Статья Е.Смирновой Об игрушках, раннем обучении, книгах...

Ср Июн 02, 2010 19:34

Дорогие родители!

Предлагаем Вам ознакомиться с ещё одной публикацией Е.Смирновой на актуальные для каждого современного родителя темы: ранее развитие, игры, игрушки. Статья даёт повод поразмышлять о том, что такое вообще современное детство.
Публикация написана для специалистов, но полезна для ознакомления всем родителям.

Е.О. Смирнова
СОВРЕМЕННАЯ ДЕТСКАЯ СУБКУЛЬТУРА В АСПЕКТЕ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Московский городской центр психолого-педагогической экспертизы
игрушек и игровых материалов (Москва).

В последние десятилетия кардинальным образом изменились условия жизни и взросления детей. стремительный переход к постиндустриальному,
информационному обществу, который переживаем мы все, с особой остротой коснулся современного детства. Очевидно, что технический прогресс отражается не только на средствах информации и коммуникации, но и на психологии человека. При этом чем моложе человек, тем большее влияние на него оказывает окружающая среда и тем легче он впитывает и присваивает все веяния времени. Особо открытой и чувствительной группой, безусловно, являются дошкольники, поскольку они не просто растут – они формируются и развиваются в совершенно новых условиях. В данной статье мне бы хотелось рассмотреть некоторые общие тенденции развития социокультурной ситуации современного детства, зафиксировать некоторые ее противоречия и парадоксы и поразмышлять о том, как эти инновации могут отражаться на развитии детей.

Первый парадокс заключается в противоречии между возрастающей значимостью детства и полным игнорированием специфики детского возраста. Высокая значимость детства выражается прежде всего в повышен-
ном внимании к детям и чрезвычайно высокой потребительской привлекательности детской и родительской аудитории. В настоящее время чрезвычайно широко разворачивается производство самых разных товаров для детей - от гигиенических средств и питания до компьютерных программ. Огромные
корпорации, концерны, синдикаты специализируются на производстве товаров для детей. Сами названия торговых фирм свидетельствуют о размахе
производства и потребления (Империя детства, Мир детства, Детский мир, Планета детства и пр.) Лозунг «Все лучшее – детям» поистине вошел в нашу
жизнь. С первых месяцев современный ребенок сталкивается с благами цивилизации, о которых не подозревали его сверстники 20-30 лет назад. Памперсы, радио-няни, электронные игры, компьютеры, интерактивные игрушки, детские мобильные телефоны, видеофильмы стали повседневными атрибутами жизни наших детей начиная с первых месяцев их жизни. Красочные детские книжки – и классические и современные - издаются в огромном количестве. Детские магазины переполнены самыми разными игрушками. Ассортимент товаров и услуг для детей растет быстрее, чем другие сегменты рынка.

Вместе с тем производство этих товаров, как правило, не ориентировано на возрастные особенности детей. Подавляющее большинство из них (в особенности информационных) абсолютно не соответствует возрастным особенностям детей раннего и дошкольного возраста и полностью игнорирует специфику детства.

Прежде всего стремительно опускаются границы возрастных требований к различным способностям и умениям детей. Самым ярким примером нарушения возрастных возможностей детей являются развивающие видеофильмы для младенцев. За последние годы было выпущено значительное количество развивающих компьютерных и DVD-программ для самых маленьких. Среди наиболее популярных можно отметить американские варианты: Baby Einshtein, (с 2002 г.). Нижняя возрастная планка опустилась в них до рекорд-
ной отметки - фильмы маркированы отметкой 0+ - т. е. рекомендованы для развития детей с рождения. В последнее время отечественные производители
выпустили российский вариант данного продукта – серию развивающих видеофильмов для детей от 3 месяцев - «Я все могу» (2006).

Авторы утверждают, что данная продукция основана на методике «Вообрази-Сообрази-Преобрази», разработанной «ведущими российскими учеными, педиатрами и психологами«. Однако, нам не удалось найти ни одного автора этой прогрессивной методики. На данный момент ссылку на ведущих ученых можно рассматривать просто как рекламный ход для родителей, которые доверяют мнению «специалистов». Такое положение вещей требует содержательной психолого-педагогической экспертизы этой программы.

Программа включает 12 дисков с увлекательными и многообещающими названиями типа: «Учимся говорить», «Воображаем, думаем, соображаем» и пр. Наш анализ показал, что за 20 минут эфирного времени младенцу в возрасте 3-12 месяцев предлагается порядка 160-170 эпизодов на 70 сюжетов по каждой выбранной тематике. Даже взрослому человеку за 20 минут очень интенсивной новостной программы предлагается порядка 5-7 тем, раскрытых в 70-90 эпизодах. Такая интенсивность предлагаемого видеоряда естественно ведет к катастрофической перегрузке головного мозга. И соответственно несет не развивающий, а разрушающий характер. Отдельного медицинского анализа и обсуждения заслуживает нагрузка на зрительный анализатор ребенка, у которого только начинают формироваться многие зрительные системы.

Авторы фильма утверждают, что фильм способствует речевому развитию ребенка (несмотря на то, что в самом фильме не произносится ни звука человеческой речи), а также развитию воображения и образного мышления. Якобы фильм скомпонован так, что после просмотра ребенок начнет задавать вопросы и сам придумывать, как связаны между собой разрозненные кадры. Но авторы игнорируют тот очевидный факт, что младенцы не способны задавать вопросы! А говорить о воображении и образном мышлении ребенка в 3-4 месяца по меньшей степени необоснованно. В общем, с научной (психологической и педагогической) точки зрения такая продукция не выдерживает никакой критики и конечно же не приносит никакой пользы. Но беда даже не в том, что такие фильмы никак не способствуют развитию детей, а в том, что они деформируют сознание родителей и блокируют традиционные и действительно развивающие формы активности ребенка. Известно, что главным условием развития ребенка и ведущей деятельностью в младенческом возрасте является непосредственное, ситуативно-личностное
общение со взрослым. Младенец нуждается прежде всего во внимании близких взрослых.

Вместе с тем, данная серия легитимизирует отчуждение детей от родителей. Опросы родителей и наблюдения за ситуацией просмотра показывают, что многие родители с восторгом отзываются о данном медиа-продукте, утверждая, что «мой ребенок с удовольствием смотрит эти фильмы». И это действительно так. Подобные фильмы сделаны с использованием так называемых «трансовых» эпизодов, которые сняты и смонтированы в режиме клипового восприятия - мелькание сюжетов завораживает. «Ребенок 20 минут занят, и – хорошо» - так звучит самый распространенный аргумент в пользу
этой серии. Родители, даже самые любящие, мечтают о минутной передышке от забот. Развивающий фильм, который обещает безо всяких усилий сделать
из ребенка гения, подойдет как нельзя кстати. Получив «20 минут тишины и покоя» (так звучат 80% отзывов родителей), они с радостью приобретают
следующие серии. И очень скоро безобидные 20 минут просмотра превращаются в 40, потом в 60, и т. д.... Когда-то лозунг О. Бендера «Свободу материнству от младенчества!» звучал как анекдот, но с помощью данной «развивающей» программы он стал реальностью.

На сегодняшний момент нет полномасштабных и мультидисциплинарных исследований о влиянии «развивающих» фильмов, компьютерных, телевизионных программ на маленького ребенка. Вопрос о влиянии видеоинформации на маленького ребенка остается открытым и нерешенным. Появление и массовое распространение на рынке видео-продукции, адресованной самому нежному возрасту человека - младенчеству, ставит этот вопрос особенно остро.

Однако фильмы для младенцев – далеко не единственный пример нарушения возрастных особенностей детей. Наша экспертиза показала, что производители детских книжек, игрушек, мультфильмов крайне небрежно относятся к специфике того возраста, для которого адресована их продукция. В большинстве своем она не рассчитана на детей дошкольного возраста. На
рынке игрушек явно преобладают «взрослые» куклы (Барби, Брац, Синди и пр.) Найти куклу, изображающую ребенка дошкольного возраста, с которой ребенок мог бы отображать свой собственный опыт, практически невозможно, в то время как полки магазинов переполнены взрослыми разукрашенными
красавицами. Фильмы для дошкольников по своей форме и содержанию не рассчитаны на детское восприятие: слишком быстрый темп, мелькание несвязанных кадров, перегруженность экзотичными эффектами, невнятность и отрывочность речи персонажей не позволяют ребенку понять, осмыслить и пережить содержание фильма. А без этого просмотр превращается в бессмысленное и даже вредное времяпрепровождение. Многие современные книжки написаны недетским языком и не соответствуют интересам и возможностям понимания маленьких детей.

Искусственное «овзросление» очевидно и в изменении внешнего облика маленького ребенка, которое предлагает современная социальная среда.
Взрослые стараются специально одевать дошкольников по взрослой моде, предлагают 4-5-летним девочкам средства для макияжа, учат их петь и танцевать «как взрослые», словом делают все, чтобы дети как можно раньше перестали быть детьми и почувствовали себя взрослыми.

Ярче всего это проявляется в увлечении ранним обучением. Начало целенаправленного обучения (которое именуется как раннее развитие) спускается все ниже. В последнее десятилетие одной из явных тенденций в воспитании маленьких детей стала мода на раннее развитие. Начиная с 2-3 лет, а
то и раньше, родители озабочены тем, чтобы целенаправленно, систематически и как можно раньше развивать своего ребенка. Во многом этому способствует состояние современного образовательного рынка. В настоящее время функционирует много новых центров раннего развития, прогимназий, школ
для малышей, специализированных детских садов и пр. Появляется все больше методик, авторы которых обещают родителям развить у младших дошкольников, а то и у младенцев, внимание, память, логическое мышление, научить их читать и считать, причем все это очень быстро и очень рано. Об этом, в частности, свидетельствуют сами названия некоторых методик: «Читать раньше, чем ходить», «Математика с пеленок», «Энциклопедические знания с пеленок» и пр. Прилавки книжных и детских магазинов буквально переполнены различными пособиями для детей от 6 месяцев до 5-6 лет, которые призывают родителей как можно раньше научить малышей читать, писать, считать, логически мыслить. Как правило, эти пособия представляют
собой красиво иллюстрированные издания, в которых содержатся сведения, очевидные для взрослых, но пока что неизвестные маленьким детям, о величине, форме, цвете и, конечно же, буквах и цифрах. Характерной тенденцией последних лет является фактическое приписывание развивающих функций только дидактическим игрушкам. Большинство игрушек, которым приписывается название «развивающих», представляет собой наборы для знакомства с новой информацией и тренировки памяти или каких-либо навыков. Это
может свидетельствовать о том, что развитие ребенка с точки зрения родителей и производителей игрушек сводится к обучению и накоплению различных знаний. Эмоциональная и социальная сфера ребенка, его самостоятельное творчество при этом как бы не связываются с понятием «развитие», что
конечно же глубокое заблуждение.

Естественно, родители покупают своему малышу эти дидактические пособия, сажают малыша перед собой и «развивают». Обычно такие «сеансы развития» выглядят как специальные занятия, на которых взрослый сообщает
малышу новую для него информацию (или воспроизводят инструкции, представленные в пособиях). В лучшем случае такое усвоение информации можно назвать научением.

Интересно, что повышенная требовательность к умственному развитию и к учебным навыкам малыша сочетается с чрезмерно бережным, щадящим отношением к его телесности и самостоятельности. Сейчас нередко можно встретить слишком продолжительное грудное вскармливание (до 2-3-лет), позднее приучение к опрятности (после 3-4 лет), недоразвитие навыков самообслуживания (в 4-5 лет дети не умеют одеваться, чистить зубы и пр.) Совершенно невозможным стали самостоятельные прогулки ребенка со сверстниками (до 12-13 лет) и пр. Все делается для того, чтобы облегчить малышу жизнь, обезопасить его от всяких рисков, усилий и трудностей. Тенденция к
облегчению детской жизни в последнее время достигла своего максимального выражения. Игрушки полностью содержат все необходимое для использования Ничего не надо придумывать и изобретать. Даже, запуская мыльные
пузыри, уже не надо дуть, а можно просто нажать кнопку, и они сами полетят. Примеров такого облегчения детской жизни можно привести множество.
Дети ограждены от любых рисков, они живут под защитой взрослых, как под колпаком, отгораживающим их от реальной жизни. Их задача – усваивать
знания и «развиваться».

В результате ребенку просто негде проявить инициативу и самостоятельность. Все готово к потреблению и использованию. У детей не остается
пространства для проявления своей инициативы и самостоятельности, в широком смысле для самореализации. А это сводит жизнь детей к бессмысленному для них потреблению готовых благ и запоминанию готовой информации. В пределе данная ситуация исключает развитие мотивационно-волевой
сферы, самосознания и личности в целом.

Развитие, согласно философскому определению данного понятия, это всегда возникновение нового качества, появление чего-то качественно нового. В
приложении к детскому развитию это означает появление новых способностей,
новых желаний, интересов мотивов и побуждений к действию. Все это всегда отражается и выражается в детской инициативности и самостоятельности, когда ребенок сам что-то придумывает, создает, к чему-то сам стремится. Действия под диктовку взрослого, как и ответы на его вопросы (даже правильные), не имеют никакого отношения к развитию ребенка. Напротив, они могут стать тормозом такого развития, поскольку выполнение заданий и инструкций взрослого лишает малыша собственной активности. Дети могут утратить собственную инициативу и интерес к обучению, если их жизнью дирижируют родители и непрерывно подталкивают их к достижениям. Достижения в конкретных знаниях и умениях (таких, как умение читать и знание цифр) не дают никаких преимуществ в умственном развитии и в освоении школьной программы. Основная проблема в обучении маленьких детей состоит в том, что тем
знаниям и умениям, которые взрослые пытаются вложить (а иногда с успехом вкладывают) в их головы, нет места в их детской жизни. Все это для него –
формальные, чужие и не нужные в его жизни упражнения. Маленький ребенок не может чувствовать себя свободным, активным и самостоятельным, когда
его учат. В таких занятиях он не может стать источником, автором своей активности, своих фантазий, своих переживаний, своего выбора. Поэтому такого рода «раннее развитие» не только не способствует, но и препятствует действительному развитию личности ребенка.

Еще одну общую тенденцию происходящих трансформаций можно обозначить как превращение средств деятельности в ее цели и мотивы и, соответственно, потерю смыслов детской деятельности. Так, СМИ становятся для дошкольников не средством получения информации или приобщения к широкой действительности, а источником сенсорных впечатлений, потребление которых превращается в самостоятельный род занятий. Телевизионный
или компьютерный экран все больше подменяет для маленького ребенка игру, активную продуктивную деятельность, общение с близкими взрослыми.

Анализ рынка современных игрушек показывает, что большинство из них не только перестало быть средством игры, но и препятствует развитию игровой деятельности.

Игрушки и атрибуты роли не должны перетягивать на себя внимание ребенка. Они нужны не для того, чтобы поразить или удивить, а для того, чтобы почувствовать себя другим, создать и реализовать свой замысел. Соответственно, лаконичность, условность или «знаковость» - важнейшие требования-
ми к игрушкам для сюжетной игры.

Д.Б. Эльконин многократно подчеркивал: чем более детализированным и развернутым является практическое действие, тем более свернутым и неосознанным становится план ролевых отношений, т. е. смысл игры. Свернутость или развернутость игрового практического действия во многом зависит от игрушки – от степени ее сложности и реалистичности. Между тем многие
современные игрушки (утюги, микроволновые печки, пистолеты и пр.) буквально являются действующими копиями реальных предметов. Они перетягивают на себя все внимание ребенка и уже не требуют никакого замысла. В строгом смысле эти вещи уже являются не игрушками, т. е. условными обозначениями предметов, а реальными предметами или тренажерами для отработки навыков.

Разговор о качествах игрушки особенно важен в настоящее время, когда появилось новое поколение игрушек. Большинство из них, к сожалению, мало пригодно для игры, а потому и не выполняет свою развивающую роль.

Главное качество хорошей игрушки – ее открытость для разнообразных действий и переживаний малыша. Игрушка должна открывать возможность для «внесения» в нее собственной активности ребенка - своего голоса, своих движений. Необходимым качеством такой игрушки является возможность любых превращений и настроений. Только в этом случае игрушка может стать не просто предметом манипуляций, но «вторым Я», объектом за-
боты и партнером по общению.

Между тем развитие рынка игрушек идет в направлениях, закрывающих возможность игрушки стать предметом игры и психологическим орудием.
Игрушка все более становится не средством игры, а самодостаточной вещью, призванной вызывать удивление, восхищение и любопытство. Играть с
такими игрушками совсем не обязательно. Нужно просто взять куклу в руки и делать то, что она «велит». А это закрывает саму возможность самостоятельной творческой игры. Ребенок как бы становится приставкой к игрушке – она сама руководит его действиями. Малышу уже не нужно оживлять куклу,
вкладывать в нее свои переживания, свой опыт. Конкретные, детализированные копии не стимулируют детей к игре, а очень быстро вызывают пресыщение. Ребенок начинает требовать все новые и новые игрушки, но в них не играет. Детская игра превращается в манипулирование и сводится к использованию возможностей технически оснащенных игрушек.

Другим проявлением той же тенденции является пристальное внимание к операциональному и техническому оснащению детской деятельности и полная
неопределенность или даже утрата ее мотивационно-смысловых ориентиров. Так знания, навыки и умения превращаются из средств развития ребенка в
главную цель образования маленьких детей. Малышей учат читать и считать, но зачем им нужны эти навыки и как дошкольники будут использовать их в
своей жизни - непонятно. Очевидно, что неизбежность «сдачи экзамена в школу» не может стать для дошкольника столь же значимым мотивом, как для его
родителей. Остается единственный мотив, оправдывающий все усилия детей и взрослых: собственная успешность, стать лучше других и заслужить хорошую оценку родителей. Все это ведет к вытеснению дошкольных видов деятельности и к преждевременному формированию конкурентного начала в детях. Такая фиксация на собственной успешности и страх оказаться хуже других является источником детских (и не только детских) неврозов.

Наконец, еще одна тенденция современной детской субкультуры – это размывание целостности детских деятельностей. Мы уже говорили о соединении игры с манипулированием и с обучением. Проиллюстрируем данную тенденцию на материале еще одной важнейшей деятельности дошкольников – восприятии литературы.

Восприятие литературы имеет огромное значение для умственного и познавательного развития ребенка. Читая книгу, вернее слушая литературный текст, дошкольник должен представлять происходящие события, включаться в них, связывать разные фрагменты произведения. Это требует работы мысли, сосредоточенности и воображения, а значит развивает все эти способности. Чтение (слушанье) книг развивает образное мышление, будит воображение ребенка, стимулирует к осознанию событий своей собственной активности. Литература приобщает его к отечественной и мировой культуре и вообще имеет исключительно важную роль речевом, эстетическом, личностном и познавательном развитии ребенка.

Однако, чтобы восприятие литературы выполняло эту важнейшую роль в развитии детей, оно должно быть самостоятельной и достаточно сложной деятельностью. В последнее время появляются все новые формы печатной
продукции для детей, где собственно литература уходит на задний план и становится фоном для какой-либо другой деятельности. В результате появляются новые «жанры» детских книг, развивающая роль которых пока что не осмыслена в педагогике и в психологии. Среди относительно новых жанров
детских книг можно выделить книжки-игрушки, книжки-поделки и книжки-задачники. Остановимся на их описании и психологической характеристике.

Книжки-игрушки представляют собой печатные издания, в которых встроена какая-либо игровая «добавка», призванная сделать книжку более развлекательной и привлекательной. Например, встроенное звуковоспроизводящее устройство: если нажмешь на картинку лягушонка – он начинает квакать, а на утенка – крякать. Игровые добавки могут иметь самые разные варианты, но все они призывают ребенка к действию – нажимать, вращать, крутить, словом играть. К настоящей игре все эти действия не имеют отношения. В то же время для маленьких детей такие игровые добавки безусловно являются привлекательными – удержаться от таких манипуляций просто невозможно. Малышу хочется попробовать, что «умеет» делать книжка. Понятно, что интерес к таким пробам, а значит и к самой книжке быстро иссякает.
При этом ее литературное содержание уже не важно. Конечно, картинки совершенно необходимы для любой детской книжки. Но если иллюстрация призывает к действиям и уводит внимание ребенка от текста, это значит, что книжка уже не является книжкой, так и не став игрушкой.

Книжки-поделки – это своего рода сочетание литературы с продуктивной деятельностью. Это может быть рисование, раскрашивание, аппликация,
конструирование на бумаге (так называемое плоскостное конструирование) и пр. Например, по ходу чтения сказки ребенку предлагается раскрасить по образцу незакрашенные картинки или дорисовать отсутствующие детали изображений. Во многих книжках иллюстрации имеют массу белых пятен, которые дети должны восполнить, т. е. наклеить недостающие части картинок, выбрав их в соответствующих приложениях. Сама по себе аппликация (как и раскрашивание или дорисовывание картинок) – занятие вполне полезное и
увлекательное для дошкольников. Но почему и зачем его нужно соединять с восприятием литературы? Видимо, по логике авторов, такое совмещение
придает книжке дополнительную привлекательность и развивающее значение («два в одном»). На самом деле, восприятие художественной литературы и
занятие аппликацией (рисование или раскрашивание) это совершенно разные и несовместимые виды деятельности. Попытка их объединения разрушает и
то, и другое. Вместо того чтобы «вжиться» в содержание сказки, представить и пережить описываемые события, ребенок начинает «доделывать» книжку – сам материал подталкивает его к этому. В то же время он не может полностью погрузиться в продуктивную деятельность, поскольку это не совсем его самостоятельная поделка, а все-таки книжка.

Еще одним популярным жанром издательской продукции для детей являются книжки-задачники, а именно превращение художественной литературы для детей в дидактические пособия по освоению каких-либо навыков. В традиционные сказки вставляются мало связанные с их содержанием задания, которые нужно выполнить в процессе чтения. Например, в книжку про Красную шапочку помещены задания по определению времени отдельных событий. Пользуясь нарисованными на каждой странице часами, ребенок должен выяснить, как долго гуляли по лесу Красная шапочка и волк, сколько было времени, когда волк, начал есть бабушку, а сколько времени потребовалось
охотникам для «вскрытия» волка и т. п. С точки зрения авторов этих книжек, подобные задания имеют несомненный развивающий эффект, который дополняет известную сказку. Ребенок не просто знакомится со сказкой, но еще и учится определять время! Конечно это полезное умение, но при чем здесь Красная шапочка? Похожих заданий в детских книжках огромное множество.

Конечно, книжки-раскраски и дидактические книжки для детей были всегда и в определенных количествах они нужны дошкольникам. Но в последнее время эти дополнительные элементы внедряются в литературные
произведения и явно мешают восприятию текста. Так, сказка про репку, по мнению авторов таких книжек, «ничего не развивает», а репка, в которой
нужно измерить и сравнить рост персонажей, сразу превращается в развивающую. Такая простая житейская логика совершенно не принимает в расчет
развивающее значение самой детской художественной литературы.

В педагогике и психологии немало трудов посвящено воспитательному значению детской литературы. Литература дает ребенку образцы прекрасного
и безобразного, доброго и злого. Герои детских сказок выступают для дошкольников как моральные эталоны, т. е. как общественно признанные носители
положительных или отрицательных качеств. Это бесконечный источник сюжетов игры, в которых присваиваются смыслы человеческих отношений и мотивы деятельности людей. Такое присвоение, как и моральное воспитание вообще, не может быть основано ни на наказаниях, ни на упражнениях, а только на
формировании эмоционального отношения к нормам поведения человека. Художественная литература как раз способствует воспитанию чувств и становлению эмоционального отношения к моральным нормам. Но разрушение целостности этой деятельности нивелирует ее воспитательное значение и сводит знакомство с литературой к овладению элементарными навыками.

Все обозначенные тенденции являются результатом игнорирования возрастной специфики детей младшего возраста, и шире – отсутствия соответствующей психолого-педагогической базы у создателей детской субкультуры. Производители товаров для детей не задумываются о законах развития ребенка и о реальных потребностях своей целевой аудитории. Их коммерческие
цели весьма далеки от задачи полноценного развития личности ребенка.

Между тем воспитание ребенка происходит не только на основе определенной программы, принятой в детском учреждении, но прежде всего внутри неорганизованной стихии товаров для детей. Описанные выше тенденции
развития современной детской субкультуры безусловно отражаются на особенностях развития современных детей. Исследования показывают снижение уровня развития ролевой игры, общую пассивность, немотивированность дошкольников. Многие педагоги отмечают резкое снижение фантазии и творческой активности детей, дошкольники теряют способность и желание чем-то занять себя, не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Однако сегодня это не научные факты, а всего лишь разрозненные наблюдения отдельных педагогов и родителей.

В этой связи важнейшей перспективой является изучение особенностей современного детства и влияния информационных технологий на разные аспекты развития ребенка. В частности необходимо исследовать формы взаимодействия дошкольников с экранной информацией и возможности создания полноценных условий для реализации задач развития детей дошкольного возраста.

И еще одна практическая задача, адресованная психологам, заключается в необходимости проведения психолого-педагогической экспертизы информационных товаров для детей, которая может служить своеобразным
фильтром на пути к нашим детям.

Источник: http://www.acpp.ru/docrazdel.php?category_id=2
Журнал "Вопросы психического здоровья детей и подростков"


Автор Сообщение
Комментарии к этой записи отсутствуют.
Показать сообщения: