Психологический клуб


Чудище в чулане

Ср Май 23, 2012 16:46

Вы помните свои детские страхи? Домовой под кроватью, бабайка в шкафу, угроза ядерной войны… Диапазон страхов велик – от боязни сказочных существ до реальных природных явлений, таких как гроза или землетрясение. От ужаса перед замкнутым пространством до боязни показаться смешным в глазах окружающих.
«У меня в шкафу живет чудовище» - шепотом делится пятилетний малыш. «Мне страшно отвечать у доски» - переживает третьеклассница. «Мой сын боится собак» - жалуется мама школьника. К психологам часто обращаются дети и взрослые с подобными проблемами. А бывает и так, что дети не признаются в своих страхах, но их проявление можно заметить в рисунках ребенка, увидеть их следы в детских играх. Стоит ли бороться с детскими страхами и если да, то, как помочь своему трусишке? Имеют ли страхи какой-либо смысл, и что за ними стоит?
Функция страха - защитить от излишнего риска, увести от опасности. Иметь ребенка, который совсем ничего не боится, а потому способен на любое безрассудство не лучшая перспектива. В этом смысле боязливый ребенок причиняет родителям гораздо меньше волнений. Он осторожен, с ним реже происходят несчастные случаи. Но беда в том, что грань между нормальным, охранительным страхом и страхом, мешающим ребенку жить, размыта. Страхи могут разъедать душу и вызывать различные расстройства: тики, навязчивые движения, энурез, заикание, плохой сон, раздражительность, агрессивность, плохая контактность с окружающими и многое другое.
Необходимо знать возрастную динамику страхов для того, чтобы лучше понимать тревоги своего ребенка. Страх – одна из первых эмоций, которую испытывает новорожденный младенец. Многие врачи и психологи считают, что ребенка, проходящего через родовые пути охватывает запредельный ужас. Как бы там ни было, уже в младенчестве ребенок испытывает много страхов. Он начинает пугаться сначала резких звуков, потом незнакомой обстановки, чужих людей. Малышу бывает страшно остаться без мамы. И это вполне естественно. Ребенку неуютно в огромном, незнакомом мире. Это все равно, что взрослым людям вдруг очутиться на неведомой планете, населенной великанами. Тем не менее, все эти страхи ситуативные и проходят при устранении причины. Если ребенок растет в семье, где отношения между родителями хорошие устойчивых страхов обычно не наблюдается до двух лет - семья служит малышу опорой и надежной защитой. Если между родителями существуют конфликты, могут появиться ночные страхи. Эмоциональное напряжение матери передается ребенку. Ведь мама начинает меньше улыбаться и разговаривать с ним, подавленное настроение считывается малышом и он начинает капризничать, становится вялым, у него нарушается сон и аппетит.
Первые осознанные страхи наблюдаются уже после двух – трех лет и они связаны с развитием различных качеств и способностей.
Так в период с 2-х до 4-х лет идет развитие волевых качеств. Многое в этот период зависит от стратегии родителя. Ребенку в этом возрасте необходимо дать уверенность в том, что он способен сам совершать выбор, его мнение учитывается, к его желаниям прислушиваются. Если родитель избирает авторитарный стиль поведения, не дает малышу проявлять себя, подавляет его волю, у ребенка появляется неуверенность в себе, своих силах (страх ошибки). Таким детям в дальнейшем сложно самостоятельно принимать решения, они довольно легко поддаются чужому влиянию.
После трех лет у детей появляются страхи животных. Они довольно символичны и могут отражать различные реальные детские страхи. Например, страх волка может говорить о боязнь боли (острые зубы), лиса обычно символизирует хитрость и поэтому за страхом перед этим зверем может скрываться страх быть обманутым и т.д. С 4-х лет появляются страхи перед сказочными существами,например, страх перед Бабой Ягой - угроза жизни, непереносимость эмоционального искажения образа близкого лица (как правило, мамы в гневе), потребность в безопасности. Страхи перед сказочными героями, могут отражать страх наказания родителями.
От 3-х до 5-ти лет идет развитие эмоционального Я ребенка. Начинает развиваться чувство самостоятельности и фантазия – отсюда воображаемые страхи. Основные страхи – одиночество, темнота, замкнутое пространство. Как правило, ребенка пугает не само явление, а то, что скрывается за этим. Например, сама темнота не опасна, пугают, прячущиеся в ней монстры, вампиры и прочая нечисть, которую рисует детское воображение.
В 5-7 лет появляются страхи потусторонних сил. Растет страх перед отцом, если он неоправданно строг или жесток, или игнорирует потребности ребенка. В результате растет тревожность, и нет уверенности в себе. Это возраст максимально насыщенный страхами. Ведущий страх – страх смерти, особенно у чувствительных и впечатлительных детей. Типичные страхи этого периода: снов, животных, огня, войны, болезни или смерти родителей, нападения, темноты, сказочных героев.
В 7 - 11 лет общее количество страхов падает. В 7 лет преобладает страх потерять родителей. Если мать часто оставляет ребенка одного, у него может развиться «невроз ожидания» или боязнь одиночества во взрослой жизни. В 8 лет – боязнь чужих. У подростков страх смерти трансформируется в страх войны. Ведущим страхом является страх быть не тем, не соответствовать социальным требованиям. В школьном возрасте появляются свои страхи, это может быть страх посещения школы, страх диктантов, боязнь учителей, оценок, замечаний. Не случайно психологами разработаны специальные тесты, позволяющие выявить уровень школьной тревожности.
От 11 до 16 лет основным страхом является страх не быть собой. В его основе лежит противоречие этого возраста. С одной стороны подросток стремится сохранить свою индивидуальность, и потому боится раствориться в толпе сверстников, с другой - боится не быть в группе, отделиться от всех. В этом возрасте страхи делятся на две группы: природные (страх смерти, изменений происходящих с телом, боли) и социальные (страх одиночества, людей, наказания, несправедливости, осуждения).
Если страхов очень много, можно предположить наличие тревожности. Тревога – это эпизодическое проявление беспокойства и волнения. Физиологическими признаками тревоги являются учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах. Однако помимо физиологических, существуют еще и поведенческие признаки проявления тревоги: ребенок начинает грызть ногти, качаться на стуле, барабанить пальцами по столу, теребить волосы, крутить в руках разные предметы и др.
Единичные, не часто возникающие проявления тревоги могут перерасти в устойчивое состояние, которое и получило название «тревожность». Тревога состоит из множества эмоций, ключевой является страх, но могут присутствовать и печаль, и стыд, и вина и пр. Как правило, тревога вызывается не наличием опасности, а отсутствием возможности эту опасность избежать. Источник опасности может быть неосознаваем. Обычно повышенная тревожность характерна для людей ожидающих неблагополучного развития событий, неуверенных в себе и своих силах.
Дети с повышенной тревожностью особенно нуждаются в повышение самооценки и чутком обращении. Родителям нужно использовать как можно меньше критики и как можно больше похвалы в оценки их способностей и действий.

Важно помнить, что любой страх является нормой до тех пор, пока он обоснован и не влияет на жизнь человека. Рассмотрим основные параметры определения адекватности страха:
Интенсивность определяют исходя из физиологических реакций (повышенное сердцебиение, потоотделение, дрожь в теле, чувство удушья, слабость, рвота и т.д.). То есть, если на вас несется огромная собака, почувствовать слабость в теле и повышенное сердцебиение - это норма, но если эти же реакции возникают, когда вы, находясь в квартире, слышите собачий лай с улицы – пора обращаться за помощью к специалисту.
Длительность реакции так же играет немаловажную роль. Если со времени происшествия физиологические реакции ослабевают очень медленно, так же есть повод задуматься.
Контролируемость чувства страха. То, насколько человек способен взять себя в руки при испуге. Способность контролировать ситуацию у детей ниже, чем у взрослых, но и тут стоит обращать внимание на различные моменты. Одно дело, когда ребенок, услышав звук отбойного молотка, сперва замирает, потом бежит к маме, спрятаться в ее объятиях, другое – когда он с криком забивается в угол и орет, пока шум не стихнет, не смотря на все старания родителей.
О потере контроля над страхом можно говорить и тогда, когда страхи начинают влиять на вашу жизнь. Например, вы не заходите в лифт, так как боитесь падения или замкнутого пространства, а потому поднимаетесь даже на 10 этаж пешком.

Если все три параметра у вас или у вашего ребенка превышены, стоит обратиться за помощью к специалистам, в домашних условиях справиться с ситуацией самостоятельно практически невозможно.

Если же страхи ситуативные и не выходят за рамки адекватного реагирования любой родитель при желании может помочь своему ребенку справиться со страхом.
Главное отнестись к страху ребенка серьезно, не стоит смеяться над ним, укорять («как тебе не стыдно, ты уже большой»), это может только усилить страх и подорвет доверие к вам. Не говорите: «ты только не бойся». Это звучит, скорее, как приглашение к страхам, чем как их отрицание и не дает способа справиться со своим состоянием. Помните, что для вас домовой в шкафу - это детская фантазия, для ребенка он вполне реален и потому опасен. Убеждать, что его нет бесполезно, лучше помочь бороться со страхом.
Если ребенок уже достаточно взрослый, обсудите с ним саму реакцию страха. Расскажите, что страх есть у всех и храбрость состоит не в том, чтобы его не испытывать, а в том, чтобы уметь его преодолевать. Особенно это актуально для мальчиков, так как они часто начинают испытывать стыд за свой страх, что может привести к его отрицанию страха и различным невротическим проявлениям.
Постарайтесь исключить ситуации, провоцирующие страх: душное помещение, страшные фильмы перед сном, тесная одежда.
Проанализируйте свое поведение. Практика показывает, что очень часто страхи появляются у излишне опекаемых детей. Когда ребенка чересчур опекают, он начинает чувствовать себя маленьким и слабым. Мир представляется ему грозным и враждебным. Иначе с чего бы взрослым оберегать каждый его шаг? Мира такой ребенок практически не знает, так как родители всеми силами ограждают его от этого знания: это лучше не видеть, это опасно, ужасно, ты можешь напугаться, это лучше не слышать, не услышишь ничего хорошего, говорить нужно как можно меньше, а то скажешь что-то не то, тебя обидят. Чтобы с тобой ничего не случилось, мы будем постоянно рядом, все сделаем за тебя, посмотрим, чтоб ты не ходил, куда не надо, не делал того, что не надо и т.д. Незнание мира пугает ребенка, место знаний занимают фантазии, неизвестное страшнее вдвойне. Как правило, такие опекающие родители сами тревожны, так страхи «передаются по наследству».
Существуют так же специальные методики, которые можно применять в домашних условиях:
Используйте детализацию. Постарайтесь прояснить, что именно пугает ребенка в данном случае, важна деталь, например, расспрашивая ребенка о страхе перед собаками можно выяснить, что пугает не собака вообще, а ее лай, размер или цвет. Для того, чтобы понять, что именно, задавайте как можно больше наводящих вопросов, приводите примеры. Какого роста страшная собака? Какого она цвета? Какой у нее лай, она бежит, стоит, сидит? Как далеко она находится от тебя? Это лохматая собака или у нее гладкая шерсть? Такие вопросы помогают ребенку самому осознать свой страх. Иногда этих расспросов становится достаточно, чтобы страх ушел совсем, значительно снизился или хотя бы сконцентрировался на страхе перед определенной породой собаки (которая возможно напугала ребенка в раннем детстве).
Исследуйте предмет страха. Если это, например, насекомые, можно купить про них книжку, рисовать и разукрашивать картинки с насекомыми, покупать тематические наклейки. То, что нам знакомо и понятно уже не может напугать так сильно, как незнакомое.
Помогите ребенку найти способы защиты, создайте условия, при которых страх уменьшится. Если ребенок боится темноты, купите ему красивый ночник, можно наклеить рядом с кроватью сказочный персонаж, который будет служить для ребенка неким оберегом и защитником от чудовищ. Роль верного друга так же может играть мягкая игрушка.
Подберите юмористический контекст для пугающей ситуации или страшного персонажа, ведь смех побеждает страх. Это можно использовать в воображении, но лучше нарисовать на бумаге. Сначала представляется пугающий персонаж или ситуация, затем ищется способ преобразования. Например, страшное привидение или Кощей Бессмертный украшается яркими бантиками, косичками и т.п.
Переведите ребенка в сильную позицию: «Чудовище злое, потому что голодное, о нем никто не заботился; оно не умеет общаться, боится людей. Помоги ему, позаботься о нем» Можно сочинить рассказ на данную тему или нарисовать рисунок, где чудовище обретает друзей, находит дом и т.д. Так же помогает способ покормить злое чудище. Предложите ребенку, дать еды приведению, живущее в шкафу или под кроватью. Кормить лучше той же едой, что есть ребенок. Возьмите блюдечко, положите туда пару конфеток или печенье и поставьте вместе с ребенком туда, где обитает его страх.
Читайте сказки, в которых герои справляются со своими страхами. Сочиняйте сказки сами. В книге Дорис Бретт «Жила-была девочка, похожая на тебя…» приводятся конкретные примеры сказок, помогающих ребенку справиться с различными проблемами, в том числе и со страхами. Идея книги такова - герой сказки имеет имя, похожее на имя ребёнка и в сказочном пространстве он разрешает любые проблемы. Механизм прост - ребёнок отождествляет себя с героем и вместе с ним переживает схожие ситуации и чувства, приобретает новый опыт.

Не ждите, что после применения данных техник страхи исчезнут все и сразу. На снижение некоторых, особенно застарелых страхов нужно больше времени. К тому же многие страхи будут возвращаться, но зная, как с ними бороться, вы всегда сможете помочь ребенку снизить их остроту.

Виталия

Вы можете задать интересующие вас вопросы по теме в комментариях.

 Написано: Виталия

>> Другие записи в категориях: статьи
Страница 1 из 2
На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение

Многоточие
Академик
Академик

На сайте с 14.07.06
В дневниках: 27058
Откуда: Калининград

 СообщениеДобавлено: Ср Май 23, 2012 17:55
Ответить с цитатой

А если нет страха в 4,5 года? Есть повод задуматься?
Ни темноты, ни насекомых, животных, ни одиночества, ни отсутствия родителей, ни боли. Страх опасности очень-очень размыт - не боится высоты, дороги (это просто ужас для меня)
Недавно услвшала что она боится идти к стоматологу. Выяснила почему - скаала что боится "пылесоса", причем по факту оказалось что не очень то она его и боится...

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 

Многоточие
Академик
Академик

На сайте с 14.07.06
В дневниках: 27058
Откуда: Калининград

 СообщениеДобавлено: Ср Май 23, 2012 17:56
Ответить с цитатой

КАк помочь ребенку-подростку справится со страхом "не быть в группе"?

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 

Виталия
Стендфордская выхухоль
Стендфордская выхухоль

На сайте с 19.05.06
В дневниках: 21810
Откуда: ОбьГЭС

 СообщениеДобавлено: Чт Май 24, 2012 0:11
Ответить с цитатой

Многоточие писал(а):
А если нет страха в 4,5 года? Есть повод задуматься?


В статье описаны типичные страхи, но это не значит, что все дети поголовно должны их испытывать. Развитие каждого ребенка индивидуально. Становление эмоционально-волевой сферы может запаздывать и страхи, связанные с ее развитием могут «догнать» вас позже. Бесстрашие так же может быть следствием воспитания или темперамента. Если родители предоставляют ребенку максимум свободы, минимум ограничений он и чувствует себя более раскрепощено, чем сверстники. А подвижному экстраверту просто некогда копаться в своих переживаниях и страхах, они ситуативны, легко забываются и не оставляют следа в душе малыша.
Так же ребенку, не имеющему опыта, иногда сложно сопоставить реальную опасность и слова родителей о том, что «на дороге машины». Ему это может не о чем не говорить, пока он не встретит сбитую машиной кошку или собачку. Лишь увидев последствия, он сможет соединить воедино реальность и предостережения.

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 

МамаЛеся
Академик
Академик

На сайте с 28.12.07
В дневниках: 15712
Откуда: Новосибирск, Плющиха

 СообщениеДобавлено: Чт Май 24, 2012 0:12
Ответить с цитатой

Виталия, сегодня сын мне сказал - хорошо Анютке, она не знает ещё про бабу ягу (Анюте 11 мес., а Андрею 6,7 лет), а вот я боюсь бабу ягу.

Если следовать вашей статье, то нужно сначала обсудить её внешность, поступки, выяснить ЧТО именно его в ней пугает, затем наделить её хорошими качествами, нарядить в бантики, умыть, переодеть и\или прочитать сказку, в которой бабу ягу хаврошечка в печку сунул, так? или без жестокости обойтись?

Помогите пожалуйста, ребёнок, до сих пор приходит в родительскую постель, потому что боится... (ещё говорил раньше, что привидений боится). Малышка спит с ним в одной комнате, в своей кроватке. Перед сном всегда или я или папа сидим с ним, держим за руку, читаем книжку. То есть ребёнок вниманием не обделён, растёт в любви.

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 

Виталия
Стендфордская выхухоль
Стендфордская выхухоль

На сайте с 19.05.06
В дневниках: 21810
Откуда: ОбьГЭС

 СообщениеДобавлено: Чт Май 24, 2012 0:12
Ответить с цитатой

Многоточие писал(а):
КАк помочь ребенку-подростку справится со страхом "не быть в группе"?


А опасения «не быть в группе» ребенка или родителя? То есть это подростку страшно не быть в группе и он не справляется с этим страхом или родитель хочет, чтобы ребенок научился противостоять давлению сверстников?
В любом случае, нужно выяснить, а чего ребенок хочет от группы. Что боится потерять, если будет не в группе? И подумать вместе, как можно уменьшить данные страхи, проанализировтаь насколько они реальны или надуманны.
Вспомните себя в этом возрасте. Мало кто умеет противостоять давлению сверстников, быть «белой вороной» не каждому под силу. Поэтому не стоит требовать этого подвига от своих отпрысков. Но вы можете помочь своему подростку найти себе друзей максимально близких ему по духу. Именно в такой группе он сможет сохранять индивидуальность и в то же время быть принятым товарищами. Для этого ребенку самому нужно понимать, что именно его на данный момент интересует больше всего и где можно найти сверстников, увлеченных тем же.
В то же время с ребенком можно обсуждать, что не всегда наше мнение и взгляды будут совпадать с мнением других людей. У каждого свои предпочтении, свой вкус. И не страшно, что эти вкусы не всегда совпадают. Если бы все люди были одинаковы, это было бы даже скучно. Можно какие-то примеры приводить.

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 

Виталия
Стендфордская выхухоль
Стендфордская выхухоль

На сайте с 19.05.06
В дневниках: 21810
Откуда: ОбьГЭС

 СообщениеДобавлено: Чт Май 24, 2012 0:35
Ответить с цитатой

МамаЛеся не стоит использовать сразу весь арсенал. Исходите из особенностей вашего ребенка. Если ребенок любит рисовать, то лучше преображать страх в рисунке. В этом блоге выше есть статья про страхи.
http://blog.sibmama.ru/weblog_entry.php?e=257506

В ней как раз подробнее описан сам момент подготовки к рисованию. Можно использовать и тот метод. А можно и сделать Бабу Ягу смешной. Или и то и другое в данном рисунке.
Если ребенок любит сказки, лучше сочинить для него какую-то свою, где Баба Яга в процессе не уничтожается, а преображается и становится доброй. Может быть ее никто не любит и не хочет с ней дружить? Придумайте вместе с сыном как можно ей помочь найти друзей. Может быть на ее пути встретится какой-то зверек, которого она подберет в лесу, пожалеет, станет о нем заботиться и постепенно превратиться в добрую старушку.

МамаЛеся писал(а):

Помогите пожалуйста, ребёнок, до сих пор приходит в родительскую постель, потому что боится... (ещё говорил раньше, что привидений боится).


Судя по всему у вас очень чувствительный мальчик с развитым воображением. Тут как раз может помочь прояснение кого и чего именно он боится. Где это нечто живет, какой у него характер. После можно обратиться к ребенку: "Может быть это, пусть будет приведение, такое злое потому, что его никто не любит, никто о нем не заботится и оно просто голодное, давай его покормим". И ставите ему тарелочку с едой. Будьте готовы к тому, что ставить тарелочку придется неоднократно. Но вы довольно быстро сможете заметить, помогает ли это способ снизить тревожность у сына.
И еще могу предположить возможную причину этих страхов. Такая свехчувствительность сказывается и на восприятии. Возможно, вы можете себе иногда позволить прикрикнуть на сына в порыве, или сделать какое-то строгое замечание. Для вас это маленький эпизод, вы несомненно его любите и очень заботитесь о нем. Тем сложнее ему принять вот эту "часть" родителя. Этакую злую маму или злого папу. И страх перед этими проявлениями вашего гнева выливается в такие ночные страхи. Со сверхчувствительными детками нужно искать другие методы воздействия. Крик постараться исключить вообще, а критики по минимуму и очень мягко.

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 

небесная феЯ
Главная хочушечная фея 2008
Главная хочушечная фея 2008

На сайте с 29.08.07
В дневниках: 7394
Откуда: Краснодар

 СообщениеДобавлено: Чт Май 24, 2012 2:00
Ответить с цитатой

Виталия, Владик как-то сказал мне, что ему снятся страшные львы и он их боится во сне. Это было где-то прошлой осенью. Эти страшные львы потом забылись, а потом начали периодически вспоминаться ими. Мы даже рисовали его этот страх на масленицу и сжигали вместе с чучелом. Говорит, не помогло. Я уже предлагала разные варианты: от покормить, потому что они злые, т.к. голодные и до "позвать волшебника", чтобы он перенес их в саванну, где их дом. Это я прямо историю на ходу сочинила. Сейчас львы снова появились и они кусаются, говорит сын. Про волшебника сначала говорил, что он не приходит к нему во сне, т.к. он занят, а вчера сказал, что у него не получилось ничего сделать со страшными львами.
Вита, это периодическая проекция чего-то дневного в сон? Если да, то почему такая навязчивая?

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник Посетить сайт автора          
 

Виталия
Стендфордская выхухоль
Стендфордская выхухоль

На сайте с 19.05.06
В дневниках: 21810
Откуда: ОбьГЭС

 СообщениеДобавлено: Чт Май 24, 2012 2:33
Ответить с цитатой

небесная феЯ попробуй его порасспрашивать, что именно в этих львах пугает? Что они могут сделать, если вдруг придут? Сжигать страхи не лучшая идея, потому что часто это проекции внутреннего мира, собственных чувств к родителям и т.д. Нельзя, а порой и опасно сжигать часть себя. В этом плане с ней более конструктивно подружиться. Поэтому и предлагается кормить и ухаживать за существами, порождающими страх.
В вашем случае как раз желательней кормить и знакомиться. Начать с книжек про львов и их жизнь и т.п. Может быть фигурки львов собирать. Купить игрушку льва, который сможет защищать от своих сородичей, например. Такой навязчивой может быть, потому что, похоже, зафиксировалось конкретное переживание. Может быть по телевизору увидел что-то со львами связанное, или рекламу какую-нибудь большую на улице. Малышу достаточно порой одного мига, чтобы зафиксировать картинку в памяти, а если в этот момент еще и состояние было какое-нибудь подавленное тем более. Он может уже и не помнить сам момент когда страх возник, но в подсознании это сидит и любой дискомфорт дневной находит выход по проторенной дорожке.
Кусающиеся львы, это, возможно, страх боли. Его никто не обижает на занятиях? или зубы вы не ходили лечить недавно?

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 

небесная феЯ
Главная хочушечная фея 2008
Главная хочушечная фея 2008

На сайте с 29.08.07
В дневниках: 7394
Откуда: Краснодар

 СообщениеДобавлено: Чт Май 24, 2012 2:50
Ответить с цитатой

Вита, я и предлагала ему знакомиться с ними, кормить. А он мне твердит, что ничего не помогает, и они злые и его кусают. Страх боли - даже не знаю. Львы изначально кусались :(
А в жизни я не вижу страха именно львов как животных. Мы и читали про них (Король лев) и рассматривали. И он весьма спокойно мне о них рассказывает. Только один раз недавно, когда они снова объявились, не хотел ложиться спать, потому что они приснятся. Тогда я и выдумала волшебника, который поможет перенести их в саванну к ним домой.

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник Посетить сайт автора          
 

Виталия
Стендфордская выхухоль
Стендфордская выхухоль

На сайте с 19.05.06
В дневниках: 21810
Откуда: ОбьГЭС

 СообщениеДобавлено: Чт Май 24, 2012 2:58
Ответить с цитатой

Маша, скажи, насколько ему мешает этот страх? Если это эпизодические проявления, то и не стоит фиксировать на них внимание.
Такой страх так же может быть проекцией агрессии на маму или папу. Ребенок злится на родителей за что-нибудь, но ведь злиться на родителей - это плохо. Это как угроза его же существованию. Но злость, загнанная внутрь не уходит, она возвращается к нему, своеобразная аутоагрессия. То же бывает, если и на других злиться не разрешают. Здесь надо научить ребенка высказывать свое недовольство конструктивным способом.

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 
Показать сообщения:   
Страница 1 из 2
На страницу 1, 2  След.
 

 

  

Powered by The Blog Mod by Hyperion & TheBlogMod.com
Powered by phpBB © phpBB Group
Weblog style by Hyperion