Noni дневник


Михаил Щетинин: «На ошибках учатся только идиоты»

Пн Дек 02, 2013 0:45

Михаил Щетинин: «На ошибках учатся только идиоты»
Скрытый текст:

Вообще-то вся наша жизнь складывается из микроскопических деталей, почти незаметных, иной раз кажущихся нереальными мгновений. Я давно обратил внимание на эту «капельность» огромного мира. В макромире любит, страдает, строит связи микрокапелька, которая называет себя человеком. И когда эта капелька живет в огромном мире, то и мир живет в ней. А если капелька погружена только в свой внутренний мир, то она быстро высыхает и исчезает, не сделав ничего важного. Так получилось, что Бог возложил на мои плечи счастливую ношу – создание Школы третьего тысячелетия. Мне даны от природы такие качества, как сочувствие, предвидение, интуиция. Всегда чувствую, что должно случиться что-то серьёзное, и начинаю переживать.

– Равнодушными руками и холодной головой можно создать бетонный забор, но не такую школу, – не удержалась я от реплики.

– Да, наверное. Главное – я сумел понять: вот в этом микроскопически малом, собственно, и заключается вся наша жизнь.

– Михаил Петрович, вы чем-то расстроены?

– Только что не стало одного хорошего человека, и я переживаю потерю, как утрату частички самого себя. Размышляя о человеке, о ребёнке, я всё время думаю о жизни, и прежде всего о том, почему так мало живёт человек. Ведь для того, чтобы разобраться, как жить, ему надо включиться в то, что было до него. Потом пройти то, что предстоит, промыслить каждый шаг, каждое мгновение. Чтобы быть адекватным окружающему миру, ему необходимо держать в себе всё древо жизни. Иначе он будет ошибаться. А ошибаться человек не должен! Я пришёл к проблеме одарённости именно в процессе своего размышления об ошибках. Человек, если он гений, не имеет права совершать ошибки. Гений – это абсолютно адекватное явление действительности. Ген происходит от слова род. Для меня это означает, что все пра-пра-прадеды существуют в своём потомке. А значит, ему никак нельзя оборвать свой род! Нельзя поступить неточно, неправильно.

–А говорят, на ошибках учатся!

– Идиоты – да. На ошибках мы только теряем жизнь. Если понимать, что человек создан по образу и подобию божьему, если смотреть на него как на носителя образа Бога с точки зрения русского понимания (для нас образы – это лики святых, это высшее, совершенное, святое), то ему нельзя ошибаться. Подумайте, ведь это безнравственно по сути – думать, что ошибаться можно. А не кроется ли тут некое послабление требовательности к себе? Один ошибся, другой, понаошибались вволю и державу потеряли. Страна рухнула!
– Но вы ведь не безупречны, наверняка тоже делали ошибки!

– Как человек я не ошибаюсь. Ошибки делает то, что во мне недостаёт до человека. Проще говоря, чем больше в нас человека, тем меньше мы делаем ошибок. Нельзя превращать ошибку в нормальное явление. Иначе ты расслабляешься. А как в расслабленном состоянии жить в столь напряженном мире, где всё меняется каждую секунду? Где надо на все перемены успеть отреагировать и не ошибиться? Ошибся – вылетел на обочину жизненного потока. А когда я позиционирую себя как человека, который не должен ошибаться, я буду к себе круглосуточно требовательным. А послабление своим ошибкам есть распущенность. Человек же должен быть сильным, упругим, собранным, мужественным, умным и не допускать права на ошибку.
– А как же слова Христа «пусть бросит в меня камень тот, кто без греха»?

– Грех и ошибки – разные вещи. Ошибся на поле боя – всё, смерть. А у нас разве сейчас не битва? Нельзя ошибаться в определении людей, Родины, своего места в жизни. Надо точно понять, кто ты для России. Я могу выбирать, кто я для моей Родины? Нет. Я могу быть патриотом России? Конечно, нет! Парадокс? Нимало: ведь я её сын. Я – сама Россия. А можно ли быть патриотом самого себя? Глупо. Как и быть патриотом мамы и папы. Я их сын, их продолжение. Я не могу выбирать Родину – я у неё уже есть, я ею рождён и я её рождаю. Я продолжаю её путь. Вместе со мной рождается концепция развития человека. Вы же так или иначе находитесь в образовательном поле, и мы с вами говорим об образовании. И говоря о том, что человек ошибаться не должен, мы возвышаем человека. Но тогда и поднимаем уровень требований к тому, кто осознал себя как человека.
Безобразный – тот, кто не держит образа

А дальше пошли шаги: а кто я как человек? И возникают разные возможности для того, чтобы определить своё место в мире и следовать этому определению. И тогда начинается саморазвитие, самообразование. Тогда сам образ начинает человека развивать – того, кто его принял. А вот безобразный становится очень опасным. Такого персонажа можно сразу узнать – он не держит образа. В его жизни нет святости, зова к высоте, к высшему, к идеальному. Слово «образ» синоним к слову «идеальный». И когда зовёт образ – зовёт идеал. Однажды дед Иолий, наш сосед, старый казак – он много работал со мной по осмыслению значения русских слов, – сказал: – Если у тебя есть честь, то ты мужчина. Нет – ты вообще никто. Тогда не надевай штаны, не позорься!

– Михаил Петрович, вы знаете, каков сегодня уровень учительского корпуса? Умные, талантливые, любящие детей педагоги отнюдь не в большинстве. Вот почему меня так поразило, что именно вам вменил в вину один из хулителей школы. Якобы ваш воспитанник сказал о вас с придыханием: это же Учи-и-тель!

– Я хочу, чтобы вы понимали: ваш приезд сюда не связан с моей историей жизни, вообще со мной как с личностью. Он связан с самой сутью образования. Я бы хотел, чтобы вы больше размышляли об образовании, это важнее, чем всё остальное. С первых слов я попытался раскрыть перед вами именно суть процесса образования. Во-первых, мы коснулись методологии нашей работы: всё начинается с того, с кем ты встречаешься. Чтобы контакт состоялся, надо прежде всего познакомиться с самим ребёнком, с его родом, вникнуть в его заботы, проблемы, надежды. Если ты начинаешь демонстрировать себя, выдвигать те требования, которые приняты в нашем учреждении, – это встречей назвать нельзя. Ребёнок никогда в таком случае не будет с тобой работать. Сам по себе образ жизни человека – это главное, что лежит в основе образования. К сожалению, словом «образование» мы с лёгкостью именуем
обычный учебный процесс. Но образование – это участие человека в созидании всего мира! «Образовалось пространство», «образуется государство» – следовательно, есть то, что созидает его целиком. Если ребёнок образует мир – мир образует его. Если ребёнок образует всё, что его касается, – в этот момент он становится образованным. Как только он перестал входить в отношения со всем потоком жизни – он перестал быть образованным. Если ты перестал работать на жизнь, на всех окружающих тебя людей, на природу, на звёзды – можно в два счёта стать глупым, недалёким, необразованным. Когда ты работаешь на все элементы жизненного поля – ты, собственно, и являешься живым! Если ты своим образом, своим поведением, своей мыслью, своим словом зовёшь, и тебя слышат и отвечают – тогда твоя образованность продолжается. Как только ты замолкаешь – образованность прекращает своё существование. Учительница Мариванна никогда не занималась образованием, если не была в соучастии, сопереживании со своим Отечеством, в единстве с болью и страданием своего народа. Она не была частью этого народа, если не видела весь звёздный мир, в котором искони жил её народ. А если была, то непременно понимала, что народ и общество – это не одно и то же. Общество – образование временное, а народ – явление космическое, бесконечное, божье. Тогда она бы стала думать: а ведь я работаю не просто с Васей Петровым, а с сыном народа, с сыном бесконечности жизни. А чем живёт народ? Образом! Иначе говоря, смыслом, который передаётся из поколения в поколение. Тогда бы Мариванна знала, что она ничего не начинает – слава Богу, если хотя бы продолжает путь отцов. И как дочь своего народа служит ему в лице пришедшего к ней мальчика или девочки. Тогда бы она понимала, что в классе ребёнка не образуешь, надо раскрывать стены её учреждения, растворять их в самой жизни – чтобы ребёнок немедленно реагировал на то, что беспокоит его маму и папу, друзей и соседей. Что завтра может потревожить его детей. Немедленно, сейчас, мгновенно – а не откладывать его вхождение в жизнь. Иначе потом появятся проблемы с кадрами, потому что они потеряли ориентир: а для чего? А кому это надо? В чём смысл того, что я делаю? Мотивационная сфера для личности – это самое главное! И чтобы Мариванна перестала работать на некую программу министерства образования, а стала бы работать на своё Отечество, ей необходимо очень любить жизнь. Своих родителей, дедушек и бабушек, всех своих пращуров и будущих внуков-правнуков. Тогда в ребёнке она будет видеть соотечественника. Он же живёт в одном с ней Отечестве. Она строит его вместе с ним. Это и есть образование.

– Ну, предположим, Мариванна все это поняла и осознала. Но рядом с ней трудится Вера Петровна, которой на все эти заморочки глубоко наплевать. А один, как известно, в поле не воин...

– Как я люблю такие повороты мысли, потому что в этом случае мне хочется ответить дерзко: один может ВСЁ! Если он един во всём. А вот арифметическая сумма тех, кто каждый сам по себе, не способна ни на что. И метафору про рычаг, которым можно перевернуть землю, не люблю. Лучше взять земной шар в тёплые ладони, бережно согреть его всей душой, всем сердцем и, аккуратно обнимая этим теплом всё, что на нём происходит, любя его, служить ему. И тогда земной шар ответит тебе взаимностью. А таких, кто ищет рычаги переворота, и без тебя много. Это может привести только к катастрофе. Возвращаюсь к тому, с чего я начал. Когда я образ жизни несу, тогда я сильный, потому что никогда не одинок. Ведь образ – это не только идеал моей жизни, это идеал жизни вообще! Когда у народа есть образ – у него есть жизнь. Мы же так и говорим: каков образ жизни народа – не представление его о жизни, а именно образ. «Об» – отвечающий Богу, «Ра» – космический стрежень, охватывающий собой всё вокруг, «Аз» – означающий «я часть всего творческого процесса, развивающегося по божьей воле мира». ОБРАЗ – это очень крупное, весомое слово. Чтобы не спорить с лингвистами, остановимся вот на чём: коль скоро лики святых именуются образа, значит, образ – это святость. И когда мы говорим об образе, мы имеем в виду высшее, или идеальное. Вот и получается, что когда я несу в себе идеальное – я созвучен всему миру. Если я всему миру созвучен – тогда я универсум в этом универсуме. Если я веду себя в соответствии с ожиданиями мирового пространства, тогда мои мысли – суть моё дело, мои слова – инструмент, которым я пользуюсь, чтобы улучшить качество всего, что вокруг. Только выстроенный таким образом, я могу всё изменить. Точнее, всякий раз менять, потому что я правлю в процессе служения, в процессе любви. Вдумайтесь в суть слова «власть» – это же ластиться, ласкать. А ластятся только к близкому человеку! Владеть – значит, быть в ладу. Владелец – это тот, кто уладил и потому правил. И когда мы всё время ладим, мы постоянно занимаемся образованием.
Будьте, как дети

– К сожалению, значение этих слов сегодня очень далеко от их этимологии. Власть не ласкает, владелец ничего не улаживает. И что самое ужасное, образование не образовывает, а всё больше подавляет изначально заложенный потенциал.

– Вот почему – и в этом я с вами солидарен – ЕГЭ действительно очень опасная вещь. И прежде всего в его превалировании как способа проверки знаний, определения эффективности школы, да ещё и узаконенного Госдумой. Да, он может быть одним из множества элементов, дающих возможность понять, что ребёнок запомнил из того, что ему давал учитель. Но существуют же и другие – размышления, его собственные идеи, взгляды. А не проще ли, не правильнее ли вести с ребёнком диалог, слушать, что он говорит сам, о чём думает? Ведь это значит участвовать в его образе жизни. И тогда он продолжает путь отцов. А иначе получается, что ему высказывают презрение: мало ли что и о чём ты думаешь! Ивообще – кто ты такой? Твоё дело запоминать, что тебе говорят. И то, что ты запомнишь, и будет определять твою судьбу в обществе. И оно тебя примет прямо пропорционально набранным на ЕГЭ баллам. Получил 100% – дорога открыта в любой вуз. А ежели у ребёнка голова Моцарта? А если он способен мыслить, как Ломоносов, Пушкин, Нильс Бор? Да, досужие статистики подсчитали, что Пушкиных, Моцартов, Эйнштейнов рождается не более 3% от общего числа генерации. Но какой родитель согласится с тем, что его ребенок «не тянет» на Пушкина, что он серость, бездарность? И если это случается – всё, катастрофа. Когда ребёнок не видит себя бесконечно большим, важным, значимым – для мамы и папы, для Родины, для всего мира, для своих друзей – то он снимает с себя ответственность и становится очень опасным следователем по чьим-то пятам. И всю жизнь будет лишь ловить спины. Наблюдая за воспитанниками своей прекраснейшей школы, выдающийся педагог 20-го столетия Сухомлинский скажет: «Много тревожного в том, что умственные способности ребёнка угасают к годам отрочества». Мы все это наблюдаем. В первый класс дети приходят высокоодарёнными, а к одиннадцатому же таких остаются единицы. Так у нас устроен образовательный процесс в средней школе, рассчитанный на среднего человека. А куда же подевались Ломоносовы? Кто за это будет отвечать? Мы, педагоги. Не здесь ли всё-таки ключ к тому, чтобы сегодня пересмотреть всю систему образования? Во всяком случае, хотя бы несущий принцип той дидактики, которую мы унаследовали от ЯнаАмоса Каменского. Он звучит примерно так: школа – фабрика, печатающая людей. Как же так? А где же тогда человек, созданный по образу и подобию Божьему?

 Написано: Noni

>> Другие записи в категориях: воспитание и обучение
Автор Сообщение
Комментарии к этой записи отсутствуют.
Показать сообщения:   
 

 

  

Powered by The Blog Mod by Hyperion & TheBlogMod.com
Powered by phpBB © phpBB Group
Weblog style by Hyperion