не зал и не палуба


"Герой нашего времени" 1965-66: Мирная война

Сб Авг 15, 2015 19:14

Всё, что рассказано ниже, основано на реальных событиях, известных по открытым источникам. Просто сами вы это в такой пасьянс вряд ли будете собирать.

В 1956 году в мировой прокат вышел фильм режиссёра Кинга Видора "Война и мир". Производство США-Италия. В роли Наташи Ростовой - Одри Хэпберн.
Казалось бы, при чём здесь Лермонтов?

Ни в чём не виноват и ни к чему не причастен. Даже мимо не проходил.
В исчезнувшей стране СССР начинался период, названный позже "оттепелью". Народу было страшновато и весело.
Руководство страны решило, что Толстого буржуям отдавать нельзя. Надо показать им кузькину мать и снять такую экранизацию "Войны и мира", чтоб мало не было никому.
Если кто вдруг не в курсе, сразу скажем - это удалось. Кузькина мать вышла гениальная и легендарная. Я её до сих пор не посмотрела исключительно из лени. Мне заведомо книжка больше нравится.

Так при чём же здесь Лермонтов?
Совершенно ни при чём.
Почётная миссия съёма кузькиной матери была поручена режиссёру Сергею Бондарчуку.
Молодой актёр Вячеслав Тихонов любил роман Толстого. Особенно князя Болконского. Он собрал волю в кулак, задвинул природную застенчивость в угол и пробился на роль князя. Убедил режиссёра себя взять. Это я вам скажу, мероприятие не из лёгких, особенно когда режиссёр ничем не напоминает нежную институтку.
Нежный и трепетный режиссёр просто не потянул бы такую махину, пусть даже на него и работала едва ли не половина советской киноиндустрии. Так, в-частности, для осуществления масштабного проекта был сформирован отдельный специальный эскадрон гусар летучих кинематографический кавалерийский полк.

При чём здесь Лермонтов?
Косвенно - уже при чём. То есть, он конечно по-прежнему ни в чём не участвовал, хоть и любил хороших лошадей.
Но актёр Тихонов был другом и кинематографическим "кресником" режиссёра Станислава Юрьевича Ростоцкого.
А полк кавалеристов-трюкачей можно же было задействовать не только в одном фильме. И нужно.

Вот тут-то он и подвернулся. Михаил Юрьевич Лермонтов.
Как чёртик из табакерки и пружинка из музыкальной шкатулки.
То ли поручили Ростоцкому экранизировать под эту пафосную сурдинку ещё и "Героя нашего времени" заодно, чтоб полчок не простаивал, то ли он сам предложил - того я не знаю.
Но в фильме "Бэла" очень много лошадей.
Нет, не так. Там ОЧЕНЬ МНОГО лошадей. Режиссёр Станислав Ростоцкий тоже любил хороших лошадей.
И актёра Тихонова. Который по неизвестной мне причине озвучил Печорина в "Бэле", сыгранного Владимиром Ивашовым.

Самый портретно точный Печорин отечественного кино.
Самый хорошенький. Самый тоненький и самый беленький. В самом новеньком мундире.
Придите уже девочки (ровесницы моей мамочки) посмотрите какой у нас тут красавчик.
Девочки приходили. И мама моя мимо не прошла. Но ей всё равно книжка больше нравилась. Артист Ивашов ей так-то нравился. Но как Печорин – нет, не очень.

Я бы назвала этого Печорина самым скучным, хрестоматийно-глянцевым, если бы:

- он не был так безбожно красив (любование симпатичной физиономией и стройной фигурой на экране – это уже не скучно)

- если бы не было вокруг него любовно выстроенного и отснятого мира: мира камней, деревьев, воды и воздуха, мира людей и лошадей, мира ветренной Тамани, где слепяще искрится вода и дует пронзительный ветер, мира убогой сакли и печальной как сама жизнь почтовой станции, мира лесов и мира степей, встретившихся у отрогов гор

- если бы не было рядом с ним такой прекрасной, такой черноокой Бэлы (Ундина - Светлана Светличная - просто не в моём вкусе и не нравится именно в этой роли. Но сам по себе выбор исполнительницы тоже достаточно точный, и претензий к ней нет.)

- если бы не было двух живописных старух: авторская - в "Тамани"; и одна с крохотной вставной репликой - в "Бэле". "В доме нет мужчин, Казбич!" - Звучит ударом бича.

Если бы не было рядом с ним такого настоящего, такого убедительного и живого Максима Максимыча в исполнении Алексея Чернова. Актёра этого, кстати, Ростоцкий обнаружил где-то в провинциальном театре, как автор Максима Максимыча на Кавказе, и вывел в этой роли на большой экран.

И если бы не было в фильме его. Автора.
У него тоже портретное сходство. Разумеется. С самим Лермонтовым.
И сдаётся мне, что у актёра Александра Орлова портретное сходство получилось невероятно убедительным. Потому что ни один стоп-кадр из фильма не даст полного впечатления от этой роли. Как ни один портрет Лермонтова (по свидетельству современников) даже отдалённо не передаёт впечатления от общения с ним. Да и внешнее сходство их с натурой - весьма условно.
На крупных планах и стоп-кадрах из фильма можно увидеть просто артиста из старого кино, не очень похоже загримированного под те самые портреты.
Невозможно увидеть аккуратную, проникновенно-точную работу актёра, который играет, слава небесам, не Самого Лермонтова, великого классика и романтика. Он играет роль. Ни на полсекунды не приподнимаясь на цыпочки.
Только в динамике фильма можно увидеть это очень обыкновенное, повседневное, незаметное, спокойное достоинство. Внимательный взгляд, который не тщится быть ни проницательным, ни завораживающим. Постоянную работу мысли, занятой не высокими думами, а тем, где носитель мысли находится, с кем и о чём он говорит, что он видит и слышит. Какая-то скованная непринуждённость в движениях (такое возможно, да), лёгкость мелькающей улыбки и полуулыбки, постоянство внимания, постоянство жизни в кадре.
И это завораживает, да. Это вызывает уважение и симпатию к не особенно привлекательному внешне, ничем как будто не примечательному персонажу. Там определённо есть во что влюбиться – в этой актёрской работе.
И в тот момент, когда он поднимает глаза от дочитанной «Тамани», веришь, что вот он – авторский взгляд, в котором в этот момент сосредоточилась концентрированная печаль последней строки...
… с подорожной по казённой надобности…

Оттепель начинала заканчиваться. "Война и мир" с триумфальным грохотом обрушивалась на мировые экраны - покорять и завоёвывать.

Ни «Фаталиста», ни «Княжну Мери» Станислав Ростоцкий не снимал.

Фильмы Ростоцкого "Бэла" (1965) и "Максим Максимыч. Тамань" (1966) выглядят вполне гладкими завершёнными работами. Их вполне справедливо не относят "к числу лучших работ режиссёра".
И мне никогда не приходило в голову, что там могло быть что-то ещё.
Тем более, что я ещё в отрочестве как-то плохо представляла себе артиста Ивашова в "Княжне Мери", как-то не верилось мне по детски, что он это может сыграть.
Вполне допускаю, что и Станислав Ростоцкий так же не верил до конца в возможности актёра. Как не верил до конца Сергей Бондарчук в Вячеслава Тихонова - Болконского. Почему то же пригласил Ростоцкий на озвучку своего друга.
Почему то же не дал он Ивашову в "Бэле" сыграть один из ключевых моментов так, как тот написан в романе...
Бог весть.

Но продолжение могло быть снято. Ростоцкий его совершенно точно для себя - планировал.
Об этом нет ни слова в общедоступных источниках, но это легко увидеть в фильмах.

Всё очень просто:
- в "Бэле" Максим Максимыч чинит сломанную музыкальную шкатулку, болтающуюся без дела среди вещичек Печорина, и заводит её для Бэлы
- в "Тамани" (события происходят хронологически раньше) шкатулка ещё не сломана, Ундина слушает, как она играет мелодию...
Мне не трудно предположить, в какой именно момент по идее Ростоцкого должна была сломаться эта музыкальная шкатулка.
Но я никогда этого не увижу.
Никогда не узнаю, мог ли на самом деле Ивашов как следует сыграть изощрённый контраданс "Княжны Мери".
Никогда не увижу взгляда Орлова-автора на две других части "Журнала Печорина".

Вот они двое, Герой и Автор.
Там, на почтовой станции, где однажды свела их судьба.

Вот и всё.

Вот и всё у меня про них.

 Написано: Sestra Karlotta

>> Другие записи в категориях: Лермонтов: экранизации
Страница 1 из 1
Автор Сообщение

GoldenPear
Кулинар и Блоггер Алтая 2011
Кулинар и Блоггер Алтая 2011

На сайте с 16.12.08
В дневниках: 10715
Откуда: Барнаул, центр

 СообщениеДобавлено: Вс Авг 16, 2015 0:09
Ответить с цитатой

интересные параллели с Войной и миром, умная ты :give_heart:

Ивашов у моей мамы ходил в любимчиках, это точно, но вот в какой-то другой роли, сейчас поеду к ней, поговорим

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 

Sestra Karlotta
Аспирант Сибмамы
Аспирант Сибмамы

На сайте с 05.04.14
В дневниках: 4292
Откуда: Новосибирск

 СообщениеДобавлено: Вс Авг 16, 2015 7:23
Ответить с цитатой

GoldenPear, это не параллели, это мередианы.:) (эпилог доделаю и выложу - там видно будет)
Ивашов - Алёша в "Балладе о солдате". За это и любили.
Стоило выкладывать этот пост для того только, чтобы ты прорезалась.
Ты совсем пропала из эфира. :give_heart:

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 
Показать сообщения:   
Страница 1 из 1
 

 

  

Powered by The Blog Mod by Hyperion & TheBlogMod.com
Powered by phpBB © phpBB Group
Weblog style by Hyperion