Психологический клуб


Как в сказке

Пт Янв 13, 2012 10:59

Все мы, взрослые, когда-то были детьми. И помним сказки, которые рассказывали нам мама, папа или бабушка. А может быть, в душу запала та, которую мы прочитали сами. Сегодня психологи сходятся во мнении, что любимая детская сказка может стать бессознательным жизненным сценарием. А возможности сказки для воспитания, коррекции и развития детей поистине безграничны. Возможно, именно поэтому все чаще сказкотерапия становится прерогативой не только специалистов, но и заботливых, вдумчивых родителей.

Как это работает?
Язык сказки – это символы и метафоры. И если взрослые получают соответствующее образование, чтобы научиться анализировать художественные тексты, у детей понимание языка сказки происходит естественно.

Дорис Бретт, автор книги «Жила-была девочка, похожая на тебя», приводит следующий пример. «Если мы хотим объяснить что-то сложное французу, то, разумеется, преуспеем в этом больше, если будем говорить на французском языке. Общаясь с детьми, старайтесь говорить с ними на языке, который им понятен и на который они лучше отзываются — на языке детской фантазии и воображения».

Сказкотерапия – метод, который связывает мир сказки и окружающую человека реальность. Почему он так эффективен? Этому есть несколько объяснений.

Во-первых, как уже говорили выше, язык сказки – «родной» для детей. Он интересен и понятен и, соответственно, информация, которая доносится на этом языке, лучше усваивается.

Во-вторых, сказкотерапия – метод недирективный, а значит, не вызывает неприятия. Посудите сами, что будет эффективнее для работы с ребенком, который, допустим, постоянно разбрасывает вещи, или забывает о правилах хорошего тона? Бесконечные нотации на тему того, как важно аккуратно складывать свои вещи или здороваться при встрече, или интересная сказка о герое, имеющим подлобные проблемы? Наверняка в первом случае ребенок пропустит информацию мимо ушей, а вот сказка обязательно возымеет действие.

В-третьих, сказкотерапия – метод мягкий, безопасный, позволяющий решать достаточно серьезные проблемы, связанные со страхами, неприятными жизненными ситуациями, а также с проблемами, о которых ребенку может быть стыдно говорить (например, при энурезе).

Это происходит потому, что ребенок может бессознательно ассоциировать себя с героем, и в то же время диссоциироваться с ним в болезненных моментах. Кроме того, осознание, что он не одинок в своих проблемах, и герой сказки, так похожий на него, находит вход, придает ребенку уверенности в том, что и у него все получится.

Сама процедура рассказывания сказки является мощным способом единения и установления доверительных отношений между взрослым и ребенком. Ваш сын или дочка наверняка с благодарностью оценят время, проведенное с родителями в волшебном мире сказки. Чего, конечно, нельзя сказать о нравоучениях и запретах.

Знакомая незнакомая сказка

С точки зрения сказкотерапии полезной может быть любая сказка, уже существующая или придуманная для конкретного ребенка (а может и им самим). Поговорим вкратце о тех видах, которые используются в методе.

К художественным сказкам относятся созданные многовековой мудростью народа и авторские истории. Слушая сказку, ребенок «впитывает» философские смыслы, стили взаимоотношений и модели поведения.

Вернемся к мысли, высказанной в самом начале. Существует мнение, что многие авторские сказки могут формировать негативный жизненный сценарий. К примеру, девочка, которой с детства полюбилась сказка «аленький цветочек», во взрослой жизни может неосознанно стремиться сделать из чудовища принца, но так и остается с чудовищем (например, с пьющим мужем).

В этом случае коррекционная работа с жизненным сценарием должна начинаться с переосмысления содержания сказки, а иногда и ее переписывания. При этом важно учитывать, что волшебные и народные сказки изменять нельзя, так как в них заложена многовековая народная мудрость, а содержания часто построено на важных обрядах, в том числе инициации. И именно в своем первозданном виде они оказывают благотворное влияние на бессознательное ребенка.

Еще один вид сказок – дидактические. Их в своей работе используют педагоги, чтобы перевести сухой учебный материал на язык сказки. Этот метод с успехом могут применять родители, занимающиеся развитием (в том числе столь популярным ныне ранним) своих детей. Куда веселее малышу вместе с мамой отправиться в круглую страну, где живут круглое солнышко, круглое колесо и другие сказочные герои, чем просто выслушивать информацию: «Смотри, вот круг!».

Очень интересный вид сказок – терапевтические. Это сказки, врачующие душу, помогающие увидеть происходящее с другой стороны. Они заставляют задуматься, стимулируют личностный рост.

Образ героя психотерапевтической сказки будет отражать не столько внешние характеристики ребенка, сколько его внутренний образ, идеальное «Я». Благодаря знакомству с этим внутренний миром удивительным образом меняется и стиль поведения.

Психотерапевтические сказки хороши в случае, когда важно помочь ребенку принять ситуацию: смерть близкого человека, рождение младшего брата, развод родителей, другие травмирующие события. При этом совсем не обязательно требовать от ребенка обратной связи (он может дать ее, когда будет готов). Семена сказки в любом случае будут просеяны в бессознательное.

Еще один любопытный вид сказок – медитативные. Они создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, развития личностного ресурса. Медитативные сказки могут быть направлены на осознание себя в настоящем «здесь и сейчас», отражение идеальных взаимоотношений, поддержку потенциала личности.

Такие сказки, рассказанные под музыку, развивают воображение и произвольное внимание. Дети с удовольствием слушают медитативные сказки, воспринимая их, в первую очередь как занимательные истории.

Интересный факт. Отмечено, что медитативные сказки, рассказанные в начале урока, улучшают концентрацию внимания, память и работоспособность учеников.

Сказка про тебя
Но, пожалуй, самые популярные и легкие в использовании сказки – коррекционные. Они направлены на изменение нежелательного поведения. Сочинить их под силу самим родителям. Важно только правильно подойти к делу. Для создания коррекционных сказок можно использовать следующий алгоритм.
1. В первую очередь подбирается герой, близкий ребенку по полу, возрасту, характеру. К примеру, более эффективным для заботы с застенчивостью будет рассказ о робком ребенке, который преодолел свою проблемы, чем об изначально общительном.
2. Описывается жизнь героя так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.
3. Герой помещается в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка. При этом он испытывает же эмоциональные переживания.
4. Герой начинает искать выход из создавшейся ситуации. Или мы начинаем усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также приводит к изменениям. На этом этапе ему на помощь могут приходить различные сказочные существа.
5. Герой понимает свою неправоту и становится на путь изменений.

А что дальше?
Как правильно рассказывать ребенку сказку? Однозначного ответа на этот вопрос нет, поэтому маме нужно довериться интуиции. В одних случаях достаточно (и даже необходимо) просто прочитать сказку, в других – осторожно поинтересоваться мнением ребенка об услышанном, чтобы понять, готов ли он это обсуждать. Даже если нет – не расстраивайтесь. Символический язык сказки действует прямо на бессознательное, поэтому излишний анализ может только снизить эффект.

А вот многие коррекционные сказки можно не только обсуждать вместе с ребенком но и проигрывать их. Кроме того, важно помнить, что первый эмоциональный эффект от сказки через какое-то время начинает закономерно ослабевать, поэтому на первоначальном этапе необходимо периодическое повторение и обсуждение.

Главное помнить, что эффект от использования сказкотерапии в несколько раз увеличивается, если сказка рассказывается ребенку с любовью и искреннем желанием провести время вместе.


Примеры сказок можно посмотреть по следующим ссылкам:
Скрытый текст:
Коррекционные:
1.Для ребенка, который не любит ложиться спать
http://blog.sibmama.ru/weblog_entry.php?e=237234
2. О том, как полезно мыть руки
http://blog.sibmama.ru/weblog_entry.php?e=139740
3.

Волшебные. Медитативные. Окружающий мир через символическую призму сказки.
http://blog.sibmama.ru/weblog_entry.php?e=236033
http://blog.sibmama.ru/weblog_entry.php?e=197524
http://blog.sibmama.ru/weblog_entry.php?e=229816 (эта еще и немного дидактическая, помогает изучать цвета радуги)
http://blog.sibmama.ru/weblog_entry.php?e=207973
http://blog.sibmama.ru/weblog_entry.php?e=157736

Дидактические:
http://blog.sibmama.ru/weblog_entry.php?e=175210 Круглая страна

Для взрослых:
http://blog.sibmama.ru/weblog_entry.php?e=179684
http://blog.sibmama.ru/weblog_entry.php?e=224720

Психотерапевтические:
http://blog.sibmama.ru/weblog_entry.php?e=231467 (это для родителей)
http://blog.sibmama.ru/weblog_entry.php?e=182283 (для ребенка, который боится разговаривать)

Вы можете заказать любую сказку для ребенка или взрослого и быть уверенными, что она будет написана с учетом индивидуальных особенностей и дополнена инструкцией для наиболее эффективного использования. Цена сказки - 500 рублей.

 Написано: Сказка

Страница 1 из 1
Автор Сообщение

Сказка
Академик
Академик

На сайте с 12.11.06
В дневниках: 21059

 СообщениеДобавлено: Пт Янв 13, 2012 11:00
Ответить с цитатой

Тема очень обширная и нежно мной любимая. На все вопросы отвечу в комментариях.

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 

sono io
Дорогами Сибири, тропами Алтая...
Дорогами Сибири, тропами Алтая...

На сайте с 20.05.07
В дневниках: 41656
Откуда: Новосибирск, Первомайский район (КСМ)

 СообщениеДобавлено: Пт Янв 13, 2012 12:17
Ответить с цитатой

Ксюша, у меня вопросы: :vesna:
1.
Цитата:
В этом случае коррекционная работа с жизненным сценарием должна начинаться с переосмысления содержания сказки, а иногда и ее переписывания. При этом важно учитывать, что волшебные и народные сказки изменять нельзя

как это согласуется? Аленький цветочек - это ж вроде просто пересказ народной сказки.

2. Как действует сказкотерапия, если родители сочиняют сказку, чтоб корректировать поведение ребенка, а ребенок сразу понимает, к чему они клонят своей сказкой?

3. Ты читала суфийские притчи? Там нет таких поучительных концовок, как в европейских сказках. Просто разрыв шаблона случается. Как на детей такое действует? Я вот думаю, мож пацанам купить, почитать. Они уже взрослые, интересно реакцию посмотреть.

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 

Сказка
Академик
Академик

На сайте с 12.11.06
В дневниках: 21059

 СообщениеДобавлено: Пт Янв 13, 2012 12:31
Ответить с цитатой

sono io, спасибо за вопросы, Света.

1. На самом деле "Аленький цветочек" - это уже авторская сказка, Аксаков, переписав ее, уже сделал таковой. Тапк что ее как раз можно менять, как и сказки Пушкина :aga-aga:

2. Ты своих сыновей имеешь ввиду? у коррекционных сказок ограничение по возрасту до 11-13 лет.
а вообще, все равно действует. та же Бретт в своей книге рассказывала о том, как она попыталась расказать дочке в 11 лет сказку, когда та с подругой поругалась. Дочь ее раскритиковала, но в итоге неосознанно поступила именно так, как сказочная героиня.
Та же Бретт рассказыва, что е дочь в сложных ситуациях сама просила мать рассказать сказку про Энни.

Вообще, кстати. советую книгу эту, очень занимательная.

3. С суффийскими притчами я знакома, но не так подробно. Думаю, почему нет? Особенно если быть готовыми после прочтения обсудить с детьми.

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 

Vanmak
Премудрая СуперМама Алтай`11
Премудрая СуперМама Алтай`11

На сайте с 08.12.09
В дневниках: 7530
Откуда: Россия г.Барнаул

 СообщениеДобавлено: Пт Янв 13, 2012 13:33
Ответить с цитатой

А я вот давно заметила, что сказки имеют большую силу. :aga-aga:

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 

sono io
Дорогами Сибири, тропами Алтая...
Дорогами Сибири, тропами Алтая...

На сайте с 20.05.07
В дневниках: 41656
Откуда: Новосибирск, Первомайский район (КСМ)

 СообщениеДобавлено: Пт Янв 13, 2012 13:37
Ответить с цитатой

Цитата:
2. Ты своих сыновей имеешь ввиду? у коррекционных сказок ограничение по возрасту до 11-13 лет.

не, это я себя вспоминаю. Все детство очень критически осмысливала воспитательные методы родителей и при этом помалкивала. И в возрасте 10-15 лет я уже могу отследить, какое воздействие метод на меня оказывал, а в более мелком возрасте критику свою помню иногда, а чем кончилось - нет.
С пацанами у меня необходимости извращаться и плясать с бубнами не возникало. Они как-то сами по себе покладистые и беспроблемные росли. Страхи в снах были, но тоже прошли.

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 

secach
Стендфордская выхухоль
Стендфордская выхухоль

На сайте с 06.05.05
В дневниках: 6304
Откуда: Академ

 СообщениеДобавлено: Пт Янв 13, 2012 17:56
Ответить с цитатой

sono io а где посоветуешь почитать суфийские притчи? а то я только понаслышке о них знаю

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 

sono io
Дорогами Сибири, тропами Алтая...
Дорогами Сибири, тропами Алтая...

На сайте с 20.05.07
В дневниках: 41656
Откуда: Новосибирск, Первомайский район (КСМ)

 СообщениеДобавлено: Пт Янв 13, 2012 19:32
Ответить с цитатой

secach
я у подружки брала, автор Идрис Шах. А потом тоже его авторства брала книжку, она не такая интересная оказалась. В инете нашла
Вот это у меня просто короткое замыкание в мозгу создало:
Скрытый текст:
ВСПЫЛЬЧИВЫЙ ЧЕЛОВЕК


Жил-был человек, который по малейшему поводу впадал в гнев. Многие годы наблюдая за собой, он пришел к выводу, что вся его жизнь полна непреодолимых трудностей из-за его вспыльчивости.
И стал он думать, как ему избавиться от этой черты. Прослышав об одном дервише, что тот обладает глубоким знанием, он пошел к нему за советом.
Дервиш сказал ему: "Ступай по такой-то дороге, пока не придешь к перепутью, где увидишь засохшее дерево. Стань под этим деревом и каждому прохожему предлагай напиться воды".
Человек сделал, как ему было сказано. Прошло много дней, и люди стали его примечать: повсюду разнеслись слухи, что он дал обет творить милостыню и следует особому курсу самокон-троля под руководством совершенного мудреца.
Однажды один путник, который, видимо, очень торопился, отвернул голову, когда тот человек предложил ему напиться воды, и поспешно продолжал свой путь. Вспыльчивый человек крикнул ему вдогонку: "Постой, ответь на мое приветствие и испей воды, которую я предлагаю всем путникам!" Но тот даже не обернулся. Он еще несколько раз окликнул его, но не получил никакого ответа.
Возмущенный такой неучтивостью, человек тут же обо всем позабыл. Он быстро снял свое ружье, висевшее на сухом дереве, прицелился в удаляющегося грубияна и выстрелил.
Пешеход замертво повалился на землю, и в тот же миг произошло чудо: сухое дерево расцвело.
Сраженный пулей оказался закоренелым убийцей и был как раз на пути к совершению самого ужасного преступления в своей жизни.


Итак, как видите, есть два рода советчиков. Первые чисто механически повторяют какие-то установленные принципы. Вторые -- это люди знания. Те, кто встречает людей знания, ждут от них нравоучений и относятся к ним, как к моралистам. Но цель этих людей служить истине, а не оправлывать благочестивые надежды.
Дервиш, фигурировавший в этой истории, говорят, никто иной, как Хаджи ад-дин Кубра -- один из величайших суфийских святых. Он основал орден Кубравийа ("Величайшее братство"), который имеет много общего с основанным позднее орденом святого Франциска. Как и святой из Асиза, Хаджи ад-дин прославился своей сверхъестественной властью над животными.
Хаджи ад-дин был одним из шестисот тысяч горожан, погибших во время разрушения Хорезма в 1221 году. Утверждают, что монгольский завоеватель Чингиз-хан, зная о его славе, обещал сохранить ему жизнь, если он добровольно сдастся. Но Хаджи ад-дин Кубра вышел вместе с другими на защиту города и позднее был найден среди убитых.
Предвидя эту катастрофу, Хаджи ад-дин незадолго до нашествия монгольских орд отпустил от себя своих учеников и направил их в безопасные места.

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 

Barguzinka
Академик
Академик

На сайте с 08.12.08
В дневниках: 23494
Откуда: Иркутские дебри

 СообщениеДобавлено: Пт Янв 13, 2012 22:46
Ответить с цитатой

sono io
я тупень наверно. Для меня притча без середины и концовки :-( а может я просто выпила сильнее чем кажется :oops:

Ксюша, статья понравилась :give_heart:

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 

sono io
Дорогами Сибири, тропами Алтая...
Дорогами Сибири, тропами Алтая...

На сайте с 20.05.07
В дневниках: 41656
Откуда: Новосибирск, Первомайский район (КСМ)

 СообщениеДобавлено: Сб Янв 14, 2012 11:02
Ответить с цитатой

FreshFlash
я ж и говорю - разрыв шаблона.

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 
Показать сообщения:   
Страница 1 из 1
 

 

  

Powered by The Blog Mod by Hyperion & TheBlogMod.com
Powered by phpBB © phpBB Group
Weblog style by Hyperion