…Сравнить Овода с Печориным… угу… это, конечно, не как афедрон с перстом… но примерно как… граффити юного дарования на соседнем доме и фрески Сикстинской капеллы… и то и другое нарисовано, и то и другое хорошо… «Хорошо» очень уж разные.
Пожалуй, общий эпиграф ко всему:
- Мама, я полюбила радикала!
- Ради чего?!
(с) анекдот
Часть 1. Девочка и хомяк.
Роман Э.Л. Войнич «Овод» - это как раз тот случай, когда хомяк отлюблен в подростковом возрасте, благополучно сдох и похоронен под сиренью.
Как говорила с изумительной совершенно интонацией героиня «Формулы любви»: «Я люблю вас, граф. Вы, умный, добрый, а главное – несчастный». И… земля вам пухом…
Экранизации этой книжки мне никогда не нравились. Николай Симонов – Монтанелли – конечно, красавец, но там постоянно рядом Стриженов с воспалённым взором, от которого я как-то морщусь. А человек-глаза Харитонов куда забавнее в Хоакине Мурьете.
В текст романа я из чистого любопытства заглянула.Дохлый номер. Ничто не колышется даже на уровне узнавания знакомых буковок. Если с простецкой «Одиссей капитана Блада» я могу проваляться на диване вечерок с блаженной ухмылкой, то тут – увы. Только из чистого любопытства.
Зато я осознала по ходу перелистывания одну конструктивную особенность.
С точки зрения аннотаций, горячих поклонников, да и литературного анализа – это роман о пламенном страдальце-революционере. Умном, добром, но главное (!!!) несчааааастном.
С точки зрения житейской - это роман о Джемме. О том, как неглупая женщина с железной выдержкой вывозит не себе, кучно и поочерёдно, разнообразных истеричных чахоточных придурков с их высокими идеями, благородными порывами и нечеловеческим пострадаем, привнося в их жизнь хоть какой-то порядок, разумность и осмысленность. На её цыганское счастье придурки имеют свойство помирать – от чахотки или под пулями – раньше, чем укатают до смерти её. Сохранить жизнь своему ребёнку, впрочем, ей не удаётся.
Соотношение Овод-Джемма проще показать наглядно, чем объяснять, мучительно подбирая малознакомые литературоведческие термины. Благо, автор сама озаботилась прояснить ситуацию.
Из письма Э.Л. Войнич - Б.Н. Полевому (Нью-Йорк, 11, 14 января 1957 г.)
Цитата: |
Вы спрашиваете у меня, существовал ли в жизни реальный прототип Артура. У людей, лишенных творческого воображения, часто возникают вопросы подобного рода. Но я не понимаю, как может спрашивать меня об этом писатель-романист. Разумеется, образы в романе не всегда имеют прототипами реально существующих людей; не являются ли они своего рода результатом сложного процесса, происходящего в авторском воображении под влиянием таких факторов, как:
1) личный опыт автора, 2) опыт тех людей, с которыми писатель или писательница встречается, и 3) большая начитанность (что справедливо и в моем случае). Единственный образ в «Оводе», который я могу отчасти считать портретом — и даже в этом случае портретом весьма фрагментарным,— это Джемма, образ которой был в какой-то степени списан — особенно ее личный облик — с моего дорогого друга Шарлотты Уилсон, так много помогавшей Кропоткину в его работе. Она редактировала в Лондоне газету «Свобода», и это она познакомила меня со Степняком. |
Скрытый текст: |
Автор | Сообщение | ||
---|---|---|---|
На сайте с 16.09.06 |
Спасибо. |
||
Вернуться к началу | |||
На сайте с 07.05.06 |
Ой, хорошо. На ананасный компот в подписантах. По ссылке длинно очень. Как-нибудь потом |
||
Вернуться к началу | |||
Marisha На сайте с 18.09.03 |
Вот, наверное, да. Спасибо. |
||
Вернуться к началу | |||
Sestra Karlotta На сайте с 05.04.14 |
По ссылке не обязательно всё читать и вникать. Просто вот такая часть информационного пространства. И жизненного тоже. И каких вы хотите фантазий в такой обстановочке. Marisha, всё проходит. Правда, не у всех, не всегда и порой возвращается. |
||
Вернуться к началу | |||
На сайте с 24.06.09 |
Sestra Karlotta
|
||
Вернуться к началу | |||
Sestra Karlotta На сайте с 05.04.14 |
Хлорка, да ладно... ты и не такое читаешь. Про зомбаков вон всяких. Но перечитывать и правда - если только для сравнительного анализа тогда-теперь.
|
||
Вернуться к началу | |||
sono io На сайте с 20.05.07 |
да????? Что-то у меня таких воспоминаний от книги не осталось! Вот то, что он гордо страдает, - это было. А вот идеи какой-либо, кроме любви-ненависти (причем там именно на первом месте любовь, а ненависть к ней только приправа) к Монтанелли, я не припоминаю. То ли перечитать Войнич... Кстати, мне как раз очень нравилась "Сними обувь твою", перечитывала я ее много раз, в отличие от "Овода". Причем каждый раз, перечитывая, я пыталась для самой себя ответить на вопрос: а какое этот роман имеет ко мне отношение? А уж Достоевский - это и вообще почти что любимый писатель. Только я его читать могу в строго ограниченный период: ранней весной. Про компот бы я почитала, у меня явно есть свой комплект любимых страдальцев. |
||
Вернуться к началу | |||
Sestra Karlotta На сайте с 05.04.14 |
sono io, а вот зря вы так хохочете, сударыня. Потому что - да. Оно именно так. Сама офигела.
|
||
Вернуться к началу | |||
sono io На сайте с 20.05.07 |
Видимо да, на фоне весеннего крышесноса. Грань реальности тоньше в это время. Даже не ранней весной, а чуть раньше, во время предчувствия ранней весны. Солнце поворачивается к весне, разных зимних чудищ-фантомов развеивает. Это как работа со страхами: во тму, где обитает страх, запускается свет сознания, тма рассеивается, страх тает. Вот тут как раз Достоевский в самый раз, можно полазить во тме. А позже уже Солнце яркое, подвалы не интересны. |
||
Вернуться к началу | |||
pooha На сайте с 29.09.03 |
Обожаю Достоевского, он так качественно описывает разные шизы, что я начинаю понимать других людей. Вообще когда я его читала в 18-19 лет, мне отчаянно хотелось с ним спорить. Было очень жаль, что он уже умер Но у меня таки есть родственница с гадким характером, с которой я в детстве не разговаривала годами, и с которой у меня сейчас ровные отношения именно благодаря Достоевскому. Я её внезапно поняла благодаря "Идиоту". |
||
Вернуться к началу | |||