Гибель великого жанра
Пт Мар 19, 2010 0:11
Как, опять мы где-то недосмотрели, что-то упустили, а по недосмотру погубили нечто важное, великое? Приходится констатировать сей печальный факт. На наших глазах гибнет великий жанр – жанр детектива. И по законам жанра попытаемся вместе найти злоумышленника.
Так случилось, что мне, человеку, который терпеть не может детективы, в течение двух-трех месяцев пришлось познакомиться с творениями сразу двух мастеров этого литературного направления. Сначала мне дали почитать что-то из приключений акунинского героя Э.П. Фадорина. И вы знаете, сам себе стал удивляться. Читаю, не могу оторваться. Занимательный сюжет. Но за сюжетом хотелось найти глубокие характеры персонажей, философские мысли, точные наблюдения над жизнью (чем, собственно, и славится русская литература), но, увы, сюжет так и остался обнаженным. Даже языком произведений Б. Акунина нет возможности насладиться, поскольку его телеграфный, суховатый стиль мне не по душе. «Может, хоть о Японии конца XIX века узнаю что-то новое», - подумал я, берясь за «Алмазную колесницу»: все же Акунин, по слухам, японовед. Но и здесь меня ждало разочарование. Открытий было немного. Так что же меня привлекло в этих книгах? Закрыв последний том, я, наконец, сообразил: герой! Акунину удалось создать обаятельного героя, этакий вариант американского чипа-дейла, который приходит всегда на помощь. В нашей стране, где «закон как дышло, куда повернул, туда и вышло», у русского человека всегда была мечта о герое (царе, народовольце, коммунисте, демократе), который бы пришел и все исправил. А мы в это время греемся на печи. Но проблема в том, что герой этот существует только в книжках, и от этой мысли мне стало совсем тоскливо. Нет, гибнет великий жанр, гибнет…
Вторым «мастером» детектива, с которым состоялось мое знакомство, стал Дэн Браун («Код да Винчи»). Я убежден, что филолога можно сравнить с врачом, который, прочитав то или иное произведение, ставит диагноз как «продукту», так и самому автору. Так вот мой диагноз неутешителен (если кто-то не согласен, предлагаю собрать консилиум). Честно говоря, такой чепухи я давно не читал. Во-первых, книга глупа. Сюжет напоминает детскую игру «Поиски клада», в которой играющий по подсказкам, спрятанным в разных местах, должен отыскать «нечто ценное». Но ведь мы уже не дети, да и ценного ничего не нашлось… Во-вторых, - и это самое главное – книга безнравственна, вредна для неокрепшей юношеской психики (читает Брауна, как правило, молодежь). В пору, когда перед молодым человеком стоит непростой духовный выбор, когда он пытается ответить на «вечные» вопросы о жизни и смерти, Дэн Браун выскакивает с книжонкой, в которой есть готовые ответы. Оказывается, люди уже два тысячелетия заблуждаются. Христианство, Православие – это миф, Евангелия подделаны. А должны мы все воспевать раскаявшуюся блудницу вслед за да Вичи, который владел «великой» тайной (при этом никого не смущает, что сам художник имел нетрадиционную ориентацию, а посему на роль духовного вождя претендовать никак не может). Одним словом, американские графоманы в очередной раз пытаются научить страну с тысячелетней духовной культурой тому, во что надо верить и как жить.
Но покушаются на жизнь детективного жанра не авторы, а сами читатели, покупая романы низкого качества. И если мы хотим, чтобы великий жанр приказал долго жить, необходимо действовать в том же направлении…
Наша классическая литература (в том числе и современная) велика потому, что русский писатель рассказывает о жизни души, творит, когда не творить уже нет сил, когда перехватывает дыхание. А западные авторы сделали литературу средством зарабатывания денег, до собственной души им нет никакого дела.
И после описанных мытарств я взял роман Людмилы Улицкой «Казус Кукоцкого». Это был глоток свежего воздуха! Я словно вышел из душной скучной комнаты в свежий осенний сквер. Потрясающее произведение и с точки зрения стиля, и с точки зрения содержания. Настоящий культурный шок…
Так случилось, что мне, человеку, который терпеть не может детективы, в течение двух-трех месяцев пришлось познакомиться с творениями сразу двух мастеров этого литературного направления. Сначала мне дали почитать что-то из приключений акунинского героя Э.П. Фадорина. И вы знаете, сам себе стал удивляться. Читаю, не могу оторваться. Занимательный сюжет. Но за сюжетом хотелось найти глубокие характеры персонажей, философские мысли, точные наблюдения над жизнью (чем, собственно, и славится русская литература), но, увы, сюжет так и остался обнаженным. Даже языком произведений Б. Акунина нет возможности насладиться, поскольку его телеграфный, суховатый стиль мне не по душе. «Может, хоть о Японии конца XIX века узнаю что-то новое», - подумал я, берясь за «Алмазную колесницу»: все же Акунин, по слухам, японовед. Но и здесь меня ждало разочарование. Открытий было немного. Так что же меня привлекло в этих книгах? Закрыв последний том, я, наконец, сообразил: герой! Акунину удалось создать обаятельного героя, этакий вариант американского чипа-дейла, который приходит всегда на помощь. В нашей стране, где «закон как дышло, куда повернул, туда и вышло», у русского человека всегда была мечта о герое (царе, народовольце, коммунисте, демократе), который бы пришел и все исправил. А мы в это время греемся на печи. Но проблема в том, что герой этот существует только в книжках, и от этой мысли мне стало совсем тоскливо. Нет, гибнет великий жанр, гибнет…
Вторым «мастером» детектива, с которым состоялось мое знакомство, стал Дэн Браун («Код да Винчи»). Я убежден, что филолога можно сравнить с врачом, который, прочитав то или иное произведение, ставит диагноз как «продукту», так и самому автору. Так вот мой диагноз неутешителен (если кто-то не согласен, предлагаю собрать консилиум). Честно говоря, такой чепухи я давно не читал. Во-первых, книга глупа. Сюжет напоминает детскую игру «Поиски клада», в которой играющий по подсказкам, спрятанным в разных местах, должен отыскать «нечто ценное». Но ведь мы уже не дети, да и ценного ничего не нашлось… Во-вторых, - и это самое главное – книга безнравственна, вредна для неокрепшей юношеской психики (читает Брауна, как правило, молодежь). В пору, когда перед молодым человеком стоит непростой духовный выбор, когда он пытается ответить на «вечные» вопросы о жизни и смерти, Дэн Браун выскакивает с книжонкой, в которой есть готовые ответы. Оказывается, люди уже два тысячелетия заблуждаются. Христианство, Православие – это миф, Евангелия подделаны. А должны мы все воспевать раскаявшуюся блудницу вслед за да Вичи, который владел «великой» тайной (при этом никого не смущает, что сам художник имел нетрадиционную ориентацию, а посему на роль духовного вождя претендовать никак не может). Одним словом, американские графоманы в очередной раз пытаются научить страну с тысячелетней духовной культурой тому, во что надо верить и как жить.
Но покушаются на жизнь детективного жанра не авторы, а сами читатели, покупая романы низкого качества. И если мы хотим, чтобы великий жанр приказал долго жить, необходимо действовать в том же направлении…
Наша классическая литература (в том числе и современная) велика потому, что русский писатель рассказывает о жизни души, творит, когда не творить уже нет сил, когда перехватывает дыхание. А западные авторы сделали литературу средством зарабатывания денег, до собственной души им нет никакого дела.
И после описанных мытарств я взял роман Людмилы Улицкой «Казус Кукоцкого». Это был глоток свежего воздуха! Я словно вышел из душной скучной комнаты в свежий осенний сквер. Потрясающее произведение и с точки зрения стиля, и с точки зрения содержания. Настоящий культурный шок…
Написано: Иван Кукумбер