Жить значит верить

Ср Дек 02, 2015 21:55

Мы по праву гордимся тем, что природа одарила нас разумом. Но способность логически мыслить не преобладает в нашей жизни и не предопределяет ее. Благодаря иррациональной стороне нашей натуры мы любим, предчувствуем, мечтаем о будущем. И верим.

Построив Большой адронный коллайдер, сфотографировав поверхность Марса и расшифровав собственный геном, человек продолжает опасаться черных кошек, верить в вещие сны и искать в трудных ситуациях помощи у священников или гадалок. 77% россиян считают себя людьми религиозными, 52% верят в приметы, 28% – в астрологию, а 26% – в визиты инопланетян* Как получается, что разумное и иррациональное уживаются в нас, ничуть не мешая друг другу?

Ошибка Огюста Конта
Примерно 200 лет назад французский философ и социолог Огюст Конт**, певец здравого смысла и объективного знания, очарованный успехами точных наук своего времени, гордо провозгласил, что ничто не может остановить стремление людей к научному всемогуществу: «После религиозной и метафизической стадий легковерия мы наконец можем найти точку опоры на земле и не заглядываться более на небеса».

Сегодня эта наивность философа вызывает разве что усмешку. Религиозные и «метафизические» искания не только не отошли в прошлое. Напротив, они ловко приспособили под свои нужды все достижения научно-технического прогресса. «Письма счастья» мутировали в статусы в социальных сетях («Опубликуйте у себя на странице, и в течение трех месяцев вы разбогатеете»), астрологические приложения для смартфонов и планшетов исчисляются сотнями, а гадатели и прорицатели консультируют клиентов по скайпу. Да и традиционные религии никуда не делись.

И этому вряд ли можно удивляться. «В основе потребности веры – наше врожденное стремление к саморас-пространению за пределы своих возможностей и достоверного знания, – отмечает психолог Рада Грановская. – Человеку нужна помощь кого-то, достаточно похожего, чтобы его понять, и достаточно всемогущего, чтобы исполнить то, что не под силу ему и человеку вообще»***. И бессмертный, вездесущий и всемогущий Бог очень ясно отражает наши представления о том, каким должен быть этот «помощник».

К тому же наука, техника и медицина, разумеется, сделав нашу жизнь намного комфортнее и безопаснее, похоже, ни на шаг не приблизились к ответу на самые главные вопросы человеческого бытия: о нашей душе, тайне смерти и смысле рождения. Философ Мишель Лакруа (Michel Lacroix) убежден, что именно нехватка научных знаний побуждает искать ответы на эти вечные вопросы в другом месте: «Элементы иррациональности всегда появляются, когда речь идет о самом животрепещущем. При обсуждении таких тем невозможно обойтись лишь рациональными знаниями, их недостаточно».

И вряд ли когда-нибудь будет достаточно. Разумеется, познание бесконечно. Но бесконечна и Вселенная. И каждый прорыв нашего разума на пути к ее тайнам, разрешая одну загадку, обнаруживает десяток новых. Значит ли это, что мы обречены всегда верить в иррациональное, мистическое, магическое? Вероятно, да. Но что в этом плохого?

Волшебная клюшка для гольфа
Религиозная вера, как и вера в мистику, сверхъестественные силы и так далее – часть уникального и огромного чувства веры, которое пронизывает всю нашу жизнь. «Все лучшие качества человека, лучшие его поступки связаны с верой и верностью, – убеждена Рада Грановская. – Создается впечатление, что верят практически все люди, поскольку без веры невозможно никакое убеждение. Только религиозные люди верят в то, что Бог существует, атеисты убеждены, что Бога нет, агностики – что нет достаточных доказательств для окончательного вывода, а равнодушные люди верят, что подобные проблемы не имеют никакого значения».

И вера действительно способна творить удивительное. Самый простой пример – известный в медицине эффект плацебо. Таблетка-пустышка из мела и сахара очень часто снимает боль и избавляет от симптомов недуга, хотя и не содержит вообще никаких активно действующих веществ. Эти вещества – гормоны и опиаты – вырабатывает наш мозг. Потому что мы верим: доктор прописал таблетку, значит, она должна помочь. Но если эффект плацебо еще объясним биохимическими процессами в нашем мозге, то недавние психологические исследования демонстрируют, что в иных ситуациях мы ведем себя словно бы под воздействием самой настоящей магии.

Например, в экспериментах Салли Линкеноджер (Sally A. Linkenauger) и ее коллег двум группам студентов предлагали сыграть в гольф. Первая группа получала обычную клюшку, а вторая – клюшку, якобы принадлежавшую прежде известному чемпиону по гольфу. Удивительно, но факт: при том, что уровень мастерства всех испытуемых был абсолютно одинаков, студенты из группы, игравшей «чемпионской» клюшкой, неизменно побеждали с огромным преимуществом.

Так проявляет себя присущий магическому мышлению эффект «партиципации» – переноса на предмет свойств его владельца, считает психолог Евгений Субботский. В древности меч или доспехи великих героев становились артефактами, владелец которых словно бы получал и силу прежнего обладателя. «Вера людей в магическую передачу силы и мастерства через орудие действительно существует, – уверяет психолог, – и не только существует, но и работает, повышая успешность действий тех, кто владеет данным орудием» (подробнее в журнале «Психология и психотехника», 2014, № 4). В экспериментах, проведенных самим Евгением Субботским, участникам говорили, что профессиональная ведьма может наложить на них магическое заклинание, которое изменит их жизнь – к лучшему или к худшему. И хотя на словах испытуемые отказывались верить в такую возможность, наблюдение за ними безошибочно свидетельствовало: ведут они себя так, как будто безоговорочно верят в ее силы.

Кто принимает решения
Выходит, и в XXI веке мы в глубине души продолжаем верить в чудеса. И ключевые слова здесь – «в глубине души». Логика и разум, которые принято считать главными достоинствами рода человеческого, оказываются лишь тонкой пленкой, под поверхностью которой открываются то и дело иррациональные глубины. Мы не можем, подобно компьютеру, хранить и мгновенно анализировать всю поступающую информацию, и большинство важных решений принимаем спонтанно, прислушиваясь к интуиции, которая часто заменяет нам рассудок.

Это вовсе не значит, что мы никогда не прислушиваемся к «голосу разума». Разумеется, мы умеем оценить проблему, тщательно ее взвесить, обдумать разные варианты ее решения. Но, положа руку на сердце, сколько проблем мы эффективно разрешили с помощью одного только интеллекта? Даже самые рассудительные люди не принимают решений исходя из жесткой логики. Современная нейрофизиология подтверждает: выбор делает наша нервная система. Следовательно, даже у самых убежденных рационалистов это происходит иррационально, без их ведома, под влиянием эмоций, чувств, верований, не-осознанных стремлений. Зигмунд Фрейд первым идентифицировал этот источник внутреннего хаоса и дал ему имя – бессознательное.

Молитва, обращенная к себе
«Важнейшая мысль Фрейда состоит в том, что вытесняемый нами опыт вытесняется не только в дальние «закоулки» нашего бессознательного, но и во внешний мир, – замечает психоаналитик Андрей Россохин. – И оттуда возвращается к нам в виде трансформированных, искаженных образов, которые продолжают нас преследовать». И если так, то все наши молитвы и гадания, шаманские ритуалы и сообщения медиумов, все мистические и религиозные практики обращены к нам же самим.

Эта мысль, кстати, подтверждается тем, что многие из этих практик претерпели в последние десятилетия серьезные изменения. Например, известный английский астролог Джон Фроули (John Frawley), убежденный сторонник средневековой предсказательной астрологии, на чем свет стоит ругает своих коллег-«модернистов», которые сегодня все больше отходят от древних традиций прогнозирования, «превращая астрологическую консультацию в сеанс психоанализа с гороскопом в руках». Да и гадатели, судя по их рассказам, тоже стремятся помочь клиентам разобраться с личностными, психологическими проблемами. Возможно, иногда они действительно приносят нам пользу?

Зло или благо?
Как бы мы ни хотели убежать от иррационального, оно догоняет нас в тот момент, когда мы этого меньше всего ждем. И для того чтобы развиваться, нам нужно не бежать от неизведанного, а принимать его и учиться взаимодействовать с ним. Открываться практикам, мифам, легендам и мечтам, которые помогают нашей душе трудиться, вдохновляют нас на разрешение ежедневных проблем. Но ставить заслон медиумам и колдунам, которые делают нас пассивными, заставляя поверить, что все зависит только от высших сил, и подменяют собой и своими взглядами нашу собственную настоящую жизнь.

«Экскурсии в зазеркалье могут служить как благу, так и злу. Такие экскурсии – не предмет обсуждения, они – реальность нашей психики, результат подсознательной веры в сверхъестественное. Просчитать, как отразится эта вера на судьбе отдельного человека или народа, – невозможно», – предостерегает Евгений Субботский, подразумевая под «зазеркальем» область иррационального, магического мышления. «Мы не можем обойтись без иррационального, – соглашается Мишель Лакруа. – Если мы будем его подавлять, оно отомстит. И будет искать удовлетворения в извращенных формах – политической утопии, религиозном экстремизме или сектах». Об опасности тоталитарных сект напоминает и Рада Грановская, подчеркивая, что новые религиозные течения возникают в период острых общественных кризисов, когда людьми овладевают настроения отчаяния и безысходности: «Вступление в секты облегчается идейным вакуумом. С точки зрения лиц, ждущих быстрых эффектов любым способом, древние мировые и национальные религии представляются не оправдавшими себя – слишком медлительными и избыточно требовательными к духовным усилиям».

Но без этих усилий не обойтись. Только при их условии наш вечный «роман» с иррациональным может быть преобразован в энергию, творчество, способность любить, обретать новый опыт и – верить. Верить в себя.

источник: http://www.psychologies.ru/self-knowledge/smysl-zhizn..

 Написано: Bella98
>> Другие записи в категориях: вера, человек, смысл, жизнь, психология

Автор Сообщение
Комментарии к этой записи отсутствуют.
Показать сообщения: