"Задние мысли" - это игра, которой научили меня подростки. Смысл в том, что двое людей разговаривают о чём-то, а двое других, стоящих за их спинами, проговаривают "задние мысли". Так проходит диалог детей и родителей.
Родитель: "Ты всё понял? Нельзя так делать!" (задняя мысль: "Боже, как я устал? Сколько же можно ему повторять?.."
Ребёнок: "Да, папа, я всё понял. Больше так не буду" (задняя мысль: "Да пошёл ты к чёрту! Ничего ты не понимаешь...")
В этой игре подростки в своих задних мыслях были откровенны, всё скопившееся непонимание, агрессия находили там выход.
Скрытый текст:
Эта игра хорошо иллюстрирует диалог родителей и детей в некоторых семьях. Хотя вышеприведённый разговор даже диалогом сложно назвать, более похоже на 2 монолога, если ребёнку ещё позволяется высказывать свои мысли и желания. Если же он часто сталкивается с непониманием, то замыкается, для взрослых формирует некую "маску" послушного ребёнка, а тайком вытворяет такие вещи!.. Это происходит потому, что доверие в отношениях уже потеряно. Потому что, если он расскажет всё, как есть, то получит взбучку, нотацию, разного рода запреты.
Когда же скрытое становится явным, то вылезает такое, что родители не верят своим глазам и ушам. Они говорят: "Когда же мы упустили ребёнка? Когда же просмотрели?" Момент упущен, а восстанавливать разрушенное сложнее, чем поддерживать хорошие отношения.
Другая сторона, которую я хотела бы затронуть, это двойные послания, или двойные сообщения. Когда родитель говорит одно, а подразумевает другое. Нас не обучают в школе и семье переводить "с русского на русский". Из-за этого начинается недопонимание и многие слова не достигают ушей и сердца, остаются непонятыми.
Например, об умершей бабушке маленькому ребёнку говорят: "Она ушла от нас" или "Она покинула нас", а не "Она умерла". Родители говорят неясно, потому что боятся реакции ребёнка, того, что тот испугается, будет переживать, плакать. А ребёнок долго ждёт любимую бабушку, терзаясь, думая, когда же она вернётся. Такие казусы часто всплывают на консультации, когда мы начинаем последовательно анализировать фразы детей и взрослых. Разбирать что же каждый действительно хочет.
И находим, что за жёсткими родительскими запретами стоят страхи за жизнь и здоровье детей, любовь и желание позаботиться.
А за молчанием детей, их бунтом - желание, чтобы их уважали, выслушивали, понимали, принимали и любили.
Но наши ограничения не дают нам услышать "задние мысли", что приводит к конфликтам, ссорам, суровым наказаниям.
Почему я написала этот пост? Одна из причин - потому что набирается группа на он-лайн тренинг "Школа общения с ребёнком", где в том числе мы будем учиться расшифровывать слова детей, их поступки, и учиться говорить ясно и понятно, чтобы наши слова обозначали то, что мы действительно в них закладываем.