не зал и не палуба


Княжна Мери 1955 - ....и исполнители...

Ср Сен 03, 2014 17:00

Не судьба мне обойтись всего одним постом по экранизации 1955-го года.

Нет. Это решительно невозможно. Там такие люди, что я физически не могу просто упомянуть фамилию.

Такова уж несправедливость искусства: пока главный герой рвёт подмётки и голос, давит слезу и движет действие, на заднем плане с полным комфортом живёт-поживает лицо второстепенное, в нужный момент выдвигаясь в фокус внимания, чтобы подать пару реплик, пистолет или носовой платок истерзанному страстями премьеру. И выглядит оно при этом куда сочнее, бодрее и убедительнее главного героя.

Тот роскошный музыкальный старомосковский сценический говор, что так тешит слух, ту ауру старинной красивой пьесы, ту атмосферу высшего света на отдыхе, слегка опереточную, но безмерно обаятельную, создают не только и не столько главные действующие лица, сколько лица второго плана.

Старшее поколение. Это их строй речи и манеру держаться перенимают Вербицкий, Пилецкая, Шмаринова и Губанов. Это на них они, осознанно или нет, ориентируются как на эталон техники и вкуса.

Этот эталон мы, зрители, по привычке воспринимаем как образец неподдельного аристократизма, образец того, как положено ходить-говорить-дышать и кланяться настоящему представителю дворянского сословия, а заодно, до кучи, за давностью лет, и настоящему русскому интеллигенту.
Уж не знаю, сколько в том правды, а сколько легенды и стереотипа. Мне, по чести сказать, это несущественно.

Меня эти люди потрясают и привлекают как участники совершенно другой легенды. Легенды об Актёре. Той, где мальчики и девочки разных сословий «как в тюрьму и под поезд» попадают в театр, не для того, чтобы сгинуть в чаду богемной жизни, не для того, чтобы вспыхнуть звездой и оплыть свечой, не для того даже, чтобы сбылась их мечта, но для того, чтобы сбыться самим. И быть долго.

Я могу смотреть на них бесконечно, понимая, что люди бывают в мире, как бывают в мире чудеса.

Полюбуйтесь и вспомните их, кому любопытно.

Самая юная из присутствующих здесь дам.


Самая маленькая роль «дамы с бородавкой». Прелесть, а не роль – одна реплика.

Этого достаточно, чтобы внутренний ребёнок спросил: Ой, а кто эта тётенька?

А это, деточка моя, Татьяна Панкова.



Посмотри, деточка, на годы жизни:
1917 – 2011
Краткое содержание чёрточки между датами:
Цитата:
Училась в Ленинградском государственном университете на физико-математическом факультете, перешла в Политехнический институт на отделение металлургии (окончила в 1939 году). В Москве поступила в Щепкинское училище при Малом театре.
Участница Великой Отечественной войны.
С 1943 года служила в труппе Малого театра

И далее – всю жизнь служба в одном театре с эпически долгим послужным списком.

Самая известная роль в кино – княгиня Анненкова в фильме А.Митты «Звезда пленительного счастья».
Это незабываемо.
Остаётся добавить, что выросла Татьяна Панкова в семье потомственного инженера (отец) и преподавателя математики (мать). Все четверо детей этой семьи, к великой жалости родителей, стали актёрами.

Княгиня Лиговская – Клавдия Еланская.

Человек и теплоход. Её уже нет, теплоход же с её именем на борту работает где-то в северных холодных водах.

Не имею ни малейшего понятия, почему она, располагая в тексте отличной репликой для Мелодраматического Восклицания, не делает этого восклицания, вместо этого проживая небольшую свою роль легко, свободно и абсолютно органично. Потому ли, что Восклицания не пристали её почтенным уже летам или в память об Алексееве, с которым ей довелось поработать, и который пресильно ругался за такого рода восклицания…
Не знаю, вот правда.

Мне достаточно узнать, что она – Та Самая. Та самая Елена из тех самых «Дней Турбиных», чтобы я оказалась на грани обморока. Пусть одна из них, пусть вводом, но тем не менее - это эпоха.

У неё волшебный и неповторимый голос, неяркий, но богатый, гибкий и совершенно индивидуальный. Слушать её – невероятное удовольствие.

Ах, да, биография же: 1898 – 1972, родилась Астраханской области в семье железнодорожного служащего…
…Господи, да какое значение имеют всякие даты и анкетные данные, когда перед тобой Эта Женщина...

Кавалеры достойны своих дам.

На балах в Пятигорске и Кисловодске есть как минимум один безусловный выходец из дворянского сословия, обладатель голубой крови.
Муж Веры – Фёдор Никитин.

Годы жизни: 1900 – 1988
Краткое содержание чёрточки:
Цитата:
Родился в дворянской семье. Отец - генерал царской армии. Учился в Пажеском корпусе. И вдруг решил стать актером.
С 1916 года — актёр театров Одессы и Херсона.
В кино с 1918 года (первая роль — рассыльный в фильме «Тереза Ракен»).
Окончил Вторую студию МХТ (1922).
В 1922-1928 годах — актёр театров Москвы, Ярославля и Ленинграда.
В 1928-1931 годах — педагог ГИКа.
В 1931-1936 годах — актёр киностудии Ленфильм, затем — ленинградского Нового ТЮЗа.
В 1941-1943 годах — командир пулеметного взвода Народного ополчения, актёр и режиссёр агитвзвода Ленинградского фронта.
С 1943 года — актёр и режиссёр Ленинградского Блокадного театра (впоследствии — Ленинградский Драматический театр имени В. Ф. Комиссаржевской).
С 1948 года — актёр киностудии «Ленфильм».


Ох, не знаю я, насколько дворянская та косточка, но актёрская - такая несомненная, что клейма на нём ставить негде. Из таких и выходят «люди с тысячей лиц». Глубочайшие глаза, подвижное лицо, неуловимая чертовщинка и стальной стержень.
Из той же биографии:
Цитата:
- Кого вы можете играть?
- Яго.
- Могу предложить только босяка.
- Я согласен.


И последний штрих – прощальный поклон – перед уходом в легенду:
Цитата:
В конце жизни сын Федора Никитина от второго брака режиссер Михаил Никитин положил отца на длительный срок в больницу, но Федор Михайлович попросил друзей забрать его оттуда и перевезти в дом кинематографистов в Матвеевском, где он был окружен заботой и уходом.

«…и смогу умереть без крика и слёз…»
Аплодисменты. Занавес.

В роли супруга Веры Фёдор Никитин - хирургически точен и органичен. Великолепный тон старого опытного сплетника, когда он рассказывает ей, как стал свидетелем вызова на дуэль. Блестящие оценки и роскошная работа в зоне молчания. Всё, что называется мастерским исполнением. И концентрированное оскорблённое достоинство в кадре, где он ведёт Веру к экипажу. Сыграть такое не сложно. Одна проблема: надо для этого знать, что такое – чувство собственного достоинства. В его случае – кто бы сомневался. Не только знал, но и располагал таковым.

Фильм «И жизнь, и слёзы, и любовь», где он сыграл одну из главных ролей, у меня уже скачан.
Я хочу видеть этого человека.

А вот того человека, что на первой картинке в кадре за спиной «дамы с бородавкой» вы видите?

Это очень важное лицо в ходе истории: злой демон Грушницкого - Драгунский Капитан.
Он же – Виталий Полицеймако.

Он же – младший ребёнок в многодетной греческой семье, рождённый в Царицине в 1906 году.
Он же – с 1930 по 1967 год актёр БДТ.

Мне достаточно знать о нём, что он – Эзоп в спектакле Товстоногова.
Я уже не смогу услышать с галёрки, как он гремит своим огромным басом на весь зал: «Где здесь пропасть для свободных людей?» Только запись, в которой ему тесно на экране. Всё равно – хорошо, что она есть.

Как такая громадина могла влезть в мелкого гада – драгунского капитана…. Ну, я вас умоляю… они актёры. У них работа такая. Некоторые её даже делать умеют.
Капитан мелок и гадок. Огромная мощь актёрского темперамента распирает его, не вырываясь вовне, надувает его пустоту, незаметно искривляет пространство. Создаёт гравитацию.

Вернер – Михаил Астангов
1900 – 1965

Дежурный злой буржуй советского кино и один из Бержераков театра Вахтангова.

Вернер сделан по тому же принципу, что и капитан. Умён был режиссёр Анненский в подборе актёров.
Вернер сдержан, ровен и спокоен. А работает его Астангов, по природе своей взрывной и бешеный. Дай ему волю, молоденький (что там – 29 лет) румяный Вербицкий потерялся бы рядом с ним, смело бы его Печорина в уголок экрана. Но Вернер философски спокоен. Он сидит и слушает, как Мери поёт про парус: «А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой». И Печорин – Вербицкий, несколько напряжённый, стоит рядом. Технически это называется «работой в зоне молчания». Фактически – зачем ему там работать. Он просто слушает. Так слушает, что она могла бы и не петь – и так всё ясно.



Собственно, после таких лиц - рассуждения можно и не разводить.
Кидайте смайлы в комментарии, если кому интересно продолжение.

 Написано: Sestra Karlotta

>> Другие записи в категориях: литература для бедных, прошлогодний снег, Лермонтов: экранизации
Страница 1 из 1
Автор Сообщение

Marisha
Театральный меломаньяк
Театральный меломаньяк

На сайте с 18.09.03
В дневниках: 14132
Откуда: Новосибирск, Дзержинский район

 СообщениеДобавлено: Ср Сен 03, 2014 20:08
Ответить с цитатой

Начала читать... Думаю, где-то ж Панкову видела еще... Дочитала до "Звезды пленительного счастья", вспомнила :-)
Смайлик, короче. :-)

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 

Bitter Moon
Аспирант Сибмамы
Аспирант Сибмамы

На сайте с 13.05.08
В дневниках: 2479
Откуда: Бердск - Новосибирск - Москва

 СообщениеДобавлено: Ср Сен 03, 2014 21:01
Ответить с цитатой

:ura_ura:

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 

Аля
Академик
Академик

На сайте с 24.04.07
В дневниках: 11357
Откуда: Барнаул

 СообщениеДобавлено: Чт Сен 04, 2014 10:16
Ответить с цитатой

:-) :-) :-) :-) :-)

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 

Дживс&Вустер
Академик
Академик

На сайте с 17.05.09
В дневниках: 12089
Откуда: Барнаул

 СообщениеДобавлено: Чт Сен 04, 2014 22:04
Ответить с цитатой

:babulka_girl: только добралась до этого поста
какой увлекательный разбор до мелочей :give_heart:

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 

secach
Стендфордская выхухоль
Стендфордская выхухоль

На сайте с 06.05.05
В дневниках: 6195
Откуда: Академ

 СообщениеДобавлено: Чт Окт 02, 2014 22:57
Ответить с цитатой

:-)
я только сейчас добралась до твоего цикла про Лермонтова и потихоньку нагоняю упущенное

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 
Показать сообщения:   
Страница 1 из 1
 

 

  

Powered by The Blog Mod by Hyperion & TheBlogMod.com
Powered by phpBB © phpBB Group
Weblog style by Hyperion