Вот длинный пост, где я пишу об этом и о смысле и целях образования.Мне интересна эта тема. Потому что, я вижу в этом причину тормоза в самостоятельном образовании, в желании детей самим познавать мир, учиться чему-либо новому. У кого есть ещё интерес к этой теме? Кто бы хотел её обсудить? Напишите. А то может мне одной это интересно?
[b]helga64[/b, она писала : "А мне кажется, что эти "некоторые родители" Smile, которые "детей так усиленно стараются этому обучить....", все-таки не полностью удовлетворены своей жизнью -- возможно, они считают, что более серьезное образование им бы не помешало, а, наоборот, добавило жизни новых красок, обогатило бы ее. "
Вот мой взгляд, на то, что движет родителями и что движет мной конкретно в вопросах воспитания и образования своих детей.
1) Соглашусь с тобой, есть и у меня такое ощущение иногда. Я и сама чувствую потребность знать и уметь больше в том и там , где мне интересно или важно. Но я чувствую эту потребность именно в тот момент, когда именно мне понадобилось это узнать или это уметь. И это чаще всего происходило уже после школы и ВУЗа. Твоя версия близка к моей основной версии понимания причины такого, не очень логичного и не очень эффективного, на мой взгляд, отношения к образованию своих детей. ( Об этом было в Болтушке и есть здесь ниже) Потому что полученный результат часто не оправдывает средства затраченные на него. И это на мой взгляд, человека более 28 лет работающего с детьми от 0 и до 20 лет и их родителями.. А так же из моего жизненного опыта и опыта моих близких друзей. Исходя из того, как я понимаю смысл жизни и счастье.
2) А цели образования, как и смыслы могут быть разные у разных людей. Я имею ввиду ситуацию, когда целью образования своих детей становится решение задачи такой: Как выучить и сдать на хорошую оценку то в шк программах, чего сами родители не знают. Или знали , но сразу забыли за ненадобностью и отсутствием интереса. То есть выучили для галочки или для оценки. Эти многие знания и умения полученные без особого желания, замудрённые , например, алгебраические задачи, тангенсы, котангенсы, синусы, косинусы, квадратные корни, название 7 слоёв Земли до её ядра и т.д. просто нЕгде применить ни в их обычной, ни бытовой, ни профессиональной жизни. И эти знания и полученные оценки по ним часто никак не помогают им стать счастливее и реализовать свои мечты во взрослой жизни, в семейной жизни.
3) А вот жизненные задачи открытого типа, многие личностные качества, помогающие добиваться успеха в задуманном, в делах, в мечтах, всегда очень нужны и востребованы. Но их не было, и нет, к сожалению, в школьных программах. И при аттестации их не спросят и сейчас . При этом для прохождении программы средней школы требуется и тренируется нечто другое, другие умения и качества, кому-то они пригодились очень ( например в армии, в работе на конвеере и т.д. ), кому-то совсем не пригодились. А кому-то даже мешают в жизни и работе. Сейчас об этом много говорят и пишут. Популярная тема- тема зашколивания самих родителей и их детей ещё до школы и даже до садика. И тема расшколивания при переходе на СО.
4) Моя версия имеет более глубокое обоснование, она лежит опять же в моей любимой философско- психологической плоскости. Как раз этой, твоей глубокой темы о смысле образования. Поэтому и пишу сюда.
5) Я иногда это всё слышу от разных людей. Что учили они шк программы по многим предметам без интереса и много лишнего. ( В том числе сейчас от тех, кто на СО со своими детьми, тоже слышу и читаю.) И никогда и нигде не пригодилось, не использовалось. А силы и драгоценное время потрачено. А вот те элементарные знания и умения , с которыми в жизни сталкивается любой человек, то их школа и ВУЗ не давала вообще, просто не было в шк программах и учебниках. Не было таких предметов; отсутствовала практика, а вот теории- много. Очевидно потому, что у МинОбра и государства, в их придуманных и принятых ими же ( а не детьми и их родителями) программах по предметам не стояло такой задачи научить основным жизненным навыкам и умениям. Развить личность ребёнка. И поэтому человек имеющий хороший и отличный аттестат об окончании 10 кл- не всегда является развитой личностью с адекватной самооценкой.
6) Я это лично слышу, когда люди с сожалением так говорят сами про себя. Им около 30 лет и старше. И у них уже растут дети и не один ребёнок. И они в растерянности. Многое из того, что по- настоящему нужно в жизни человеку пришлось изучать и практиковаться для жизни и для профессии после или вне гос. образовательных учереждений. ( Благо сейчас есть интернет.) Эффективно ли было потрачено 10 лет жизни? Что эти усилия дали и чего лишили, какие качества и умения так не развились? Оправдана на ли оказалась цена за эти оценки , к которым они стремились? Чему именно научили их школьные учебники и множество решённых задач? А чему не научили вообще? Об этом задумываются и это осознают это не все.... Это вопросы осознанности и смысла.
7) У меня есть одна из основных версий такая:
Родители чувствуют, что что-то здесь не так. Точно уверены, что в школе им было часто НЕ интересно и скучно, 10 лет сидения за партой и дома за уроками ушло в никуда, и мало в чём пригодилось. Но почему так произошло, что именно здесь не так, в чём корень причины, от куда ноги растут не осознают до конца. Но, конечно, пытаются что-то изменить. Опять же так как их учили в школе и родители. А учили в основном такими фразами: Надо больше трудиться и меньше лениться. Ты можешь учиться лучше. Есть такое слово" надо". И т.д. и т.п. Обычно знают чего НЕ хотят, но редко знают чего именно хотят в своей жизни лично они. Не что принято в социуме хотеть и к чему стремиться, а к чему лежит душа именно у них, к какому делу, в чём их сильные стороны и способности. Платят большие деньги коучам и психологам чтоб это понять.
8) А так же понять : Что конкретно для них самое важное в жизни и что значит быть счастливым лично для них. . Чего конкретно хотят получить в конечном итоге, на выходе от воспитания, образования своего и своих детей и от своей жизни вообще. Не всегда могут разобраться и ответить на эти вопросы относительно себя и своих детей . Теряются в этих вопросах и вопросах- зачем , ради чего, что мне это даст, в чём вообще идея и смысл их действий? Не всегда могут ответить на вопрос - Какую я ставлю цель, когда говорю:" Это надо обязательно выучить и сдать! " Не ищут первопричину, а смотрят на других и делают как все, как принято, как учили в детстве. Как говорят врачи : Лечат не человека, не его душу, а болезнь. Лечат не причины лени, а саму лень ( в их понимании). И не всегда результативно и гуманно, что часто идёт не на пользу взаимоотношениям с детьми.
9) Если говорить про себя, обычно этого хотят УФ ( не говорите про других, а скажите про себя, как у вас с этим) то :
Я вижу свою задачу , как родителя, сделать обучение ребёнка максимально эффективным. Без лишней траты времени и сил, исходя из тех целей и смысла , которые лично я ставлю и вкладываю в понятие образование своих детей. О своём смысле и целях я уже писала не раз в разных темам. И в этой в том числе. И исходя из моих целей в образовании у меня на первое место всегда выходит личный интерес ребёнка , заданные лично им и сначала самому себе вопросы. Для меня это и есть наиболее правильный и результативный способ познания мира и наук. Это и есть для меня идеальный способ овладения нужными для жизни и любимого дела навыками. И моя задача сделать так, чтоб эти вопросы у ребёнка возникли и возникали всегда в его жизни.. Чтоб сама жизнь была ему(ей) интересна и полна загадок, чтоб хотелось жить и изучать жизнь вокруг него, познавать новое. Помогает ли в этом как-то обязательное изучение шк программ и как ? Или мешает? Вот в чём интересный вопрос для меня? И ключевое слово здесь обязательное изучение и обязательная сдача. Пока я в этом очень сомневаюсь. Ведь это часто готовые ответы на НЕ заданные ребёнком вопросы!
А это портит всю мою методику.
10) Другими словами я это вижу и чувствую так так..... Я говорю: " Ешь, это вкусно и надо съесть, когда-то пригодится!" А мне отвечают:" У меня нет аппетита, я не голоден, в меня уже не лезет и не переваривается, не усваивается! Или :" Я сыт именно этой, едой! Хочу попробовать другое, организм требует другой еды." Я это чувствую именно так.
Или другое близкое мне сравнение. Я прихожу в библиотеку выбрать интересующие меня книги. А мне говорят : " Нет, эти книги вам это будет интересно через два года, а сейчас вы обязаны интересоваться и вам надо обязательно с интересом прочитать вот эти , да ещё потом обязательно мне пересказать! " И у вас нет право выбора, так сказал начальник всех библиотек он лучше вас знает, чем вам надо интересоваться и когда.
11) Я же понимаю, что это полный абсурд и нарушение моих прав. Я же умею мыслить и чувствовать.... Как говорит Битнер : " Нет такой обязанности интересоваться! " И я с ним полностью согласна. Лично я чувствую, что это насилие над человеком, это желание залезть ему в мозги и душу и сформировать их по своему усмотрению. Я рассматриваю такие действия, как желание отбить у него собственную волю и собственное уважение к себе самому и своим интересам, чувствам, мыслям и желаниям. Чтоб даже мысли не возникало, что можно чего-то хотеть самому, что-то выбирать ( то есть принимать решение) и сделать , как считаешь нужным, даже лично для себя, своего ума и сердца. Чтоб даже не тратил время на размышления - чего я хочу сам , а чего не хочу. Что мне нравится, а чего -нет и почему. Сделать из него хорошего подчинённого, исполнителя, который делает не рассуждая и не задумываясь о последствиях. Такого солдата..... Звучит возможно жёстко , утрированно. Но суть, на мой взгляд, именно такая в этих примерах.
12) Здесь говорили про то же же другие, но более мягко. Раньше тут была фраза на эту проблему примерно такая : " Надо всё время- одно, а интересно и хочется всё время- другое." Но, беда ещё и в том, что не у всех это состояние длится все долгие школьные годы, у многих состояние "интересно другое" быстро куда-то исчезает... даже уже в начальной шк. И уже ни какими суперметодиками и суперучителями не заманишь и не заинтересуешь. Битнер говорит в вебинаре , что здесь поможет только осмысленная для ребёнка деятельность и сама личность обучаущегося. Про расшколивание он говорить не стал, а жаль, но так же указал на его.
И детям, которые на СО в этом плане больше повезло, потому что у них на это" надо"- меньше времени уходит, поэтому на интересное остаётся больше сил и свободного времени. Поэтому их жизнь более осмыслена и интересна. Но могла быть бы ещё осмысленнее и счастливее , как я думаю, без обязаловок по шк аттестациям.
13) Это всё- мой личный взгляд. Возможно, сильно радикальный, не спорю. Наверное, в силу яркого личного опыта и личной истории с образованием. А так же личного родительского опыта. У других может быть другой взгляд. И обычно, чаще бывает другой. И мне интересно мнение других, и интересно почему именно они так думают, что ими движет, что привело именно их, к такому выводу и таким мыслям, какие установки и фразы из детства. Которые принимаются за истину. Поэтому я в этой теме. И считаю её первостепенной и главной для тех, кто выбирает СО. Опять сошлюсь Алексея Битнер в своём вебинаре. Хотя знаю, что не все тут с ним согласны. И это их право и их мнение. Все мы разные. Но, повторюсь, что я согласна во всём.
Он , как раз и начал общение с родителями с этих вопросов - Чего вы хотите получить в конечном итоге, забирая ребёнка из шк? И почему вам это важно?))) Это как раз вопросы , которые обсуждаются в этой теме о смысле и целях образования. И люди пишут о своих целях, чего хотят почему им это важно.
14) Добавлю вот ещё что. Я давно хотела в этом же контексте но в другой теме обсудить тему: Что в вашем понимании является развивающей средой для человека\ ребёнка, а что тормозящей его развитие? Но тут важно сначала определиться с термином- Среда. Я имею ввиду среду , при которой максимально эффективно будет осуществляться две основных цели воспитания и образования человека. Это -развитие личностных качеств и желание задавать себе вопросы о жизни и о мире. То есть максимальное развитие познавательского инстинкта и личных способностей. Но тема оказалась не интересной и не актуальной. А жаль... aga-aga А я дожила до понимания, что это важная составляющая, если не главная, для качественного результата процесса образования человека. Мне интересна тема среды и как её создать, чтоб она была максимально эффективно развивающей личностные качества, таланты, способности и интересы ребёнка. Среды, которая погружает ребёнка в тайны жизни и ставит перед ним загадки, вопросы, а не предоставляет готовые ответы, на не заданные и не актуальные в данный момент, а значит и не интересные вопросы. Как-то так...