Когда начинать учить детей читать?
Пн Мар 12, 2012 16:16
На группах развития для детей 2-3 лет частый вопрос у мам: "А когда начинать учить ребёнка читать? Мы уже буквы знаем!"
При том что я очень люблю читать, ценю это умение и прививаю своему ребёнку любовь к книгам, этот вопрос мне немного обескураживает.
В первую очередь встаёт резонный вопрос: "А зачем так рано учить читать?" Представим, что ребёнок выучит буквы и даже научится складывать их в слоги и слова. Он будет уметь читать вывески на магазинах и ещё какие-нибудь слова. Зачем? Что это даёт? Для того, чтобы ребёнку было интересно читать книгу самому, без помощи взрослого, он должен обладать высокой скоростью чтения.
Я сомневаюсь, что за исключением пары вундеркиндов, это будет интересно и нужно большинству детей. Если ребёнок и любит книжки, то потому что ему читает взрослый, показывает картинки и рассказывает что на них нарисовано. Не меньшую роль играет потребность во внимании, в общей с мамой и папой деятельности. Если же мама хочет научить ребёнка читать, потому что ей надоело в 151 раз читать колобка, то такой маневр вряд ли пройдёт.
Если же за желанием научить ребёнка стоят потребности мамы в признании, то это будет вредить ребёнку. Ради мамы дети делают многое, но такое выставление ребёнка на витрину "Посмотрите, какой у нас умный малыш! Весь в маму (папу, дедушку и т.п.)" не даёт ребёнку свободы, его используют, как вещь. Родители, я встречаюсь с таким достаточно часто, видят ребёнка как продолжение себя, а не отдельного человека, у которого есть свои права, потребности и желания.
Как и грамотное обучение счёту обучение чтению - непростая задача. Справиться с ней правильно могут не все родители. Пример: выучили как называются буквы и в результате чтения ребёнок читает не БАБА, а БэАбэа. И переучить ребёнка может быть сложнее, чем если бы его с нуля учил грамотный педагог. Методик обучения чтению очень много, но всё же они как-то выстроены, под них подведены научная база, обоснования. Успешный же опыт отдельных родителей может не работать на их детях, поэтому нужно обращаться к специалистам, которых вы уважаете и которым доверяете.
Если вернуться к вопросу о чтении, то хочется остановиться на том, что действительно важно. К школе (а эта цель, бывает, маячит уже у родителей годовалых детей) важно, чтобы у ребёнка сформировалась интеллектуальная и психологическая готовность к школе. То есть он обладал нужными знаниями и умениями, имел достаточный уровень развития мышления, памяти, речи и других психических функций. К этому времени он наиграется, захочет учиться, стать школьником. И тогда ему не будет сложно освоить таблицу умножения и приобрести навыки чтения и письма.
Для этого нужно давать детям в раннем и дошкольном возрасте то, что им действительно необходимо. Что касается чтения, то это: чтение вслух хороших стихов, народных и авторских сказок, рассказов взрослым; рассказ по картинке; заучивание стихов и песен; пересказ услышанного и ответы на вопросы по тексту; слушать аудиокниги.
А самый главный совет - это пример. Если вы предпочитаете смотреть сериалы вместо того, чтобы читать с ребёнком, то потом в школе ребёнок будет предпочитать смотреть бесконечные мультики (ничего делать не надо, лежи на диван и поглощай) и часами играть в компьютер.
Хотите познакомить детей с прекрасным миром книг? Делайте это, но без нравоучений. А с искренним интересом к содержанию книги и внутреннему миру ребёнка.
При том что я очень люблю читать, ценю это умение и прививаю своему ребёнку любовь к книгам, этот вопрос мне немного обескураживает.
В первую очередь встаёт резонный вопрос: "А зачем так рано учить читать?" Представим, что ребёнок выучит буквы и даже научится складывать их в слоги и слова. Он будет уметь читать вывески на магазинах и ещё какие-нибудь слова. Зачем? Что это даёт? Для того, чтобы ребёнку было интересно читать книгу самому, без помощи взрослого, он должен обладать высокой скоростью чтения.
Я сомневаюсь, что за исключением пары вундеркиндов, это будет интересно и нужно большинству детей. Если ребёнок и любит книжки, то потому что ему читает взрослый, показывает картинки и рассказывает что на них нарисовано. Не меньшую роль играет потребность во внимании, в общей с мамой и папой деятельности. Если же мама хочет научить ребёнка читать, потому что ей надоело в 151 раз читать колобка, то такой маневр вряд ли пройдёт.
Если же за желанием научить ребёнка стоят потребности мамы в признании, то это будет вредить ребёнку. Ради мамы дети делают многое, но такое выставление ребёнка на витрину "Посмотрите, какой у нас умный малыш! Весь в маму (папу, дедушку и т.п.)" не даёт ребёнку свободы, его используют, как вещь. Родители, я встречаюсь с таким достаточно часто, видят ребёнка как продолжение себя, а не отдельного человека, у которого есть свои права, потребности и желания.
Как и грамотное обучение счёту обучение чтению - непростая задача. Справиться с ней правильно могут не все родители. Пример: выучили как называются буквы и в результате чтения ребёнок читает не БАБА, а БэАбэа. И переучить ребёнка может быть сложнее, чем если бы его с нуля учил грамотный педагог. Методик обучения чтению очень много, но всё же они как-то выстроены, под них подведены научная база, обоснования. Успешный же опыт отдельных родителей может не работать на их детях, поэтому нужно обращаться к специалистам, которых вы уважаете и которым доверяете.
Если вернуться к вопросу о чтении, то хочется остановиться на том, что действительно важно. К школе (а эта цель, бывает, маячит уже у родителей годовалых детей) важно, чтобы у ребёнка сформировалась интеллектуальная и психологическая готовность к школе. То есть он обладал нужными знаниями и умениями, имел достаточный уровень развития мышления, памяти, речи и других психических функций. К этому времени он наиграется, захочет учиться, стать школьником. И тогда ему не будет сложно освоить таблицу умножения и приобрести навыки чтения и письма.
Для этого нужно давать детям в раннем и дошкольном возрасте то, что им действительно необходимо. Что касается чтения, то это: чтение вслух хороших стихов, народных и авторских сказок, рассказов взрослым; рассказ по картинке; заучивание стихов и песен; пересказ услышанного и ответы на вопросы по тексту; слушать аудиокниги.
А самый главный совет - это пример. Если вы предпочитаете смотреть сериалы вместо того, чтобы читать с ребёнком, то потом в школе ребёнок будет предпочитать смотреть бесконечные мультики (ничего делать не надо, лежи на диван и поглощай) и часами играть в компьютер.
Хотите познакомить детей с прекрасным миром книг? Делайте это, но без нравоучений. А с искренним интересом к содержанию книги и внутреннему миру ребёнка.
Написано: White flower