Сохраню себе

Вт Сен 20, 2011 19:27

http://rustam-kurbatov.livejournal.com/48754.html
Цитата:
Что мы делаем на уроках русского языка? Пишем...

Новости для родителей, переписка с друзьями из другого класса, из другой школы, из другой страны; рассказы, повести, романы, стихи, тексты для газеты по истории и естествознанию, задачки по математике, сценарии спектаклей, вопросы для интеллектуального турнира, стенная газета, впечатления о фильме, спектакле, книге… Может быть, тему предлагает учитель. А может, и дети.

Это не изложение и не сочинение – Свободный Текст!

И не от случая к случаю – а регулярно: два текста в неделю в начальной школе и, увы, всего лишь один – в средней.

То, что писать «от себя» полезней и приятней переписывания упражнений – очевидно и для учителей, и для родителей. Но можно ли так научить писать грамотно? Ведь если просто детям разрешить писать, что они хотят и как хотят, - есть опасность, что неправильное написание запомнится на всю жизнь и переучивать будет непросто.

Поэтому сделаем попытку расписать подробно «технику работу». Не для того, чтобы следовать посекундно этому «рецепту» – а чтобы показать, что на свободных текстах можно отработать все навыки грамотного письма.


Этап 1. Разговор до письма.

Текст «от себя» - это рассказ о событии. Со-бытии – о том, что имеет отношение к жизни, что прикасается к главному, к бытию. Писать можно о чем угодно, лишь бы тема задела за живое. Лишь бы ученик захотел, очень захотел писать.

До того как взять ручку и бумагу, надо говорить, долго говорить. Чтобы каждый мог высказаться и выслушать другого. Мысль должна созреть. Нет смысла просто прийти в класс и сказать: сегодня мы пишем…
Этап 2. Черновик, написанный от руки.

Пишется текст обычным образом: от руки на листе бумаги. Ученик может спросить у учителя, как лучше построить фразу, какое написать слово. Учитель читает черновики и правит наиболее явные ошибки. Это первое, грубое, редактирование - как крупной наждачной бумагой.

Этап 3. Набор текста на компьютере.

Самый приятный и самый эффективный способ научить ребенка хорошо писать. Ученики садятся за компьютер и набирают свои тексты. Учитель подходит к каждому по очереди и прямо на мониторе, пока текст еще «теплый», помогает правильно составить фразы. Да, это бывает непросто. Некоторые дети не могут изменить фразу, не чувствуют языка. Но мы же учимся...

Учитель обращает внимание на построение фразы, на правильное использование слов – занимается тем, что принято называть «развитие речи». Правит стилистические и речевые ошибки, скорее, не правит – а не допускает их.
Но, кроме этого…

Орфография. Основную работу делает редактор компьютера – и в этом, думаю, есть польза. Собственно, что делает редактор? Подчеркивает неправильно написанное слово – а это обычная учительская работа.

Пунктуация. Как правило, дети не ставят запятых. Особенно в начальной школе, когда прошли по программе лишь однородные члены и обращение. Учитель помогает увидеть, точнее – услышать запятые. Он правильно читает фразу, чтобы ученик уловил интонацию, «поймал» запятую. Большинство запятых в русском языке, к счастью, интонационные.



Этап 4. Обсуждение текстов.

Выбираем один-два текста, делаем копии для каждого ученика и продолжаем редактирование. Это третий подход к тексту – теперь уж обработка совсем «мелкой шкуркой». Болезненная операция для авторов, но очень полезная. Если делается доброжелательно и если ученики привыкли к этому с первого класса, никто не обижается.

Идем от целого к деталям.

Текст целиком. Интересно ли получилось? Связный ли текст? Производит ли впечателние? Хорошо ли выражена мысль? Нет ли ненужных повторов?

Предложения. Правильно ли построены фразы? Порядок слов, согласование слов…

Слово. Правильно ли использованы слова? Или надо подобрать другие, близкие по смыслу?

Я не утверждаю, что только путем редактирования: черновика и текста, набранного на компьютере, - можно научить писать грамотно. Хотя, если б в программе не было такой казуистики, как отличие отглагольных прилагательных от причастий страдательного вида прошедшего времени, и особых случаев написания одной и двух букв НН: «кошеная трава» и «скошенная утром трава», если б от ученика требовалось лишь то, что нужно обычному человеку в обычной жизни, - тогда, этого было б, наверное, достаточно…

Чтобы хорошо писать, надо просто набить руку – сформировать навык. Думаю, можно хорошо и правильно писать, почти не зная грамматики и правил. Но всё это настолько расходится со школьным взглядами на жизнь, согласно которым «уметь» - это не просто «уметь делать», а «определять» и «формулировать». Поэтому мы все ж будем изучать грамматику.

Этап 5. Грамматика.

Можно выбрать одну-две грамматические структуры и объяснить их на примере текста. Например, дети еще не знают, что такое «прошедшее время». Хотя, что такое «не знают»: в устной речи никто не путается во временах…

Вот задание: перед нами страница напечатанного текста: найдите все глаголы в настоящем времени, подчеркните их, образуйте форму прошедшего времени. Если ученик справляется этим заданием, он получает «зачет».

Все грамматические навыки, которые должен отработать ребенок в течение года, перечислены в Листе «Я УМЕЮ»:

Я умею находить в тексте ГЛАГОЛЫ

Я умею определять время Глаголов

Я умею изменять глаголы по лицам и числам…

Эти навыки сформулированы очень просто и конкретно. И когда мы уверены, что ученик действительно отработал определенный навык, он получает «зачет». Вся школьная грамматика может уложиться в нескольких десятков таких «я умею».

 Написано: Podarochek
>> Другие записи в категориях: ссылки
Страница 1 из 1

Автор Сообщение
Virida
Профессор
Профессор

На сайте с 17.08.06
В дневниках: 4137
Откуда: Бердск

 СообщениеДобавлено: Вт Сен 20, 2011 19:32
Ответить с цитатой

Спасибо!
Почитала - интересно. Мы тоже много подобного делаем, но вот печатать тексты на компьютере - мне это и в голову не приходило, а ведь в наше время это гораздо востребованнее, чем идеальная каллиграфия.
Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник Посетить сайт автора          
Nатинка
Академик
Академик

На сайте с 12.01.06
В дневниках: 9077
Откуда: Москва

 СообщениеДобавлено: Пт Сен 30, 2011 19:33
Ответить с цитатой

Очень интересно!
Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
Показать сообщения:
Страница 1 из 1