Дневник просматривают: Нет

Подросток. Инструкция к пониманию

Вт Мар 14, 2017 21:29

[ Нейтральное Настроение: Нейтральное ]
[ Работаю Сейчас: Работаю  ]
Быть нормальным в период
отрочества – само по себе ненормально
А. Фрейд

Информация про возрастные кризисы в жизни человека стала доступна и широко известна с конца ХХ века. И уже никого не удивишь тем, что в течение жизни бывают трудные периоды, когда происходят серьезные психологические и социальные изменения. Все люди переживают возрастные кризисы. Конечно, длительность и сила эмоционального дискомфорта индивидуальны и зависят от многих обстоятельств. Например, от врожденных качеств, таких, как темперамент, стрессоустойчивость, прошлого жизненного опыта человека и среды, в которой он находится и пр.
Самыми известными возрастными кризисами являются кризис трех лет, подростковый кризис и кризис середины жизни. В поведении трехлетки кризис проявляется в возникновении собственного мнения и негативизма, которые выражаются в том, что милый малыш начитает активно отвечать «нет» на предложения родителей. В этот трудный период происходит социальное рождение ребенка и его психологическое отделение от мамы. Малыш уже способен различать свои потребности и готов отстаивать свое мнение. Дальше – больше. Ребенок взрослеет и с 11-13 лет вступает в период полового созревания, когда происходят серьезные изменения в теле и психике и итогом этой глобальной физиологической и психологической перестройки должно стать появление взрослого, ответственного и самостоятельного человека. Во время подросткового кризиса происходит рождение личности и для этого взрослеющему ребенку необходимо ответить себе на вопрос «Кто я?», научиться автономии и начать отделяться от родителей, чтобы через несколько лет стать психологически зрелым и самостоятельным взрослым.
Половое созревание и подростковый кризис Каждый возрастной кризис связан с серьезными физическими и психологическими изменениями. Совершенно очевидно, что многие родители с тревогой ожидают начало полового созревания (пубертата) и подросткового кризиса у своего чада. Период от 13 до 18 лет считается переходным от детства к взрослости и именно на эти годы приходится подростковый кризис. Это годы, когда происходят глобальные изменения тела и психики ребенка, по скорости изменений сравнимые только с периодом беременности и первым годом жизни. Обычно у девочек половое созревание начинается раньше, чем у мальчиков на 1-2 года. В это время у ребенка увеличивается аппетит, он набирает вес, откладывается жирок и появляются вторичные половые признаки: растут волосы в подмышечных впадинах, у девочек увеличиваются молочные железы, а у мальчиков увеличиваются яички. Следующий этап созревания – период активного роста, когда ребенок в течение нескольких месяцев может вырасти на 7-15 см. Что же происходит с ребенком в это время? Физические изменения периода созревания регулируются гипофизом, железой, размером с горошину, находящуюся у основания головного мозга. Гормоны гипофиза стимулируют работу щитовидной железы, надпочечников, яичек у мальчиков и яичников у девочек. Причем, подготовка организма ребенка к пубертату начинается в 8-9 лет, а первые изменения мы замечаем в 10-11 лет у девочек и в 11-12 лет у мальчиков.
Пубертат (половое созревание) заканчивается временем, когда появляется возможность к рождению собственных детей: для девочек это 12-15 лет, а для мальчиков – 14-16 лет. И здесь тоже проявляется серьезная проблема современного общества: сексуальная зрелось наступает на 6-10 лет раньше времени социальной зрелости и началом периода взрослости, возраста, когда человек может себя финансово содержать и быть в полной мере самостоятельным и не зависеть от своих родителей. Также в годы от созревания до наступления взрослости, юноше или девушке необходимо выбрать будущую профессию и получить соответствующее образование. Эти же годы являются временем, когда активно формируется «Я», личность человека, подросток учится выбирать себе друзей и у него появляется первая любовь.
Возраст от 11 (12) до 15 (16) лет Именно эти годы могут быть особенно трудными как для взрослеющего ребенка, так и для его родителей. Подростки, и родители подростков сталкиваются с большим количеством трудностей. Дети и подростки растут и развиваются неравномерно. В этом возрасте такая асинхронность может быть особенно заметна и тревожить как детей, так и родителей. Например, при раннем физическом развитии, когда ребенок выглядит физически более сформированным, чем одноклассники, он может стать более эмоционально уязвимым. Родители могут предъявлять к нему повышенные требования, которым взрослеющий ребенок еще не может соответствовать в силу неравномерности своего физического, интеллектуального развития и недостаточно сформированной способности к саморегуляции. И, при этом, мальчики подростки, опережающие в своем физическом развитии сверстников, находятся в более выгодном положении, т.к. более авторитетны для друзей и одноклассников. Также стоит учитывать, что в этом возрасте девочки и мальчики могут отличаться в физическом, интеллектуальном и социальном развитии на 3-4 года. Обычно пубертат у девочек начинается раньше, чем у мальчиков – одноклассников. Девочки, развивающиеся рано, вызывают тревогу у родителей, и могут сталкиваться с большим количеством трудностей: разные интересы с подругами – одноклассницами, у которых еще не начался пубертат, эмоциональная ранимость из-за быстро меняющегося тела и также эмоциональная неустойчивость, свойственная для любого подростка. Стоит учитывать, что как ранее созревание, так и запаздывания в темпах роста и физического развития, могут являться серьезным психологическим испытанием для ребенка.
Физическое развитие Можно сказать, что в этом возрасте организм функционирует на пределе своих возможностей и для взрослеющего ребенка важны условия жизни, режим дня и отношения с родителями. Например, в период взросления важно, чтобы ребенок регулярно кушал, т.к. раздражительность может проявляться в ответ на чувство голода и сниженную способность к саморегуляции. Быстрый рост приводит к постоянному чувству усталости, дети жалуются, что у них болят руки и ноги, а значит, ребенку необходим режим дня и достаточное время на сон. Родителям стоит быть внимательными к жалобам ребенка на физическое состояние еще и потому, что в этом возрасте начинают проявляться многие тяжелые болезни.
Интеллектуальное и нравственное развитие В этом возрасте подросткам становятся доступны формально-логические операции, абстрактное и научное мышление. Поэтому именно сейчас можно говорить о появлении интересов, которые в последствие станут профессией человека. В результате различных исследований установлено, что уровень формально-логического мышления формируется менее, чем у 50% старших школьников. И применять эти возможности мышления подросток будет только в важных ситуациях, вызывающих интерес. В начале пубертата у ребенка может падать мотивация к учебе и успеваемость в школе. И данное обстоятельство также беспокоит родителей. Из-за развития абстрактного мышления ребенок становится неудобным, конфликтным, комментирует действия родителей, подмечает все недочеты и несоответствия между их словами и действиями. Появляются устойчивые нравственные ориентиры и нормы, и четкое представление, что хорошо-плохо, приемлемо-неприемлемо. Нравственность и ценности формируются у ребенка с самого раннего возраста в процессе воспитания родителями и от взаимодействия с другими значимыми людьми. В этом возрасте ребенок отделяется от родителей и значимым окружением становятся друзья. Именно поэтому родители испытывают серьезную тревогу из-за того, что ребенок отдаляется и становится более скрытным. Серьезные опасения возникают у родителей, чьи дети попадают в плохую компания. А сейчас ситуацию осложняет виртуальный мир, социальные сети и виртуальные контакты, которые невозможно контролировать родителям.
Основные задачи развития в подростковом возрасте
1. Независимость и автономия По данным европейских исследований, около 60% подростков доставляют серьезные трудности родителям. Особенно актуальной становится проблема эмоционального отделения ребенка от родителей и, соответственно, все острее проявляет себя противоречие между новыми правами, на которые претендует ребенок, и ответственностью, необходимую для этого взять на себя.
В вопросе прав и обязанностей подростка родителям стоит проявлять последовательность и настойчивость. Независимость суждений и поведения ребенка прочно связана с самоконтролем. Формирование самоконтроля начинается с раннего детства и возможно только при внимании и последовательности со стороны родителей.
Как происходит формирование самоконтроля? Этот процесс проходит 2 стадии. Вначале, с раннего детства, родители контролируют ребенка и обеспечивают ему определенный режим дня, помогают справляться с трудностями и полностью организуют его жизнь. По мере роста и взросления, родители начинают позволять ребенку самому поддерживать режим дня и выбирать себе интересные занятия. Обычно такая постепенная передача ответственности и контроля начинается после 7-8 лет. Контроль родителей является внешним и постепенно он заменяется на внутренний контроль ребенка. Хорошим вариантом является, когда самоконтроль формируется к 18-20 годам. Показателями самоконтроля являются умение планировать и организовывать свою жизнь, расставлять приоритеты и достигать поставленные цели. Если мы посмотрим вокруг и обратим внимание даже на взрослых людей, то легко заметим, что самоконтроль и возможность автономно поддерживать свою жизнь – не обязательные качества характера взрослого человека. И поэтому родителям не стоит ожидать, что по достижению 16-18 лет ребенок сам по себе станет организованным и начнет с легкостью планировать и реализовывать поставленные цели.
2. Формирование личности (идентичности) Формирование идентичности, по мнению Э. Эриксона, это процесс самоопределения, целью которого является создание представления о своем месте в жизни, определяет направление, цели и смысл будущей жизни человека.
Этот процесс также начинается с раннего детства с отношения родителей (особенно мамы) к ребенку. После достижения возраста 3х лет расширяется список людей, оказывающих влияние на ребенка и на его представление о себе. Теперь в эту значимую группу входят воспитатели детского сада, другие дети с которыми будет дружить ребенок, или с которыми окажется рядом. И так дальше, по мере роста и взросления эта группа значимых людей (референтная группа) будет только расширяться.
И в подростковом возрасте ребенку придется интегрировать в себя опыт взаимодействия с разными людьми, разные ситуации, которые происходили в его жизни и сформировать свою личность (идентичность, Я-концепцию, Я). Представление о себе, сформированное к 20-25 годам будет основой для самооценки, представления о себе и выбора стратегий поведения во взрослой жизни.
Для того, чтобы ребенок рос с позитивным представлением о себе, родителям необходимо создавать ситуации, где ребенок будет успешен, предлагать занятия, в которых смогут проявиться его способности. Такую стратегию родителей принято называть «Опыт формирования удач ребенка» и стоит помнить про важность и необходимость ситуаций достижения целей, успеха. Именно на такой основе можно сформировать устойчивую самооценку и также опыт удач является гарантией от многих трудностей подросткового возраста. Например, уверенный в себе ребенок с доверительными отношениями с родителями имеет минимальные шансы для попадания в плохую компанию. Подростку необходима компания, группа сверстников, это тоже особенность возраста, просто когда у ребенка есть надежные друзья к 12-14 годам, то очень редко может возникать желание проявлять себя плохими поступками.
3. Потребность в близких отношениях со сверстниками И это тоже совершенно новая задача именно этого возраста!
Уже с началом обучения в школе дети начинают отдаляться от родителей. Появляются новые друзья, первый учитель, авторитет которого часто бывает гораздо выше родительского. И с этого времени детям более привлекательными становятся группы сверстников одного с ними пола, и нахождение в такой группе, и хорошие отношения со сверстниками постепенно становятся важнее близких и доверительных отношений с родителями. Общение в такой группе также помогает ребенку понять кто он и какой он. Наличие хороших друзей также способствует приобретению опыта получения удовольствия от общения, от совместных дел и развлечений.
В подростковом возрасте активно развиваются зоны мозга, регулирующие ощущение удовольствия. Именно в этом возрасте дети пробуют психоактивные вещества: никотин, алкоголь, наркотики. И это является серьезной проблемой, т.к. по данным исследований если подросток до 15-16 лет регулярно выпивает, то у него возрастают риски формирования алкоголизма в более взрослом возрасте. Также проблемой является сексуальная активность в этом возрасте. Последствиями раннего начала половой жизни являются инфекции, передающиеся половым путем и ВИЧ. Незащищенный секс также приводит к беременностям, большинство из которых прерываются. По данным социологических опросов, в европейских странах и России, 80% подростков начинают половую жизнь в 15-17 лет. Это реальность и запретами проблему с сексуальной жизнью подростков не изменить…
Из-за возрастной склонности к рискованному поведению, подростки могут причинить серьезный вред собственному здоровью. И поэтому именно родителям стоит задумываться, каким образом сделать захватывающей и интересной жизнь своего взрослеющего ребенка.
Подростковый возраст является временем перехода от детства к взрослости. Серьезные физические изменения тела ребенка, изменения в работе головного мозга влекут за собой глобальную психологическую перестройку. Иногда может казаться, что милый, родной, любимый ребенок превращается совершенно незнакомого, эмоционально неустойчивого и плохо предсказуемого незнакомца. Этот возраст перехода от детства к взрослости и сам подростковый кризис продолжительны по времени. И часто бывает, что к таким масштабным изменениям не готовы ни родители, ни дети. И без хороших, доверительных отношений с ребенком в более младшем возрасте, к сожалению, невозможно гладко пережить бурю подросткового кризиса.
Чтобы лучше понять трудности, с которыми сталкивается подросток в период физического созревания и психологического взросления, стоит вспомнить себя в этом возрасте: свое физическое и психологическое состояние, трудности с родителями, с учителями, которые были у нас и то, как нам удалось пережить это непростое время. Взросление собственных детей – это время, когда стоит стать ребенку старшим товарищем и наставником. Дети не являются копией своих родителей, они не должны и не могут реализовать все наши амбиции… Они просто вырастают, становятся взрослыми и основная задача родителей состоит в помощи и поддержке собственного взрослого ребенка, в поддержании с ним доверительных отношений. Тогда есть все шансы, что со своими трудностями, подросток пойдет к родителям и совместно их можно будет преодолеть!
«Посеешь младенца – пожнешь бурю» (Д. Винникот) Рекомендации родителям подростков:
Как понять подростка и пережить его трудный возраст?
1. С пониманием и уважением относиться к своему взрослеющему ребенку. Эмоциональная нестабильность – норма для периода полового созревания. Организм активно растет, серьезные изменения затрагивают головной мозг и пока не завершится рост и формирование тела, не стоит ожидать эмоциональной стабильности и хорошей саморегуляции. Как раз сейчас от родителей требуется внимание, сочувствие и поддержка.
2. Сохранять родительскую позицию, т.е. доверительные отношения с ребенком и при этом внимание и разумные ограничения. Такая позиция в отношениях с ребенком помогает формированию самоконтроля. Если ограничений слишком много и они слишком жесткие, то ребенок будет бунтовать! Поэтому задача родителей поддерживать баланс между собственным контролем и самостоятельностью подростка. Необходимо сохранять настойчивость и быть последовательными.
3. Продолжать формировать ответственность и подчеркивать, что права взрослого человека подразумевают обязанности и самоограничения.
4. Минимизировать количество запретов и договориться про основные «горячие точки» контроля. Для многих родителей основную зону контроля можно сформулировать следующим образом: «Мой долг защитить тебя от всего, что угрожает твоему здоровью, учебе, жизни».
5. Обращаясь к психологу по поводу трудностей с подростком, стоит знать, что работа со специалистом потребует участия и сотрудничества родителей и подростка. В некоторых случаях, такая работа может продолжаться несколько лет. Если родители не справляются со своим взрослеющим ребенком, то хороший контакт ребенка с психологом позволит решить часть его трудностей и будет существенной помощью и поддержкой для родителей.

Про перинатальную психологию и консультирование беременных

Ср Фев 08, 2017 15:03

[ Задорное Настроение: Задорное ]
Материал, который будет одинаково полезен профессиональным психологам и беременным, которые хотят лучше разобраться в себе и происходящих изменениях.
Одна из сфер моей профессиональной деятельности связана с психологическим сопровождением, консультированием и психотерапией беременных, а также женщин, планирующих беременность. И, за почти 20 лет работы в этой сфере, мной были сформулированы несколько основных правил работы с такими клиентками:
1.Работа консультанта/психотерапевта должна быть экологичной для женщины, находящейся на любом сроке беременности. Это значит, что приоритет терапии в безопасности и эмоциональной поддержке со стороны специалиста.
2.Основная цель – помощь в совладании с тревогой с акцентом на простых и эффективных способах организации жизни во время беременности, в обучении приемам самопомощи.
3.Беременность и рождение первого совместного ребенка в паре является периодом нормативного кризиса в отношениях, а значит, актуальна и востребована профилактика развития дисфункциональных отношений в паре.
4.Приоритетное внимание краткосрочным методам работы и техникам, которые не приводят к переживанию катарсиса и появлению других сильных эмоций в процессе консультирования/ психотерапии. Краткосрочная терапия, Терапия, ориентированная на решение и Когнитивно-поведенческая терапия зарекомендовали себя именно высокой результативностью работы, ориентацией на актуальное состояние и не подразумевают выраженных аффективных реакций у клиентов во время работы.
5.Большая часть работы психолога может быть связана с информированием, консультированием женщины по поводу трудностей, с которыми она обратилась. Также актуально консультирование по подготовке к родам и уходу за ребенком раннего возраста. Информирование беременной по особенностям течения родов и обучение методам самопомощи также способствует снижению тревоги и сохранению оптимального эмоционального состояния перед родами и непосредственно в родах. Позитивный настрой женщины перед родами и умение применять техники самопомощи дают хороший прогноз на течение родов и являются одним из способов профилактики послеродовой депрессии.
В своей работе я всегда следую этим правилам.
Ко мне часто обращаются беременные с вопросами про мнение по многим темам перинатальной психологии. Наверное, самыми популярным и широко обсуждаемым являются следующие вопросы:
- Перинатальные матрицы С. Грофа и их влияние на дальнейшее развитие и поведение ребенка. На что следует обращать внимание, чтобы роды прошли физиологично, и ребенок приобрел опыт позитивного прохождения всех четырех матриц.
Теория Перинатальных матриц является спорной и нет исследований, которые могут подтвердить, что неблагополучие взрослого человека связано только с особенностями течения беременности и родов. В процессе жизни на человека влияет большое число событий, которые могут оказать негативное воздействие и оптимальная беременность и роды не будут единственной гарантией благополучной жизни.
- Влияют ли сомнения женщины в сохранении данной беременности, на состояние ребенка до рождения и сохраняется ли это отрицательное влияние на характере, поведении и самооценке человека в дальнейшей жизни? Данный вопрос актуален, т.к. практически каждая женщина, узнав о наступившей беременности, задумывается об изменениях в жизни в связи с рождением ребенка в ближайшее время.
Все, что происходит с беременной женщиной, влияет на ее ребенка. Правда, стоит учитывать, что в процессе эволюции сформировалась надежная защита плода в виде надежной матки, плаценты и пуповины. Природа позаботилась, что даже серьезные стрессы практически не влияют на ребенка до рождения. Физиологам удалось установить, что у беременных самок животных увеличивается выносливость и устойчивость к неблагоприятным воздействиям в этот период. Негативные мысли беременной не воздействуют на эмбрион и плод, и гораздо важнее учитывать показатели здоровья и образ жизни молодой женщины.
- Как влияет УЗИ-диагностика во время беременности на эмбрион и плод: снижает ли творческий потенциал человека и как она сказывается на его здоровье в дальнейшем?
УЗИ-диагностика является информативным и безопасным способом контроля состояния беременной и ребенка до рождения. Такую диагностику применяют в России больше 20 лет. Уже выросло поколение людей, которым делали такие исследования во время беременности. Сейчас они ничем не отличаются от более взрослых людей, которым не проводилась такая диагностика.
Много страхов и тревоги возникает в первом триместре беременности, и, также много мифов сопутствуют последним неделям перед родами. На большом сроке тревогу вызывает следующее:
• Страх родов, который может проявляться тревогой из-за неопределенности, страхом боли, необходимостью рожать в больнице (в незнакомом месте с незнакомыми докторами и акушерками), опасениями в протекании процесса родов, страхом потери контроля во время родов, возможной травматизации ребенка в родах или страхами осложненных родов и страхом физической травматизации самой женщины, страхом экстренной операции кесарева сечения и ее последствиями для матери и ребенка.
Список страхов и поводов для тревоги обширный. Его можно продолжать и дальше. И, если добавить к этим распространенным страхам основной тезис Перинатальной психологии, что любые отклонения от естественного течения беременности и родов, любые вмешательства, например, назначение лекарств, обследований и манипуляций в родах, могут иметь фатальные последствия для здоровья и судьбы ребенка, то становятся очевидными причины возникновения тревоги, депрессий, и развития неврозов у беременных.
Специалистам известно, что с наступлением беременности снижается критичность мышления. Доминанта беременности, которая формируется в первом триместре, смещает фокус внимания женщины на себя, свое состояние и отношения с отцом ребенка. При конфликтных отношениях с партнером, при гиперответственности женщины или трудностях в отношениях с собственной матерью, с повышением уровня тревоги беременная становится беззащитной перед потоком противоречивой информации.
Также стоит учесть, что негативная информация лучше запоминается и усиливает тревогу. Все это способствует быстрому повышению уровня тревоги в первом триместре беременности и увеличивает риски развития невроза или депрессии в дальнейшем. Женщина ищет информацию, ответы на свои вопросы, но большое количество информации, часто противоречивой, вызывает еще большее усиление тревоги. А высокий уровень тревоги влияет на здоровье и течение беременности, которая может проявляться токсикозом, угрозой прерывания на раннем сроке, быстрой прибавкой в весе и другими осложнениями на более поздних сроках.
И, если у тревожной беременной, или беременной с депрессией окажется информация по Перинатальной психологии с эзотерическим уклоном, то можно ждать беды. В период ожидания рождения ребенка легко развиваются психастения или выраженная депрессия, которые, совершенно точно, негативно проявятся в последнем триместре беременности, в родах и негативно скажутся на уходе за ребенком в первый год жизни.
Поэтому очень важно при психологической/психотерапевтической помощи беременным и при занятиях по подготовке к родам, учитывать ранимость, впечатлительность женщин, легкое развитие неврозов и депрессий. Специалистам в своей работе необходимо акцентировать внимание на способах разрешения жизненных трудностей беременных и снижении уровня тревоги. При запросе и ориентации женщины на длительную работу со специалистом, стоит сосредоточиться на том, что в фокусе работы будет именно психологическая поддержка и обучение навыкам самопомощи во время беременности и в родах. Стоит открыто говорить о том, что основная задача периода беременности и психологической помощи в это время, именно в нормализации настроения и физического состояния. Длительную психотерапию по Разрешение серьезных психологических трудностей стоит отложить на время после рождения ребенка. В период грудного вскармливания также стоит делать акцент психологической работы на практических трудностях и учитывать, что допустима поддерживающая (суппортивная) психологическая помощь.
Грамотная психологическая/ психотерапевтическая работа с беременными, как правило, результативна. Специалистам, работающим с такими клиентками, стоит объяснять женщинам ограничения в методах и техниках психотерапии, связанные с их состоянием. Совершенно точно, беременность – это особое состояние, соответственно, для этого периода жизни необходимы новый распорядок дня и правила жизни. Многих женщинам легко даются новые правила жизни, тем более, что этому способствует высокая мотивация на поддержание собственного здоровья в период беременности и на рождение здорового ребенка.

Манипулируй мной, если сможешь: как распознать нарцисса

Пн Янв 23, 2017 20:55

[ Задорное Настроение: Задорное ]
[ Работаю Сейчас: Работаю  ]
http://nsknews.info/news/164992

Они умны, милы и очаровательны. Вы попадаете в сети их обаяния через несколько минут общения с ними. Они всегда создают только зависимые отношения. Откуда они — нарциссы? Что им нужно? Как не попасть на крючок, как вычислить их в своем окружении и что предпринять, чтобы вас не довели до самоубийства — на эти и другие вопросы отвечает семейный психолог центра Familia Татьяна Скрицкая.
— Большинство серьезных исследований о нарциссах и манипуляторах — это переводы зарубежных ученых. Проблема становится все более актуальной и для российских психологов. В своей практике психологи и врачи-психотерапевты все чаще сталкиваются с жертвами людей с нарциссическим расстройством личности, возвращая многих из них буквально с того света. И судя по масштабам проблемы, можно не сомневаться — дальше будет только хуже.
— Зарубежные специалисты выделяют людей с определенным типом характера, обладающих характеристиками так называемой «темной триады». В нее входят нарциссизм, макиавеллизм и эмоциональная холодность.
Нарциссизм — это потребность быть в центре внимания и вызывать восхищение. Свою грандиозность такие люди поддерживают через впечатление, которое производят на окружающих.
Макиавеллизм — это жажда власти, лживость и манипулирование другими людьми. Также они отличаются эмоциональной холодностью и не способны испытывать теплых чувств к окружающим и даже к близким людям.
Люди с высоким интеллектом, обладающие качествами темной триады, как правило, очень успешны. Одним из примеров такого человека был Стив Джобс. Он был невыносим для окружения, труден в общении с партнерами. В то же время, имея очень тяжелый характер, он был невероятно результативен и харизматичен.
Современный мир активно поощряет результативность, эгоизм и финансовую состоятельность человека. Именно по этим составляющим нас и оценивают многие окружающие. Важно быть успешнее, больше зарабатывать, раньше (удачнее) выйти замуж и прочее... Главное, чтобы было чем похвастаться перед подружками.
Соответственно, в последние десятилетия таких жестких, эгоистичных и беспринципных одиночек становится все больше и больше. А к психологам все чаще обращаются люди, получившие психологическую травму в результате общения с ними.
— Нарцисс и манипулятор — это всегда знак «равно»?
— Нет. Степень выраженности названных качеств может быть разной у разных людей. Нарциссизм может быть и здоровым, как показатель хорошей самооценки и стимул к самореализации и развитию.
Злокачественные нарциссы иные. Они очень милые, умные, обаятельные, с ними приятно находиться рядом, мы чувствуем прилив сил, интерес к своей персоне, но после расставания нас накрывает эмоциональное и физическое истощение, усталость. И порой возникает смутное ощущение того, что нас использовали.
Иногда нарциссов называют «эмоциональными вампирами». Никаких эзотерических способностей у таких людей нет. При общении с обычными людьми мы всегда получаем что-то от партнера: положительные эмоции, поддержку, совет.
После общения с нарциссом многие описывают свое состояние, как опустошение, истощение, чувство, что использовали, т. е. расходуя свои силы и время, мы не получаем ничего взамен.
Нарциссу не интересны люди, понимающие его природу и способные противостоять затягиванию в зависимые отношения, поскольку через таких людей он не сможет получать подтверждение своей грандиозности, их практически невозможно использовать.
— Это осознанное поведение человека или это все-таки им движет какая-то его природа? Возможно, причина такого поведения кроется совсем в другом?
— По-разному. Выраженное проявление у человека характеристик «темной триады» принято считать врожденной особенностью. Такие люди имеют определенную систему ценностей, в которой допустимо использовать окружающих.
Мир и люди воспринимаются как объекты для удовлетворения собственных потребностей. Они легко определяют потенциальных жертв, которых используют и легко меняют на новых при необходимости.
Можно говорить, что высоко конкурентный современный мир способствует появлению людей с такими чертами характера. Кто-то из психологов говорит, что это следующая ступень эволюции человека.
Сегодня для выживания необязательно, чтобы люди жили группами. Среда не подразумевает, что нам нужен кто-то для физического выживания. Поэтому семьи и традиционные взаимоотношения между людьми постепенно трансформируются.
Деньги могут заменять взаимодействие с другими людьми и поддерживать высокое качество жизни. Определенное количество денег подразумевает, что мы можем жить как угодно, не опираясь на близких и не нуждаясь в них.
— Если человек попал в зависимые отношения с нарциссом, сможет ли он выйти из них без потерь?
— Многое, что происходит в отношениях с окружающими, мы можем отследить уже потом — ретроспективно. В процессе общения, когда мы эмоционально вовлечены, мы не можем наблюдать за собой со стороны и не распознаем, что это манипуляция и мы интересны для партнера только с точки зрения удовлетворения его потребностей. Но затем приходит осознание, что происходило что-то не то.
Например, я со своей стороны делала нужные вещи, но я не получила от общения того, на что рассчитывала, хотя мой вклад был достаточным. Это реакция, которую выдает наш организм на ту манипуляцию, которая была со стороны человека с патологическим характером. Такие люди знают, что есть совесть, но ее критерии к себе не относят.
Иногда бывают очень яркие примеры отношений человека с характеристиками «черной триады» и его жертвы. Например, одна моя клиентка спрашивала: «Как мне понимать, когда мой муж говорит, что мы с ним разные ступени эволюции? Он говорит — тебя можно использовать, я знаю, как это делать, и я это делаю».
Он говорил ей об этом открыто, поскольку она была от него зависима материально и эмоционально. И он понимал, что просто соскочить и уйти из этих отношений она не сможет.
— Она смогла?
— Да, ей удалось.
— Жертвы, которые живут с такими людьми, они не чувствуют, что ими пользуются?
— Скорее всего, они этого не осознают, потому что у нарцисса достаточно сил и самообладания, чтобы держать свою жертву на коротком поводке. Жертвы могут чувствовать себя без сил, вымотанными и не понимать, что происходит, жить в каком-то очень сумбурном мире, организованном им партнером.
Манипуляторы очень хорошо разбираются в людях. Они могут читать соответствующую литературу, легко впитывать информацию по управлению людьми и пойти по головам для достижения желанной карьеры или уровня финансового благополучия.
Те знания и навыки, на освоение которых обычные психологи тратят годы, люди с патологическим характером приобретают легко и просто. Достаточно часто такой человек заинтересован, чтобы жертва, которая делает много хорошего, была жизнеспособной и дальше выполняла свои функции. Ее время от времени хвалят, поддерживают. Вообще, чем умнее и функциональнее человек, тем более изощренным он может быть.
— Выйти из такой зависимости немыслимо трудно, и лучше в нее не попадать. Как себя обезопасить? Ведь они не ходят по улицам с табличкой на груди «нарцисс в активном поиске новой жертвы». А они действительно в постоянном поиске.
— Не попасть в такую зависимость поможет опыт искренних и доверительных отношений. Не обязательно это отношения с родителями. Если родители «теплые» и поддерживающие, то ребенок с самого детства получает необходимый опыт распознавания людей, способных к поддержке. Разумеется, помимо родителей для наработки такого опыта важна и среда — братья и сестры, друзья, другие родственники.
Чтобы не попасть в сети нарцисса, стоит помнить несколько правил, по которым он общается со своими жертвами. Главное то, что нарциссы не склонны много и долго вкладываться в отношения. Поэтому и связь с ними возникает практически мгновенно.
Если появляется ощущение, что человек заменяет собой весь остальной мир, то это тоже повод остановиться и подумать. Про особую эмоциональную близость с человеком стоит говорить хотя бы после двух недель знакомства.
Если мы чувствуем, что мы вот «бах!» и на одной волне, то стоит притормозить развитие отношений и не выкладывать всех подробностей своей жизни новому знакомому.
— Что должно насторожить?
— Как правило, такие люди выбирают в жертву тех, кто может что-то дать — деньги, секс, помощь в карьере или даже решение бытовых вопросов. Во-первых, должно насторожить, когда очень быстро возникает ощущение, что так хорошо, как этот человек, вас не понимает никто. Когда отношения складываются в предельно короткие сроки.
Во-вторых, если конфликтов нет вообще, и партнеры настолько едины и хорошо понимают друг друга, как будто буквально встретилась та самая мифическая вторая половинка, это повод остановиться и задуматься, кто передо мной.
Можно немного спровоцировать человека. Например, предложить неожиданную ситуацию, в которой обычный человек отреагирует не слишком радостно. Например, предложить занятие спортом, которым человек не занимался ранее. Обычный человек может согласиться, но при этом высказать свои опасения либо неудовольствие. Манипулятор согласится и скажет: давай, я всегда об этом мечтал, мы же с тобой одно целое.
В-третьих, гипертрофированная поддержка в начале отношений и акцент на единение, слияние. «Мы — это мы вместе. Я тебя очень хорошо понимаю, я почти читаю твои мысли» — это и есть стирание личных границ жертвы.
И наконец, должно насторожить наличие у такого человека «свиты» из множества поклонников разного пола, которые прислушиваются к его мнению.
— Как объяснить, почему человек, не нуждающийся в деньгах, все время кому-то должен сотню-другую? Он всегда у кого-то в долгу. Зачем?
— Как правило, люди с нарциссическим расстройством хорошо зарабатывают, а этот механизм им нужен для того, чтобы сильнее вовлекать другого человека в эмоциональную зависимость.
Опять же, когда мы даем взаймы такому человеку, то поднимаем свою самооценку. Рядом с ним мы чувствуем свою уникальность и эксклюзивность — он такой компетентный и обаятельный, а выбрал нас, это же круто.
Но это про другое — про то, что мы обеспечиваем его потребности, улучшаем его жизнь, повышаем его самооценку за счет своих ресурсов, в том числе эмоциональных.
— Среди психологов есть те, кто придерживается мнения, что жертва «сама дура виновата», что попала в зависимые отношения. Тут возникает логичный вопрос — так кто же виноват?
— Никто не виноват. Такие люди всегда были. Но когда общество было более традиционным, то окружающие знали про людей, которые были склонны использовать других и не давать ничего взамен. Про таких говорили, что они нечестные и старались держаться от них подальше.
Сейчас мы живем в городах, и эмоциональной близости между людьми меньше. Поэтому такому человеку гораздо легче найти свою свиту и своих жертв.
— Есть опасность, что эмоциональная холодность заразительна, что жертвы, уже никогда не будут прежними?
— Это не всегда так. Если у пострадавшего человека сохраняется близкий круг — семья, друзья, прошлые отношения, где было по-другому, тогда такой человек сможет дифференцировать окружение на безопасное, где он будет демонстрировать свои хорошие человеческие качества, и все остальное.
Но для возвращения в близкий круг к такому травмированному человеку, другим людям придется затрачивать большое количество времени и своих душевных сил. Это необходимо для эмоционального восстановления жертвы манипулятора.
— А сами нарциссы могут измениться, стать человечнее?
— Из моего профессионального опыта и наблюдений, люди с выраженным нарциссизмом менялись и становились более человечными, более теплыми и отзывчивыми после очень серьезных эмоциональных или физических травм.
Например, смерть близкого человека или тяжелая личная трагедия, допустим, авария, в результате которой человек становится инвалидом, когда привычный мир рушится. У меня были такие примеры. Стоит учитывать, что такие трансформации возможны в единичных случаях.

Курс занятий: Хочу ребенка

Вт Янв 17, 2017 11:23

Занятия проходят по субботам с 12.00 до 13.45 часов.
Возможно посещение с партнером (отцом ребенка или будущей бабушкой). Обязательна предварительная запись.
Стоимость занятия 500 руб.

Занятия проводит психолог Скрицкая Татьяна ( www.psychologist-skritskaya.ru )

4 февраля – Образ жизни во время беременности: адаптируемся к беременности и чувствуем себя хорошо. Особенно актуально для девушек на ранних сроках беременности и также полезно на более поздних сроках.
11 февраля – Отношения в семье с мужем и родителями во время беременности. Обычные (нормативные) кризисы и трудности этого периода жизни.
18 февраля – Подготовка к родам: что, когда, зачем? Как и чем я могу себе помочь во время родов?
25 февраля – Разговор о самом главном – о кормлении грудью.
4 марта – Я – мама. Что дальше? Послеродовый период: восстанавливаемся, учимся быть мамой собственного ребенка.
11 марта – Послеродовая депрессия. Что необходимо знать, чтобы ее избежать?
18 марта – Учимся быть мамой. Растим ребенка от 6 месяцев до 3х лет: что важно в этот период?

Курс: Семейные отношения. Просто о сложном

Вт Янв 17, 2017 11:22

Занятия проходят по понедельникам с 19.00 до 20.45 часов.
Возможно посещение с партнером.
Обязательна предварительная запись. Стоимость занятия:
индивидуально - 400 руб., с партнером – 500 руб.
Занятия проводит психолог Скрицкая Татьяна ( www.psychologist-skritskaya.ru )
30 января – Мы выбираем, нас выбирают. Какими качествами обладают люди, способные создать устойчивые отношения.
6 февраля – Милые бранятся – только тешатся. Учимся разрешать конфликты.
13 февраля – Кризисы в отношениях. Всегда ли это катастрофа и разрыв отношений.
20 февраля – Повторные браки. Почему следующий брак бывает похож на предыдущий? Как выйти из негативного семейного сценария?
27 февраля – Поговорим про «ЭТО». Секс в жизни взрослого человека и сексуальная совместимость пары.

Новогодние праздники закончились. Опять в строю.

Пт Янв 13, 2017 23:45

[ Задорное Настроение: Задорное ]
[ Читаю Сейчас: Читаю  ]
Рада ,что существует традиция Рождественских (Новогодних) каникул. Я всегда стараюсь проводить это время с семьей и переключаться с работы на домашнее хозяйство и приятные мелочи.
Прошедшие каникулы были традиционными. Мы съездили отдохнуть. Я почитала по работе. Ничего не могу с собой поделать, сейчас выходит много интересной и полезной популярной литературы. Мои клиенты часто спрашивают, что они могут почитать по тому или иному вопросу. И поэтому я стараюсь быть в курсе качественных новинок популярной психологической литературы. Тем более, сейчас ограниченное количество людей (семей) могут себе позволить работу с психологом. Квалифицированная психологическая помощь всегда стоила денег. А во времена, когда лишних денег практически нет, многие благодарны за рекомендацию качественной и полезной литературы по разным вопросам.
Также в отпуске есть возможность узнать новое, побывать в необычных местах. Я люблю фотографировать. Никогда этому не училась, опять же из-за отсутствия времени... Мне и семье нравятся мои фото. Брала с собой полупрофессиональный фотоаппарат, на который сделала несколько снимков... В остальных случаях пользовалась камерой на телефоне. Удобно, правда, качество фотографий хуже, чем на большом фотоаппарате.
Сейчас долечиваю ОРВИ. И это время использую, чтобы потихоньку переключиться с режима "отпуск" на режим "повседневная жизнь".
Да, шарф сама вязала! Нравится он мне. Теплый, уютный и красивый. Никто не верит, что самосвязанный, а не из магазина :oops:

Опять про работу

Ср Дек 21, 2016 10:01

Как психолог, много лет работаю в медицине + ко мне регулярно обращаются люди, в процессе психологического консультирования и психотерапии с которыми, часто становятся актуальными ситуации с оказанием медицинской помощи и коммуникации с мед. работниками... Я не комментирую работу врачей и взаимодействие с пациентами, но периодически провожу занятия для мед. работников, которые рядом и рассказываю, объясняю и учу коммуникации с пациентами.
А вообще, надо заботиться о себе и дольше оставаться здоровыми!!!

Четыре шага к Новому году

Ср Дек 21, 2016 9:57

[ Невозмутимое Настроение: Невозмутимое ]
[ Читаю Сейчас: Читаю  ]
Четыре шага к Новому году
Говорят, что подготовка к празднику интереснее и приятнее самого праздника. Порой предпраздничная суета, покупка подарков, напитков и продуктов, выматывает настолько, что само застолье и даже рождественские каникулы будут не в радость. Как подготовиться и встретить Новый год, чтобы не чувствовать после праздников пустоты и разочарования?
Осознать смысл праздника Новый год – это традиционный праздник, который всегда был и всегда будет. Чтобы не запутаться в предпраздничной суете, важно определить для себя, что вы хотите, ожидаете от этого праздника и зачем он вам вообще нужен. Важно решить, как вы его будете праздновать – с друзьями на природе или в клубе, дома с родственниками или в одиночестве. В зависимости от того, каким будет встреча вашего Нового года, каждый день, приближающий вас к нему, может быть наполнен определенными событиями. Во время подготовки к праздничной ночи стоит вспомнить традиции собственной семьи. Например, если сохранились какие-то атрибуты праздника, например, обязательная елка дома, или определенные традиции в проведении Новогодней ночи, например, кто-то переодевается в костюм Деда Мороза и поздравляет малышей, или определенные блюда на праздничном столе, которые готовятся из года в год, из поколения в поколение. Все эти традиции и ритуалы позволяют почувствовать себя частью своей семьи, своего рода и поддерживают ощущение стабильности жизни.
Подвести итоги Одним из таких событий, предшествующих празднику, может быть подведение итогов уходящего года. Подводя итоги, мы можем оценить собственную результативность и также определить планы на новый календарный год и скорректировать долгосрочные жизненные цели. Вспоминая важные события уходящего года, стоит делать акцент именно на своем участии, собственной ответственности в реализации планов. Такой анализ делает нас активными творцами своей жизни. И в противовес этому, сравнивая свои удачи и неудачи в уходящем году с успехами в жизни коллег, друзей или родственников, может появляться чувство собственной неуспешности, неудачливости. Поэтому, важно помнить правило, что всегда мы сравниваем себя с собой самим, которым были ранее. Тогда возможно оценить собственные изменения и развитие. Понимая, что ваша жизнь уникальна, и не сравнивая ее ни чьей другой, вы сможете организовать ее гораздо лучше.
Составить план действий При планировании задач и целей на новый календарный год, важно следовать правилу, по которому легче двигаться к достижении привлекательной, позитивной цели. Чем яснее и понятнее цель, которая впереди (будь то новая работа или получение образования), тем понятнее, сколько и каких усилий вам придется приложить. Если не планировать, а жить только тем, что подкидывает жизнь, то мы можем сталкиваться с ощущением рутины, однообразия и бессмысленности жизни. Имея долгосрочные цели и понимая, что для вас главное, а что второстепенное, вы иначе планируем свое время и силы, не относитесь к возникающим неприятностям и трудностям, как к чему-то катастрофическому, а спокойно преодолеваем их. И обретение счастья не может быть целью нашей жизни. Счастье – это всегда переживания, которые возникают в процессе жизни при реализации собственных целей.
Приготовить подарки Поскольку Новый год принято встречать с семьей или самыми любимыми людьми, то стоит подготовить для них подарки. Выбирая подарки, мы можем почувствовать себя добрым волшебником, который способен осуществлять мечты своих близких. В преддверии праздника, человек осознает, сколько у него близких людей, с которыми он готов разделить радость и для которых готов что-то сделать. Выбирая подарки для собственных детей, родители могут им предложить написать письма детей Деду Морозу. И тогда мы сможем узнать, о чем мечтают и чего хотят наши дети. Даже при ограниченных средствах, стоит дарить ребятишкам желанные подарки. Потому что именно такие долгожданные подарки дарят радость и приучают ждать и стараться. Дети знают, что подарки получают, если в течение года хорошо себя ведут и слушаются родителей. Нужные подарки (по мнению родителей), например, новая одежда, не несут в себе потенциала для формирования саморегуляции у ребенка. С подарками для взрослых сложнее, но и эту задачу можно решить, если спросить, что хочется, о чем человек мечтает. Взрослые люди ценят нужные подарки. Если позволяют средства, то подарок родственнику или близкому человеку может быть дорогим и подчеркивать статус того, кому адресован. Такие подарки тоже ценятся и о них долго помнят.

Некоторые комментарии к проекту закона о запрете абортов

Вс Окт 02, 2016 19:36

В социальных сетях активно обсуждают проект закона по исключению абортов по желанию женщины из перечня услуг по полису ОМС. Эту инициативу поддерживает РПЦ и патриарх Кирилл. И в складывающейся ситуации этот проект легко может стать законом… И мне становится страшно от последствий введения такого закона.
К вопросу о выведении прерываний беременности из ОМС и полном запрете абортов в медицинских учреждениях часто обращаются в последние годы. Вначале это предложение возникло из-за низкой рождаемости и сокращения населения РФ. Но всегда вопрос о праве женщины на прерывание случайной беременности вызывал широкий общественный резонанс. И каждый раз проект этого закона наталкивался на огромное количество противников и власти отказывались от его реализации.
Основные аргументы противников введения запрета на аборты или выведения его из перечня ОМС вовсе не в приемлемости данного метода планирования семьи. Многие сторонники абортов по желанию женщины выступают за ВОЗМОЖНОСТЬ выбирать: рожать или не рожать ребенка в случае незапланированной беременности. В качестве аргументов приемлемости такого выбора приводятся объективные условия жизни женщины:
• конфликтные отношения с партнером,
• материальное положение женщины или пары, когда недостаточно средств на содержание себя и младенца,
• проблемы со здоровьем и эмоциональным благополучием женщины. Для ребенка первых лет жизни важно, чтобы мама была эмоционально стабильной и у нее было желание и силы ухаживать за малышом. Эмоциональная доступность мамы является важным условие гармоничного физического и психологического развития ребенка.
Из опыта моей работы психологом перинатального центра и российских особенностей, незапланированная беременность, с необходимостью делать репродуктивный выбор, случается по нескольким причинам:
1.Пара не пользуется надежной контрацепцией или не постоянно применяет контрацепцию. Например, женщина боится принимать противозачаточные таблетки (КОК) из-за риска набора веса или возможного вреда для здоровья, а мужчина отказывается пользоваться презервативами. И часто из страха потерять партнера, женщина соглашается на секс с прерванным половым актом (ППА). По статистике, при таком способе планирования семьи, при регулярной половой жизни, случайная беременность наступает в течение года-полутора. В случае наступления незапланированной беременности выбор делается с учетом материального положения семьи и отношений партнеров.
2.Большое количество информации об увеличении пар с бесплодием. Распространенная ситуация, когда пара не пользуется контрацепцией и считает, что у них могут быть трудности с рождением детей. В таком случае, если молодые люди ориентированы на создание семьи, то случайная беременность является катализатором развития отношений и принимается решение о рождении совместного ребенка и создании семьи. Если есть сомнения в партнере и в перспективе отношений, то принимается решение о прерывании беременности и это событие может ускорить распад пары.
3.Женщины, принимающие противозачаточные таблетки, решают сделать перерыв в приеме контрацептивов, чтобы «организм отдохнул и восстановился». Часто именно во время такой паузу в использовании гормональной контрацепции и наступает беременность. И в таком случае также выбор делается с учетом материального положения семьи и отношений партнеров.
4.Беременность, наступившая после случайной связи. Может возникать у женщин, у которых с бывшим партнером беременность не наступала. Девушка считает, что у нее есть проблемы в репродуктивной сфере. Она не планирует рождение ребенка в ближайшее время и не обследуется у гинеколога. Ее вполне устраивает, что можно не задумываться о предохранении и не беременеть. Такие беременности чаще прерываются.
5.Совсем молодые девушки до 18-20 лет, которые практически ничего не знают о контрацепции и стесняются спросить у мамы или сходить к гинекологу по этому вопросу. Такие девушки могут ничего не говорить родителям и своему молодому человеку о наступившей беременности и хотят быстрее избавиться «от этой проблемы» или «случайности». Если девушка поздно узнает о своей беременности и скрывает ее от окружающих, а ребенка не хочет, то таком случае после родов есть риски отказа от новорожденного.
В приведенных группах находятся совершенно разные женщины, но объединяет их недостаток знаний об эффективных средствах контрацепции и безопасном их применении. Информируя и объясняя особенности использования разных видов контрацепции, возможно сократить количество случайных беременностей и абортов. Полная утопия считать, что «когда-нибудь наступят времена, когда каждая беременность будет осознанной и планированной, а каждый ребенок - желанным». Поэтому информирование и разъяснение возможностей и ограничений современной контрацепции может обратить внимание молодых женщин на себя, свои потребности, собственное здоровье и более внимательно подходить к вопросам планирования семьи и безопасного секса.
Даже при существенном снижении уровня незапланированных беременностей, у женщин должна быть возможность совершить свой «репродуктивный выбор» и даже сделать аборт по полису ОМС в государственной больнице. Это важно еще и потому, что по уровню жизни и уровню доходов, Россия не слишком благополучная страна. И последние обсуждения законопроекта о запрещение абортов по полису ОМС подтолкнули меня узнать, как обстоят дела в мире с правами женщины на прерывание беременности по ее желанию. Оказалось, что лишь в некоторых африканских странах существует полный запрет на прерывание беременности. И даже в большинстве радикальных мусульманских стран женщины могут прерывать беременность по медицинским показаниям!
В России традиционно высокий процент прерываний беременностей по желанию женщин. Если учесть, что практически в любой стране мира женщина может выбирать, рожать или не рожать ребенка в конкретной ситуации, то причина большого количества абортов в нашей стране в глубоких социальных и личных установках, а не в возможности сделать аборт. А в нынешних экономических условиях в РФ, запрет на прерывание беременности по полису ОМС приведет к волне криминальных абортов, женской смертности и ухудшению репродуктивного здоровья молодых женщин. В России не станет рождаться больше здоровых и желанных детей, и не сократится количество абортов, а мы можем получить серьезные проблемы с репродуктивным здоровьем у целого поколения молодых женщин.
Как психолог, который давно работает, могу сказать, что любые серьезные изменения требуют времени. И обычно запреты и ограничения приводят к усугублению ситуации и потребуют еще большего времени, и еще большего внимания для решения проблемы.

Школьный невроз у родителей

Вт Сен 06, 2016 10:11

Школу надо пережить (с)
Если у человека есть дети, а тем более, дети школьного возраста, то жизнь подчинена школьному распорядку. И для таких людей 1е сентября – не начало нового месяца, не начало осени, а начало нового учебного года.
И это значит, что родитель вместе с ребенком выполняют требования школы по режиму дня, выполнению домашних заданий и даже внешнему виду ученика. Не все родители и не все учащиеся легко встраиваются в эту систему. На проблемы с адаптацией ребенка к школе обратили внимание лет 20 назад и с этого же времени в школах появились психологи. Но глобально ситуация с обучением школьника остается сложной как для самого ребенка, так и для его родителей.
С 60-70ых годов ХХ века стали говорить о школьном неврозе как об устойчивой дизадаптации и стрессе, который ребенок испытывает в школе. Данный невроз проявляется в постоянной тревоге, страхах, сниженном настроении, плаксивости из-за необходимости посещать школу или из-за плохих отношений с конкретным педагогом. Часто такой невроз развивается из-за:
-конфликта с учителем;
-трудностях в общении и конфликтах с одноклассниками;
-врожденных особенностях нервной системы ребенка: утомляемости, тревожности, страхах, которые проявлялись и в дошкольном возрасте;
-особенностях воспитания ребенка в семье: попустительстве со стороны родителей, воспитании по типу «кумира семьи», непоследовательном воспитании, когда у ребенка не формируются навыки саморегуляции и нет четкого представления о приемлемом и неприемлемом поведении.
Стоит добавить, что склонность к развитию невроза может наследоваться от одного или от обоих родителей. Также проявления школьного невроза у родителей во время собственного обучения в школе, является фактором риска развития школьного невроза у ребенка.
Родители и семья ребенка являются той территорией, где должно быть тепло, безопасно и предсказуемо. Если отношения между родителями конфликтные, или у кого-то из родителей был негативный опыт учебы в школе, то вероятность появления школьного невроза у ребенка становится гораздо выше.
Что же такое «Школьный невроз родителей» (ШНР)? Я беру этот термин в ковычки, т.к. не уверена, что серьезная академическая наука занимается исследованием этой проблемы. ШНР проявляется в тревоге, опасениях за успешность собственного ребенка в школе, его успеваемость, отношения с одноклассниками и учителем (в начальной школе) или учителями в средних и старших классах.
В основе развития любого невроза лежит объективная невозможность изменить ситуацию и субъективное отношение к этой ситуации как к тяжелой или катастрофичной. Применительно к ШНР, могут появляться следующие мысли: «Мой ребенок идет учиться (в школу). Я его люблю и сильно беспокоюсь, как он сможет ладить с учителем и одноклассниками, сможет ли легко справляться с программой? Если мой ребенок будет не таким успешным, как я ожидаю, то это будет слишком тяжело для меня».
При возникновении классического невроза необходима травмирующая ситуация, в которой человек чувствует свою беспомощность. Современная российская школа в крупном городе является закрытой организацией, живущей по своим правилам и нормам. Тем более, что долгие годы идет реформа школьного образования, что тоже усиливает тревогу и неопределенность родителей. Невозможность контролировать ни школу, ни конкретного педагога, часто приводит к тому, что родители чувствуют свою беспомощность при взаимодействии со школой. И беспокойство только увеличивает уровень стресса, который с течением времени может переходить в хронический стресс и на его основе будет развиваться невроз.
Современная городская жизнь отличается высоким темпом и успешные (реализованные) родители в обычной жизни испытывают более высокий уровень стресса и без учета школьного обучения собственных детей. Такие родители ожидают или даже требуют высокой успеваемости, проявляют больше раздражения, чем тепла и поддержки к своим детям и все это запускает порочный круг развития невроза как у родителей, так и у детей. Успешным и активным родителям, устающим на работе, бывает трудно проявлять терпение и оказывать психологическую поддержку собственным детям. И, к сожалению, хорошие бытовые и материальные условия жизни при высокой занятости и переутомлении у родителей не способствуют появлению саморегуляции у детей и не учат справляться со своими трудностями.
Ребенок любого возраста, да и взрослый, хотят быть хорошим для своих близких и нуждается в эмоциональном принятии и психологической поддержке. Родителям с ШНР бывает трудно замечать незначительные успехи своих детей. Длительный стресс, а тем более невроз, сказываются на особенностях мышления человека. Также в результате переутомления взрослый может не замечать простые способы разрешения школьных трудностей ребенка. Может проявляться «черно-белое мышление», когда воспринимаются значительные улучшения и необходим только идеальный вариант разрешения ситуации.
Можно много писать о причинах возникновения ШНР и последствиях такого состояния для родителей и детей. Мне, как специалисту-практику, хочется сосредоточиться на актуальном вопросе, который регулярно возникает у моих клиентов: «Что с этим делать?».
1.К сожалению, невозможно выбрать идеальную школу. При этом стоит помнить, что именно родители обеспечивают безопасность ребенка. В случае возникновения сложностей у ребенка, учителя и администрация школы должны знать о позиции родителей. Не все трудности, которые возникают у ребенка в школе (даже в старших классах) он может разрешить самостоятельно!
2.Если при возникновении проблем и при попытках их разрешения с учителем (администрацией школы) ничего не меняется, то стоит подумать о переводе ребенка в другую школу. Перевод в новую школу стоит согласовывать с ребенком, особенно, если он старше 10-11 лет.
3.Необходимо учитывать особенности развития и здоровья ребенка. У любого человека большое количество врожденных качеств, например, активность, стрессоустойчивость, склонность к тем или иным предметам (часто она проявляется в возрасте 12-15 лет) и пр. Если у ребенка нет склонностей к занятиям спортом или аккуратности, и родители тоже не имеют этих качеств, то не стоит ожидать от ребенка выдающихся способностей в этих сферах. Возможно, через какое-то время у вашего ребенка проявятся собственные задатки.
4.Дети долго растут и формируются. Поэтому важно оставаться терпеливым и внимательным родителем. Распространенная рекомендация о том, что собственного ребенка можно сравнивать только с ним самим, каким он был раньше. Темпы роста и успеваемость родителей, братьев, сестер и одноклассников могут существенно различаться. И сравнение возможностей собственного ребенка с другими только увеличит тревогу и не вызовет желания больше стараться. Стоит рассказывать, делиться своим школьным опытом: удачами, трудностями, тем, как вам удалось пережить школу и стать тем, кто вы есть.
5.Важно, чтобы к окончанию школы у ребенка было желание и силы продолжить обучение. Последние несколько лет начали проводить исследования по эмоциональному выгоранию школьников. Такие исследования проводятся в странах, где высокая интенсивность обучения, конкуренция между детьми начинается уже в школе и недостаток социальной поддержки. Особенности эмоционального выгорания школьников проявляются в том, что им трудно (или невозможно) учиться дальше и совершенно нет сил и мотивации для своей профессиональной реализации после школы.
Школьные годы являются временем взросления наших детей. Маленькие ребятишки вырастают, узнают и получают новые знания, они учатся выбирать себе друзей и ладить с разными людьми. В этот же период у них появляются стойкие интересы, которые могут стать будущей профессией. И даже первая влюбленность может приходиться на это время. Ребенок растет, взрослеет и решает множество задач.
Психологами доказано, что дети растут и получают собственный жизненный опыт подражая своим родителям. Характер и привычки родителей сказываются на воспитании и влияют на самооценку ребенка. Родительские тревога и неврозы будут транслироваться детям и влиять на их жизнь и становление характера. При ШНР стоит обращаться за психологической помощью, разбираться в причинах собственной тревоги и учиться с ней справляться. Дети нуждаются в мудрых, терпеливых и любящих родителях! Вложения в собственное психологическое благополучие вернутся улучшением качества собственной жизни, здоровья, гармонизацией семейных отношений и, конечно, благополучием собственных детей.

Страница 2 из 6
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.


Добро пожаловать в мой дневник
Владелец: [ Татьяна Sk ]
Соавторы: [ (нет) ]
Дневник: [ Просмотреть все записи ]
[ Друзья ]
Перейти: [ Назад/Вперёд ]
Страница: [ 2 из 6 ]
Поиск по записям
 
Календарь
« < Март 2024 > »
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Болталка
Тут ещё тихо.
интересно о психологии
Работаю психологом с 1997 года. Начинала как психолог в отделении патологии беременных в родильном доме. Продолжаю работать в этой сфере.
За время своей профессиональной деятельности работала школьным психологом, преподавала психологию в вузах Новосибирска. После рождения второго ребенка вышла на работу психологом в Женскую консультацию №1 при НГКПЦ (4м роддоме), где и работаю до сих пор. Также консультирую и занимаюсь психотерапией в Центре семейной психологии и психотерапии Familia.
Также информацию обо мне можно найти в соцсетях и на моем личном сайте.
Дневник содержит мои популярные статьи по психологии. Также в нем есть заметки про события в моей жизни.
В последнее время моим девизом является фраза: Жизнь надо устраивать до тех пор, пока она не начнет устраивать тебя. Мне это созвучно. Когда возникает необходимость, я тоже разрешаю трудности и проблемы , с которыми сталкиваюсь в собственной жизни.
Буду рада, если информация окажется полезной и Вам удастся узнать что-то новое для себя и разрешить свои трудности.
Контакты Татьяна Sk
О Татьяна Sk
Зарегистрирован
Пт Апр 20, 2007 18:35
Откуда
Новосибирск
Род занятий
психолог
Интересы
...а еще я крестиком вышиваю...
Дневник
Дневник начат
Чт Ноя 29, 2012 11:37
Всего записей
60
Возраст дневника
4138 дней
Всего ответов
11
Визитов
51872
RSS
RSS Feed