На пост меня подтолкнуло обсуждение книг Перниллы Стальфельт и У.Нильсона в ЖЖ, соответствующая тема на Сибмаме, рассказы знакомых мам о том, как дети проявляют интерес к этой теме.
Мой-то пока ещё естественно не проявляет.
Что заранее хочется сказать, прежде чем к книгам переходить.
- В нашей культуре тема смерти почти табуирована. Принято Страдать и Скорбеть, а вот говорить об этом не принято. Просто принято приучать так же Страдать и Скорбеть. У нас смерть = трагедия. И в основном я вижу, что она = негласная трагедия. Если не считать выражений соболезнования ближним, дальним и известным. Нам, конечно, очень далеко до весёлых вечеринок, которые устраивают на Мадагаскаре в честь похорон, чтобы усопшему веселей жилось на том свете. И ещё дальше до их обычая перемывания косточек, когда покойника выкапывают и проносят по деревне, чтобы показать ему, что изменилось с того времени, как он умер. В общем, у них это «хохороны», а у нас плошное молчаливое горе.
- Помню в детстве эпизод. Мне лет 5, я одна дома, лежу на диване. Вдруг очень отчётливо поняла, что когда-то умру. Стало безумно страшно, но только на несколько минут. Потом отступило, и больше не возвращалось. Маме вопросов не задавала. Подруги же рассказывают, что их дети иногда прямо-таки зацикливаются на этой теме. Задают много вопросов, приходится долго и подробно обсуждать.
- Опять же из детства. Игровые ситуации: находили мёртвого птенчика (гусеницу, хомяка), хоронили, делали крестики из веточек. Как видно из рассказов, это не только мы и не только в моём детстве.
Ну и к книжкам. Потому что как раз недавно вышли в свет 2 книжки, написанные специально для детей и именно на эту вот скользкую тему.
Правда тема-то для детской литературы, где всё время кто-то умирает, не новая. Но в литературе для маленьких не такая уж обсуждаемая. Например, детские рассказы Льва Толстого прямо-таки пестрят смертью. Цитаты (целая статья об этом
здесь , статья эмоциональная и односторонняя, но любопытная и забавная), или смотрите свой сборник рассказов для детей:
• Когда убили Бурёнушку, сняли шкуру и разрезали на части…
• … дядя Василий нёс за рога мёртвую бурую голову Бурёнушки с открытыми глазами и красной шеей.
• …чиж уже лежит на спинке, поджал лапки и закостенел.
• Караульщик схватил топор и убил волка.
• …собака была вся в крови и не могла ходить. Дети думали, что собака заснула, а она умерла.
• Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал всё стадо.
• По волнам колыхалось жёлтое брюхо мёртвой акулы.
• Один раз слон рассердился и наступил ногою на своего хозяина. Индиец умер.
А совсем недавно радикальные скандинавы порадовали нас своими интепретациями того, как детям стоит познавать и осознавать эту тему. Для дошкольников предназначена книга Нильсон У. Самые добрые в мире / Пер. со швед. А.Поливановой; Ил. Э.Эриксон. — М.: Самокат, 2007. — 32 с.: ил. (Есть в продаже в
Лабиринте ). Не так давно какая-то московская общественная организация прислала письмо в вышестоящие инстанции с просьбой изъять эту книгу из продажи как неэтичную. Для издательства «Самокат» это стало хорошим поводом крикнуть «Наших бьют!», попиарить свою книжку, по-моему, она стала ещё лучше продаваться
Сюжет книги такой: маленькая девочка Эстер вместе со своим младшим приятелем и совсем уж малолетним братиком Пютте целый долгий летний день кого-нибудь хоронит. То полосатого и мохнатого дохлого шмеля, случайно найденного, то обнаруженного под кустом усопшего крота… А поскольку Эстер, прямо скажем, девица боевая и вполне современная, то уже к середине дня выдумана собственная похоронная фирма «В добрый путь», в специальный чемодан собраны «палочки от мороженого для маленьких крестиков» и «семена голубых цветов» (для могилок), а принцип действия фирмы сформулирован чётко и ясно:
«— В мире полно покойников, — сказала она [Эстер. — И.Л.], — под каждым кустом лежит мёртвая птица, бабочка или мышь. Кто-то должен позаботиться о них. Кто-то должен похоронить этих несчастных.
— Кто? — спросил я.
— Мы». ((С) -
Библиогид )
Я сразу вспомнила соответствующие эпизоды из своего детства, улыбнулась, оценила юмор шведов и глубокооооо задумалась, а вообще-то надо ли такое ребёнку. Так глубоко, что сама эту книгу ребёнку так и не купила пока. Пока собираю аргументы. Примерно так:
Аргумент против:
- ой, ну это же упрощение темы! Смерть она и правда чаще всего трагедия! Чего глумиться-то?
А контрагрумент был такой:
- ну я же не хочу, чтобы мой ребенок абсолютизировал смерть и рыдал над убитой мухой или обеденной котлетой?
Аргумент против:
- не стоит такие вещи как смерть и похороны превращать в игру
Аргумент за:
- но ведь ребёнок так и познаёт мир и формирует модели поведения – через игру. Чем игра в похороны хуже игры в семейную жизнь, венчание или хирургов?
Аргумент против:
- а может не стоит заострять внимание на этом?
Аргумент за:
- лучше уж сразу расставить все точки над «и».
И вопрос без ответа пока: чему же хорошему или нехорошему можно отсюда научиться? Правда предварительный ответ есть: не просто бездумно прочитать с ребёнком, а обсудить, обсудить и направить к моему пониманию того, что есть правильно.
И поняла, что у меня внутри есть ощущение, что надо учить бояться смерти и очень-очень уважать это… ммммм… явление. И чего мне теперь, запугивать, чтобы уважал? А может и так уже страшно, и не надо нагнетать?
Рецензия из «Питербук»: Дети вовсе и не думают профанировать сакральное — издеваться над священными обрядами, насмехаться над горем человеческой потери, пародировать торжественный чин погребения. Они просто берут смерть в игру — так же естественно, как берут в игру всё остальное: приготовление обеда, свадьбу, покупку яблок в магазине. Они играют в похороны так же всерьёз, как играют "в гости" или "в дочки-матери" — и ни один взрослый, если он разумен, не стал бы ругать детей за такую игру. Если взрослый разумен — это уточнение необходимо. Разумный человек, прочитав книжку, увидит, что в ней нет ничего опасного и пугающего. Для детей она жизненна, а для взрослых — надо признаться — ужасно смешна. Но человека не слишком разумного книга может шокировать: слишком много покойников… Всё-таки шведские педагоги — и шведские дети — более свободны. Они не боятся "запретных" тем и "необычных" поступков: просто не заостряют на них своё внимание.»
Ну и сама книжка.
( Дальше )
Если кому-то нужно, могу выложить всю книжку.
Продолжение темы следует…