не зал и не палуба


художественное 14-16

Пн Окт 16, 2023 15:13

Какая-то сплошная романтика пошла: замки, кинжалы, ангелы...

14. CASTLE
Франция. Два раза.
Р. Сабатини, Скарамуш:
Скрытый текст:
Сонная деревушка Гавриияк лежала в полулиге от шумной дороги в
Рен, в излучине реки Мо. Ее дома лепились у подножия и беспорядочно
взбирались до половины пологого холма, увенчанного приземистым
замком. После уплаты дани сеньору, десятины церкви* и податей королю
карманы жителей Гавриияка оставались почти пустыми. Но хоть им и
стоило немалого труда сводить концы с концами, их жизнь была не так
тяжела, как во многих других местах Франции, и намного легче, чем у
нищих вассалов блистательного сеньора де Латур д'Азира, обширные
владения которого отделяли от их деревни воды Мо.
Своим внушительным видом замок Гавриияк был обязан скорее
господствующему положению над деревней, чем какими-либо присущими ему
особенностями Как и все дома в Гавриияке, он был построен из гранита
источенного почти тремя веками существования, и представлял собой
двухэтажное здание с плоским фасадом в четыре окна, деревянными
ставнями и двумя квадратными башнями, или шатрами с островерхими
крышами, по бокам. Здание выходило на просторную террасу, окруженную
балюстрадой. Стояло оно в глубине сада - сейчас обнаженного, но летом
густого и красивого, - и его вид полностью отвечал тому, чем оно и
было в действительности - жилищем людей непритязательных,
предпочитающих светской суете занятия земледелием.
Владелец замка носил титул сеньора де Гавриияк, но никто не
знал, когда, при каких обстоятельствах и кто из его предков получил
этот неопределенный титул. Кантэн де Керкадью сеньор де Гавриияк
внешностью и склонностями вполне соответствовал впечатлению, которое
производил его дом. Суровый, как гранит, он избежал соблазнов
придворной жизни и даже не служил в армии своего короля, уступив
младшему брату Этьенну честь представлять их семью в высоких сферах.
С раннего детства интересы господина де Керкадью сосредоточились на
его лесах и пастбищах. Он охотился, возделывал землю и внешне весьма
мало отличался от своих арендаторов.


Т.Готье, Капитан Фракасс
Скрытый текст:
На склоне одного из безлесных холмов, горбами вздымающих
ланды между Даксом и Мон-де-Марсаном, расположена была в
Царствование Людовика XIII дворянская усадьба - из тех, что так
часто встречаются в Гаскони и среди крестьян высокопарно
именуются замками.
Две круглые башни, увенчанные остроконечными крышами, с
обоих концов замыкали здание, а два глубоких желоба на его
фасаде говорили о том, что первоначально здесь был подъемный
мост, ныне ставший бесполезным, ибо время упразднило ров; тем
не менее сторожевые вышки на башнях и флюгера в виде ласточкина
хвоста придавали строению чуть что не феодальный вид. Ковер из
плюща наполовину окутывал одну из башен и темной зеленью своей
оттенял камень, успевший к этому времени посереть от старости.
Издалека увидев замок, поднимавший в небо над зарослями
дрока и вереска свои островерхие кровли, путник счел бы его
вполне пристойным жилищем для дворянина средней руки, но,
приблизясь, изменил бы мнение.


...и потом читателя страницами водят по унылому запустению, где даже дохромав наконец до обитаемой кухни, он продолжит погружаться в безнадёжное отчаяние впавшего в нищету замчика... железные были люди - читатели Готье

15. DAGGER
Дзютте - японскую разновидность даги - регулярно называют кинжалом, несмотря на полную его тупость.
Ттх предмета в фирменном нервно-возвышенном стиле ранних Олди (Путь меча):
Скрытый текст:
Я обернулся в надежде увидеть болтунов и обнаружил за спиной Придатка Чэна — кого бы вы думали?! — Детского Учителя семьи Абу-Салим и Дзюттэ Обломка. Они, как и на Посвящении, делили между собой одного Придатка, удобно устроившись: Учитель — на поясе, шут — за поясом.

«Хороший пояс, — ни с того, ни с сего подумал я. — Кожа толстая, с тиснением „узлы и веревки“, пряжка с ладонь… на пятерых места хватит».

— Прогуливаешься, гроза Кабира? — опустив положенное приветствие, нахально заявил шут. — Ну-ну…

Голос у него оказался низкий и глубокий, вроде гула ночного ветра в прибрежном тростнике. А я почему-то решил, что он сейчас заскрипит, как тот, невидимый… нет, конечно же, это не они! С чего бы им меня за глаза обсуждать, да еще и препираться?!

— Прогуливаюсь, — ответил я. — Кстати, Дзюттэ, все хочу тебя спросить — ты в юности, небось, подлиннее был?

Раздражение, накопившееся во мне, требовало выхода.

— А с чего это ты взял? — удивился шут.

— Ну, я так полагаю — сломали тебя когда-то не до конца, вот с тех пор Обломком и прозывают…

Мне очень захотелось, чтобы Дзюттэ обиделся. Или хотя бы втянул в глупый и грубый разговор Детского Учителя. Даже если я не прав — а я не прав.

Только он не обиделся. И Учитель промолчал.

— Иди «корову» потыкай, — ехидно усмехнулся шут. — Глядишь, ума прибавится… Ты — Единорог, потому что дурак, а я — Обломок, потому что умный, и еще потому, что таким, как ты, рога могу обламывать. До основания. А затем…


Скрытый текст:
…Третий прыжок. Друдл, стоя на коленях, отнимает левую руку от живота — и в ней тут же оказывается Обломок, прильнувший всем своим толстым и тупым клинком к предплечью Друдла. Два шута на миг становятся одним целым, и я вижу, как Шото смаху налетает на Дзюттэ и с визгом бессилия отскакивает, едва не сломавшись. Еще один удар — и Дзюттэ внезапно проскальзывает в момент соприкосновения, намертво заклинив Шото между своим четырехгранным клинком и лепестком гарды. Резкий поворот — и…

…Четвертый прыжок. Звон, предсмертный вопль Шото — и его обломки ложатся рядом с мертвым Детским Учителем.


Или так. Когда так просто сводит все концы удар кинжала...
М. Булгаков, Театральный роман
Скрытый текст:
Вместе с надвигающимися сумерками наступила и катастрофа.

Я прочитал:

– «Бахтин (Петрову). Ну, прощай! Очень скоро ты придешь за мною…

Петров. Что ты делаешь?!

Бахтин (стреляет себе в висок, падает, вдали послышалась гармони…).

– Вот это напрасно! – воскликнул Иван Васильевич. – Зачем это? Это надо вычеркнуть, не медля ни секунды. Помилуйте! Зачем же стрелять?

– Но он должен кончить самоубийством, – кашлянув, ответил я.

– И очень хорошо! Пусть кончит и пусть заколется кинжалом!

– Но, видите ли, дело происходит в гражданскую войну… Кинжалы уже не применялись…

– Нет, применялись, – возразил Иван Васильевич, – мне рассказывал этот… как его… забыл… что применялись… Вы вычеркните этот выстрел!..

тут очень трудно прервать цитату
а от неё просто по ассоциативной цепочке уже достраивается:...шаман вылез из кожи, бубен вылез из кожи...
но там не кинжал, там нож и штык, кинжалы в Гражданскую и правда не применялись, только кортики ещё носили

16. ANGEL
Цитату из Джерома в комментарии принесли просто восхитительную.
Ну, что ещё? Что угодно.
Например:

Ф.Дюрренматт, Ангел приходит в Вавилон.
Скрытый текст:
Ангел (радостно). Видишь, вот это и есть человек.

Курруби. У него такое же платье и такая же рыжая борода, как у тебя.

Ангел. Мы встретили того, кого искали, дитя мое. (Навуходоносору.) Я рад познакомиться с самим Акки, нищим из Вавилона.

Навуходоносор (смущен, увидев ангела, переодетого нищим). Я не нищий Акки. Я нищий из Ниневии. (Строго.) Я был убежден, что кроме меня и Акки на земле больше нет нищих.

Ангел (к Курруби). Не знаю, что и думать, милая Курруби. В моем путеводителе это не обозначено. Оказывается, и в Ниневии есть нищий! На земле живут целых двое нищих!

Навуходоносор (в сторону). Я повешу министра информации, в моем царстве живут двое нищих. (Ангелу.) Ты откуда?

Ангел (смущенно). Оттуда, из-за Ливана...

Навуходоносор. Как установил великий царь Навуходоносор, Ливаном кончается вселенная. Этот взгляд разделяют все географы и астрономы.

Ангел (заглядывая в свою карту). За Ливаном ость еще несколько селений: Афины, Спарта, Карфаген, Москва, Пекин. Видишь? (Протягивает карту царю.)

Навуходоносор (в сторону). Придворного географа придется повесить. (Ангелу.) Великий царь Навуходоносор завоюет и эти селения.

Ангел (тихо к Курруби). Раз мы встретили второго нищего, наше положение усложнилось. Теперь я должен установить, кто из них беднее – нищий Акки или этот нищий из Ниневии, а для этого потребуется проявить большой такт и чуткость.

Слева появляется оборванная и дикая фигура с рыжей бородой. Теперь уже трое нищих с длинными рыжими бородами находятся на сцене. А вот и второй человек.

Курруби. И у него такое же платье, как у тебя, мой ангел, и такая же рыжая борода.

Ангел. Если и это не нищий Акки, я совсем запутаюсь.

Навуходоносор. Но если и этот не Акки, я повешу министра внутренних дел!

Н.Лесков, Запечатленный ангел
Скрытый текст:
Сей ангел воистину был что-то неописуемое. Лик у него, как сейчас вижу, самый светло-божественный и этакий скоропомощный; взор умилен; ушки с тороцами, в знак повсеместного отвсюду слышания; одеянье горит, рясны златыми преиспещрено; доспех пернат, рамена препоясаны; на персях младенческий лик Эмануилев; в правой руке крест, в левой огнепалящий меч. Дивно! дивно!.. Власы на головке кудреваты и русы, с ушей повились и проведены волосок к волоску иголочкой. Крылья же пространны и белы как снег, а испод лазурь светлая, перо к перу, и в каждой бородке пера усик к усику. Глянешь на эти крылья, и где твой весь страх денется: молишься «осени», и сейчас весь стишаешь, и в душе станет мир. Вот это была какая икона!

К. Шульц, Камень и боль
Скрытый текст:
Микеланджело работал усердно. Он намеренно лишил своего "Ангела" всякой женственности, характерной для "Ангела" маэстро дель Арка. Никаких кудрей, спускающихся на спину, а густые волосы, обвивающие мелкими кольцами поднятую, иератическую голову. Это ангел из числа тех, которые под начальством архангела Михаила воевали в воздухе против злых сил дракона. Теперь он отложил щит и меч, взял подсвечник и опустился на колено перед алтарем в ожидании мессы. На кудрявую рыцарскую голову его можно хоть сейчас надеть шлем, как на голову "Ангела" маэстро Никколо - венок. И будут вместе - нежность молитвы и сила ее. Но так как "Ангел" Микеланджело готов тотчас встать и снова идти в бой, одежда его более оживлена, складки ее полны движенья, она жестче и мужественней. Только легкие и мягкие кривые воскрылий уравновешивают тяжелую материю подсвечника и тела. Только крылья здесь нежны, благостны, юны и женственно мягки.
В первый и последний раз Микеланджело ваяет крылья.

 Написано: Sestra Karlotta  Благодарностей: 1

Страница 1 из 1
Автор Сообщение

Taia
Профессор
Профессор

На сайте с 13.05.06
В дневниках: 4760
Откуда: Энск

 СообщениеДобавлено: Вт Окт 17, 2023 14:31
Ответить с цитатой

15. Кинжал
Опять наше все Пушкин:
"Но слушай: если я должна
Тебе... кинжалом я владею,
Я близ Кавказа рождена"

И Куприн туда же "Поединок":

"Владеть кинжалом я умею,
Я близ Кавказа рождена!!!

Прежде ваша, теперь ничья
Раиса."

И Аверченко "Филателисты"(хочется весь рассказ процитировать, но удерживаю себя, но сама почитала и посмеялась :-) ):
-
Скрытый текст:
Я продолжаю! Мне сообщили, что филателисты жарят альбомы на легком огне и потом ошпаривают их кипятком... Если они (не филателисты, а альбомы) годятся после этого в пищу, - вопрос личного вкуса. Полиции нет до этого дела - ну, и пускай! Да и вообще, филателизм - это особый род тихого помешательства! (Я в большом подъеме. Общие возгласы: "браво!" Голоса моего приятеля не слышно - чувствую, что он в полуобмороке...) Итак - в полдневный жар, в долине Дагестана, стояли мы на берегу Невы! Под синим небом Грузии, в прекрасной Андалузии красавица цвела... Мойте детей только мылом "Юпитер", не пейте сырой воды - и земля вам пухом!! И если бы глаза моего визави, господина председателя, не напоминали органов зрения мороженого судака, то я даже поцеловал бы его в отвисшие от восторга губки! Кончаю!
Жарьте, шпарьте альбомы, а меня оставьте в покое, потому что - "кинжалом я владеть умею, я близ Кавказа рождена!!!" Я кончил.

14. Замок
Помнила, что у Джерома было и про замки что-то забавное, но нашлось это (и про ангелов есть):
Скрытый текст:

В лодке было душно, у меня болела голова, и я решил выйти и подышать
воздухом в ночной прохладе. Я надел на себя то, что попалось под руку, -
часть платья была моя, а часть Джорджа и Гарриса, - и вылез из-под парусины
на берег.
Ночь была великолепная. Луна зашла, и затихшая земля осталась наедине
со звездами. Казалось, что, пока мы, ее дети, спали, звезды в тишине и
безмолвии разговаривали с нею о каких-то великих тайнах; их голос был
слишком низок и глубок, чтобы мы, люди, могли уловить его нашим детским
ухом.
Они пугают нас, эти странные звезды, такие холодные и ясные. Мы похожи
на детей, которых их маленькие ножки привели в полуосвещенный храм
божества... Они привыкли почитать этого бога, но не знают его. Стоя под
гулким куполом, осеняющим длинный ряд призрачных огней, они смотрят вверх,
и боясь и надеясь увидеть там какой-нибудь грозный призрак.
А в то же время ночь кажется исполненной силы и утешения. В
присутствии великой ночи наши маленькие горести куда-то скрываются,
устыдившись своей ничтожности. Днем было так много суеты и забот. Наши
сердца были полны зла и горьких мыслей, мир казался нам жестоким и
несправедливым. Ночь, как великая, любящая мать, положила свои нежные руки
на наш пылающий лоб и улыбается, глядя в наши заплаканные лица. Она молчит,
но мы знаем, что она могла бы сказать, и прижимаемся разгоряченной щекой к
ее груди. Боль прошла.
Иногда наше страданье подлинно и глубоко, и мы стоим перед нею в
полном молчании, так как не словами, а только стоном можно выразить наше
горе. Сердце ночи полно жалости к нам; она не может облегчить нашу боль.
Она берет нас за руку и маленький наш мир уходит далеко-далеко; вознесенные
на темных крыльях ночи, мы на минуту оказываемся перед кем-то еще более
могущественным, чем ночь, и в чудесном свете этой силы вся человеческая
жизнь лежит перед нами, точно раскрытая книга, и мы сознаем, что Горе и
Страданье - ангелы, посланные богом.
Лишь те, кто носил венец страданья, могут увидеть этот чудесный свет.
Но, вернувшись на землю, они не могут рассказать о нем и поделиться тайной,
которую узнали.
Некогда, в былые времена, ехали на конях в чужой стране несколько
добрых рыцарей. Путь их лежал черев дремучий лес, где тесно сплелись густые
заросли шиповника, терзавшие своими колючками всякого, кто там заблудится.
Листья деревьев в этом лесу были темные и плотные, так что ни один луч
солнца не мог пробиться сквозь них и рассеять мрак и печаль.

И когда они ехали в этом лесу, один из рыцарей потерял своих товарищей
и отбился от них и не вернулся больше. И рыцари в глубокой печали
продолжали путь, оплакивая его как покойника.
И вот они достигли прекрасного замка, к которому направлялись, и
пробыли там несколько дней, предаваясь веселью. Однажды вечером, когда они
Скрытый текст:

беззаботно сидели у огня, пылающего в зале, и осушали один кубок за другим,
появился их товарищ, которого они потеряли, и приветствовал их. Он был в
лохмотьях, как нищий, и глубокие раны зияли на его нежном теле, но лицо его
светилось великой радостью.
Рыцари стали его спрашивать, что с ним случилось, и он рассказал, как,
заблудившись в лесу, проплутал много дней и ночей и, наконец, окровавленный
и истерзанный, лег на землю, готовясь умереть.
И когда он уже был близок к смерти, вдруг явилась ему из мрачной тьмы
величавая женщина и, взяв его за руку, повела по извилистым тропам,
неведомым человеку. И, наконец, во тьме леса засиял свет, в сравнении с
которым сияние дня казалось светом фонаря при солнце, и в этом свете нашему
измученному рыцарю предстало видение. И столь прекрасным, столь дивным
казалось ему это видение, что он забыл о своих кровавых ранах и стоял, как
очарованный, полный радости, глубокой, как море, чья глубина не ведома
никому. И видение рассеялось, и рыцарь, преклонив колени, возблагодарил
святую, которая в этом дремучем лесу увлекла его с торной дороги, и он
увидел видение, скрытое в нем.
А имя этому лесу было Горе; что же касается видения, которое увидел в
нем добрый рыцарь, то о нем нам поведать не дано.

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник         Благодарностей: (1)
 

Sestra Karlotta
Аспирант Сибмамы
Аспирант Сибмамы

На сайте с 05.04.14
В дневниках: 4293
Откуда: Новосибирск

 СообщениеДобавлено: Вт Окт 17, 2023 15:11
Ответить с цитатой

Цитата:
Владеть кинжалом я умею,
Я близ Кавказа рождена!

оп-па: мемас былых времён :) не обращала внимания раньше
вышел из обихода, однако

У Пушкина так-то целый хрестоматийный "Кинжал". И что-то там за ним потом подпевал товарищ Брюсов.
Мне было забавно, как непросто оказалось найти именно важный для сюжета или эпизода, а не просто упомянутый, кинжал. Это при обилии прочитанной развлекательной литературы.
(Считаем "Кортик" Рыбакова читерством. :))
Дочь практически на спор вспомнила ещё фамильный кинжал Форкосиганов из "Саги о Форкосиганах" Л.Буджолд.

У Джерома наверняка должен быть хоть один замок. :yes: Путеводитель же.

А если уж рыцари, то:
Скрытый текст:
И видит – замок перед ним...
Не просто замок: чудо-крепость!
Попытка взять ее – нелепость.
Штурмуй хотя бы тридцать лет,
Обрушься на нее весь свет,
Вовнутрь ворваться невозможно:
Защита больше чем надежна...
Парцифаль при свете звезд
Глядит: подъемный поднят мост,
И только ветер или птица
Способны очутиться,
Перемахнувши через ров,
В одном из внутренних дворов...

...
А Парцифаль во весь опор
Во внутренний влетает двор,
Угрюмой стражею допущен...
Но как же этот двор запущен!
Зарос крапивой и травой.
Души не видно здесь живой,
Давно здесь стычек не бывало,
И все зачахло, все увяло.
Плац с незапамятных времен
Не видел яркости знамен,
Давно здесь рыцари не бились,
Лихие кони не носились
(Так делать нечего бойцу
И в Абенберге, на плацу)...


В. Фон Эшенбах, Парцифаль, замок Мунсальвеш

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 
Показать сообщения:   
Страница 1 из 1
 

 

  

Powered by The Blog Mod by Hyperion & TheBlogMod.com
Powered by phpBB © phpBB Group
Weblog style by Hyperion