Пятилетний ребёнок - какой он?

Пт Окт 12, 2012 0:15

Предлагаем вниманию родителей интервью с психологом и педагогом Еленой Смирновой, которое называется "А 5 лет за парту сажать нельзя". В нём речь идёт о том, как развивается ребёнок 5 лет и с какого возраста ребёнка лучше приобщать к школьной системе.



ИЗВЕСТИЯ: Говорят, что снижение возрастной планки поступления в школу – мера вынужденная. И связана она с вымиранием детских садов, которые до сих пор занимались подготовкой к 1 -му классу (их финансирование с федерального уровня перекинуто в регионы; следовательно, плата за детские сады будет увеличена, и далеко не все родители смогут отдавать туда детей)...
ЕЛЕНА СМИРНОВА: Вымирание детских садов – это национальная катастрофа, удар по будущему страны. Годами сложившаяся система дошкольного воспитания, вызывавшая зависть у всех стран и являвшаяся предметом для подражания, этим решением (оно содержится в пресловутом 122-м законе) рушится. Государство теперь не отвечает за детей раннего возраста.
У нас считается, что образование начинается где-то в подростковом возрасте. На самом деле основы личности, способностей, характер – все закладывается до пяти лет. То, что заложено до 5–6 лет, исправить или переделать чрезвычайно трудно. Поэтому раннее воспитание и обучение обязательно должно стать предметом государственной образовательной политики.

ИЗВЕСТИЯ: Однако из этого не следует, что пятилетних детей нужно сажать за школьные парты и отправлять в подготовительный класс.
СМИРНОВА: Разумеется. Этот возраст – особый, и он связан не с накоплением знаний и обучением, а с развитием личностных структур. Я имею в виду отношение к окружающим, самоощущение, уверенность в себе, самооценку, воображение, творческие способности, мотивационную сферу (что ребенок хочет; хочет ли он вообще чего-нибудь). Есть ли у него самостоятельность. Все это гораздо важнее, чем обучение чтению и счету. И все это складывается в игре, которая уже сейчас катастрофически уходит из дошкольного возраста.

ИЗВЕСТИЯ: Я слышала ваше выступление на заседании, проходившем в издательстве «Просвещение на котором вы говорили, что даже шестилетние первоклассники (по сравнению с семилетними) впоследствии, дают худшие результаты…
СМИРНОВА: Это действительно так. Шестилеток тоже рано сажать за парту. Мы привыкли думать, что обучение возможно только в школьных формах... Они прекрасно усваивают знания и развиваются – но не за партой, а в игре, в рисовании, конструировании... Обучение маленьких детей в школьных формах влечет неврозы, тревожность и психосоматические заболевания. Такие дети всего боятся, а через два месяца начинают ненавидеть школу. Потом преодолеть все это практически невозможно. Повзрослев, они либо остаются тупыми (без инициативы, без интереса), либо начинают играть во 2–3-м классе...

ИЗВЕСТИЯ: И остаются на всю жизнь инфантильными.
СМИРНОВА: Да. Сначала – инфантильными подростками, потом – взрослыми. Потребность играть у них не растрачена, но из дошкольного возраста она переносится на период 10–12 лет.

ИЗВЕСТИЯ: А когда дети должны прекращать играть?
СМИРНОВА: Если они наигрались в дошкольном возрасте, то к 7 годам у них должна наступать новая фаза развития. В психологии есть такое понятие «кризис 7 лет», когда ребенок уже хочет занять свое место в обществе, хочет повзрослеть.

ИЗВЕСТИЯ: Сегодня говорится о том, что отдавать или не отдавать пятилетних детей в 1 нулевой класс – дело добровольное. Но ведь очевидно, что если родителям хочется отдать ребенка в хорошую школу, то это произойдёт с большей вероятностью, если он учился в «ее» нулевом классе...
СМИРНОВА: Этот вопрос не решен в принципе. Недавно я была на заседании в Госдуме, где речь шла о принятии этого закона. Так вот, когда там задавался вопрос, обязательно это или нет, где будет проходить подготовка пятилеток к школе – детском саду или в школе, в каких формах, – нам отвечали: это ваши педагогические тонкости. Это мы будем решать потом, главное – принять закон. Но ведь именно тонкости все и решают. Нет ничего страшнее, чем школьный учитель, который занимается с дошкольниками: он воспринимает их как недоразвитых и ненормальных; ему трудно, они его не слушают, боятся...

ИЗВЕСТИЯ: Чиновники от образования, говоря о необходимости раннего обучения детей, традиционно ссылаются на опыт Америки и Европы, где дети идут «в школу» чуть ли не в 3 года. Между тем хорошо известно, что у них это – детский сад, а не школа.
СМИРНОВА: Да. Это так. И в Америке, и в Европе раннее обучение организовано точно по типу детских садов. К тому же у них есть для этого условия (отдельные здания для малышей), есть специально подготовленные учителя. Такой педагог должен уметь и ползать с детьми, и «лягушечкой» квакать, и «зайчиком» прыгать, играть... Уметь то, чего не умеет школьный учитель.

>> Другие записи в категориях: Смотри изнутри, родителям
Страница 1 из 1

Автор Сообщение
Смешинка
Академик
Академик

На сайте с 20.03.07
В дневниках: 19085
Откуда: Выставочная

 СообщениеДобавлено: Пт Окт 12, 2012 8:03
Ответить с цитатой

какая полезная и актуальная статья :aga-aga: очень согласна со всем написанным
Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
solnishco
Академик
Академик

На сайте с 05.10.09
В дневниках: 4945
Откуда: г.Новосибирск

 СообщениеДобавлено: Пт Окт 12, 2012 8:35
Ответить с цитатой

Цитата:
Говорят, что снижение возрастной планки поступления в школу – мера вынужденная

для кого? удивительно! У НАС всех под одну гребенку "чешут":eek:
Спасибо за статью :give_heart:
Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:
Страница 1 из 1