Все мы, взрослые, когда-то были детьми. И помним сказки, которые рассказывали нам мама, папа или бабушка. А может быть, в душу запала та, которую мы прочитали сами. Сегодня психологи сходятся во мнении, что любимая детская сказка может стать бессознательным жизненным сценарием. А возможности сказки для воспитания, коррекции и развития детей поистине безграничны. Возможно, именно поэтому все чаще сказкотерапия становится прерогативой не только специалистов, но и заботливых, вдумчивых родителей.
Как это работает?
Язык сказки – это символы и метафоры. И если взрослые получают соответствующее образование, чтобы научиться анализировать художественные тексты, у детей понимание языка сказки происходит естественно.
Дорис Бретт, автор книги «Жила-была девочка, похожая на тебя», приводит следующий пример. «Если мы хотим объяснить что-то сложное французу, то, разумеется, преуспеем в этом больше, если будем говорить на французском языке. Общаясь с детьми, старайтесь говорить с ними на языке, который им понятен и на который они лучше отзываются — на языке детской фантазии и воображения».
Сказкотерапия – метод, который связывает мир сказки и окружающую человека реальность. Почему он так эффективен? Этому есть несколько объяснений.
Во-первых, как уже говорили выше, язык сказки – «родной» для детей. Он интересен и понятен и, соответственно, информация, которая доносится на этом языке, лучше усваивается.
Во-вторых, сказкотерапия – метод недирективный, а значит, не вызывает неприятия. Посудите сами, что будет эффективнее для работы с ребенком, который, допустим, постоянно разбрасывает вещи, или забывает о правилах хорошего тона? Бесконечные нотации на тему того, как важно аккуратно складывать свои вещи или здороваться при встрече, или интересная сказка о герое, имеющим подлобные проблемы? Наверняка в первом случае ребенок пропустит информацию мимо ушей, а вот сказка обязательно возымеет действие.
В-третьих, сказкотерапия – метод мягкий, безопасный, позволяющий решать достаточно серьезные проблемы, связанные со страхами, неприятными жизненными ситуациями, а также с проблемами, о которых ребенку может быть стыдно говорить (например, при энурезе).
Это происходит потому, что ребенок может бессознательно ассоциировать себя с героем, и в то же время диссоциироваться с ним в болезненных моментах. Кроме того, осознание, что он не одинок в своих проблемах, и герой сказки, так похожий на него, находит вход, придает ребенку уверенности в том, что и у него все получится.
Сама процедура рассказывания сказки является мощным способом единения и установления доверительных отношений между взрослым и ребенком. Ваш сын или дочка наверняка с благодарностью оценят время, проведенное с родителями в волшебном мире сказки. Чего, конечно, нельзя сказать о нравоучениях и запретах.
Знакомая незнакомая сказка
С точки зрения сказкотерапии полезной может быть любая сказка, уже существующая или придуманная для конкретного ребенка (а может и им самим). Поговорим вкратце о тех видах, которые используются в методе.
К художественным сказкам относятся созданные многовековой мудростью народа и авторские истории. Слушая сказку, ребенок «впитывает» философские смыслы, стили взаимоотношений и модели поведения.
Вернемся к мысли, высказанной в самом начале. Существует мнение, что многие авторские сказки могут формировать негативный жизненный сценарий. К примеру, девочка, которой с детства полюбилась сказка «аленький цветочек», во взрослой жизни может неосознанно стремиться сделать из чудовища принца, но так и остается с чудовищем (например, с пьющим мужем).
В этом случае коррекционная работа с жизненным сценарием должна начинаться с переосмысления содержания сказки, а иногда и ее переписывания. При этом важно учитывать, что волшебные и народные сказки изменять нельзя, так как в них заложена многовековая народная мудрость, а содержания часто построено на важных обрядах, в том числе инициации. И именно в своем первозданном виде они оказывают благотворное влияние на бессознательное ребенка.
Еще один вид сказок – дидактические. Их в своей работе используют педагоги, чтобы перевести сухой учебный материал на язык сказки. Этот метод с успехом могут применять родители, занимающиеся развитием (в том числе столь популярным ныне ранним) своих детей. Куда веселее малышу вместе с мамой отправиться в круглую страну, где живут круглое солнышко, круглое колесо и другие сказочные герои, чем просто выслушивать информацию: «Смотри, вот круг!».
Очень интересный вид сказок – терапевтические. Это сказки, врачующие душу, помогающие увидеть происходящее с другой стороны. Они заставляют задуматься, стимулируют личностный рост.
Образ героя психотерапевтической сказки будет отражать не столько внешние характеристики ребенка, сколько его внутренний образ, идеальное «Я». Благодаря знакомству с этим внутренний миром удивительным образом меняется и стиль поведения.
Психотерапевтические сказки хороши в случае, когда важно помочь ребенку принять ситуацию: смерть близкого человека, рождение младшего брата, развод родителей, другие травмирующие события. При этом совсем не обязательно требовать от ребенка обратной связи (он может дать ее, когда будет готов). Семена сказки в любом случае будут просеяны в бессознательное.
Еще один любопытный вид сказок – медитативные. Они создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, развития личностного ресурса. Медитативные сказки могут быть направлены на осознание себя в настоящем «здесь и сейчас», отражение идеальных взаимоотношений, поддержку потенциала личности.
Такие сказки, рассказанные под музыку, развивают воображение и произвольное внимание. Дети с удовольствием слушают медитативные сказки, воспринимая их, в первую очередь как занимательные истории.
Интересный факт. Отмечено, что медитативные сказки, рассказанные в начале урока, улучшают концентрацию внимания, память и работоспособность учеников.
Сказка про тебя
Но, пожалуй, самые популярные и легкие в использовании сказки – коррекционные. Они направлены на изменение нежелательного поведения. Сочинить их под силу самим родителям. Важно только правильно подойти к делу. Для создания коррекционных сказок можно использовать следующий алгоритм.
1. В первую очередь подбирается герой, близкий ребенку по полу, возрасту, характеру. К примеру, более эффективным для заботы с застенчивостью будет рассказ о робком ребенке, который преодолел свою проблемы, чем об изначально общительном.
2. Описывается жизнь героя так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.
3. Герой помещается в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка. При этом он испытывает же эмоциональные переживания.
4. Герой начинает искать выход из создавшейся ситуации. Или мы начинаем усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также приводит к изменениям. На этом этапе ему на помощь могут приходить различные сказочные существа.
5. Герой понимает свою неправоту и становится на путь изменений.
А что дальше?
Как правильно рассказывать ребенку сказку? Однозначного ответа на этот вопрос нет, поэтому маме нужно довериться интуиции. В одних случаях достаточно (и даже необходимо) просто прочитать сказку, в других – осторожно поинтересоваться мнением ребенка об услышанном, чтобы понять, готов ли он это обсуждать. Даже если нет – не расстраивайтесь. Символический язык сказки действует прямо на бессознательное, поэтому излишний анализ может только снизить эффект.
А вот многие коррекционные сказки можно не только обсуждать вместе с ребенком но и проигрывать их. Кроме того, важно помнить, что первый эмоциональный эффект от сказки через какое-то время начинает закономерно ослабевать, поэтому на первоначальном этапе необходимо периодическое повторение и обсуждение.
Главное помнить, что эффект от использования сказкотерапии в несколько раз увеличивается, если сказка рассказывается ребенку с любовью и искреннем желанием провести время вместе.
Примеры сказок можно посмотреть по следующим ссылкам:
Скрытый текст: |
Автор | Сообщение | ||
---|---|---|---|
На сайте с 12.11.06 |
Тема очень обширная и нежно мной любимая. На все вопросы отвечу в комментариях. |
||
Вернуться к началу | |||
sono io На сайте с 20.05.07 |
Ксюша, у меня вопросы:
как это согласуется? Аленький цветочек - это ж вроде просто пересказ народной сказки. 2. Как действует сказкотерапия, если родители сочиняют сказку, чтоб корректировать поведение ребенка, а ребенок сразу понимает, к чему они клонят своей сказкой? 3. Ты читала суфийские притчи? Там нет таких поучительных концовок, как в европейских сказках. Просто разрыв шаблона случается. Как на детей такое действует? Я вот думаю, мож пацанам купить, почитать. Они уже взрослые, интересно реакцию посмотреть. |
||
Вернуться к началу | |||
На сайте с 12.11.06 |
sono io, спасибо за вопросы, Света.
|
||
Вернуться к началу | |||
Vanmak На сайте с 08.12.09 |
А я вот давно заметила, что сказки имеют большую силу. |
||
Вернуться к началу | |||
sono io На сайте с 20.05.07 |
не, это я себя вспоминаю. Все детство очень критически осмысливала воспитательные методы родителей и при этом помалкивала. И в возрасте 10-15 лет я уже могу отследить, какое воздействие метод на меня оказывал, а в более мелком возрасте критику свою помню иногда, а чем кончилось - нет. С пацанами у меня необходимости извращаться и плясать с бубнами не возникало. Они как-то сами по себе покладистые и беспроблемные росли. Страхи в снах были, но тоже прошли. |
||
Вернуться к началу | |||
На сайте с 06.05.05 |
sono io а где посоветуешь почитать суфийские притчи? а то я только понаслышке о них знаю |
||
Вернуться к началу | |||
sono io На сайте с 20.05.07 |
secach
|
||
Вернуться к началу | |||
На сайте с 08.12.08 |
sono io
|
||
Вернуться к началу | |||
sono io На сайте с 20.05.07 |
FreshFlash
|
||
Вернуться к началу | |||