МОДА ВОЕННЫХ ЛЕТ
Сб Май 23, 2015 13:20
[ Прямая ссылка ]
КАК ТРАГИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ ПОВЛИЯЛИ НА РАЗВИТИЕ МОДНОЙ ИНДУСТРИИ
В прошлые выходные мы отмечали День Победы: гордились, чтили память и вспоминали события военных лет.
Сегодня, когда эмоции немного улеглись, JustStyled предлагает посмотреть на период Второй Мировой войны «сухим» взглядом и проанализировать, какое влияние это, безусловно, страшное время оказало на мир моды.
Любой этап или событие в рамках мировой истории имеет не только отрицательные последствия, и войны - не исключение. Возможно, это покажется невероятным, но по окончании военных бедствий фэшн-индустрия обогатилась некоторыми положительными явлениями и прогрессивными решениями.
Безусловно, не будь этих суровых лет, миллионы жизней и судеб сложились бы по-другому, и модное развитие также пошло иным путем. Возможно, мы бы до сих пор не узнали стиль «милитари» или не носили шорты. Хорошо это или плохо? Всегда найдутся аргументы для каждой точки зрения. Мы лишь предлагаем факты, с которыми не поспоришь.
Вторая мировая война способствовала развитию модной индустрии в США и Великобритании. Оккупация Парижа буквально отрезала английских и американских модников от творений французских домов, и местным дизайнерам пришлось в спешке перехватывать инициативу и искать источники вдохновения на родине. Многие творческие личности эмигрировали в США, тем самым обеспечив мощный толчок к развитию модной индустрии по ту сторону океана.
Благодаря сильной поддержке прессы, уже к 1942 году нарядная одежда оказалась непатриотичной, популярность приобрели модели строгого и лаконичного силуэта с элементами военной униформы, что создавало ощущение единства армии и народа. Все это сопровождалось острой нехваткой тканей, что побудило властей ввести нормативы на пошив одежды. Для этого, в свою очередь, потребовалось провести антропометрические исследования, и впервые в истории ввести стандартную шкалу размеров одежды.
Также были введены квоты на покупку одежды и ткани, что способствовало повышению качества выпускаемых изделий, ведь теперь они должны были служить долго. Кроме того, велась массовая пропаганда популяризации ремонта и перешива старой одежды. В Великобритании организовали специальные курсы, где женщин обучали штопать, переделывать и перевязывать вещи.
Из-за нехватки ткани юбки стали короче, силуэты жакетов – уже. Необходимость женщин работать наравне с мужчинами сделала брюки, юбки-брюки и шорты постоянными элементами женского гардероба.
Нехватка шелка и синтетических материалов на основе нефти явилась стимулом для исследований в области искусственных волокон - военному времени мы обязаны появлением вискозы и искусственного шелка.
Модный силуэт советской женщины в 1940 году складывался под впечатлением милитаризации европейского общества. В моду вошли подкладные подплечники, которые с годами войны увеличивались, придавая женщинам все более мужественный образ. Как ни странно, 1940 год стал сезоном, когда советская мода максимально приблизилась к европейской. Причиной тому стала начавшаяся в 1939 году оккупация прибалтийских государств.
Развитие модной индустрии в США повлекло за собой мировой интерес к карибско-латиноамериканским мотивам и моде на испанское колониальное влияние. В Москве это сказалось на увеличении популярности тканей в «андалузский» горошек, появлении интереса к мексиканским шляпам сомбреро, жакетам-болеро и тюрбану, получившему большое распространение в том числе и потому, что он соответствовал требованиям техники безопасности для женщин на производстве, где требовалось убирать волосы от лица.
Вскоре после начала Великой Отечественной Войны, в 1941 году, была введена карточная система, связанная с острой нехваткой многих жизненно-необходимых товаров. Конечно, в таких условиях о моде временно пришлось забыть.
Однако эвакуация крупных театров и киностудий вглубь страны невольно повлияла на развитие моды в регионах. Эвакуированные артисты, художники и театральные работники стали иконами стиля для провинциальных модниц.
Перелом в ходе войны, которого наша страна добилась ценой тяжелейших потерь и усилий, стал также и переломом в мире советской моды. По «ленд-лизу» из США стали приходить посылки с продовольствием и одеждой. Избранная часть советского общества смогла увидеть другой тип моделей, кроя, новые ткани и отличное от индивидуального пошива качество промышленного шитья. Тем же путем в нашу страну стали проникать некоторые номера заграничных модных журналов «VOGUE» и «HARPER’S BAZAAR».
Поход Советской армии с освободительным маршем по городам восточной и западной Европы ознаменовал начало периода «трофейной» моды. Модный мир небольшого количества советских женщин (чаще всего жен офицеров) обогатился французскими духами, мехами, обувью, тканями и одеждой с чужого плеча.
Долгожданный День Победы и стремление к роскоши после долгих лет лишений наполнили советскую моду радостью. Но состояние эйфории длилось недолго: уже с 1947-1948 годов произошел постепенный перелом в сторону противодействия «тлетворному западному влиянию». Следующее десятилетие, прошедшее под эгидой десталинизации общества – это уже совсем другая история.
Увлекаясь и изучая моду, все чаще замечаешь, что последняя является лакмусовой бумажкой истории: любое событие сразу же находит в ней отражение и оставляет след. Вторая Мировая и Великая Отечественная Война бесповоротно изменили ход модной истории. Сегодня, по прошествии 70 лет, все еще заметно влияние того периода: мы носим одежду в стиле «милитари», восхищаемся творениями британских и американских дизайнеров и модных домов, используем искусственные материалы, умеем перешивать, ремонтировать и реставрировать устаревшие вещи, храним бабушкины «трофейные» броши.
Известно, что взмах крыла бабочки может вызвать цунами на другом конце света. Кто знает, может, пока Вы читаете эти строки, какая-то мелочь навсегда меняет развитие модной индустрии
П.С. При подготовке материала использована информация из книг Н. Стивенсон "История моды в деталях" и А. Васильева "Этюды о моде и стиле".
Типичный крой костюма начала 1940-х годов: хорошо заметны элементы отделки, напоминающей военный мундир, силуэт жакета сильно приталенный, юбка средней длины из небольшого количества материала.
Рисунок к журналу по кройке шитью, 1942 год. Жакет с увеличенным плечевым поясом, отделкой в стиле военного мундира, лаконичный крой всего костюма и скромный дизайн шляпки - аппетиты модниц были значительно умерены.
Повседневный костюм и платье, 1944г.
Страница из модного журнала военных лет. На первый взгляд представленные модели могут показаться "веселенькими" и не сильно скромными. Но не стоит забывать, что до 40-х годов на платье могло уходить до 20м ткани.
Военное время способствовало развитию и популяризации спортивной одежды и костюмов мужского типа для женщин. Страница журнала мод, 1942г.
В прошлые выходные мы отмечали День Победы: гордились, чтили память и вспоминали события военных лет.
Сегодня, когда эмоции немного улеглись, JustStyled предлагает посмотреть на период Второй Мировой войны «сухим» взглядом и проанализировать, какое влияние это, безусловно, страшное время оказало на мир моды.
Любой этап или событие в рамках мировой истории имеет не только отрицательные последствия, и войны - не исключение. Возможно, это покажется невероятным, но по окончании военных бедствий фэшн-индустрия обогатилась некоторыми положительными явлениями и прогрессивными решениями.
Безусловно, не будь этих суровых лет, миллионы жизней и судеб сложились бы по-другому, и модное развитие также пошло иным путем. Возможно, мы бы до сих пор не узнали стиль «милитари» или не носили шорты. Хорошо это или плохо? Всегда найдутся аргументы для каждой точки зрения. Мы лишь предлагаем факты, с которыми не поспоришь.
Вторая мировая война способствовала развитию модной индустрии в США и Великобритании. Оккупация Парижа буквально отрезала английских и американских модников от творений французских домов, и местным дизайнерам пришлось в спешке перехватывать инициативу и искать источники вдохновения на родине. Многие творческие личности эмигрировали в США, тем самым обеспечив мощный толчок к развитию модной индустрии по ту сторону океана.
Благодаря сильной поддержке прессы, уже к 1942 году нарядная одежда оказалась непатриотичной, популярность приобрели модели строгого и лаконичного силуэта с элементами военной униформы, что создавало ощущение единства армии и народа. Все это сопровождалось острой нехваткой тканей, что побудило властей ввести нормативы на пошив одежды. Для этого, в свою очередь, потребовалось провести антропометрические исследования, и впервые в истории ввести стандартную шкалу размеров одежды.
Также были введены квоты на покупку одежды и ткани, что способствовало повышению качества выпускаемых изделий, ведь теперь они должны были служить долго. Кроме того, велась массовая пропаганда популяризации ремонта и перешива старой одежды. В Великобритании организовали специальные курсы, где женщин обучали штопать, переделывать и перевязывать вещи.
Из-за нехватки ткани юбки стали короче, силуэты жакетов – уже. Необходимость женщин работать наравне с мужчинами сделала брюки, юбки-брюки и шорты постоянными элементами женского гардероба.
Нехватка шелка и синтетических материалов на основе нефти явилась стимулом для исследований в области искусственных волокон - военному времени мы обязаны появлением вискозы и искусственного шелка.
Модный силуэт советской женщины в 1940 году складывался под впечатлением милитаризации европейского общества. В моду вошли подкладные подплечники, которые с годами войны увеличивались, придавая женщинам все более мужественный образ. Как ни странно, 1940 год стал сезоном, когда советская мода максимально приблизилась к европейской. Причиной тому стала начавшаяся в 1939 году оккупация прибалтийских государств.
Развитие модной индустрии в США повлекло за собой мировой интерес к карибско-латиноамериканским мотивам и моде на испанское колониальное влияние. В Москве это сказалось на увеличении популярности тканей в «андалузский» горошек, появлении интереса к мексиканским шляпам сомбреро, жакетам-болеро и тюрбану, получившему большое распространение в том числе и потому, что он соответствовал требованиям техники безопасности для женщин на производстве, где требовалось убирать волосы от лица.
Вскоре после начала Великой Отечественной Войны, в 1941 году, была введена карточная система, связанная с острой нехваткой многих жизненно-необходимых товаров. Конечно, в таких условиях о моде временно пришлось забыть.
Однако эвакуация крупных театров и киностудий вглубь страны невольно повлияла на развитие моды в регионах. Эвакуированные артисты, художники и театральные работники стали иконами стиля для провинциальных модниц.
Перелом в ходе войны, которого наша страна добилась ценой тяжелейших потерь и усилий, стал также и переломом в мире советской моды. По «ленд-лизу» из США стали приходить посылки с продовольствием и одеждой. Избранная часть советского общества смогла увидеть другой тип моделей, кроя, новые ткани и отличное от индивидуального пошива качество промышленного шитья. Тем же путем в нашу страну стали проникать некоторые номера заграничных модных журналов «VOGUE» и «HARPER’S BAZAAR».
Поход Советской армии с освободительным маршем по городам восточной и западной Европы ознаменовал начало периода «трофейной» моды. Модный мир небольшого количества советских женщин (чаще всего жен офицеров) обогатился французскими духами, мехами, обувью, тканями и одеждой с чужого плеча.
Долгожданный День Победы и стремление к роскоши после долгих лет лишений наполнили советскую моду радостью. Но состояние эйфории длилось недолго: уже с 1947-1948 годов произошел постепенный перелом в сторону противодействия «тлетворному западному влиянию». Следующее десятилетие, прошедшее под эгидой десталинизации общества – это уже совсем другая история.
Увлекаясь и изучая моду, все чаще замечаешь, что последняя является лакмусовой бумажкой истории: любое событие сразу же находит в ней отражение и оставляет след. Вторая Мировая и Великая Отечественная Война бесповоротно изменили ход модной истории. Сегодня, по прошествии 70 лет, все еще заметно влияние того периода: мы носим одежду в стиле «милитари», восхищаемся творениями британских и американских дизайнеров и модных домов, используем искусственные материалы, умеем перешивать, ремонтировать и реставрировать устаревшие вещи, храним бабушкины «трофейные» броши.
Известно, что взмах крыла бабочки может вызвать цунами на другом конце света. Кто знает, может, пока Вы читаете эти строки, какая-то мелочь навсегда меняет развитие модной индустрии
![Smile :)](images/smiles/icon_smile.gif)
П.С. При подготовке материала использована информация из книг Н. Стивенсон "История моды в деталях" и А. Васильева "Этюды о моде и стиле".
![](/weblogs/upload/16768/17823764955601ac71aa27.jpg)
Типичный крой костюма начала 1940-х годов: хорошо заметны элементы отделки, напоминающей военный мундир, силуэт жакета сильно приталенный, юбка средней длины из небольшого количества материала.
![](/weblogs/upload/16768/99814545855601b0020137.jpg)
Рисунок к журналу по кройке шитью, 1942 год. Жакет с увеличенным плечевым поясом, отделкой в стиле военного мундира, лаконичный крой всего костюма и скромный дизайн шляпки - аппетиты модниц были значительно умерены.
![](/weblogs/upload/16768/143190714755601b3550460.jpg)
Повседневный костюм и платье, 1944г.
![](/weblogs/upload/16768/151728669755601b802e374.jpg)
Страница из модного журнала военных лет. На первый взгляд представленные модели могут показаться "веселенькими" и не сильно скромными. Но не стоит забывать, что до 40-х годов на платье могло уходить до 20м ткани.
![](/weblogs/upload/16768/197508305155601bb5a354c.jpg)
Военное время способствовало развитию и популяризации спортивной одежды и костюмов мужского типа для женщин. Страница журнала мод, 1942г.
Написано: janivr
0 комментариев