой основе можно сформировать устойчивую самооценку и также опыт удач является гарантией от многих трудностей подросткового возраста. Например, уверенный в себе ребенок с доверительными отношениями с родителями имеет минимальные шансы для попадания в плохую компанию. Подростку необходима компания, группа сверстников, это тоже особенность возраста, просто когда у ребенка есть надежные друзья к 12-14 годам, то очень редко может возникать желание проявлять себя плохими поступками.
3. Потребность в близких отношениях со сверстниками И это тоже совершенно новая задача именно этого возраста!
Уже с началом обучения в школе дети начинают отдаляться от родителей. Появляются новые друзья, первый учитель, авторитет которого часто бывает гораздо выше родительского. И с этого времени детям более привлекательными становятся группы сверстников одного с ними пола, и нахождение в такой группе, и хорошие отношения со сверстниками постепенно становятся важнее близких и доверительных отношений с родителями. Общение в такой группе также помогает ребенку понять кто он и какой он. Наличие хороших друзей также способствует приобретению опыта получения удовольствия от общения, от совместных дел и развлечений.
В подростковом возрасте активно развиваются зоны мозга, регулирующие ощущение удовольствия. Именно в этом возрасте дети пробуют психоактивные вещества: никотин, алкоголь, наркотики. И это является серьезной проблемой, т.к. по данным исследований если подросток до 15-16 лет регулярно выпивает, то у него возрастают риски формирования алкоголизма в более взрослом возрасте. Также проблемой является сексуальная активность в этом возрасте. Последствиями раннего начала половой жизни являются инфекции, передающиеся половым путем и ВИЧ. Незащищенный секс также приводит к беременностям, большинство из которых прерываются. По данным социологических опросов, в европейских странах и России, 80% подростков начинают половую жизнь в 15-17 лет. Это реальность и запретами проблему с сексуальной жизнью подростков не изменить…
Из-за возрастной склонности к рискованному поведению, подростки могут причинить серьезный вред собственному здоровью. И поэтому именно родителям стоит задумываться, каким образом сделать захватывающей и интересной жизнь своего взрослеющего ребенка.
Подростковый возраст является временем перехода от детства к взрослости. Серьезные физические изменения тела ребенка, изменения в работе головного мозга влекут за собой глобальную психологическую перестройку. Иногда может казаться, что милый, родной, любимый ребенок превращается совершенно незнакомого, эмоционально неустойчивого и плохо предсказуемого незнакомца. Этот возраст перехода от детства к взрослости и сам подростковый кризис продолжительны по времени. И часто бывает, что к таким масштабным изменениям не готовы ни родители, ни дети. И без хороших, доверительных отношений с ребенком в более младшем возрасте, к сожалению, невозможно гладко пережить бурю подросткового кризиса.
Чтобы лучше понять трудности, с которыми сталкивается подросток в период физического созревания и психологического взросления, стоит вспомнить себя в этом возрасте: свое физическое и психологическое состояние, трудности с родителями, с учителями, которые были у нас и то, как нам удалось пережить это непростое время. Взросление собственных детей – это время, когда стоит стать ребенку старшим товарищем и наставником. Дети не являются копией своих родителей, они не должны и не могут реализовать все наши амбиции… Они просто вырастают, становятся взрослыми и основная задача родителей состоит в помощи и поддержке собственного взрослого ребенка, в поддержании с ним доверительных отношений. Тогда есть все шансы, что со своими трудностями, подросток пойдет к родителям и совместно их можно будет преодолеть!
«Посеешь младенца – пожнешь бурю» (Д. Винникот) Рекомендации родителям подростков:
Как понять подростка и пережить его трудный возраст?
1. С пониманием и уважением относиться к своему взрослеющему ребенку. Эмоциональная нестабильность – норма для периода полового созревания. Организм активно растет, серьезные изменения затрагивают головной мозг и пока не завершится рост и формирование тела, не стоит ожидать эмоциональной стабильности и хорошей саморегуляции. Как раз сейчас от родителей требуется внимание, сочувствие и поддержка.
2. Сохранять родительскую позицию, т.е. доверительные отношения с ребенком и при этом внимание и разумные ограничения. Такая позиция в отношениях с ребенком помогает формированию самоконтроля. Если ограничений слишком много и они слишком жесткие, то ребенок будет бунтовать! Поэтому задача родителей поддерживать баланс между собственным контролем и самостоятельностью подростка. Необходимо сохранять настойчивость и быть последовательными.
3. Продолжать формировать ответственность и подчеркивать, что права взрослого человека подразумевают обязанности и самоограничения.
4. Минимизировать количество запретов и договориться про основные «горячие точки» контроля. Для многих родителей основную зону контроля можно сформулировать следующим образом: «Мой долг защитить тебя от всего, что угрожает твоему здоровью, учебе, жизни».
5. Обращаясь к психологу по поводу трудностей с подростком, стоит знать, что работа со специалистом потребует участия и сотрудничества родителей и подростка. В некоторых случаях, такая работа может продолжаться несколько лет. Если родители не справляются со своим взрослеющим ребенком, то хороший контакт ребенка с психологом позволит решить часть его трудностей и будет существенной помощью и поддержкой для родителей.

Школьный невроз у родителей

Вт Сен 06, 2016 10:11

Школу надо пережить (с)
Если у человека есть дети, а тем более, дети школьного возраста, то жизнь подчинена школьному распорядку. И для таких людей 1е сентября – не начало нового месяца, не начало осени, а начало нового учебного года.
И это значит, что родитель вместе с ребенком выполняют требования школы по режиму дня, выполнению домашних заданий и даже внешнему виду ученика. Не все родители и не все учащиеся легко встраиваются в эту систему. На проблемы с адаптацией ребенка к школе обратили внимание лет 20 назад и с этого же времени в школах появились психологи. Но глобально ситуация с обучением школьника остается сложной как для самого ребенка, так и для его родителей.
С 60-70ых годов ХХ века стали говорить о школьном неврозе как об устойчивой дизадаптации и стрессе, который ребенок испытывает в школе. Данный невроз проявляется в постоянной тревоге, страхах, сниженном настроении, плаксивости из-за необходимости посещать школу или из-за плохих отношений с конкретным педагогом. Часто такой невроз развивается из-за:
-конфликта с учителем;
-трудностях в общении и конфликтах с одноклассниками;
-врожденных особенностях нервной системы ребенка: утомляемости, тревожности, страхах, которые проявлялись и в дошкольном возрасте;
-особенностях воспитания ребенка в семье: попустительстве со стороны родителей, воспитании по типу «кумира семьи», непоследовательном воспитании, когда у ребенка не формируются навыки саморегуляции и нет четкого представления о приемлемом и неприемлемом поведении.
Стоит добавить, что склонность к развитию невроза может наследоваться от одного или от обоих родителей. Также проявления школьного невроза у родителей во время собственного обучения в школе, является фактором риска развития школьного невроза у ребенка.
Родители и семья ребенка являются той территорией, где должно быть тепло, безопасно и предсказуемо. Если отношения между родителями конфликтные, или у кого-то из родителей был негативный опыт учебы в школе, то вероятность появления школьного невроза у ребенка становится гораздо выше.
Что же такое «Школьный невроз родителей» (ШНР)? Я беру этот термин в ковычки, т.к. не уверена, что серьезная академическая наука занимается исследованием этой проблемы. ШНР проявляется в тревоге, опасениях за успешность собственного ребенка в школе, его успеваемость, отношения с одноклассниками и учителем (в начальной школе) или учителями в средних и старших классах.
В основе развития любого невроза лежит объективная невозможность изменить ситуацию и субъективное отношение к этой ситуации как к тяжелой или катастрофичной. Применительно к ШНР, могут появляться следующие мысли: «Мой ребенок идет учиться (в школу). Я его люблю и сильно беспокоюсь, как он сможет ладить с учителем и одноклассниками, сможет ли легко справляться с программой? Если мой ребенок будет не таким успешным, как я ожидаю, то это будет слишком тяжело для меня».
При возникновении классического невроза необходима травмирующая ситуация, в которой человек чувствует свою беспомощность. Современная российская школа в крупном городе является закрытой организацией, живущей по своим правилам и нормам. Тем более, что долгие годы идет реформа школьного образования, что тоже усиливает тревогу и неопределенность родителей. Невозможность контролировать ни школу, ни конкретного педагога, часто приводит к тому, что родители чувствуют свою беспомощность при взаимодействии со школой. И беспокойство только увеличивает уровень стресса, который с течением времени может переходить в хронический стресс и на его основе будет развиваться невроз.
Современная городская жизнь отличается высоким темпом и успешные (реализованные) родители в обычной жизни испытывают более высокий уровень стресса и без учета школьного обучения собственных детей. Такие родители ожидают или даже требуют высокой успеваемости, проявляют больше раздражения, чем тепла и поддержки к своим детям и все это запускает порочный круг развития невроза как у родителей, так и у детей. Успешным и активным родителям, устающим на работе, бывает трудно проявлять терпение и оказывать психологическую поддержку собственным детям. И, к сожалению, хорошие бытовые и материальные условия жизни при высокой занятости и переутомлении у родителей не способствуют появлению саморегуляции у детей и не учат справляться со своими трудностями.
Ребенок любого возраста, да и взрослый, хотят быть хорошим для своих близких и нуждается в эмоциональном принятии и психологической поддержке. Родителям с ШНР бывает трудно замечать незначительные успехи своих детей. Длительный стресс, а тем более невроз, сказываются на особенностях мышления человека. Также в результате переутомления взрослый может не замечать простые способы разрешения школьных трудностей ребенка. Может проявляться «черно-белое мышление», когда воспринимаются значительные улучшения и необходим только идеальный вариант разрешения ситуации.
Можно много писать о причинах возникновения ШНР и последствиях такого состояния для родителей и детей. Мне, как специалисту-практику, хочется сосредоточиться на актуальном вопросе, который регулярно возникает у моих клиентов: «Что с этим делать?».
1.К сожалению, невозможно выбрать идеальную школу. При этом стоит помнить, что именно родители обеспечивают безопасность ребенка. В случае возникновения сложностей у ребенка, учителя и администрация школы должны знать о позиции родителей. Не все трудности, которые возникают у ребенка в школе (даже в старших классах) он может разрешить самостоятельно!
2.Если при возникновении проблем и при попытках их разрешения с учителем (администрацией школы) ничего не меняется, то стоит подумать о переводе ребенка в другую школу. Перевод в новую школу стоит согласовывать с ребенком, особенно, если он старше 10-11 лет.
3.Необходимо учитывать особенности развития и здоровья ребенка. У любого человека большое количество врожденных качеств, например, активность, стрессоустойчивость, склонность к тем или иным предметам (часто она проявляется в возрасте 12-15 лет) и пр. Если у ребенка нет склонностей к занятиям спортом или аккуратности, и родители тоже не имеют этих качеств, то не стоит ожидать от ребенка выдающихся способностей в этих сферах. Возможно, через какое-то время у вашего ребенка проявятся собственные задатки.
4.Дети долго растут и формируются. Поэтому важно оставаться терпеливым и внимательным родителем. Распространенная рекомендация о том, что собственного ребенка можно сравнивать только с ним самим, каким он был раньше. Темпы роста и успеваемость родителей, братьев, сестер и одноклассников могут существенно различаться. И сравнение возможностей собственного ребенка с другими только увеличит тревогу и не вызовет желания больше стараться. Стоит рассказывать, делиться своим школьным опытом: удачами, трудностями, тем, как вам удалось пережить школу и стать тем, кто вы есть.
5.Важно, чтобы к окончанию школы у ребенка было желание и силы продолжить обучение. Последние несколько лет начали проводить исследования по эмоциональному выгоранию школьников. Такие исследования проводятся в странах, где высокая интенсивность обучения, конкуренция между детьми начинается уже в школе и недостаток социальной поддержки. Особенности эмоционального выгорания школьников проявляются в том, что им трудно (или невозможно) учиться дальше и совершенно нет сил и мотивации для своей профессиональной реализации после школы.
Школьные годы являются временем взросления наших детей. Маленькие ребятишки вырастают, узнают и получают новые знания, они учатся выбирать себе друзей и ладить с разными людьми. В этот же период у них появляются стойкие интересы, которые могут стать будущей профессией. И даже первая влюбленность может приходиться на это время. Ребенок растет, взрослеет и решает множество задач.
Психологами доказано, что дети растут и получают собственный жизненный опыт подражая своим родителям. Характер и привычки родителей сказываются на воспитании и влияют на самооценку ребенка. Родительские тревога и неврозы будут транслироваться детям и влиять на их жизнь и становление характера. При ШНР стоит обращаться за психологической помощью, разбираться в причинах собственной тревоги и учиться с ней справляться. Дети нуждаются в мудрых, терпеливых и любящих родителях! Вложения в собственное психологическое благополучие вернутся улучшением качества собственной жизни, здоровья, гармонизацией семейных отношений и, конечно, благополучием собственных детей.

Страница 1 из 1


Добро пожаловать в мой дневник
Владелец: [ Татьяна Sk ]
Соавторы: [ (нет) ]
Дневник: [ Просмотреть все записи ]
[ Друзья ]
Перейти: [ Назад/Вперёд ]
Страница: [ 1 из 1 ]
Поиск по записям
 
Календарь
« < Март 2024 > »
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Болталка
Тут ещё тихо.
интересно о психологии
Работаю психологом с 1997 года. Начинала как психолог в отделении патологии беременных в родильном доме. Продолжаю работать в этой сфере.
За время своей профессиональной деятельности работала школьным психологом, преподавала психологию в вузах Новосибирска. После рождения второго ребенка вышла на работу психологом в Женскую консультацию №1 при НГКПЦ (4м роддоме), где и работаю до сих пор. Также консультирую и занимаюсь психотерапией в Центре семейной психологии и психотерапии Familia.
Также информацию обо мне можно найти в соцсетях и на моем личном сайте.
Дневник содержит мои популярные статьи по психологии. Также в нем есть заметки про события в моей жизни.
В последнее время моим девизом является фраза: Жизнь надо устраивать до тех пор, пока она не начнет устраивать тебя. Мне это созвучно. Когда возникает необходимость, я тоже разрешаю трудности и проблемы , с которыми сталкиваюсь в собственной жизни.
Буду рада, если информация окажется полезной и Вам удастся узнать что-то новое для себя и разрешить свои трудности.
Контакты Татьяна Sk
О Татьяна Sk
Зарегистрирован
Пт Апр 20, 2007 18:35
Откуда
Новосибирск
Род занятий
психолог
Интересы
...а еще я крестиком вышиваю...
Дневник
Дневник начат
Чт Ноя 29, 2012 11:37
Всего записей
60
Возраст дневника
4137 дней
Всего ответов
11
Визитов
51844
RSS
RSS Feed