Lina979


Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста

Чт Янв 31, 2013 22:56

С началом обучения в школе у некоторых детей обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации и возникающих в связи с этим трудностей в поведении.
Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями, с задержкой психического развития.
Необходимой частью профилактики дисграфии являются:
1. Охрана здоровья беременных, предупреждение родового травматизма, инфицирования плода новорожденного.
2. Меры по снижению соматической и инфекционной заболеваемости детей впервые годы жизни.
3. Ранняя диагностика и своевременное лечение перинатальной церебральной патологии.
4. Ранняя диагностика и коррекция нарушений развития речи у детей.
5. Индивидуальная помощь детям, сменившим язык обучения.
К мерам ранней профилактики дисграфии и дислексии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, достаточная сформированность которых необходима для нормального овладения процессом письма и чтения.(внимание, память, мышление, зрительный гнозис)
Для решения основных задач профилактики вся окружающая ребенка социальная среда должна быть «развивающей», то есть она должна обеспечивать достаточное количество слуховых и зрительных впечатлений, в ней должны присутствовать объекты, способные привлечь и удержать внимание ребенка, стимулировать развитие его познавательной и мыслительной деятельности. Большую помощь в этом могут оказать тщательно подобранные «развивающие» игрушки, а позднее и игры. Важную роль в этом отношении играет теплое эмоциональное общение с ребенком окружающих его взрослых людей, которое должно начинаться с доречевого периода. В дальнейшем такое общение должно постепенно приобрести «направляющий» характер, стимулирующий правильное развитие психических функций — это внимания, памяти, мыслительной деятельности, эмоционально-волевой сферы, необходимых для предстоящего процесса обучения и для овладения письменной речью. Особое же внимание в этот ранний период должно быть уделено полноценному развитию устной речи, поскольку именно она явится той основной базой, на которой в дальнейшем будет строиться письменная речь.
В профилактике дисграфии у дошкольников можно выделить базовые направления, работа по которым реализуется параллельно и без предварительной диагностики. Можно выделить следующие направления работы по профилактике дисграфии у дошкольников.
1. Развитие сенсорных и психических функций (зрительного и слухового восприятия, зрительных и слуховых дифференцировок; пространственных представлений; кинетической и кинестетической организации движений, и графоизобразительных способностей).
2. Развитие межанализаторного взаимодействия, сукцессивных функций (слуходвигательных, зрительно-двигательных, слухозрительных связей; способности запоминать и воспроизводить пространственную и временную последовательность стимулов, действий или символов).
3. Развитие психических функций (зрительного и слухового внимания, памяти).
4. Развитие интеллектуальной деятельности (мыслительных операций: сравнения, сопоставления, классификации, символизации, анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения; формирование навыков планирования деятельности, самоконтроля и самокоррекции в деятельности; воспитание мотивов к учебной деятельности).
5. Развитие речи и формирование навыков произвольного анализа и синтеза языковых единиц (развитие связной монологической речи, способности к суждениям и умозаключениям; совершенствование лексико-грамматического и фонетического оформления речи).
Примеры упражнений:
Для развития слухового восприятия важно использовать игры, задания имеющие целью формирование слухового внимания: "Угадай кто это"; навыка определения направления звука: "Где позвонили", "Жмурки с голосом"; различения силы и громкости звука: "Тихо- громко!" Необходимо развивать у ребёнка чувство ритма, обучая повторять заданный ритмический рисунок (хлопками, отстукиванием), сравнивать серии ударов, предъявляемые последовательно. Таким образом, мы развиваем и речевые, и внеречевое слуховое восприятие ребёнка.
Для развития фонематического слуха ребенка следует учить подбирать картинки, соответствующие словам, начинающимся на заданный звук; различать отдельные звуки в ряду других звуков.
Развитие зрительного восприятия - составление картинки, разрезанной на части, конструирование по образцу, по предоставлению (например, из палочек), "назвать предметы по их контурам", "назвать и дорисовать недорисованные предметы", "назвать перечеркнутые изображения", "выделить предметные изображения, наложенные друг на друга", "определить, что неправильно нарисовал художник".
Моторно-двигательное развитие детей включает в себя формирование крупной и мелкой моторики. Развитие общей двигательной умелости (двигательной памяти, переключаемости движений).
Формирование тактильной и кинестетической чувствительности пальцев и кистей рук у детей: "пальчиковый бассейн" - коробка, наполненная сыпучим наполнителем, имеющим необычную текстуру – например, манной, гречневой крупой, горохом, рисом или фасолью. С помощью этого приспособленья можно обучать детей нахождению предмета и определению его формы без подключения зрительного анализатора.

Бесчетнова М.Ю. – логопед 1-й квалификационной категории.

Отсюда: http://www.nodkpnd.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=89&Itemid=53

 Написано: Lina979

>> Другие записи в категориях: Дети, Развитие, Логопед
Страница 1 из 1
Автор Сообщение

LYLYKA
Ясельки
Ясельки

На сайте с 19.03.13
В дневниках: 1

 СообщениеДобавлено: Вт Мар 19, 2013 16:32
Ответить с цитатой

коррекция дисграфии "дома с мамой"
http://www.liveinternet.ru/users/4913329/post243831704/

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение          
 

Lina979
Профессор
Профессор

На сайте с 10.03.06
В дневниках: 655
Откуда: Новосибирск, Калининский район, ул. Макаренко

 СообщениеДобавлено: Вс Мар 31, 2013 9:44
Ответить с цитатой

LYLYKA, спасибо!

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник Посетить сайт автора          
 
Показать сообщения:   
Страница 1 из 1
 

 

  

Powered by The Blog Mod by Hyperion & TheBlogMod.com
Powered by phpBB © phpBB Group
Weblog style by Hyperion