Из санбюллетня

Сб Дек 20, 2008 12:30

Введение в раннюю психологию.

Младенец воспринимает все, что его окружает, не так как мы. Он находится в совершенно незнакомом ему мире. Все он видит впервые. Например, глядя на стол, он не знает, что это и, соответственно, видит его совсем по-другому. Здесь уместно следующее сравнение: когда мы слышим речь на неизвестном нам языке, то для нас она представляется сплошным потоком, в родной же речи мы можем не только выделять отдельные слова и звуки, но и понимать ее смысл – то есть для нас она структурирована.

Младенец (особенно в первые месяцы жизни) познает мир непосредственно, без участия речи и мышления. И для успешного развития ему необходимо как можно больше впечатлений: разные игрушки ( по цвету, материалу, размеру, звучанию), музыка, эмоциональное общение со взрослыми, массаж, игры и конечно внимательное заботливое отношение. Все это нужно для развития зрительно-моторной координации, тактильной чувствительности, слухового восприятия, эмоционально-волевой сферы, речи и мышления. Доказано, что глазные движения детей, а значит и зрительное восприятие развивается быстрее и становится более совершенным при наличии в их поле зрения ярких, привлекательных предметов, а также людей, совершающих разнообразные движения, за которыми может наблюдать ребенок.

В этот период у ребенка очень интенсивно развивается кора головного мозга и новая информация для него – необходимость. Тот комплекс ощущений (зрительных, тактильных, слуховых, вкусовых, обонятельных), который получит ребенок, подготовит и послужит основой для развития высших психических функций: произвольного внимания, памяти, логического мышления, речи.

Уже в первые недели жизни младенец оказывает предпочтение движущимся и объемным предметам. Также предпочитает восприятие человеческого лица всем прочим сложным объектам. То есть биологически зрение ребенка уже настроено на восприятие образа человека. Также особую чувствительность младенец проявляет к человеческой речи. Однако это может быть обусловлено тем, что он слышал ее еще до своего рождения – так как слуховое восприятие ребенка активно развивается уже с шестого месяца беременности.

Отечественными психологами был проведен следующий эксперимент: начиная с шестого месяца беременности, будущим мамам давали слушать классическую музыку – причем именно в те моменты, когда они чувствовали себя наиболее комфортно. Результат получился очень интересный. При включении той самой музыки, которую малыши слышали еще до своего рождения, они практически моментально успокаивались, даже если до этого кричали и плакали.

Ключевым этапом в развитии является комплекс оживления. Его первые элементы появляются на втором месяце жизни. Это замирание, сосредоточение, улыбка, гуление. Причем все они вначале возникают как реакции на обращение взрослого к ребенку. На третьем месяце жизни эти элементы объединяются в систему и появляются одновременно.

Комплекс оживления способствует развитию отношений младенец-взрослый, это своеобразный способ привлечения внимания, приглашение к общению и поэтому очень важно поддерживать малыша всякий раз когда он проявляет признаки оживления.

Некоторые психологи считают, что индивидуальная психическая жизнь ребенка начинается несколько позже фактического рождения: с момента установления связи с окружающими людьми, когда ребенок способен реагировать определенным образом на присутствие взрослого(комплекс оживления).Однако недавние исследования опровергают эту точку зрения. Не только младенец, но и еще не родившийся ребенок уже способны по разному реагировать на состояние матери и людей которые с ней контактируют.

С 4-5 месяцев ребенок в одной и той же ситуации с разными людьми ведет себя по-разному. Ближе к полугоду отношение к людям уже четко дифференцировано. Незнакомцы вызывают внимание, настороженность. В 8-9 мес. Незнакомые люди могут вызвать яркие негативные переживания. Отношение же к родным окрашено положительными эмоциями.

В ходе общения со взрослым на первом году жизни младенца формируются чувства доверия или недоверия. Под доверием подразумевается чувство внутренней определенности, уверенности; восприятие окружающего мира как безопасного, а окружающих людей – как заботливых и надежных. Степень развития у ребенка чувства доверия зависит от степени получаемой им материнской заботы, способности матери передать малышу чувство постоянства и стабильности, подарить уверенность в том, что его любят.

Дмитрий Ануфриев детский психолог

 Написано: Солнечная мама
>> Другие записи в категориях: Массаж.

Автор Сообщение
Комментарии к этой записи отсутствуют.
Показать сообщения: