Ювенальные технологии - путь в никуда.

Сб Июн 08, 2013 2:04

4 июня в арт-клубе «НИИ КуДА» прошла открытая общественная дискуссия «ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ. ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ», организованная фондом развития «Академгородок» и Новосибирским отделением Российского детского фонда при содействии Министерства соцразвития НСО.
Присутствующие на дискуссии эксперты отметили, что говорить о том, что ювенальная юстиция связана с ситуацией отбора детей из семьи неверно, термин «ювенальная юстиция» - это законодательные меры, призванные обеспечить отдельное особое судопроизводство для несовершеннолетних преступников. Общественники, тем не менее, настаивали, что в сознании общества исторически сложилось понимание термина «ювенальная юстиция» аналогично понятию «ювенальные технологии» как системы правовых отношений, при которых отбирание детей на законных основаниях можно организовать практически из любой семьи.
Да, это не значит, что при действии этих законов дети будут отбираться практически у любой семьи, но будет существовать потенциальная угроза, что это возможно для каждого.
Во время дискуссии были затронуты такие животрепещущие вопросы, как каковы причины раскола общества по вопросу необходимости введения ювенальных технологий и какова актуальность данной темы, насколько сильна угроза семейного насилия над детьми, и от кого реально надо защищать наших детей, а так же к чему может привести введение ювенальных технологий и что можно предпринять, чтобы наши дети могли иметь счастливое детство.
За последние 100 лет на Земле мало осталось мест, где бы не произошло достаточно резких изменений в структуре общества и основополагающих традиций. Для европейской цивилизации тогда основой общества была многопоколенная семья (зачастую объединенная с одинокими непрямыми родственниками), с ранним вступлением в брак и сохранением по крайней мере номинальной верности, почитание родителей, , где мужчины были главной опорой семьи, женщины - хранительницами очага, а многочисленные дети – основной страховкой на старость. Сейчас все это сменилась нормой нуклеарной семьи (вплоть до единичного ее представителя), с задержкой создания семьи до среднего возраста, с многочисленными законными сменами половых партеров в течении жизни, с недовольством родителями за неверное воспитание и переложением заботы о стариках на государство, где провозглашаются равные права мужчин и женщин на работу вне дома и где заботу даже о стандартно единственном ребенке на протяжении большего части времени берут на себя казенные учреждения.
Собственно не мудрено, что в таких измененных условиях падает рождаемость, растет преступность, в том числе детская и подростковая, растет количество нервно-психических заболеваний, то есть появляются признаки разрушения общества. Люди, которые видят и чувствуют на себе происходящие изменения, конечно, хотели бы видеть общество более стабильным, предсказуемым и безопасным. Часть из них верит в то, что существующие проблемы связаны с плохим воспитанием и введение контроля над правильностью воспитания подрастающего поколения даст надежду на исправление ситуации. Часть людей призывает вернуться к прошлым ценностям и видит возрождение общества через возвращение к истокам. Часть призывает следовать очередной новомодной технологии выращивания якобы гарантирующей отсутствие проблем в будущем. Мало кто замечает, но по мере того, как урбанизация приводит к потере значительного количества горизонтальных: семейных и соседских связей, как решение внутрисемейных проблем люди все больше перекладывают на плечи не общества, а государства, как размываются традиционные ориентиры фактически описывающие нормы зрелого поведения – все более сложной и неоднозначной становится проблема воспитания следующего поколения. Если ранее воспитание вообще не осознавалось как отдельная проблема, дети росли в кругу семьи и в соответствии с ее духом пропитывались ее ценностями и действовали исходя из них, то сейчас существует целая востребованная коммерческая отрасль по обучению родителей как надо воспитывать детей. И, несмотря на многочисленные технологии, исследования и т.п., проблема достойного воспитания осознается обществом как актуальная и не имеющая однозначного решения.
Если рассмотреть проблему взаимоотношений между родителями и детьми с точки зрения того, что взрослый человек обычно более зрелый, чем ребенок и наличия такой известной психологической особенности отношений как привязанность то можно увидеть что многие мифы, на которых строится введение ювенальных технологий не соответствуют психо-физиологическим потребностям детей. Во частности мифы о равенстве детей и взрослых, демократической модели воспитания и о том, что ребенок может самостоятельно и компетентно делать выбор, учится у таких же как он незрелых сверстников не соответствует действительности. Зрелость взрослого человека дает ему возможность видеть любую проблему более объемно, с разных сторон, рассматривая ее достоинства и недостатки, принимая во внимания нюансы именно наличной ситуации в соответствии со своими иерархически выстроенными ценностными ориентирами. Незрелость детей провоцирует их на принятие решения под воздействием одной эмоции, в данный конкретный момент владеющей его естеством, без возможности рассмотреть все стороны явления и оценить последствия своего выбора. Система ценностей у ребенка не развита, она только начинает складываться под воздействием ценностей тех людей, к которым он привязан. Кроме того, феномен привязанности надежно защищает ребенка от воздействия посторонних взрослых и в то же время делает его уязвимым для тех, к кому он привязан. Собственно сам процесс воспитания и заключается в том, что в ребенке по мере роста через подражание тому, к кому он привязан, через ощущение принадлежности к своей родне, через желание быть хорошим для них формируется личность, глубоко (вместе с молоком матери) впитывающая нормы и ценности того круга взрослых, которые его любят. Да, не всегда это могут быть биологические родители ребенка, но всегда это те взрослые, которыми ребенок любим и которым не безразлично его будущее. Воспитать достойного человека без вкладывания в него работы собственной души невозможно. В то же время нельзя обязать человека проявить душевность формально присвоив ему статус воспитателя, родителя и т.п., эта потребность должна родиться изнутри его собственной души, что обычно происходит во время родов, кормления грудью, тетешканья младенцев. Если же тому, к кому привязан ребенок не хватает зрелости, то развитие ребенка протекает в ситуации недостаточной привязанности, его основные силы тратятся не на раскрытие своего потенциала, а на защиту себя от неблагополучных условий. Ему банально не хватает зоркой родительской любви, внимания и он стремится восполнить эту недостачу любыми способами – через цепляние, через огрубление чувств, через кривляние или «плохое» поведение. Такое же поведение (правда гораздо реже) может демонстрировать и достаточно людимый ребенок просто в силу собственной физиологической незрелости, усталости в кокретный момент времени. Общество в целом достаточно верно ловит такие сигналы, но в силу множественных катаклизмов в нашей истории для большинства взрослых нашего общества характерна определенная незрелость восприятия и вместо компетентной помощи родители получают волну негатива, требования «исправить» ребенка без учета ситуации. В результате заклейменный родитель срывает свои негативные эмоции на ребенке, обвиняя его в «плохом» поведении. Получается порочный круг – незрелость взрослых порождает не способность достичь зрелости у детей, и незрелость большинства общества вместо желательной помощи только усугубляет ситуацию.
Собственно введение ювенальных технологий – это попытка государства ввести некий контроль над качеством воспитания. Но вместо защиты семьи, как единственно возможной ячейки общества, где воспитание детей идет через привязанность родителей и детей между собой, что соответствует их психо-физиологическим потребностям, нам предлагается модель, по которой простая замена «плохих» воспитателей на «хороших» якобы может привести к положительным сдвигам. При этом не учитываются трудности с выстраиванием отношений привязанности, игнорируется травма, наносимая ребенку отбиранием его от тех, к кому он привязан т все возникающие проблемы предлагают «лечить» увеличением финансирования. Хотя с давних пор известно, что отношения за деньги не купишь. Кроме того под лозунгом борьбы с якобы растущим насилием в семье (что не подтверждается статистикой преступлений, при росте внимания СМИ к данным проблемам) государство фактически вводит разрешение внутрисемейных проблем через внешнее насилие по отношению к семье, фактически ее разрушение. Обществу предлагается как единственно возможное такое «лечение», которое не решает существующую проблему незрелости взрослых, приводящую к эскалации насилия внутри общества (не только в семье, а и в любом межличностном взаимодействии), а лишь приводит к ее усилению и дальнейшей деградации общества.
К сожалению многих, быстрого решения данных проблем не существует, хотя незрелость общества как раз и провоцирует на желание решить все проблемы одних махом. Необходимо длительное, кропотливое выстраивание общественных процедур, с привлечением неравнодушных специалистов, которое позволило бы оказывать помощь неблагополучным семьям, без разрушения оных. Только тактичная, ненасильственная помощь семье может защитить наших детей.

 Написано: Мрия
Страница 1 из 1

Автор Сообщение
esera
Академик
Академик

На сайте с 01.03.08
В дневниках: 16283
Откуда: не теряйте меня доступ в интернет раз в три дня

 СообщениеДобавлено: Сб Июн 08, 2013 8:11
Ответить с цитатой

Спасибо большое, очень ясное виденье проблем.
Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
Виталия
Стендфордская выхухоль
Стендфордская выхухоль

На сайте с 19.05.06
В дневниках: 21747
Откуда: ОбьГЭС

 СообщениеДобавлено: Сб Июн 08, 2013 9:35
Ответить с цитатой

Что предлагаешь, Маша?
Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
Мрия
Человек Земли 2012
Человек Земли 2012

На сайте с 01.12.05
В дневниках: 950
Откуда: Шлюз, Н-ск

 СообщениеДобавлено: Сб Июн 08, 2013 15:46
Ответить с цитатой

Организовать в каждом микрорайоне города и села при школах, социальных и досуговых центрах, жилищно-эксплутационных конторах, при поликлиниках, в подвалахжилых домов многофункциональных социальных игровых гостиных, где родители с детьми могли бы проводить время в условиях, когда непогода не позволяет быть на улице. Такие игровые-гостинные могли бы служить центрами организации межсоседской взаимопомощи и помогать людям формировать активную социальную позицию.
Организацию таких помещений можно проводить за счет грантов или формирования целевого бюджета от центров социальной помощи. Продвижение такой формы могут взять на себя общественные организации или просто неравнодушные активные люди.
Основные принципы организации таких игровых гостиных:
• Наличие развивающих игрушек, спортивных снарядов для детей дошкольного и младшешкольного возраста
• Постоянная открытость – работа таких помещений должна быть в целом бесплатна и доступна в любое дневное и вечернее время.
Организация таких гостиных могла бы помочь:
1. Организации подработки для многодетных и молодых мам без отрыва от детей (возможно нескольких на одной ставке).
2. Повысить удовлетворенность жизнью мам с маленькими детьми за счет организации их совместного досуга вместе с детьми.
3. Малообеспеченным семьям за счет организации пунктов обмена вещами (с выставлением фото габаритных вещей или просто перечислением что кто готов отдать или на что поменять).
4. Организовать место спасения женщин с ребенком в случаях насилия в семье.
5. Организовать лекции, диспуты или справочные площадки исходя из потребностей посетителей на юридические, психологические, медицинские темы. В качестве организаторов таких мероприятий могут быть многодетные мамы с соответствующим профильным образованием в качестве подработки.
6. Родителям из неблагополучных семей заниматься с ребенком используя общественные игрушки. В то же время совместные игры позволят ей осваивать возможности бесконфликтного обращения с ребенком. Так же возможна психологическая работа с ней на данной площади.
7. За счет кооперации мам организовать на данной площадке место кратковременного оставления детей под присмотром (если маме необходимо побывать там, где нахождение с ребенком неуместно, а финансовых возможностей привлечь няню - нет).
8. Семьям с детьми-инвалидами организовать инклюзию в обычное сообщество.

При жилищно-эксплутационных конторах, школах, центрах социальной помощи можно организовать подростковые бригады, где дети с 14 лет могли бы иметь возможность зарабатывать. Поскольку для работы с 14 до 18 лет необходимо соблюдать ряд правил, исходя из которых организация такой деятельности проблематична, то предоставление работы не отдельному подростку, а бригаде, в которой каждый подросток может трудиться с соблюдением норм законности, а в целом бригада будет работать исходя из обычного графика, характерного для данного труда. В качестве организаторов-бригадиров могли бы работать многодетные родители.
Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
Дарлана
Профессор
Профессор

На сайте с 09.07.05
В дневниках: 2547
Откуда: Новосибирск

 СообщениеДобавлено: Вт Июл 02, 2013 16:46
Ответить с цитатой

Мрия
Отличные идеи! 5ballov
Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
Показать сообщения:
Страница 1 из 1