Ребёнок как инструмент
Пт Июн 01, 2012 14:23
Недавно в раздумьях что бы интересного придумать для занятий с малышами я наткнулась в интернете на видео развивающих занятий одного из центров. Меня они неприятно поразили, и вот чем.
Сидят мамы с малышами возраста примерно от года до 1.5. Педагог предлагает сделать какое-то занятие, в результате которого получается красивое произведение.
Приведу пример. Ладошка малыша макается мамой в пальчиковую краску, а потом ею делаются отпечатки - будущие крылышки бабочки. Безусловно, получается красиво и интересно. Только я слышу плач малышей и суету мам. По моим наблюдениям в этом возрасте малышам всё же нравится просто смешивать краски, ощущать их, смотреть что получается. Не забуду как один малыш вымазал всю руку почти до локтя зелёной краской и созерцал её ) Родителям же во многом в конце занятий нужно получить ощутимый результат, например, в виде красивого рисунка. А то, что ребёнок калякая-малякая учится осознавать ЧТО он делает, учится чувствовать особенности материала, с которым он работает, и вообще делает множество больших открытий - это пощупать сложно, сложно даже оценить как достижение. И поэтому отпечатки ладошек (которые всегда приводят в восторг мамочек) делаются даже тогда, когда малыш сопротивляется. Но педагог же сказал, что нужно делать так. Более расслабленные мамы могут просто позволить мазать краску по листу, хотя бабочка-красавица и не получится. Со стороны педагога я тоже могу понять такие действия, ведь мамы могут сказать "А калякать мы можем и дома. Зачем платить за это деньги?" И поэтому педагог изощряется, чтобы у годовалых малышей получилось что-то красивое. Ведь платит-то родитель, а не малыш )
А ведь для детей и более старшего возраста важен не результат, а процесс. Это мы ориентируем их на результат и тем самым сбиваем с толку. Вы видели исчерченный рисунок малыша, который он принёс с восторгом? Ведь даже непонятно что он там нарисовал! А он просто сначала рисовал дорожку, потом поверх неё птичку, а потом ему в голову пришёл образ лошади и процесс размышления он перенёс на бумагу. А мы можем назвать его рисунок калякой-малякой. А ему вот всё понятно на своём рисунке.
Есть даже такая точка зрения, что не нужно выискивать в рисунке малыша что-то похожее на реальный предмет, потому что мы как бы вкладываем штамп в его рисунок. И пошли дальше ёлочки, улыбающееся солнышко и зелёная травка.
Не знаю, понятно ли я выразила свою мысль. Наверное главное, что хотелось донести, это "Давайте будем осторожнее с нашими желаниями! Давайте перестанем использовать детей в качестве инструмента для достижения наших желаний. А дадим им свободу выражения и удовольствие, которое это может принести в жизнь".
Свободу творчеству!
Сидят мамы с малышами возраста примерно от года до 1.5. Педагог предлагает сделать какое-то занятие, в результате которого получается красивое произведение.
Приведу пример. Ладошка малыша макается мамой в пальчиковую краску, а потом ею делаются отпечатки - будущие крылышки бабочки. Безусловно, получается красиво и интересно. Только я слышу плач малышей и суету мам. По моим наблюдениям в этом возрасте малышам всё же нравится просто смешивать краски, ощущать их, смотреть что получается. Не забуду как один малыш вымазал всю руку почти до локтя зелёной краской и созерцал её ) Родителям же во многом в конце занятий нужно получить ощутимый результат, например, в виде красивого рисунка. А то, что ребёнок калякая-малякая учится осознавать ЧТО он делает, учится чувствовать особенности материала, с которым он работает, и вообще делает множество больших открытий - это пощупать сложно, сложно даже оценить как достижение. И поэтому отпечатки ладошек (которые всегда приводят в восторг мамочек) делаются даже тогда, когда малыш сопротивляется. Но педагог же сказал, что нужно делать так. Более расслабленные мамы могут просто позволить мазать краску по листу, хотя бабочка-красавица и не получится. Со стороны педагога я тоже могу понять такие действия, ведь мамы могут сказать "А калякать мы можем и дома. Зачем платить за это деньги?" И поэтому педагог изощряется, чтобы у годовалых малышей получилось что-то красивое. Ведь платит-то родитель, а не малыш )
А ведь для детей и более старшего возраста важен не результат, а процесс. Это мы ориентируем их на результат и тем самым сбиваем с толку. Вы видели исчерченный рисунок малыша, который он принёс с восторгом? Ведь даже непонятно что он там нарисовал! А он просто сначала рисовал дорожку, потом поверх неё птичку, а потом ему в голову пришёл образ лошади и процесс размышления он перенёс на бумагу. А мы можем назвать его рисунок калякой-малякой. А ему вот всё понятно на своём рисунке.
Есть даже такая точка зрения, что не нужно выискивать в рисунке малыша что-то похожее на реальный предмет, потому что мы как бы вкладываем штамп в его рисунок. И пошли дальше ёлочки, улыбающееся солнышко и зелёная травка.
Не знаю, понятно ли я выразила свою мысль. Наверное главное, что хотелось донести, это "Давайте будем осторожнее с нашими желаниями! Давайте перестанем использовать детей в качестве инструмента для достижения наших желаний. А дадим им свободу выражения и удовольствие, которое это может принести в жизнь".
Свободу творчеству!
Написано: White flower