не зал и не палуба


литературоведение для бедных

Пн Фев 16, 2015 12:06

Детский крестовый поход.

Очень забавно бывает наблюдать пассажи взрослых людей, явно сделанные со школьной скамьи советских времён, в духе того, что романтизм – ребячество, реализм – для крутых и взрослых. Хочется спросить – а классицизм тогда – для кого? А куды ставить какую-нибудь античную литературу, ни о каких реализмах не ведавшую?

А никуды. Классицизм – это вот говорящие фамилии у Грибоедова и «Недоросль» и харе с вас, школота. Античная литература – это вообще давно было и не у нас (мало ли, что наши авторы её изучали, родимую). Средневековье было тёмным и негуманным.

А Шекспира мы причислим к реалистам. Не спрашивайте. Мы вообще к реализму отнесём всё, что считаем в искусстве самым крутым и годным.

Почему так?
Да потому что у нас тут самое крутое и годное было сделано как раз во времена господства реализма как художественного метода, и наши толстоевские всему миру такую реалистическую кузькину мать предъявили, что до сих пор все помнят и боятся читают, потом ещё Чехов с Алексеевым сверху добавили – мало не показалось. Так что вот вам, дети вектор: мировая культура во все времена стремилась стать реалистической, и кто в том больше преуспел, тот молодец и классик.
И круче реализма уже ничего придумать невозможно. Мало ли, что его ещё Чехов убивал, по словам Горького: вот что Чехов не добил, то и осталось советским прозаикам - назвали соцреализмом и ковыляли как могли.

Контрольный вопрос в голову: а у англичан кто самый крутой и всем английскую кузькину мать показал? И как у нас после этого юный англичанин на литературу-культуру со школьной скамьи смотреть будет? Молодцы, садитесь, пятёрка.

А Французы чем и кем горды до полного культурного превосходства?

А Итальянцы?

Принцип понятен, да? Это не про литературу, родной язык и прочее, это даже не про народное и национальное. Это – имперское. Меряем по культурному влиянию: логикой колонизатора. И на основании этого составляем табели о рангах, в которых на особых позициях будут те, кто нам построил централизованное государство (Пушкин «создал современный литературный язык» вот буквально один и своими руками, потому что он Солнце и Гений) и те, кто расширил-упрочил-завоевал (Достоевский, Толстой, Чехов). Большая имперская литература на марше во всём своём грозном величии. Любим, помним и гордимся, сами так уже не можем – ать-два.

А чего у нас там мистер Китинг в кино американским вьюношам толкает по литре? Вот мне ужас как интересно, каких это они «реалистов пропустили». Реалистическая поэзия – это как? Вроде нашего Некрасова что ли? Или это он им «Песнь о Гайавате» не дал? Или что? Там наверняка можно различить американскую имперскую политику, причём будет она не в «неправильном и устаревшем» учебнике, из которого надо драть предисловие (там английское наследие скорее всего будет лежать), а именно в том, что продвигает в сознание юношей Китинг. В фильме с хорошей вероятностью зафиксирован момент, когда американская школьная программа по литературе приобрела окончательно ясный и стройный вид единого и всесильного имперского литературоведения. Левой-правой, левой-правой: твёрдо помни, что ты Личность, вот как мёртвые поэты, только ты живой и хуже, стань романтиком, засранец, и возвысься над толпой… Ать-два.
Доклад в американском конгрессе о плачевном состоянии системы образования со словами «Национальная катастрофа» - 1983 год… Фильм «Общество мёртвых поэтов» – 1989год… ать-два…

А когда я тут хохмлю на тему «у Мишеля романтизм поломался» я не совсем корректна на самом-то деле. На излом в романе взяты сентиментальные и романтические клише и штампы, уже устоявшиеся к тому времени. Романтизм как художественный метод у него ещё очень даже работает в интересном и практически уникальном сплаве с реализмом. Уникально не сочетание-сплав двух методов, а конкретный состав сплава у конкретного автора. В данном случае авторский взгляд получается весёлый и острый как та шашка-гурда. С искорками из-под ресниц, с узором по лезвию. И делает он тонкие и чистые срезы человеческого поведения и отношений. На то и затачивался. Примерно в те же времена хирург Пирогов занимался «ледяной анатомией». Мороженые трупы пилил, проще говоря. С понятной целью составления анатомических атласов. Говорят, составил. Говорят, очень хорошие. За атласы не знаю, а роман – прекрасен.
Слишком прекрасен для того, чтобы поместиться в шеренгу идущих никуда. Как и любой другой текст из школьной хрестоматии, если его действительно прочесть.

 Написано: Sestra Karlotta

>> Другие записи в категориях: литература для бедных
Страница 1 из 2
На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение

Астра Сибирская
Академик
Академик

На сайте с 16.09.06
В дневниках: 21537
Откуда: Новосибирск-Сургут

 СообщениеДобавлено: Пн Фев 16, 2015 12:50
Ответить с цитатой

Игрун он еще тот, господин Мишель :oops:
Если перенести действие романа в Санкт-Петербург - был бы пошлый водевильчик.
А тут отпуск/ссылка/юг/Кавказ дозволено больше чем дома, в чопорной столице. Роман про живых людей, снявших маски.
Весь цикл про Печорина - тыканье палкой в осинный рой. А вот так? Ага! И так тоже! И все это про ВАС, господа хорошие. Что? Ваша жена так не могла??? И сын не мог? А на воды ездила? Сколько раз? И таки не про Вас?

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 

Надя-Райздрав
Навек любимый край 2021
Навек любимый край 2021

На сайте с 15.12.08
В дневниках: 32159
Откуда: Новосибирск, Центр

 СообщениеДобавлено: Пн Фев 16, 2015 13:21
Ответить с цитатой

так как с литературой у меня не так хорошо, как с анатомией, скажу, да, Пирогов молодца, кстати. до сих пор по его распилам народ на топографической анатомии учится...
ты меня так доведешь до перечитывания и осмысления классики, чесслово :give_heart:

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 

Sestra Karlotta
Аспирант Сибмамы
Аспирант Сибмамы

На сайте с 05.04.14
В дневниках: 4294
Откуда: Новосибирск

 СообщениеДобавлено: Пн Фев 16, 2015 14:07
Ответить с цитатой

Астра Сибирская, он знал, что рискует и знал, чем рискует.
Там не только про ВАС, там про НАС.
Если бы ему край как надо было сосредоточиться только на нравах светского общества, у него был штатный выход: сделать местом действия не Петербугр, а Москву.
Да, Кавказ - это выход из гостинных на фронтир, в дикое поле. Чисто романтическая ведь фишка: к "природному" человеку дотянуться. Но с хорошим таким реалистическим заземлением.
"И если маскою черты утаены, то маску с чувств срывают смело". У него двойниковые игры в "Княжне Мери" совершенно чудесные. И с масками там тоже красиво: шинель-костыль Грушницкого, черкесский костюм Печорина. Парадоксальный карнавал. Там изумительно совершенно раскрывается эта тема лицедейства-притворства-игры, в несколько срезов. Я даже жалею, что не филолог, чтобы показать всю красоту работы.
Ну, и постфактум, конечно, да. Остаётся саркастически заметить в предисловии: "не потому ли, что в нём (Печорине) больше правды, чем бы вы того хотели"?

Надя-Райздрав, у меня ровно-благожелательные отношения с русской классической литературой, которые некому было испортить.:)
Так до сих пор, значит, теми срезами пользуются? Надо же. Но вообще да, селезёнка - она до сих пор селезёнка.

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 

Астра Сибирская
Академик
Академик

На сайте с 16.09.06
В дневниках: 21537
Откуда: Новосибирск-Сургут

 СообщениеДобавлено: Пн Фев 16, 2015 16:35
Ответить с цитатой

Sestra Karlotta
У меня к Лермонтову вообще особые чувства. Моя бабушка выросла в Пятигорске. Я туда целенаправленно съездила только в 28 лет. Облазили все Лермонтовские места. Грот, Эолова Арфа, бульвар. Место дуэли - это вообще портал в параллейный мир (без шуток).
Меня укачивали под "...богатырь ты будешь с виду и казак душой..."

Все про Печорина я прочитала за пару-тройку лет до его изучения в школе. Как я ждала, когда мы начнем его изучать...
А меня как ледяным душем. "Лишний человек", "проблема лишнего человека". Да какой он лишний???? Он ЖИВОЙ. По сравнению с картонными (не забываем! я пишу ощущения себя в 15 лет) героями других классических произведений про него хотя бы интересно было читать.

Потом, уже я воспринимала Печорина как проработку Лермонтовым своих страстей.

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 

Sestra Karlotta
Аспирант Сибмамы
Аспирант Сибмамы

На сайте с 05.04.14
В дневниках: 4294
Откуда: Новосибирск

 СообщениеДобавлено: Пн Фев 16, 2015 17:43
Ответить с цитатой

Астра Сибирская писал(а):
Потом, уже я воспринимала Печорина как проработку Лермонтовым своих страстей.

...ох, на пляску теней герой-автор там вообще можно любоваться как на огонь свечи - просто медитативное зрелище получилось...
Мне очень понравилось, как в экранизациях 1968 года Ростоцкий развёл их - героя и автора. И какой там автор получился обаятельный и правильный, я почти влюбилась при просмотре просто в манеру держаться, говорить и смотреть.
А в современном сериале их свели в одно лицо, достаточно грамотно на мой взгляд и не без лёгкой издёвки над зрительской наивностью, органичной для материала.

Да, живой. Входило в задачу.
Очень витальный текст. Меня до сих пор по человечески трогает и восхищает это желание и умение - быть и оставаться живым в не самых благоприятных и достаточно опасных условиях.

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 

Астра Сибирская
Академик
Академик

На сайте с 16.09.06
В дневниках: 21537
Откуда: Новосибирск-Сургут

 СообщениеДобавлено: Пн Фев 16, 2015 18:10
Ответить с цитатой

:oops: цепанули вы меня сильно
Печорин ----> Анатоль Курагин Не?
Печорин - военнообязанный Онегин? (армия сделала из бесполезного Евгения человека с точки зрения Лермонтова?)

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 

Sestra Karlotta
Аспирант Сибмамы
Аспирант Сибмамы

На сайте с 05.04.14
В дневниках: 4294
Откуда: Новосибирск

 СообщениеДобавлено: Пн Фев 16, 2015 20:14
Ответить с цитатой

Астра Сибирская, а вот по любому не Анатоль Курагин :)
С Толстым там... хитрее немного.
Я бы считала, судя по моим наблюдениям, что:
- Андрей Болконский - это вот каким следовало быть Печорину
- Анатоль Курагин - это вот что он всего лишь из себя представляет (и нечего им восхищаться, ногу бы ему отрезать - посмотрел бы я на него)
НО: это всё сделано фактически в другой эпохе, потому что война 1812 года - очень серьёзный водораздел. Вот туда, в героические времена патриотического подъёма, Лёвушка Толстой и побрёл и за "мыслью семейной", и за настоящими (а не как эти вот - лишние - героями). Больше взять было негде.
:)

Онегин - сам по себе человек. Только он ведь в стихах человек, а не в прозе.

Вы на Чацкого посмотрите. Вот где совсем близко. До забавных и вполне преднамеренных наверняка совпадений.:)

Ну, и по реальным персоналиям там грустно и смешно.
- Дорохов-младший, сослуживец Мишеля, считается одним из прототипов толстовского Долохова. Другие два - Дорохов-отец и Денис Давыдов. Собирательный человек войны такой.
- Достоверно со слов Тургенева: Кирсанов старший писался во многом с Мунго. А Мунго, если помните, близкий приятель Мишеля, и Печорин делался не без наблюдений за ним в том числе.

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 

Инна
Стендфордская выхухоль
Стендфордская выхухоль

На сайте с 04.12.05
В дневниках: 34768
Откуда: Новосибирск

 СообщениеДобавлено: Пн Фев 16, 2015 21:16
Ответить с цитатой

Sestra Karlotta, буду читать на выходных, после работы мозг не в состоянии вкушать сложные блюда. :)

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник Посетить сайт автора          
 

Хлорка
Академик
Академик

На сайте с 24.06.09
В дневниках: 14284
Откуда: Барнаул

 СообщениеДобавлено: Пн Фев 16, 2015 22:01
Ответить с цитатой

Sestra Karlotta
ну все закономерно: романтика она для школоты, для пубертата. взрослые люди, Личности, такой ерундой не занимаются, они реально смотрят на вещи))

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 

Sestra Karlotta
Аспирант Сибмамы
Аспирант Сибмамы

На сайте с 05.04.14
В дневниках: 4294
Откуда: Новосибирск

 СообщениеДобавлено: Пн Фев 16, 2015 22:39
Ответить с цитатой

Хлорка, я как раз о том, что вот это - совершенно неочевидно. Это зависит от того, в какой империи выпало расти ребёнку. В нашей - типа так. А в других - по-другому будет.
...ну, например... будет так, что право вставать в классицистическую позу надо ещё заработать, потому что оно для взрослых и крутых... как вариант...
Но обязательно будет большая табель о рангах для авторов, стилей и жанров, предписания о вкусах и прочие прелести имперских фаланг на марше.

Инна, да уж всяко не горит. По настроению.:)

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 
Показать сообщения:   
Страница 1 из 2
На страницу 1, 2  След.
 

 

  

Powered by The Blog Mod by Hyperion & TheBlogMod.com
Powered by phpBB © phpBB Group
Weblog style by Hyperion