Я поведу тебя в музей...

Вт Янв 26, 2010 2:57

В Свече мы с детьми сейчас как раз обсуждаем тему искусства. Так что уместно выложить здесь интересные материалы для родителей на эту тему.
Ведь все родители хотят, чтобы их дети росли не только здоровыми и уверенными в себе, но и культурными, любили живопись и понимали музыку...

Предлагаем Вашему вниманию отрывок из книги Франсуазы Барб-Галль "Как говорить с детьми об искусстве" (Санкт-Петербург, издательство "Арка", 2007)
С рецензией на эту книгу можно ознакомиться по адресу: http://www.bibliogid.ru/news/portret/barb-gall


Пробуждение интереса к живописи
Интерес к искусству, в частности к живописи (так же как, впрочем, и к чтению), у детей не возникает сам собой. Вызвать этот интерес не так уж сложно, но отбить его тоже очень легко. Поэтому делать первые шаги следует с большой осторожностью.

Откажитесь от стереотипов
При самых лучших намерениях есть риск начать не с того. Мы часто слышим или говорим сами: "В этом городе надо обязательно сходить в музей", "Это непременно надо увидеть", "Это так интересно" (или "Там так красиво!"). Но доводы, вполне убедительные для взрослого, вряд ли подействуют на ребенка. Мало надежды, что после ваших слов у него проснется интерес к искусству и тем более желание бежать в музей.

Обратитесь к собственному опыту
Скажите честно: знаете ли вы сами, почему в музей идти стоит? Каковы ваши собственные воспоминания о первом знакомстве с картинной галереей? Если смутные или не слишком радужные, лучше оставить их при себе. Вам было скучно тогда - ребенку будет скучно теперь: скука вещь заразительная. Если же, напротив, впечатления остались приятные, постарайтесь в них разобраться. Не ищите рациональных объяснений; забудьте все, что вы успели узнать с тех пор, вернитесь к своему раннему опыту. С него и надо начинать, именно его и надо попытаться передать детям.

Постарайтесь просто выразить свои чувства
Вы наверняка без особых усилий сможете воскресить в памяти то, что в свое время запало вам в душу: само произведение, зал, где вы его увидели, деталь картины или скульптуры. Пусть это будет мимолетное ощущение, атмосфера, цветовое пягно, отзывы знакомых о какой-то выставке, наконец, репродукция в журнале или в книге. Постарайтесь передать ребенку возникшие у вас чувства - без ученых рассуждений, своими словами.

Радость общения
В любом случае главным отправным моментом должен стать интерес, который вы когда-то испытали сами: его и нужно попробовать внушить ребенку. Расскажите ему, какая картина вам нравится, а какая нет, какая забавляет вас или представляется загадочной. Скорее всего ему захочется узнать почему, захочется проникнуть в эту тайну. Более того: если вы сами не можете определить, почему картина вызывает у вас ту или иную реакцию, смело признайтесь в этом. Поинтересуйтесь мнением ребенка; не исключено, что он сам подскажет вам ответ. Неважно, за что ценят картину искушенные зрители: для вас ценно то, что привлекает в ней ваших детей. Вы приоткрываете перед ними отдельную, собственную дверь в мир прекрасного. Ваши слова, минуты задушевного общения и взаимного доверия важнее любых поучений.

Не увлекайтесь
Не забегайте вперед, не распространяйтесь заранее о том, что вы собираетесь показать ребенку. Вы лишите его радости самостоятельного открытия. Восторгаться тем, чего человек - будь он большой или маленький - еще не знает, не видел, не читал и т. д., - занятие весьма неблагодарное. Поэтому не увлекайтесь, иначе ребенок почувствует себя лишним там, где вы уже освоились. Если вы станете на все лады высказывать собственные впечатления, чувства и оценки, что же останется ему самому? Дайте ему возможность сосредоточиться, собраться с мыслями. Конечно, если вы просто молча стоите перед картиной, к которой хотите привлечь его внимание, это ему вряд ли поможет. Но говорить слишком много и слишком уверенно, пожалуй, еще хуже.

Предоставьте ребенку свободу выбора
Если ребенок не разделяет ваших пристрастий, предоставьте ему свободу. Вы дали ему первый толчок - теперь доверьтесь его собственному выбору; ваше личное мнение для него лишь отправная точка. Определите, на что он обращает внимание. Идите за ним из зала в зал: рано или поздно он перед чем-то остановится, даже если до этого успеет равнодушно пройти мимо какого-нибудь общепризнанного шедевра. Вы сможете вернуться с ним к этому шедевру позднее. Ваша задача - подготовить и подтолкнуть ребенка к первой встрече с прекрасным; не вам решать, где и когда она произойдет. Его выбор может вас удивить, огорчить, пойти наперекор вашим собственным вкусам, и тем не менее лучше всего начать именно с того, что выберет он сам, будь то пейзаж XIX века или монохромное полотно, написанное в 60-х годах XX века.

Начните с того, что выберет ваш ребенок
Оставим пока в стороне вопрос "с чего начать". На первом этапе не стоит пытаться дать детям стройную систему знаний с учетом хронологии, истории развития цивилизации и художественных стилей. Если позднее ваш ребенок захочет изучать искусство углубленно, это будет уже совсем другое дело. Со временем он сумеет приспособиться к определенным требованиям. А пока что ваша цель - доставить ему радость, простую, но редкую радость: способность видеть. Эта способность разовьется у ребенка только тогда, когда он будет свободно решать, на что именно смотреть, долго или недолго стоять перед какой-то картиной - в общем, станет сообразовываться исключительно с собственными желаниями.

Как сделать поход в музей приятным и полезным
Если вы хотите посетить музей, выставку или галерею, совместив приятное с полезным, не мешает усвоить несколько простых правил - настолько простых, что мы о них обычно забываем.

Не ходите в музей в дождливые дни
По традиции считается, что для музея лучше всего подходит дождливая погода. Разумеется, если у ребенка каникулы и вовсю светит солнце, естественнее побыть на воздухе, а уж никак не торчать в музее. Это расхожее мнение в корне неверно. Оно предполагает, что в музей ходят только когда больше нечем заняться. Между тем поход в музей должен быть сознательным выбором, праздником, а не способом убить время. Кстати, в солнечный день гораздо приятнее смотреть на картины, чем в пасмурный. Да и стоять в очереди в гардероб с мокрыми куртками и зонтами - довольно унылое занятие. Конечно, для настоящего любителя искусства подобные соображения роли не играют, но все это способно отравить первые детские впечатления.

Остановитесь на музее, до которого не слишком далеко
Выбираясь куда-то с детьми, мы заранее готовимся выслушивать нытье: "Далеко еще?", "Ну когда же мы наконец придем?". Если намеченный музей далеко от дома и дойти туда можно только пешком, лучше от этой затеи отказаться. Пока вы идете, ребенок устанет - и окончательно расстроится, узнав, что и по самому музею придется еще ходить и ходить. Предположим, вы благополучно преодолели путь - и увидели перед входом длиннющую очередь. Тут надо либо запастись терпением, либо прийти в другой день. Но уж коль скоро вы выстояли очередь и попали внутрь, до начала осмотра сводите ребенка в музейный кафетерий и дайте ему немного подкрепиться: настроение у него сразу поднимется.

Не затягивайте пребывание в музее, не старайтесь увидеть все
Любой поход в музей - неважно в какой - серьезная нагрузка для ребенка. Он должен будет ходить не торопясь, не шуметь, не трогать ничего руками - все это нелегко. Маленькие дети вообще склонны рассматривать музейные залы как вожделенный простор, где можно всласть побегать. От ребенка потребуется известная сосредоточенность, концентрация внимания, которое наверняка рассеется, если вы с ним простоите перед картиной дольше, чем нужно. В тысячу раз полезнее провести пять минут перед одним произведением, чем в течение часа смотреть "по верхам" все подряд. Помните: через полчаса ребенок скорее всего насытится увиденным; чем он младше, тем меньше времени нужно отвести на пребывание в музее. Лучше снова прийти в другой день.

Объясните ребенку, как вести себя в музее
Основные правила поведения везде едины. Нельзя трогать картины и подходить к ним слишком близко; запрещается фотографировать со вспышкой. Детям эти правила могут показаться слишком строгими. Объясните, что все это придумано для того, чтобы живопись сохранилась как можно дольше. Есть картины, которым много веков; они пережили войны, пожары, наводнения, их легко повредить - они очень хрупкие и требуют самого бережного обращения. Если к ним прикоснуться, даже чистыми руками, можно их поцарапать или занести на поверхность невидимые вредные микроорганизмы. А бесчисленные фотовспышки со временем способны "обжечь" и обесцветить красочный слой. Поэтому некоторые музеи попросту запрещают посетителям проносить с собой фотоаппараты.

Поставьте себя на место вашего ребенка, "опуститесь" до его уровня
Музейная развеска картин рассчитана на уровень глаз взрослого. Попробуйте присесть и посмотреть на картину снизу - вы убедитесь, что ребенок, с его малым ростом, видит не совсем то же самое, что вы. Не забывайте об этом - тогда вы поймете, почему ребенка заинтересовала какая-то деталь, на ваш взгляд второстепенная. Возможно, что-то ускользнувшее от вашего внимания просто оказалось у него прямо перед глазами.

Пользуйтесь планами, читайте таблички
В большинстве музеев посетителям предлагаются подробные планы экспозиции. Объясните ребенку, как пользоваться планом, и он сам с удовольствием выберет маршрут. Детям постарше будет интересно узнать, по какому принципу картины размещаются в залах - по хронологическому или по тематическому. В каких-то залах может быть представлена живопись одной конкретной страны или творчество определенного художника, а в других могут вместе висеть произведения разных эпох и разных мастеров. Привлеките внимание ребенка к табличкам рядом с картинами, помогите правильно прочесть их названия, имена художников и даты, объясните простейшие обозначения техники ("холст, масло" или "дерево, масло").

Не бойтесь возвращаться к знакомым картинам
Если картина понравилась, ребенку захочется снова ее увидеть: все дети обожают по сто раз слушать любимые сказки или смотреть любимые фильмы. На начальном этапе вам придется терпеливо повторять один и тот же путь, но это не пустая трата времени, а очень важный ритуал. Полюбившаяся картина подогреет интерес к другим, и при вашей активной помощи ребенок поймет, что каждый раз, глядя на одну и ту же картину, можно открывать в ней для себя что-то новое.

Уходя из музея, купите открытки с репродукциями
Распланируйте время так, чтобы напоследок можно было выбрать и купить открытки. Открытки - прекрасные и необременительные сувениры; ими можно украсить стены в детской или использовать как закладки для книг. Ребенок будет коллекционировать их, иногда разбрасывать, терять, зато когда найдет снова, обрадуется им, как старым знакомым. Вначале это будут просто красивые картинки, которые так весело перебирать в музейном киоске, но потом эти миниатюрные репродукции помогут сохранить и оживить ранние детские впечатления.

Не забудьте зайти в кафе
Поход в музей не будет полным, если вы не зашли в кафе. Для ребенка это все равно что кино без попкорна или без мороженого. Если в музее нет кафетерия, зайдите куда-нибудь поблизости. Чем младше ребенок, тем важнее устроить ему этот маленький праздник.

Что показывать детям разного возраста
Устанавливать здесь какие-либо четкие границы бессмысленно. Любая картина может найти отклик в душе ребенка. Часто думают, что дети лучше воспринимают абстрактное искусство ("похоже на детский рисунок") или что не стоит показывать им картину с незнакомым сюжетом. Ничего подобного. Попробуйте сами - и вас удивит, насколько дети восприимчивы к живописи. Они живут в мире образов и на бессознательном уровне усваивают законы зрительного восприятия, идущие от древней традиции живописи. Опирайтесь на эту реальность, не отзывайтесь слишком резко о картинах, которые им нравятся, и не навязывайте им те, которые нравятся вам.

Советы, предлагаемые ниже, помогут вам выбрать, куда пойти и что смотреть. Мы напомним, чем чаще всего интересуются дети, и проясним некоторые спорные моменты. Наши рекомендации ни в коем случае не следует воспринимать как предписания. Когда ребенок уже достаточно подрос, чтобы рассматривать картинки в книжке, он способен на своем уровне воспринимать живопись и получать от этого удовольствие. Но чтобы слушать пояснения взрослого, он должен обладать определенным словарным запасом, который обычно формируется к пяти годам. Этот возраст и выбран в качестве исходного.

От 5 до 7 Что привлекает детей в этом возрасте:

- Теплые, яркие цвета. Статистика свидетельствует, что малыши отдают предпочтение красному.

- Разнообразные формы и контрастные цвета, без оттенков (как в конструкторе "Лего"),

- Кажущаяся (иллюзорная) трехмерность изображения, которое выглядит "как настоящее".

- Точное воспроизведение текстуры материала (ткани, волос, меха и т. п.), когда хочется не только увидеть, но и потрогать.

- Картины, на которых изображены люди, животные или легко узнаваемые элементы пейзажа - дом, поле, сад, деревня, берег моря и т. п. (поэтому детям нравятся импрессионисты).

- Картины, показывающие людей в движении или в определенных позах (спящих, бегущих, ныряющих, падающих, танцующих и т. д.).

- Открытая передача эмоций в живописи любых эпох (смех, плач, нежность, гнев, удивление и т. п.).

- Простые композиции: одна центральная фигура и минимум второстепенных элементов.

- Мелкие детали: их малыши замечают в первую очередь.

Не забудьте!

Связь с повседневной жизнью
Дети этого возраста любят картины, на которых изображены сцены, предметы, действия и жесты, знакомые им из повседневной жизни. Один ребенок заметит женщину, которая причесывается и наклоняется в точности как его мама, или мужчину, который работает за столом, уткнувшись носом в бумаги, совсем как его отец. А внимание другого малыша привлечет красное одеяло на полотне Ван Гога, потому что оно похоже на то, которое есть у него дома.

Двигательная реакция
Маленькие дети воспринимают картину не только глазами. Она вызывает у них двигательную реакцию. Часто ребенок мимически подражает увиденному и может буквально "сыграть" картину с помощью жестикуляции. Позднее он сумеет найти и слова, чтобы передать возникшие мысли и чувства. Динамичные, выразительные картины и скульптуры пользуются поэтому у малышей особым успехом.

Свобода воображения
Увиденную картину дети любят "подкрепить" какой-нибудь тут же придуманной подходящей историей: "Она, наверно, плачет, потому что...", "Может, раньше он сделал то-то и то-то, и поэтому...". Рассматривая абстрактную живопись, цвет и форму они обычно ассоциируют со знакомыми реальными предметами: желтое пятно - с солнцем или луной, а что-то кривое и длинное - со змеей или бананом. Мазки зеленого, которые для вас ничего не значат, для детей превращаются в травинки или в лягушат. Так малыши "присваивают" себе все, что видят. Современное искусство (живопись, скульптура, инсталляции), давая большой простор фантазии, вызывает у них любопытство. Даже самые неожиданные материалы (веточки, фрагменты пластика, камешки и прочий мусор), которыми пользуются современные художники, могут пробудить и заставить работать детское воображение.

Не только смотреть - говорить!
Неважно, на что именно смотрит ребенок - его интерес всегда можно подогреть с помощью простых вопросов, приглашающих к диалогу, например: "О чем ты сейчас думаешь?", "Что ты чувствуешь?", "Ты вспоминаешь что-нибудь похожее?", "А тебе не кажется?". Пусть ребенок учится различать такие понятия, как светлое - темное, тяжелое - легкое, прозрачное - непрозрачное, толстое - тонкое, четкое - расплывчатое. Усвоив эти вещи на примере одной картины, он сможет легче разбираться в других. Секрет успешного начала - приучить детей смотреть внимательно, объяснить им, что каждая картина обладает своей особой атмосферой, и дать волю детскому воображению.

Книги или музей?
Малышей утомляет хождение по музеям и галереям: детское внимание неустойчиво. Но если им нравится разглядывать альбомы с репродукциями, это занятие можно превратить в игру, не всегда возможную в музее. Для начала очень важно просто вместе полистать книгу; пусть это войдет в привычку, как сказка на ночь. Если вы уловите какие-то конкретные предпочтения, имеет смысл пойти в музей, чтобы ребенок увидел полюбившуюся вещь "по-правдашнему". Он будет рад!

Также обращаем внимание родителей на передачу "В музей без поводка", которую показывают по пятницам по телеканалу "Культура" (сейчас Россия-К).



Автор и режиссер передачи «В музей – без поводка» всегда мечтал о настоящей семейной программе, той, которая объединяет и маленьких, и взрослых. Что бы это могло быть? Не все взрослые любят мультфильмы, маленькие дети не способны высидеть целый фильм, да и – на полтора часа единения не бывает, рассеивается. Счастливой находкой стала идея знакомства маленьких и больших зрителей с изобразительным искусством. Всего 12 минут – рассказ об одной картине. Программу специально не снимают в музее: ведь музей – это поход, к нему готовиться надо и планировать, а когда поводом для беседы становится что-то совсем простое, бытовое – дождь, первый снег или обычные овощи – это уже просто остановка на бегу. Сесть всем вместе, передохнуть, приобщиться к прекрасному.

Рассказывает о картинах Антон Платонович – влюбленный в живопись профессор. Он настолько одинок, что делится своими знаниями с кокер-спаниелем Тиба. И пес — его самый главный, очень заинтересованный слушатель. Голос Антона Платоновича завораживающе мягок, интеллигентен, спокоен, а его истории похожи на сказку. Играет Антона Платоновича петербургский актер Александр Ронис, режиссер считает, что атмосфера старинной петербургской картины, которую удалось воссоздать создателям программы, целиком и полностью заслуга Рониса. А он во время программ еще и на музыкальных инструментах играет, и вместе со своей собакой поет веселые песенки. Ну а собаку за кадром зовут Кафка`с Колл Ми Блонд или попросту Тео.



Антон Платонович не просто рассказывает о картинах, он всегда находит такие слова, что невозможно оторваться от экрана. Помогают же ему сценаристы Николай Федоров и Сергей Носов (его роман «Грачи прилетели» входил в шорт-лист Букера) – это они подбирают картины, о которых можно было бы рассказать, опираясь на само изображение.
«Когда меня спрашивают о том, как мы строим программу, я всегда привожу слова Сергея Носова. Он сказал: «Зритель – это участник картины, он всегда рядом с ее героями – просто те его не замечают» — сказал Александр Кривонос.

Программа была номинирована на соискание премии ТЭФИ-2007.

>> Другие записи в категориях: родителям, Смотри изнутри

Автор Сообщение
Комментарии к этой записи отсутствуют.
Показать сообщения: