Психологический клуб


Кризис первого года

Чт Сен 20, 2012 17:44

Уважаемые родители, предлагаю вашему вниманию свою статью про кризис первого года, она размещена на сайте
http://sibmama.ru/index.php?p=krizis_pervogo_goda

Каждый человек проходит на своем жизненном пути через множество возрастных кризисов, начиная с рождения и заканчивая кризисом 70 лет.

Кризис — это ступенька наверх
Для начала разберемся с самими понятием кризис. В переводе с греческого это переворот, переходное состояние. Сам по себе он не несет негативной окраски, хотя многие мамы говорят о кризисах подрастающих деток со страхом. Однако бояться тут нечего, кризис – это всего лишь переход на очередную ступень развития, этап, которые необходимо пройти вашему ребенку по пути к взрослению. Мы ведь покупаем детям новую одежду раз от раза всё большего размера! Так же происходит и с остальным - когда в рамках одной модели поведения ребенку становится тесно, он начинает осваивать новое для себя пространство, и родители должны обеспечить комфорт и безопасность этого процесса. И чем скорее мама и папа поймут, как именно им самим необходимо изменить поведение с учетом новых особенностей своего чада, тем быстрее и безболезненней пройдет кризис.

Чего хочет годовалый ребенок?
Привязка к году условна, у одних детей кризис начинается чуть раньше, у других - чуть позже. Протекает он у всех по-разному, может быть именно у вашего ребенка пройдет остро, а может и незаметно. Но большинство детей в этот непростой период становятся особо капризны и восприимчивы к замечаниям. Они постоянно требуют внимания от мамы, особенно в неподходящие моменты, и иногда родителям начинает казаться, что их ребенка просто подменили. Покладистый и спокойный малыш превращается в маленького и отчаянного бунтаря. Кажется, что его целью становится во что бы то ни стало довести маму и делать всё наоборот, вопреки просьбам и уговорам родителей. Что же происходит с ребенком около года и как быть родителям?

Кризис первого года жизни напрямую связан с тем, что ребенок обучается ходить и говорить. Его потребности и желания становятся более осознаны. По сути, родитель впервые сталкивается с проявлением детской самостоятельности, впрочем, впервые с ней сталкивается и ребенок. Он начинает осознавать своё «Я», ощущать себя чем-то отдельным от мамы. Это одновременно вызывает восторг и пугает. Отсюда стремление ни на шаг не отпускать от себя маму, неожиданно настигающее деток, до этого вполне спокойно остающихся с бабушками и папой. Игра в прятки в этом возрасте несет в себе особую смысловую нагрузку. Малыш закрывает ручками глаза - всё, его нет, он не видит маму и мир вокруг, значит и его не видно. Раз - ладошки убраны – мир остался на месте, мама на месте, и он сам тоже никуда не делся. Мама спряталась и появилась - показала малышу, что никуда не пропадет, и что он сам тоже не пропадет, пока её нет.

Как маме вести себя во время кризиса
Отнеситесь с пониманием к потребности дочки или сына в этот период постоянно быть при маме. Это несет некоторые неудобства, например, невозможность принять ванную в одиночестве или вынужденное прослушивание воющего чада под дверью туалета. Но постарайтесь по возможности в этот период быть рядом и оказывать столько внимания, сколько ребенку будет необходимо. Кризис не долговечен – чем скорее малыш поймет, что мама, даже отдельная от него, никуда не исчезнет, тем скорее он станет спокойно относиться к её временному отсутствию.

Также в этот период малыш начинает понимать, что способен самостоятельно удовлетворить свои потребности. Он уже не желает, чтобы мама кормила его из ложечки, он хочет есть сам. Не все родители могут спокойно взирать, как ребенок, впервые взяв в руки ложку, начинает расшвыривать вокруг себя кашу или разбрызгивать по стенам суп. Но если сейчас вы позволите малышу немного поэкспериментировать, он быстро освоит науку самостоятельного употребления пищи. Да, сегодня он больше проливает на пол или на стол, чем доносит до рта, но если вы будете отбирать у него ложку, то подавите первые проявления воли. Ведь ребенок поступает так не из вредности или избалованности, он изучает окружающую действительность, учится новому. А с каким забавным звуком шлёпается на пол еда, как интересно наблюдать её траекторию! Не останавливайте маленького исследователя, просто спокойно напоминайте о том, что ложка нужна для того, чтобы кашка попадала в ротик. А лучше возьмите еще одну ложку и подключитесь к процессу. Часть пищи он получит от вас, часть всё же не выкинет, а донесет до своего рта. Так или иначе, голодным чадо не останется.

То же касается и других видов деятельности. Хочет одеваться сам – не торопите, пусть пробует, подсказывайте и помогайте тактично. Возможно малыш будет злиться, если всё, что он задумал не получается с первого раза. Это не страшно, поддержите его, посочувствуйте. В этом возрасте детки хорошо реагируют на наглядный пример. «Ай-ай-ай, какая непослушная шапочка, не хочет садиться Люде на головку, а мы ей сейчас покажем, как нужно делать», - и надеваете свою шапку себе на голову. Так же хорошо помогает озвучивание чувств малыша: «Ты злишься? Тебе обидно?» Тем самым вы даете ребенку понять, что знаете, что с ним происходит, разделяете его переживания. И обязательно хвалите своих детей, когда у них получается выполнить задуманное.

Вера в свои силы, чувство удовлетворения от самостоятельного выполненного дела укрепляют самооценку ребенка, служат основой для дальнейших достижений.

Способность ходить резко расширяет границы доступного для познания мира. Если раньше лишь взрослый мог подать ему ту или иную игрушку, то теперь ребенок может до многого дотянуться сам. Но тут естественная детская любознательность сталкивается с ограничениями. Оказывается, что далеко не все предметы в доме, такие интересные и заманчивые на вид можно трогать руками и пробовать на вкус. Малыш негодует и возмущен такой несправедливостью - почему папе можно стучать таким замечательным молотком, а сыну нет. Почему эта яркая косметика лишь для мамы, а как же дочка?

Жизнь без запретов
Самая мудрая тактика родителя в этот период – запрещать по минимуму, или, во всяком случае, согласовывать свои запреты со всеми членами семьи. Ничего хорошего из того, что бабушка будет разрешать ребенку то, что запрещают родители, не выйдет. В таком возрасте ребенок просто не способен понять, почему вчера было можно, а сегодня нет - возмущению его не будет предела. Да и в дальнейшем непоследовательность в системе воспитания отразится на характере ребенка не лучшим образом. На данный же момент мудрее всего просто убрать подальше все вещи и предметы, опасные для здоровья малыша или дорогие вашему сердцу. На розетки поставьте заглушки, заприте шкафы, если не желаете, чтобы малыш ненароком заглянул и переворошил их содержимое. Оставьте в свободном доступе безопасные предметы и игрушки. Пусть ребенок изучает окружающую действительность без постоянных окриков «нельзя» и «не трогай» с вашей стороны. Помните, что чем больше у вашего чада пространства для исследований и творческих порывов, тем больше свободы для развития.

В этом возрасте растет потребность ребенка в вербальном общении (то есть общении с помощью речи). Но парадокс в том, что лучше осознавая свои желания, ребенок далеко не всегда может выразить их словами. Детская речь своеобразна и порой понять маленького человечка могут лишь самые близкие люди. Если же родитель порой сразу не может понять, что жаждет донести до него чадо, всё может закончиться вспышкой агрессии или слезами.

У каждой семьи в этот период есть свой собственный словарик, где каждое слово ребенка, не понятное окружающим имеет своё значение. Так же на помощь деткам приходят мимика и жесты, то, что невозможно выразить с помощью речи, они выражают с помощью движений рук, ног, выражения лица. Родителю лишь остается учиться считывать все эти сигналы, которые так активно посылает ему взрослеющий сынок или дочка.

Учтите, что малыш сейчас понимает гораздо больше, чем вам кажется, именно поэтому, так важно как можно чаще общаться с ним, рассказывать про окружающие предметы и явления, озвучивать происходящее вокруг. Это служит основой для дальнейшего развития ребенка.

Итак, подытожим тактику родителя на данном этапе:
- Устанавливать минимум запретов.
- Действовать согласованно и последовательно.
- Оказывать больше поддержки и похвалы (хотя это важно в любом возрасте).
- Говорить с ребенком много и обо всём, не смотря на то, что он еще не может выстроить с вами полноценного диалога.
- Озвучивать чувства ребенка, это помогает с ними справиться и показывает, что вы его понимаете.

И главное, что вам понадобится на протяжении всего кризиса – это бесконечное терпение и выдержка. Вы ведь, в отличие от вашего чада, способны контролировать свои эмоции.





Напоминаю всем, читающим этот блог и интересующимся психологией, развитием личности и детско-родительскими отношениями, что вы можете писать о том, что вас волнует и статьи на какие темы по психологии детей и взрослых вы хотели бы прочесть в этом блоге.

 Написано: Виталия

>> Другие записи в категориях: статьи
Автор Сообщение
Комментарии к этой записи отсутствуют.
Показать сообщения:   
 

 

  

Powered by The Blog Mod by Hyperion & TheBlogMod.com
Powered by phpBB © phpBB Group
Weblog style by Hyperion