Трудное поведение ребёнка-что делать?

Чт Окт 15, 2015 14:41

Трудное поведение ребенка - что делать?

"Ему ничего не интересно. Зависает в компьютере или на диване лежит целыми днями. Уроки прогуливает, дома никакой помощи. Пытаюсь объяснять, убеждать - в ответ грубит и закрывается в комнате."

"Он ничего не делает. Пока не сорвешься и не заорешь - даже не попытается начать."

"Я уже и не помню, когда в последний раз отдыхала после работы. Каждый раз бегу домой, зная, что уроки не сделаны. Пока не приду - даже делать не начинает. Каникул жду как школьница."

"Она непрерывно врет. Уже и ловила, и объясняла, и наказывала - все бесполезно. Ни стыда, ни совести."

Так рассказывают о своей жизни родители доведенные "до ручки". Отчаяние, усталость, злость, непонимание. Ты стараешься, "из кожи вон лезешь", читаешь книги по воспитанию и психологии, а отношения все хуже и хуже. Скандалы, препирательства, грубость. И все чаще хочется задержаться на работе подольше, чтобы не идти домой. Атмосфера дома такая, что и семьи то уже почти нет.

На сухом языке психологии мы называем такое поведение детей "трудным". Наверное, самое характерная черта трудного поведения - это его трудность именно для кого-то. То, что один родитель не заметит или посчитает баловством, временной трудностью или даже достижением, для другого может быть действительно очень "трудным". И вот ты уже чувствуешь себя "некомпетентным", ведь у других то таких проблем нет, "все дети как дети, а наш...".

Да, порой быть родителем бывает очень нелегко, но отчаиваться и опускать руки нельзя. Метод воспитания по принципу "больше, сильнее и жестче" тоже путь в никуда. Если вы дошли "до ручки", то самое время остановиться. И подумать.

Во-первых, прислушайтесь к тому, как вы описываете сложившуюся ситуацию. До тех пор пока вы будете бороться с вашим "ленивым", "тупым", "злым" и "несобранным" ребенком, исправить ситуацию невозможно. Ведь единственное, что мы можем изменить - это поведение. И трудное поведение - это не качество, присущее ребенку. Это временная трудность, с которой можно работать. Да, ваш ребенок делает что-то, что серьезно "отравляет вам жизнь", но это не делает его "ужасным". Ужасными и плохими могут быть поступки, но не личность. Не берите на себя функции Творца и не боритесь против ребенка. Гораздо эффективнее вместе с ребенком бороться с его плохим поведением. Согласитесь, желания учиться больше у того, кого научили находить и исправлять ошибки при выполнении домашнего задания, а не у "тупого двоечника".

Во-вторых, попытайтесь понять какие неудовлетворенные потребности стоят за поведением ребенка. Чего он хочет? Зачем он это делает? Трудное поведение - это ведь лишь "корявый" способ удовлетворить жизненно важные потребности. И, хотя нам порой трудно бывает в это поверить, ребенок совершенно не ставит своей целью сделать другим больно, разозлить или обидеть. Нет таких потребностей - воровать, врать, лениться. Мы всего лишь хотим "быть с другими", "справится со скукой", "обратить на себя внимание", "чувствовать себя в безопасности"... Только разобравшись с ответом на вопрос "почему он это делает" вы сможете вместе с ребенком найти другой, более эффективный и безопасный способ получить то, что он действительно хочет.

В-третьих, прислушайтесь к собственным чувствам и потребностям. Если вы замечаете, что какое-то поведение ребенка для вас абсолютно непереносимо и вы погружаетесь в страх, отчаяние и ощущение беспомощности, возможно, это связано с вашими собственными психологическими травмами. Любое трудное поведение требует подкрепления. И зачастую именно родители неосознанно подкрепляют и формируют трудное поведение своих детей. Наши дети очень хорошо нас слышат и слушаются. Они послушно считывают наши родительские послания, ожидания и страхи. И если вы уже испробовали все 1000 советов из книг на тему воспитания детей, а ситуация только ухудшается, то с большой долей вероятности именно ваши неосознаваемые установки и страхи мешают изменить ситуацию. Страх, чувство вины и боль своих травм мешает быть последовательным, устанавливать границы, принимать и уважать личность ребенка, без чего изменить трудное поведение невозможно.

Автор статьи специалист психологического центра "Мы вместе" Вероника Винокурова

 Написано: Bella98

Автор Сообщение
Комментарии к этой записи отсутствуют.
Показать сообщения: