Показаны только записи в категории 'психология, дети, детская психология, кризисы, возрастные кризисы,'

Дневник просматривают: Нет

Дошкольные кризисы. Структура возрастного кризиса

Чт Фев 01, 2018 17:09

От рождения до семи лет большинство детей переживают определённые критические моменты, которые называют кризисами. У каждого ребёнка они проходят по-разному. Поведение одного ребёнка становится труднопереносимым, а другого – почти не меняется. И всё же в любом случае, изменения прявляются. Чтобы их заметить, важно сравнивать ребёнка не с ровестником, а сним самим, таким каким он был раньше. Что такое кризис?
Кризис – это столкновение противоречий, как внешних так и внутренних. Это переворот, пора переходного состояния. Любой кризис отражает динамику развития личности.

Кризис имеет определённую структуру, которая состоит из этапов прохождения кризиса и «ловушек», осложняющих протекание кризиса.

Каждый кризис дошкольного периода делится на 3 этапа:

1-й этап: разрушительный (отказ от прежних ценностей и форм отношений).
2-й этап: подготовительный (когда прежние формы разрушены, а новые ещё не образовались)
3-й этап: созидательный: (создание новых форм взаимодействия).
В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между потребностями и возможностями ребёнка, а с другой стороны ранее сложившимся отношениями со взрослыми.

4 «Ловушки кризиса»:

1-я ловушка – откладывание кризиса – ребёнок не проживает внутренний конфликт, не срабатывают необходимые новообразования (ребёнок продолжает оставаться послушным, не умеет проявить самостоятельность, во всем стремиться опираться на родителей).

2-я ловушка – уход от проживания кризиса – болезнь или регрессия в более ранний детский возраст, поведение. Ребёнок начинает жаловаться на животик, голова болит, после наказания.

3-я ловушка – проекция на окружение – приписывается ответственность за свои трудности и проблемы другим. Ребёнок не хочет идти в садик, потому, что воспитатель не разрешает играть в свои игрушки.

4-я ловушка – застревание в кризисе – когда ребёнок находится в кризисе очень долго и остро. Протестное поведение столь сильно, что не даёт возможности договориться, например в магазине.

В каждом периоде есть общие признаки проявления, по которым можно ориентироваться:
- непослушание, как проявление потребности в повышенном внимании;
- обострённая реакция на замечания;
- капризность;
- негативизм;
- протест;
- конфликтность;
- агрессивность;
- расширение границ своих прав.

Обратите внимание на то, что у всех перечисленных симптомах проявления «негативная окраска», заряженная эмоцией гнева, но в разных формах проявления, от слабого раздражения, заканчивая яростью.

Что важно делать родителю, как себя вести в совместном путешествии развития ребёнка и как ему помочь?

Основными приёмами, которыми важно овладеть – это отражение и контейнирование ребёнка.

Одна из главных задач родителей — это помочь ребёнку справиться с его эмоциями. Научить обращаться с ними, забрать лишнее, принять, помочь переварить то, что он переварить может. Людмила Петрановская называет это «контейнированием» и «отражением». То есть мама должна стать некоей ёмкостью, которая сможет детские эмоции принимать, складывать, перерабатывать.

Всем родителям в ходе терапевтической работы с детьми, я рекомендую сделать настольной книгой «Тайная опора» Людмилы Петрановской. Она на мой взгляд отражает основные аспекты проживания и прохождения кризисных этапов, периодов в жизни ребёнка. Особенно занимательным, для меня показался «Круг заботы», в ходе которого, ребёнок проверяет родителей на тему доверия. Именно он, отражает формирование и укрепление базового доверия к другому человеку и миру в целом.

Кризисы дошкольного возраста – это нормальный процесс перехода на более сложный этап развития личности.

Так же на своих консультациях, я приглашаю семью вместе с ребёнком, отреагировать, прожить различные эмоции, которые возможно заблокированы или по какой-то причине ребёнку сложно их выразить напрямую родителям, через форму игры. Это способствует снятию напряжения в системе родитель-ребёнок и терапевтично для самой супружеской пары, так как во время игры, меняется форма взаимодействия друг с другом.

Помните – любой кризис рано или поздно проходит, маленький человек растет и адаптируется к той реальности, которая его окружает. Человек, не переживший кризис, не будет развиваться дальше в том темпе, который заложен от природы.

Тут важно понимать – если ребенок «застрял» на каком-либо этапе –обращайтесь к специалисту. Не стоит ждать, что ребенок «перерастет» и это жуткое поведение как-нибудь само пройдет. Также полезно спросить себя – заметили ли вы это самое проявление кризиса? Если нет – то почему? В случае гиперопеки или гипоопеки проявления кризиса будут смазаны. И они проявятся позже.

Автор: Хитрова Олеся Геннадьевна, https://firstpsy.com/blogs/articles/doshkolnye-krizisy/


Страница 1 из 1


Психологическая социальная сеть
Владелец: [ Firstpsy ]
Соавторы: [ (нет) ]
Дневник: [ Просмотреть все записи ]
[ Друзья ]
Перейти: [ Назад/Вперёд ]
Страница: [ 1 из 1 ]
Поиск по записям
 
Календарь
« < Март 2024 > »
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Категории
гиперактивность, гиперактивный, гиперактивный ребенок, психология, детская психология, (1), дети, детская психология, раннее развитие (1), дети, детская психология, раннее развитие, ребенок ругается, (1), дети, ребенок, психология, детская психология, лень, ленивый, (1), дети, родители, психология, детская психология, семья, психология (3), детская психология (6), детские игры, играть, игрушки, детская психология, дети, детская игра, (1), злость, обида, чувства, эмоции, психолог, психология, (1), отношения, отношения с ребенком, мама и ребенок, дети, психология, детская психология (1), отношения, психология, мужчина, женщина (2), песочная психотерапия, sandplay, песочная терапия, арт-терапия, психотерапия, арт терапия, психологи (1), психолог, детский психолог, психология, детская психология, дети болеют, ребенок заболел (1), психолог, детский психолог, психология, детская психология, подросток (1), психология (38), психология, выбор, принятие решения, поиск, поиск решения, (1), психология, дети, детская психология, (10), психология, дети, детская психология, гиперактивность, (1), психология, дети, детская психология, кризисы, возрастные кризисы, (1), психология, дети, детская психология, отдых, родители, (1), психология, дети, детская психология, питание, кормление, (1), психология, дети, детская психология, сдвг (1), психология, дети, детская психология, сказки, чтение (1), психология, дети, детская психология, смерть близкого, (1), психология, детская психология, каникулы, дети, дети на каникулах, (1), психология, детская психология, психотерапия, рисунок (1), психология, детская психология, ребенок, дети, родители и дети, детско-родительские отношения (1), психология, детско-родительские отношения, дети и родители (3), психология, детско-родительские отношения, дети и родители, взрослые дети, отношения с мамой, (1), психология, детско-родительские отношения, дети и родители, деньги, карманные деньги (1), психология, детско-родительские отношения, дети и родители, детская психология (1), психология, детско-родительские отношения, дети и родители, подросток, переходный возраст (1), психология, зависимость, созависимость (1), психология, зависимость, созависимость, эмоциональная зависимость, (1), психология, любовь, забота, отношения (1), психология, ожидания, (1), психология, проекция, проекции, (1), психология, сдвг (1), психология, страх, о страхе (1), психология, хлам, старые вещи, плюшкин (1), самоподдержка, поддержка, психология, упражнение, (1)0
Болталка
Тут ещё тихо.
О Firstpsy
Зарегистрирован
Чт Ноя 30, 2017 18:22
Интересы
Психология
Дневник
Дневник начат
Вт Дек 19, 2017 18:30
Всего записей
92
Возраст дневника
2291 дней
Всего ответов
2
Визитов
18896
RSS
RSS Feed