Каждый ребёнок - особенный

Пн Май 25, 2015 12:04

Книга немецкого специалиста о детях с особенностями развития (аутизм, СДВГ, синдром Дауна) Кристель Манске вышла на русском языке. Книжка называется "Каждый ребёнок особенный":


http://www.labirint.ru/books/485817/

Книжка вышла в православном издательстве, так что не стоит удивляться, что текст немецкого специалиста дополнен комментариями православного священника. Я ещё не читала, так что не знаю, толковые они или обычное пустословие, в любом случае, книг на эту тему в России выходит не так уж много, так что в этой наверняка немало полезного.

Цитата из Кристель Манске, которая мне понравилась:

Цитата:
Идея Выготского, которой уже более восьмидесяти лет, гласит: всякая неполноценность имеет в первую очередь социальную, а не биологическую природу. И это послание, подобно живительному бальзаму для наших душ, сохранит свою актуальность не только сейчас, но и в будущем.

Мы, педагоги, почти никогда не работаем с чем-то истинным, мы работаем с искусственными конструкциями, ставшими для нас настолько привычными, что практически они уже не подвергаются сомнениям. В нашей же концепции мы исходим из того, что эти дети не являются изначально — от природы, от Бога — психически неполноценными. Это звучит непривычно, поскольку слишком многое противоречит данному утверждению. Наша задача состоит в том, чтобы спросить себя: как это возможно, что мы продолжаем считать таких детей неполноценными, хотя существует уже немало примеров, доказывающих обратное. Пабло Пинеда, преподаватель, имеющий синдром Дауна, перестал быть неполноценным.

Это не единственный пример, но, пожалуй, самый известный. Несколько месяцев назад я видела телевизионную передачу о том, как он сопровождает родителей маленького мальчика с трисомией-21 в их повседневной жизни. Каждой своей фразой он воодушевляет родителей верить в своего ребенка: «Он умнее, чем я был в его возрасте!»

Конечно, мы никогда не сможем говорить с ребенком так, как это делает Пабло Пинеда, но мы должны у него учиться. Не возникает сомнений также и в том, что этот маленький мальчик во внешности Пабло, в его жестах, в речи узнает себя, как гадкий утенок в прекрасном лебеде. Но тогда возникает вопрос: кто те люди, которые в нашей культуре превращают таких детей в гадких утят?

Если бы все большему количеству особенных детей при помощи их родителей, несмотря ни на что, удавалось доказывать, на что они способны, то это, безусловно, лило бы воду на мельницу нашей надежды. Но, к великому сожалению, это не так. От подражания достойным примерам зачастую предостерегают сами так называемые специалисты: «Почему мы все время должны слушать эти рассказы о Пабло Пинеде, который успешно закончил школу и получил высшее образование? Почему мы умалчиваем тот факт, что этот человек и в школе, и в вузе обучался по специальной программе, как это обычно и бывает при интегративном обучении? Не стоит ли нам задаться критическим вопросом о том, каков смысл подобных рассказов?»


Пабло Пинеда, о котором идет речь в цитате - первый в Европе человек с синдромом Дауна, получивший университетское образование. Сыграл главную роль в фильме "Я тоже", за что получил главный приз в Каннах, занимается преподаванием (у него есть диплом бакалавра искусств и образование педагогического психолога).

 Написано: Веда
>> Другие записи в категориях: родителям

Автор Сообщение
Комментарии к этой записи отсутствуют.
Показать сообщения: