Храм Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове

Ср Мар 13, 2024 3:04

Опять таки, бесплатная экскурсия от Дня гида.
в удобном от меня направлении, совсем рядом с МКАДом, но при этом совершенно с деревенской окрестностью.

Скрытый текст:


Церковь была придомовой, но сейчас усадьба отделена от нее шоссе, а так как я была не одна - заскочить туда не получилось.
Первые сведения в сохранившихся источниках об этих местах относятся к 1623 г., когда писцовая книга зафиксировала д. Виноградово. С 1617 г. – помещичий двор дворянина Гаврилы Григорьевича Пушкина. В 1637 г. деревней владели его дети Григорий и Степан Гавриловичи Пушкины. После раздела имений Виноградово стало собственностью Григория. Соседняя д. Заболотье числилась в поместье за Степаном Гавриловичем Пушкиным. В 1650 г. Григорий Гаврилович построил церковь Владимирской Иконы Божией Матери с пределом Николая Чудотворца, и Виноградово стало числиться селом. После его смерти в 1656 г. Виноградово досталось его вдове, а затем в 1666 г. стало владением его племянников – детей скончавшегося Степана Гавриловича Пушкина – Матвея и Якова Степановичей. Дальний родственник Матвея – Иван Каллиникович Пушкин.
С 1710 г. Виноградовым стал единолично владеть Иван Калинникович Пушкин. В 1729 г. он продал село известному Василию Владимировичу Долгорукову, а уже в следующем, 1730 г., только что купленное имение приобрела княжна Мария Федоровна Вяземская.
Автором проекта нынешней церкви, представляющий собой редкий памятник архитектурного искусства XVIII в., аналога которому не найти в Москве и Подмосковье, искусствоведы предполагают зодчего В.И. Баженова. Издалека храм напоминает горящую к Богу свечу. Удачно расположена напротив долгих прудов. Храм был освящен в 1777 г. московским митрополитом Платоном (Левшиным) во имя Владимирской Иконы Божией Матери и по милости Божией никогда не закрывался.
Вместо традиционного четверика центральная часть храма устроена в виде двухсветного круглого зала. Окружающие нижнюю часть при стройки образуют треугольное с закругленными углами основание, каждая сторона которого подчеркнута классическим четырехугольным портиком. Во втором ярусе круглую ротонду украсили парные колонны. Массивный купол и барабан с небольшой главкой усиливают впечатление устремленности вверх всего здания. Расположенная позади храма колоколенка и служебная постройка вместе с основным зданием образуют еще один большой треугольник. Необычно декоративное оформление с иконостасов главного престола и придела Николая Чудотворца. Второй, из ныне существующих – предел Сергея Радонежского был устроен в 1947 г. и оборудован в традиционном лучшем стиле, отличаясь от интерьера основной части храма. Наружную и внутреннюю покраску выполняли маляры во главе с их подрядчиками – крепостным крестьянином из д. Федоркино (графа Орлова). Роспись интерьера и новых икон для церкви делал крепостной живописец Гаврил Антонов сын Доматырёв – слушатель поручика Ф.П. Тютчева. Заканчивал отделку "золотарь" дворцовой интендантской конторы А.Д. Казанцев. 10 сентября 1777 г. состоялось освещение храма, и тогда же, рядом с церковью была открыта богадельня для престарелых (здание, кстати до сих пор существует).
В 1885 году она была продана М.Я. Бучумову. При оформлении продажи прежние владельцы не оговорили судьбу вещей, находившихся в имении, полагая, что они продают только недвижимость. Но вышло иначе... В собственности Бучумова оказались документы, портреты предков, семейные реликвии и многое другое. Нового хозяина они не интересовали и поэтому скоро исчезли из старого имения.

После смены ряда хозяев новый хозяин, Бучумов, настроил в парке дачи для москвичей, а леса, поля и луга сдавал в аренду крестьянам. Отношения крестьян к Бучумову были плохие, и в 1905 г. его усадебный дом сгорел. После прокладки Савёловской железной дороги имение превратилось в дачный поселок – Долгие пруды. И теперь понятно, откуда название города начинающегося со стороны усадьбы города - Долгопрудный.

Уникальность архитектурного стиля храма, представляет громадный интерес в связи с тем, что здесь мы встречаемся с редкой в православных храмах формой основания церкви в виде треугольника, где три угла образуют свою Троицу, которая позднее таинственным образом соединится с Сергием Радонежским в Троицком храме его Лавры. Архитектор применил треугольник не только в планировке храма. Он обозначен и в генеральном плане всего комплекса. Храм, отдельно отстоящие колокольня и часовня, построены в одном стиле и образуют равносторонний треугольник. Идея Пресвятой Троицы лежит в основе как всей композиции в целом, так и в отдельных ее частях: Треугольник в основании храма, Три здания в ансамбле и расположены эти здания в плане, образуя треугольник.

В отличие от прошлой экскурсии, здесь нам вел рассказ священник этого прихода и это было интересно, он расскал и вообще о вере и о самой церкви, об архитектуре, о людях с ней связанных, о символах на алтаре и об иконах в храме и пределах. Церковь очень маленькая, но, при этом у нее три предела (отдельных части, по простому, в каждой своя специфика). Храм богат на реликвии и истории.
Одна из: в свое время, когда мощи Сергия Радонежского забрали из лавры в музей, один из священников подменил голову (не спрашивайте что и как...) и реальные останки были спрятаны под алтарем в этой церкви. Народ, я только пересказываю.
А вот эту икону священник случайно увидел в хлеву. Попросил отдать ее, грех же, в таком месте держать. Хозяин отказался, посмеялся, мол пусть мой бык молится на нее.
А на утро сам принес в церковь, попросил принять.

Ну и немного обстановки

и вокруг. Нмного мы опоздали, на дня здесь был фестиваль колокольного звона. Колокола старые. Колодец тоже.



 Написано: Леший  Благодарностей: 3
>> Другие записи в категориях: Вокруг Москвы

Автор Сообщение
Комментарии к этой записи отсутствуют.
Показать сообщения: