не зал и не палуба


Показаны только записи в категории 'литература для бедных'

Сибмама - о семье, беременности и детях » Дневники

Дневник просматривают: Нет

Аглицкая работа (с)


Ср Окт 01, 2014 21:44

-- А все, чай, французы ввели моду скучать?
-- Нет, англичане.
-- Ага! вот что!.. -- отвечал он, -- да ведь они всегда были отъявленные пьяницы.
(М.Ю.Лермонтов, Герой нашего времени)




Это я к чему картинку-то... Это я к тому, ЧТО в итоге сделали эти несносные русские мальчишки с творческим наследием обожаемого ими пафосного англичанина Байрона.
:mrgreen:
Не, они не со зла. Он им по честному нравился. И Пушкину, и Жуковскому, и Козлову, и Мише Лермонтову. И там было чему нравиться. Английский пижон был и правда во многом крут.
Просто так уж барин задачу поставил, что одному не справиться - помощник нужен, хомо сапиенс... Они и навалились... разбирать ту аглицкую работу на полезные в смоленском хозяйстве запчасти...
Мой любимый балет про пирата Кондрата - это просто уже вишенка на торте.
:mrgreen:
Пост про альбомы я сделаю, но сейчас меня нечеловечески плющит с очень ранней и совсем щенячьей мишиной любовной лирики. Нет, без помощи кузнеца Степана в освоении байроновых стансов он явно не обошёлся.
Я с него балдею и ржу, как конь Черкес.

Девочки!
Вы мне пока вот что скажите, если хотите тут какие-нибудь связные посты увидеть со стихами и женскими личиками.
Вот какие стихи, написанные к женщине от лица мужчины, вам по-настоящему нравятся?
И отдельно прошу: подкиньте пожалуйста интересной на ваш взгляд лирики на тему Его с Ней прощания. Чтобы Он от Неё уходил. Желательно - навсегда.

Написано: Sestra Karlotta

я к вам пишу случайно - 6


Сб Сен 27, 2014 10:12

Marisha, а давай я тебе расскажу немножко.
Про его девочек.

Сашенька Верещагина-Хюгель приходилась ему одной из кузин. Была она старше на пару лет, и отношения между ними были исключительно родственно-дружеские.
Серьёзная, спокойная девушка с очень практичным взглядом на жизнь. Очень земная девушка.
Выдали её за здравомыслящего немеца-дипломата барона Хюгеля. И уехала Саша с мужем на его родину.
Сама управляла прикупленным замком. Сама шила себе платья по моде. Родила троих детей, двух девочек и мальчика. Вела переписку с роднёй в России.

В декабре 1838 года Сашенька родила первенца. Девочку.
Матушка сашина, рассказывая ей о поздравлениях по случаю рождения внучки, пишет:
"Миша Лермонтов, как узнал, сказал, что будет дожидаться, не женится".
Хохмит Миша в своём обычном стиле. И не располагая временем поздравить лично, точно знает, что будет передано и понято (там три-четыре слоя чисто семейных смыслов).

Бабушка мишина, одной из первых узнав радостную новость, разумеется, Сашеньку поздравляет:

"Любезная Александра Михайловна.
Посылаю Вам для новорожденного дитяти баюкашную песню, отгадать не трудно чье сочинение.


Скрытый текст:

«Казачья колыбельная песня»

Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю.

По камням струится Терек,
Плещет мутный вал;
Злой чечен ползет на берег,
Точит свой кинжал;
Но отец твой старый воин,
Закален в бою:
Спи, малютка, будь спокоен,
Баюшки-баю.

Сам узнаешь, будет время,
Бранное житье;
Смело вденешь ногу в стремя
И возьмешь ружье.
Я седельце боевое
Шелком разошью...
Спи, дитя мое родное,
Баюшки-баю.

Богатырь ты будешь с виду
И казак душой.
Провожать тебя я выйду -
Ты махнешь рукой...
Сколько горьких слез украдкой
Я в ту ночь пролью!..
Спи, мой ангел, тихо, сладко,
Баюшки-баю.

Стану я тоской томиться,
Безутешно ждать;
Стану целый день молиться,
По ночам гадать;
Стану думать, что скучаешь
Ты в чужом краю...
Спи ж, пока забот не знаешь,
Баюшки-баю.

Дам тебе я на дорогу
Образок святой:
Ты его, моляся богу,
Ставь перед собой;
Да, готовясь в бой опасный,
Помни мать свою...
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.

Слышу как Вы счастливы и радуюсь. Не забывайте и нас на святой Руси. Супругу Вашему мое почтение и малютку целую.
Готовая к услугам Елизавета Арсеньева.
Вы знаете, как Миша ленив, а мне уж самой захотелось послать вам стихи его".

"Скажи, что я писать ленив, что полк в поход послали, и чтоб меня не ждали"...
Ленивый Миша в это время уже вернулся из первой "командировки" на юг, несёт службу, мотается по литературным салонам, влипает в очередные неприятности и, вероятно, что-то пишет, потому что когда-то же он успел роман-то сочинить.

Датируют сочинение "колыбельной" не 1840 (год публикации), а 1838 годом, опираясь на письмо бабушки и приписку в нём от другой родоственницы (на самом письме даты нет).
Многообразные казачьи легенды о прекрасных казачках, певших колыбельные чуть ли не самому Лермонтову, едва ли не во время боя - совершенно недостоверны. Но подхватить мотив и конструкции на слух Миша мог. Где-то по пути в Тамань.
И мелодий исходных у этой песни должно быть две: та условно-казачья, которую мурлыкал он сам и та, на которую могла напевать этот текст Сашенька. Ни одной из них в чистом виде нам уже не услышать, но было их - две.

В том, что "колыбельная" сочинена по случаю рождения сашиной дочери лермонтоведы склонны сомневаться.
Вероятно, потому, что бабушке "самой захотелось" послать стихи.

Поскольку ни в каких романтических отношениях Саша с Мишей никогда не состояли, барон Хюгель, даже если бы хотел, не имел оснований требовать от Саши уничтожения бумаг, связанных с Лермонтовым. Сохранила она в итоге не только свои, но и кое-что из архива Варвары Лопухиной-Бахметьевой.
И передала дочерям.
Вот за фрагментами этого архива гонял по Германии в том числе и Андроников.

Такой вот германский след у баюкашной песни.
Такие вот женщины.

Написано: Sestra Karlotta

я к вам пишу случайно - 5


Ср Сен 24, 2014 19:25

Хлорка, "братские чувства", говоришь?
Ну, не без того...
:mrgreen:

В моём случае по отношению к герою это выглядит так (чашку с кофе поставь):
Скрытый текст:
:akk:
Как я Гришу увидала
В белых брюках без лампас,
Детство в попе заиграло,
В сердце юность занялась.

И крутило и вертело:
Было дело, да прошло.
Всё во мне цвело и пело.
Но до мозгу не дошло...


Если слегка куртуазнее, то так:
Скрытый текст:
Журнал ваш - просто кладезь оптимизма.
Топор и камень. Пистолет и плеть.
Я вас люблю. Как Лермонтов - отчизну.
Чего ещё вы можете хотеть.


Но беда в том, что я (уже вздыхала тут по сему поводу) глянула на автора.
А какая зрелая начитанная женщина, спрашивается, не грезит... гм... встречей с любимым поэтом. Это ж буквально наш социальный контракт. Я серьёзно.
Сколько рафинированных дам плевали ядом в Натали, ревнуя к ней Пушкина, который у них-то уж нашёл бы полное понимание и пакет услуг - это же считать замучаешься.
Почему бы и да...

Две проблемы только:
- я очень осмотрительна в связях с мужчинами
- я могу представить себя дамой света и полусвета, но де факто предки-то у меня исключительно лапотные

Вот с этих вот позиций я про двух поэтов и пофантазировала.
(имя собеседницы совпало случайно, из-за первого, менять не стала)

...чтоб барской ягоды в саду уста лукавые не ели... (А.С.Пушкин)

Смородина тригорская.
Скрытый текст:

Ты, Танюха, пой, а я петь не буду. А то если я запою, ягода скиснет, сама знаешь.
Пой погромче, вон он барин семенит, гость хозяйский.
Ох и страшненький. А шляпа-то, шляпа – глянь-ка. И где он взял таку дурацку шапку белую. Сам чёрный, вертлявый, глаза блудливые. Вылитый хранцуз, как про них Дядьтерентий рассказывал. И палка у него тяжеленная. Ишь, помахивает.
Ой, нас увидал никак. Точно увидал, шерсть на морде топорщит. Чего? Каку шерсть? Да знаю я, что Митяй-куафёр говорит: бакенбарды. Дурь одна – ни борода, ни бритый, ни то ни сё. Ох, матушки, к нам идёт. Давай-ка отсюда, а то девки сказывали, охочий он до нашей сестры – не отобьёшься. Палка опять же тяжеленная.
Ну чего глазами стреляешь и хихикаешь? А Митяй как же? А этот тебе на кой – страхолюд? Любопытно? Ну, дело твоё, а я пойду. А ты как знаешь. Митяю не скажу, чего бы. Не возьмёт ведь он тебя порченую-то. Только гляди, не убережёшься, так Митяй сам всё поймёт, как мартышонка-то родишь черномазого… Да куда уж мне, дуре, хранцузской ебли хотеть…
Доброго утречка, барин Лесан-cергеич. Пойду я, барыня велела ягоду на пробу принесть….


Смородина тарханская.

Скрытый текст:
Чего ты нудишь, Татьян, спела бы чего повеселее. Или помолчи уже, слышишь – кузнечики. Любовь у неё. Что: как любовь, так сразу волком выть, что ли? Сосватает тебя твой Митяй, куда денется. Матрёна говорила. Верное дело. Отстань обниматься, ягоду собирай.
Да, вижу, барчук идёт, внучок бабкин. Чего это он сразу страшненький-то? Ну, низенький, косолапый, чернявый. Не страшнее прочих. Мне так даже нравятся чернявые. Ну, с книжкой. Они все читают. Им-то смородину собирать не надо, вот и читают.
Да уж куда б ему с добром до твоего Митяя. То ведь Митяй. По нему полдеревни сохнет. Уж ты сколько билась, пока он на тебя глаз положил. Дался он тебе, Митяй тот. Любооовь… Дурость одна любовь эта ваша. Наплачешься ты с Митяем своим. Да не зарюсь я на него, уймись ты. Это он меня давеча прижать пытался, Митяюшка твой ненаглядный, светик яхонтовый, кобелина белобрысый... чего-чего, сковороды под рукой не было, вот чего… пришлось ему словами объяснять,… Отстань обниматься, Татьян. Да как бы он мне нравился, не поглядела бы я на твою любовь. Только он ведь мне даром не сдался, зазноба твоя. Ягоду собирай давай: не управимся, осерчает барыня, велит тебе полбашки обрить, и уйдёт твой Митяй к Фёкле. Чего хихикаешь?
Барчук сюда идёт? Ну, идёт. Да не ёрзай ты. Далась ты ему. Сама знаешь, есть ему кого помять. Вон постом Марфа из имения вернулась, за Ефрема пошла с богатым приданым. Родила уж. Здоровенькая девочка родилась. И не похожа. Ладно, на Ефрема не похожа - это ясно. Так ведь и на барчука не похожа. Только что глазастенькая. Или тоже так хочешь как Марфа - чтоб с богатым приданым? Так это ты тогда сразу к барыне иди, перед ней юбкой тряси, глядишь, возьмёт в горничные-то... Что, боязно? Вот и не ёрзай.
Доброе утречко, барин Михал-юрич…
…ох и глазищи у него всё-таки...
Что говоришь? На Данилу-горбуна похож?…. Кто? Он? Ну, похож… Кому как. Для кого может и страшный…
…А вот и пойду. И пойду, если посватает. Так-то по чести, Танюш, за кого ещё идти, если Данила-горбун один из вас человек и есть. Да вот так. А вы тогда кто? А не знаю. Отец Евсей говорит: прихожане.
… прости, Танюш, не серчай. Не надо со мной про Данилу-горбуна. Спой лучше.


Хлорка, будь другом, на досуге проверь тарханскую часть этого опуса на соответствие матчасти. Ты ведь читала про Тарханы недавно.
И спасибо тебе за лунного мальчика. Он очень к месту и в масть. Потом покажу.

Написано: Sestra Karlotta

байка баек


Вт Сен 23, 2014 20:56

- Ребята, - говорю своим, - я основательно увлеклась. Так что можете звать меня Ираклием.
- Нос не дорос, - констатирует МохМух, - у него он куда больше.
- Гм, - говорит дочь, - объяснить "Ираклий".
- Так ты же не знаешь!!! - восхищается МохМух, - Так вот что мы будем смотреть сегодня вечером!
Мы и смотрели.

Выступление лермонтоведа Ираклия Андроникова на сцене Ленинградской филармонии.
Речь идёт, к счастью, не о Лермонтове.

Монолог робкого грузина:"Первый раз на эстраде".
Абсолютный шедевр и памятник эпохи.
(во время просмотра лучше ничего не жевать и не пить)



Marisha, как я тебя понимаю - по поводу сценречи-то...
Это вот микрофончики-то у него по переднему краю натыканы - это ведь телевидение звук снимает. Зал-то он, по всему судя, берёт голосом. Акустически сложный для разговорника зал.
Часовой моноспектакль.
Богатыри, не мы... Этот робкий грузин определённо красавец.

Написано: Sestra Karlotta

я к вам пишу случайно - 4


Вт Сен 23, 2014 7:27

sono io писал(а):
...меня в детстве впечатлило (какую-то книжку читала, а может даже просто предисловие к лермонтовской книжке), весь двор таскался за Лермонтовым. Его на Кавказ и двор на Кавказ. Мотыльки.

Sestra Karlotta писал(а):
Прелесть какая. Похоже на анкдот Хармса.
Продолжение: А Лермонтов оборачивается и говорит: "Как же вы мне все надоели. Пойду дам Мартышу себя застрелить".


Я была неточна в датировке. Года с 1838 нечто подобное могло иметь место.
Как пошёл по рукам в списках «Демон». Они там все очень ждали: кто же им, сиротам, заменит Пушкина.
Так парень, с детства предпочитавший живопись музыке и прозу поэзии, оказался вторым по значению поэтом золотого века - назначили. Он не возражал особо. Но всё же вышло своеобразненько, если отсюда глядеть.

И, разумеется, "таскался" ни в коем случае не двор. Не высшая знать. Даже не свежеобразовавшийся на тот момент и ещё не очень привычный «бомонд». Именно что мотыльки – мелочовка дворянская. Девочки, в частности, на выданье, ага. Страшненький-то он страшненький, но вполне обеспеченный (это мамы) и наш новый модный поэт (это дочки). Юноши романтически настроенные – в ту же компанию. Бенкендорфов племяш, допустим, вполне мог к таким относиться. Дядя пашет с утра до ночи со своим штатом в целых двадцать человек, а племянник в обществе поэта на рояли бренькает… Мотыльки. Бестолочь.

«Оборачивается и говорит» он, разумеется, нечто другое.
Он говорит: «Печально я гляжу на наше поколенье».

Их фактически выжгло, этих мотыльков.
Их растили, учили, наставляли, готовили к хорошей правильной жизни, к службе отечеству. На них применяли буквально новейшие разработки ведущих собаководов. Вот эти девочки, которым он морочил голову – они почти все свободно и грамотно пишут на русском языке (Татьяну Ларину вспомним – она ещё нет, а эти уже да). Нет, грамотную бабу на Руси и раньше видели, но чтоб в таком количестве, да ещё чтобы алгебру при этом знала… Вот зачем княжне алгебра? Что она ей делать будет, скажите на милость. Для престижу. Двухлетняя юнкерская школа была чудесным местом, судя по всему. Весёлые парни, которых учили ездить верхом и ходить строем и отучали читать худлит. Вот только воевать их, кажется, не учили совсем. Зачем им. Отечественная война-то закончилась давно. У нас тут мир, благодать и минеральные воды.

Мотыльки вышли причудливые, разноцветные и злые поголовно как черти. Это надо учитывать при чтении, что и «однажды мы встретимся на узкой дорожке», и «возьмите лучше нож и зарежьте меня», и все прочие радости такого толка – не показатель чьей-то личной агрессивности. Это даже не бурление юных говн кровей. Это для них норма.

Слив человеческого ресурса в масштабе поколения. Дело житейское. Кажется, на этих ребят – около десятого года рождения – пришлась как раз кульминация «пира на празднике чужом». А по факту (умница всё же был парень) огреблись они в чужом пиру похмельем по самое здрасьте.

И никто их не притеснял, не угнетал и не преследовал, никакие сатрапы их на самом деле не тиранили, никакие жандармы в них их кустов не стреляли. Незачем.
Ильяшевич после дуэли за голову схватился: «Мальчишки! Что вы со мной сделали!»
Вопрос, что с ними сделали, разумеется, не стоит. Он технически не может так стоять ни с какой позиции.
О них заботились и дали им всё самое лучшее из того, что имелось под рукой.
Они всё сами с собой сделали. Только пепел остался.

Цитата:
Он просто честен с собой.

Нет. Честен Печорин, как это ни странно, с другими. Несколько парадоксальной такой честностью. К себе он беспощаден.

Написано: Sestra Karlotta

я к вам пишу случайно - 3/1


Вс Сен 21, 2014 17:10

Это продолжение предыдущего поста: про вектор и женитьбу - в виде монолога с репликами в сторону.:)

Вектор, говоришь…
Он там у него есть.
Жениться барину надо.
( Дальше )


«Он был такой тоненький, беленький, мундир на нём был такой новенький»…

Написано: Sestra Karlotta

я к вам пишу случайно - 3


Сб Сен 20, 2014 9:51

Joy писал(а):
ну да. умный, сильный. но легкий. но нет... как бы это сформулировать, чтоб без пафоса лишнего... вектора жизненного, что ли. цели, направления. то, что раньше бы назвали "жениццо вам, барин, надо". чтобы всю эту энергию - да в мирных целях. или в немирных, но хоть куда-то.
герой-одиночка, да. но ведь не в пУстыни живет, с обществом все равно как-то взаимодействовать приходится. мне в таких героях как раз этот процесс интересен - сломается герой об общество или наоборот, под себя его прогнет (неважно как - завоюет, лесом пошлет или какой промежуточный вариант, профессию, например, придумать, единственную в мире ).

Вот на последней фразе меня накрыло: йолы-палы – это ж я! :mrgreen:
И если бы я одна...
Вообще-то спокойно и без пафоса это называется – создать себе социальную нишу. Она не должна быть самой лучшей и круче всех, она не обязана соответствовать ничьим представлениям о прекрасном, кроме твоих собственных. Она должна быть твоя, для тебя удобная и способная экологично взаимодействовать с другими нишами – без затяжной войны на периферии.
В норме нишу достаточно найти и обжить. Вариант – найти и переделать. Бывает, что надо именно создать. Тоже не с нуля, какая-то база будет обязательно.

Мне просто удобнее немного, чем другим, проделать мысленную операцию: представить, что меня не стало в 27.
Если к этому моменту уже были дети – может быть жутковато такое представлять. Хотя – если ниша была найдена или создана, то можно понять, что и ребёнок бы без тебя не пропал и вырос как надо.

Вынимаем себя в этом возрасте из мира. Смотрим: а что же осталось. Глазами влюблённого доктора Ватсона.

Получаем две вещи:
- Воспоминания о тебе людей, тебя знавших, будут достаточно противоречивы и полны их собственных оценок, проекций и предположений о том, что бы было бы если бы. Вот прям как Лермонтов, ей богу. Или как Шерлок Холмс. Просто полная противоречий натура будет. И нет – срез на 37 даст другую картинку. Более ровную. Люди будут лучше знать, как о тебе отзываться. И да – это касается любого из нас, как бы он ни жил.
- Можно чётко увидеть эту самую свою нишу. Откладываем подальше чужие оценочные шкалы и масштабирование по типу «а у соседа». Забываем всякие много-мало и даже полезно-бесполезно. Не считаем себя героем. Начинаем фразу словами «я был только тем, кто…» и продолжаем со своим содержанием. Что ты там делал такого, чего не делал никто вокруг.

Чисто эмпирически: любой человек, с которым я добровольно общаюсь более полугода – это человек, способный при желании проделать такую операцию и дать себе ясный ответ. Делиться этим ответом он может не захотеть, но он его получит. Можно потом над этим ответом смеяться, можно плакать, можно делать выводы – это уже по ситуации.
Есть те, кто не сможет. Где-то. Их даже, вероятно, много. Мне-то что до них.

Про общество и «жениццо» скорее всего следующим постом расскажу – на примере Миши с Гришей. Про «вспыхнуть и погаснуть» - как рука возьмёт. Там примеры из той же эпохи. Ненаглядные.

Леди и бабоньки!
Это надолго. И каты будут не всегда. Зато и маты тоже не всегда.
Смиритесь. Отфрендите. Вы меня знаете.

Написано: Sestra Karlotta

я к вам пишу случайно - 2


Пт Сен 19, 2014 23:30

Ирина писал(а):
да, комплексы, да, много чего интересного можно нарыть
но... это ли главное?
почему ребёнок 4 лет плакал тихо под столом после его стихов?
а вы попробуйте ребёнка лирикой-то пронять да обмануть
да просто потому, что стихи гениальные
что ещё нужно...

Всем разное нужно.

Я совершенно не собиралась возвращаться к его лирике. Но стихи его всё равно возникают в поле зрения при знакомстве с биографией.

Что я вам, девочки могу сказать…

Не читайте Лермонтова детям дошкольного возраста. Вот не надо им это.

Когда я перебирала четырёхлетней дочери всякие разные стихи, которые могли бы её заинтересовать, у меня всплыл в памяти фрагмент начала «Демона». Ну, демон. Ну, летает. Над вершинами Кавказа. Картина достаточно привычная. Вдруг детка что-то найдёт для себя в этой старой оперной чертовщине. Дети же непредсказуемы в этом смысле.
Дочь уверенно сказала, что НЕ НАДО. Вот это – не надо ей читать.

Я пожала плечами и переключилась на что-то другое. Сошлись мы тогда с ней в эстетических предпочтениях на «Птицелове» Багрицкого.

А чем её так смутил и расстроил Мишель, она сразу объяснить не смогла, и вдаваться я не стала.

Сейчас понимаю.

Маленький ребёнок, не всё понимая в тексте, хорошо слышит затекстовое пространство.

Вырастая, мы эту способность почти совсем теряем. Восстановить её можно иногда внимательно взглянув в лицо автору, почувствовав обстоятельства создания стихов.

Тогда можно услышать, что его: «Они любили друг друга так долго и нежно», - звучит так, будто в пустой холодной комнате пуля из пистолета Кухенрейтера попала в открытый рояль.
Девочки, это - четырнадцать плюс.
Маленькому ребёнку такое нафиг не сдалось.

И я думаю Мишель, с его отношением к детству как заповедной территории, был бы крайне недоволен, узнав, что от его стихов плачут маленькие дети. Не для них это сочинялось.

Его собеседник - ребёнок, узнавший уже, что такое неразделённая любовь.
Возраст он обозначил – десять лет.

Девчата, я серьёзно.
Мы-то привыкли – классик. А дети-то слышат как есть.
Не надо стращать им младенцев, не для того он жил.

***
Всегда есть исключения.
У меня в детстве книжка была: «Тяпкин и Лёша», авторства Майи Ганиной. Очень хорошая книжка, я её любила.
Вот там и описано исключение.

Поясняю для тех, кто не читал: Тяпкин – это девочка (так получилось), папы в тексте не видно – только мама и дедушка (так получилось), Лёша – это маленький леший, с которым Тяпкин дружит (так получилось). И вот Тяпкину с Лёшей дедушка поёт колыбельную. Первая колыбельная – это Майков, мне тоже бабушка про орла пела. Вторая – вот как раз то самое исключение…

Причина, по которой дедушка поёт детям стихи, написанные одним поручиком в тысяча восемьсот сороковом году на гауптвахте после дуэли перед высылкой на Кавказ, напрямую названа в тексте. Выделять её болдом я не стану.

Бывают исключения, да. Когда выхода другого просто нет.

Очень хороший текст, девочки, рекомендую:
Скрытый текст:
Попили ещё молочка и стали ложиться спать.
– Деда, – попросил Тяпкин, когда они с Лёшей улеглись рядом на подушке, – а ты нам песню споешь?
– Спи, ладно, потом, – сказал дедушка, зажег керосиновую лампу, загородил её газетой, выключил верхний свет и сел читать книжку.
Стало совсем темно, и не ясно, что же случилось с мамой, почему она не едет. Тяпкин думал об этом, вертелся, вздыхал и не давал спать Лёше.
– Ты что не спишь, крутишься? – оторвался наконец дед от книжки. – И Лёше спать не даешь, он тоже глазами хлопает. Давно пора спать.
– Не могу я спать, – сказал Тяпкин. – Всё время про маму думаю.
– Никуда твоя мама не делась, нечего про неё думать. Завтра проснемся, позавтракаем и сразу пойдем её встречать, она приедет. Спи.
Дед сел близко к кровати и. стал петь колыбельную. Колыбельная эта была очень старая, и знал её дед давно, её пела его мама, когда он был маленьким, потом дед пел её мне, потому что я рано осталась без матери и, кроме него, петь колыбельную для меня было некому, после уже дед пел колыбельную моему ребенку. Голос у деда был плохой, слух тоже, но и мне и Тяпкину казалось, что поет он очень хорошо.

…Улетел орел домой;
Солнце скрылось за горой;
Ветер после трех ночей
Мчится к матери своей.
Ветра спрашивает мать:
«Где изволил пропадать?
Или звезды воевал?
Или волны ты гонял?»
«Не гонял я волн морских,
Звезд не трогал золотых;
Я дитя оберегал,
Колыбелечку качал…»

Пока дед пел, Тяпкин повернулся на бочок, подложил ручку под щечку и заснул. Очень он бывал милый и хороший во сне – нос уткнулся в подушку и расплющился, он почмокивал губами и немного сопел. Все маленькие, когда спят, очень хорошие – и щенки, и ежата, и поросята, и дети.

Дед вздохнул, поцеловал его тихонечко, сказал: «Спи, спи!» – и укрыл получше простыней. И тут увидел, что Лёша не спит, смотрит широко открытыми глазами.

– А ты, чучелко, что не спишь? – удивился дед. – днём выспался? Хотел я вас раньше разбудить, да жалко было.
– Нет… – прошептал Лёша. – Дедуш, а ты что пел?
– Песню.
– Мне понравилась… А ты ещё знаешь?
Тогда дед запел ещё песню, которая тоже сначала мне, а потом Тяпкину служила колыбельной, хотя совсем на колыбельную не походила.
Просто дед всю жизнь был очень занят: сначала воевал на германской войне, потом на гражданской, потом боролся за революцию, потом строил социализм – учить колыбельные ему было некогда.
Дед пел:

По синим волнам океана,
Лишь звезды блеснут в небесах,
Корабль одинокий несется,
Несется на всех парусах.

Лёша слушал, повернувшись на бочок и подложив ручку под щечку, – это я так учила его ложиться, чтобы скорее заснуть, – но глаза у него были внимательные и совсем не спящие.

…Есть остров на том океане —
Пустынный и мрачный гранит;
На острове том есть могила,
А в ней император зарыт.
Зарыт он без почестей бранных
Врагами в сыпучий песок
Лежит на нем камень тяжелый,
Чтоб встать он из гроба не мог.

Лёша не знал, кто такой «император» и что такое «почести бранные», как в свое время не знала я и не знал до сих пор Тяпкин, – он слышал сквозь сон эту песню и жалостливо дергал бровями.
«Усачи гренадеры» казались ему таинственными «усачигри надерами», но Лёша слушал, напряженно сощурив глаза, улыбался и вздыхал от горького наслаждения, которое дарила ему песня.
Непонятное, щемящее нежно сердце было где-то вроде бы не в самих словах, а за словами, прикасалось тихонько, как котенок лапкой, к нежному в душе. Лёша слушал и чувствовал, как ему всё сжимает и сжимает сердце, тогда он быстро сказал:
– Спасибо, дедушка, я уже захотел спать.
Повернулся лицом к стене, закрылся с головой простыней и тихо заплакал. Он плакал настоящими слезами первый раз в жизни, не понимал, что это с ним, и не мог остановиться. Было ему и больно и очень сладко. А дед допел шепотом последние строфы:

Но в цвете надежды и силы
Угас его царственный сын,
И долго, его поджидая,
Стоит император один —
Стоит он и тяжко вздыхает,
Пока озарится восток,
И капают горькие слезы
Из глаз на холодный песок…

Потом снова сел за стол и стал читать свою книгу. Лёша наконец заснул, но спал чутко, всё время помнил про песню и, открывая иногда глаза, видел, что дед всё ещё сидит за столом, пьет крепкий чай и читает.


Сказка с картинками полностью - здесь
Иллюстрации - Ники Георгиевны Гольц

Написано: Sestra Karlotta

я к вам пишу случайно... - 1


Ср Сен 17, 2014 21:35

А теперь тут будет некоторое количество обратной связи от меня.
Я уже говорила, что в комментариях есть темы, которые я могла бы слегка раскрыть.
Вот, пожалуй, я это и сделаю. Стараясь не утомлять ни вас, ни себя.

Давайте договоримся на берегу: ваш ник в начале поста не обязывает вас на него реагировать и не означает, что пост относится только к вам.

В конце концов, как вот здесь, это может быть просто посвящение.:)

GoldenPear
Меня согревает уже одно твоё присутствие.

Если твоим девочкам понадобятся зачем-либо более подробные сведения о биографии поэта Лермонтова, чем находятся в школьном учебнике, могу рекомендовать вот этот ресурс:
http://lermontov.info/remember.shtml
он не единственный, но этот как-то уютен и достаточно удобен для пытливой девочки.

Электронная "Лермонтовская энциклопедия" – монументальна, но громоздка и не очень удобна в эксплуатации.

Как последовательно рассказанную биографию спокойно порекомендую дочери и советую любым читателям книгу Елены Хаецкой «Лермонтов» (2011).
(!!! очень внимательно: ни в коем случае не перепутать с её же романом «Мишель» (2007) - там совсем другое)

У книги есть несомненное для меня достоинство: она представляет читателю поэта не как икону, знамя или объект изучения, но как личность. Ровно то, что нужно, на мой вкус, отрочеству и юношеству при знакомстве с любыми историческими персонами.

Нетрудное и содержательное чтение с обширными для избранного формата выдержками из свидетельств современников. Хорошее проведение линии творчества в связке с линией жизни.

В книге маловато данных по эпохе, нравам и укладу. Но нельзя сказать, чтобы их не было совсем. Их рассыпано по тексту вполне достаточно, чтобы представить себе обстоятельства героя, отличные от обстоятельств читателя.

Личное пристрастное отношение Хаецкой к поэту и человеку вполне ощутимо, но нигде не переходит границу понятной доброжелательности к тому, чью историю ты взялся рассказать.

Некоторые оправдания (в сценическом смысле этого слова – реконструкции мотивов героя) поступков Мишеля видятся мне скорее личными проекциями автора, но такие подстановки себя в материал почти неизбежны при рассказе его маленькой и далёкой от нас жизни.

Некоторые пассажи относительно его лирики – отчётливо представляют взгляд на любовные отношения, свойственный молодым женщинам нашего времени. Взгляд этот я не полностью разделяю, но мне он скорее симпатичен.

Книга современная, и меня очень смешит то, как аннотация, вполне оправданно называя эту биографию объективной, одновременно утверждает, что она представляет поэта с «совершенно неожиданной стороны».

Да, действительно: посмотреть на чью угодно жизненную историю с непотребительской точки зрения – это воистину большая неожиданность.
:)

Что касается романа «Мишель»:

( Дальше )

Написано: Sestra Karlotta

"Мне снится, что в некоем зале..."


Пн Сен 15, 2014 0:01

Есть такое понятие - Роль Мечты.

Там очень небольшой набор стереотипов, на самом-то деле.:)

Почти любой актёр должен мечтать сыграть Принца Гадского. Никому реально он этого не должен, но вот правда ведь так считают.

Когда в русской литературе моделируют ситуацию первого выхода на сцену молоденькой нежной барышни, чтоб её после того влюбить-убить-послать, выбирают часто для неё ролью подругу того принца - Офелию.
Очень устойчиво. Похоже, и правда русские барышни конца 19 - начала 20 века с заметной частотой видели Ролью Мечты именно её: сойти с ума, попеть, исчезнуть...
Даже в Нине Заречной на фоне вечернего озера видится смутный привет тому же образу.
Самая симпатичная выдуманная история молодой актрисы, дебютирующей в этой роли, из мной встреченных - "Роль" Михаила Анчарова:"...парень ушлый, он их сделает, а вот девочку жалко"...
Никогда не мечтала. Вот правда. Эпоха моя не та.
"Моя" реплика в этой душераздирающей коллизии:"...то вашей порядочности нечего делать в обществе вашей красоты"...
Спасибо, принц, я учту. Серьёзно. И относительно монастыря тоже - подумаю. Чем с вами всеми жить - монастырь куда предпочтительнее. Вы ж договорились меня с ума свести, чтоб не отличала уже сокола от цапли.

К слову - в английской литературной традиции, в той же ситуации дебюта, героиня часто играет Виолу.:)
Вот тут я бы подумала - не помечтать ли.:)
С ударной репликой там слабовато. Но в целом - привлекательно, да.

Неплохой комплект ролей мечты для русских девочек написал Евгений Шварц.
Но тут мне тоже сунуться некуда. Если "Золушка" - то скорее паж, если "Обыкновенное чудо" - то... Волшебник, скорее. Или жена волшебника.
В крайнем случае - Эмилия.

Эмилия - это другая песня.
Вот стала бы я актрисой - думает девочка - подросла бы маленько и сыграла бы вот такое. Ах бы как было бы здорово...

Из таких ролей - на вырост - самый грандиозный подарок русским девочкам сделала Маргарита Терехова в "Собаке на сене".
Не желание походить на ту женщину на экране, воплотить её судьбу, но готовность хоть душу продать дьяволу за умение вот так сказать реплику. Меня до сих пор втягивает как в воронку в эти переливы голоса. Неотразимое воплощение театральности и женственности одновременно.
Нет, никогда не мечтала всерьёз вот так научиться играть. Но восторг безусловный.

И вот этим летом я вспомнила неожиданно её.
Такую женскую роль, за которой моя внутренняя девочка и правда могла бы повлечься на сцену, чтобы дорасти и сыграть. При условии, что девочке на момент мечтанья осьмнадцать уже стукнуло.

Не хочу называть, чтоб не сбить вас.
Спросить хочу.

А у вас?
Если бы вы мечтали стать театральной актрисой, что было бы для вас приманкой?

Вот представьте: гаснет свет, раздвигается бархатный занавес, а там, на сцене - вы такая...
Назовите роль, м?
Или опишите, если охота. Я могу вам попробовать назвать по описанию.

Написано: Sestra Karlotta
Страница 5 из 8
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8  След.



заметки театральной крысы

Владелец: [ Sestra Karlotta ]
Соавторы: [ (нет) ]
Дневник: [ Просмотреть все записи ]
[ Друзья ]
Перейти: [ Назад/Вперёд (5 из 8)]

Поиск по записям

 

Календарь

 «   <   »   > Апрель 2024
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30

Категории

О Sestra Karlotta

Зарегистрирован
Сб Апр 05, 2014 8:57

Откуда
Новосибирск

RSS

RSS Feed
 

 

  

Powered by The Blog Mod by Hyperion & TheBlogMod.com
Powered by phpBB © phpBB Group
Weblog style by Hyperion