не зал и не палуба


...немного романтизма...

Чт Янв 08, 2015 13:15

В фильме-опере 1958 года знаменитую арию Ленского, оказывается, вернули "на историческую родину". Очень мило наблюдать бедняжечку Владимира без шапки и тулупа, в той обстановке, в которой сочинялись "стихи на случай" по изначальному описанию.
(Слушать эту арию, на мой вкус, лучше в другом исполнении. Те же Лемешев и Козловский в ней пропевают по ходу дела какие-то очень интересные вещи. Здесь же всё звучит несколько проще, но не плохо.)


А вот что никакими силами невозможно вернуть в оперу, так это с отрочества мной любимый авторский комментарий, следующий в романе сразу за текстом обречённого юного поэта:
Так он писал темно и вяло
(Что романтизмом мы зовем,
Хоть романтизма тут нимало
Не вижу я; да что нам в том?)
И наконец перед зарею,
Склонясь усталой головою,
На модном слове идеал
Тихонько Ленский задремал;

Нас учили в школе: классицизм-романтизм-реализм. Неплохо, кстати, учили.
Но оно же в начале 19 века в наших осинниках оказалось спрессовано так, что классифицировать почти бессмысленно. Один только романтик-резонёр Чацкий чего стоит.
Вот и в "Онегине": сплав того, что романтизмом мы зовём, с чистой слезы и хорошей пробы реализмом создаёт почти оглушительный эффект при чтении. Даже с поправкой на то, что приметы той эпохи мы сейчас по умолчанию воспринимаем как "романтический" антураж (ах, свечи, ох, гусиные перья, два ствола Лепажа, котильон-экосез-вольдемар...).

Романтизм Ленского завезён, по словам автора, из Германии вместе с "туманной учёности плодами" и кудрями до плеч.

Из чистого любопытства -визуальный ряд.

Германский романтизм - это вот так:
Скрытый текст:


Каспар Давид Фридрих

А французский того же периода - это несколько иначе.
Это "Плот Медузы" Теодора Жеррико (1816)
Скрытый текст:


Только этой картины и той истории, на основе которой она написана, в-принципе достаточно, чтобы знать о природе романтизма немного больше, чем хотелось бы.


И потом - Эжен Делакруа, чей юношеский автопортрет вызвал у меня приступ весёлого умиления.
Скрытый текст:


Вон там, на плоту Медузы, мёртвый юноша на руках у печального отца - это, говорят, он же.
Мама, я хочу такой постер на стену. Где-то между Джимом Моррисоном и Шерлоком :)

Испанский - это, конечно, Гойя. Его все знают.
Вот такой вот неожиданный Гойя например:
Скрытый текст:


"Великаны"
И такой вполне ожидаемый:
Скрытый текст:


"Похороны сардинки"

Английский - да бог бы с ним. Я не люблю английскую живопись.

Да, прав в итоге Пушкин. Какой из Ленского романтический герой, в самом-то деле.
Романтический герой - он мало того, что герой, что само по себе уже проблема, так он ещё и романтический. Он не просто "необычный в необычных". Он - самодвижущийся армагеддон для себя и всех кто не увернулся.
Он уже умер там, на плоту. И уже оставил на общем обозрении свой привлекательный труп. Ему уже поровну, что случится дальше в мире, где уже случились Великая Французская Революция и наполеоновские войны. И что ещё случится с этим миром.

А немецкий живописный романтизм, герои которого тихо отвернулись от обезумевшего мира, чтобы посозерцать закат-восход-приезд-отъезд эволюционировал, спустившись в слои среднего класса, в стиль бидермейер.
Простодушный романтизм по-бюргерски.

Карл Шпицвег. Такие зайки...
Цветовод:
Скрытый текст:


Поэт:
Скрытый текст:


Энтомолог:
Скрытый текст:


И просто - холостяк (вот этот - совсем как у Каспара Давида Фридриха - спиной к нам и весь романтический):
Скрытый текст:



И это всё - тот самый бидермейер, стиль тех самых двенадцати стульев мастерской Гамбса, основатель которой начал свою работу в России как раз во времена Пушкина и скончался в 1830 году в Москве, вероятно, от той самой холеры, что виновна в болдинской осени.
Забавно бывает узнать, что, будучи одомашнен, зверский романтизм даёт такой милый побочный эффект, как мебель, на которой, в кои-то веки, очень удобно сидеть (ибо учтены по мере сил физиологические, столь любимые романтизмом "природные", свойства человеческих седалищ).
И можно, погрузившись в гамбсово кресло, как бальзакова кокетка или тургеневская барышня, созерцать как мостят под окнами очередную баррикаду очередной парижской коммуны. Повторяя за Франсуа Гизо, что не быть республиканцем в 20 лет значит доказать отсутствие сердца, оставаться же им в тридцать значит доказать отсутствие ума.
...впрочем, возможны варианты...

 Написано: Sestra Karlotta

>> Другие записи в категориях: литература для бедных, третий ярус
Автор Сообщение
Комментарии к этой записи отсутствуют.
Показать сообщения:   
 

 

  

Powered by The Blog Mod by Hyperion & TheBlogMod.com
Powered by phpBB © phpBB Group
Weblog style by Hyperion