не зал и не палуба


паравоз и яблоко

Вс Фев 14, 2016 19:11

Часть 1.

Часть2. Скажите, почему...
Вместо эпиграфа:
Скрытый текст:
[youtube]ошибка кода youtube[/youtube]
слова и музыка: "король танго" Оскар Строк (1893-1975)
исполнение: Пётр Лещенко (1898-1954)


Итак, по пути к сочинению встретился Севе и маме хрестоматийный текст Есенина.
Вот этот:
Скрытый текст:
* * *

Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна берёзового ситца
Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий, ты всё реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.

Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льётся с клёнов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

1921


И про него - вопросы в учебнике.
Цитата:
Почему цветение яблонь Есенин называет "дымом", а конь предстает ему розовым?
(этот вопрос Севу особо впечатлил :haha: )

Если выражаться точнее: Сева впечатлился этим вопросом. Если ещё точнее, Сева возмутился: чего хотят от него эти авторы учебника?!!
И резонно предположил: они хотят, чтобы он думал, как они.
А он, Сева, большой уже мальчик. Он уже взрослый совсем весь. Он хочет думать, как он!

А я сижу и думаю, как я. А как я обычно думаю - это вы неплохо знаете...

...ладно, хватит ржать уже. Давайте я вам расскажу, что я думаю. А то придумаете себе там за меня, а я так и не думала вовсе.

Думаю я, что у мальчика Севы неплохая интуиция. В чём-то мальчик Сева безусловно прав.
Авторы учебника, скорее всего, искренне хотели, чтобы он думал. Точка.
Почему я так считаю?
Вопрос "почему" предполагает суждение о причинах и следствиях. Это вопрос для любознательных исследователей.
Вот только он же может быть и вопросом наивных малолетних почемучек, требующих у мамы быстренько составить им на коленке картину мира и карту вселенной во всей полноте, но в простых и ясных словах.
И авторы учебника повели себя скорее как надоедливые малолетки, чем как взрослые исследователи.
Почему я так считаю?
Потому что они задали к коротенькому тексту лирического стиха не менее трёх вопросов "почему". В процитированном вопросе - их уже два. Был ещё третий.

Уже есть от чего взбеситься мальчику Севе: где конь, где дым, почему они рядом стоят в одном вопросе?
Я могу попробовать понять - почему. То есть, восстановить, глядя в текст, чем могли руководствоваться авторы вопроса.
Вот только с этого ровно места я с мальчиком Севой становлюсь совершенно солидарна: зачем мне знать, как мыслят данные авторы?
Я просто поделю этот вопрос пополам и отвечу на обе части.
Подтвердив Севино интуитивное заключение, что ему что-то подсовывали. Нет, не мысли. Боже упаси. Откуда там могут быть мысли при такой постановке вопроса.
Ему втюхивали всего лишь вИдение.

Потому что

Откуда у авторов учебника такая уверенность, что Есенин видел коня?
Это их мысленному взору конь предстаёт при чтении. А Есенин мог видеть, а мог и не видеть. Кто ж его знает.
Мы точно знаем одно - что он делал.
Он того коня сочинял. Вот это мы видим прямо глазами. Прямо в тексте.
Он спросил - "жизнь моя, иль ты приснилась мне?" Подобрал подходящий сон - как на коне скачешь.
И на каком ещё коне мог он, уложившись в размер стиха, проскакать весенней гулкой ранью?
Вариантов-то не то чтобы много в великом и могучем.
Голубой, вороной, молодой, взмыленный... Ну, можно ещё поискать: сумрачный, толстенький, пафосный... как-то всё немного не то...
Вот и стал тот коняга розовым - банального цвета румяной зари.
Такая вот простецкая поэзия.
И головокружительная при этом речевая конструкция: не метафора и не сравнение. Нечто третье, возникшее из-за краткости поэтической речи.
Это жизнь, подобная сну и скачке одно-вре-мен-но. Скачет ли он во сне, видит ли сон на скаку.
Только гулкий цокот копыт на границе яви и сна.
Да, розовые кони бывают только в снах. Потому и не вороной, собственно.

А вот с яблонями уже сложнее.

Потому что это только для авторов учебника "дымом" Есенин называет цветение яблонь. Они совершенно уверены, что "дым" - это облетающие белые лепестки.
А для меня, моими глазами, картина выглядит примерно вот так:

или, в другом варианте - как табачный дым, летящий на отцветающую яблоню.
Авторы учебника эту картинку не видят. Сева её тоже не видит.
А вот рязанский мальчик Серёжа видел такое своими глазами с очень высокой вероятностью.
Это всё надо, Сева, для простой прозаической цели: чтобы после белого цветения на деревьях завязались яблоки. И чтобы те деревья зацвели ещё раз следующей весной.
И картинка вот такая бытовая - это чья-то бессонная ночь в яблоневом саду при внезапных весенних заморозках в зоне рискованного земледелия.
А красивая импортная картинка на ту же тему будет выглядеть вот так:
Скрытый текст:


(х/ф "Прогулка в облаках")
Правда, это кино для девчонок. Севы по собственной воле обычно такое не смотрят.
Это тоже бессонная ночь посреди виноградника, которому иначе придёт карачун. А крылья у тех двоих на картинке - чтоб прижать тепло от горящей соломы к земле.

И если это всё не поэзия, то я не знаю, что тогда поэзия.
Это о жизни, любви и смерти, а не о сдаче егэ по литре.

А что авторы вопроса того коня положили рядом с этим дымом, так там всё просто.
Им Есенин велел. Им подумать-то не судьба, им бы лишь бы почемукнуть.
Там два сравнения, явное и неявное: всё как дым и жизнь как сон.
И аналогичные действия: "пройдёт" и "проскакал".
На этом держится конструкция текста.
Вот они об неё долбанулись и где почуяли крепление, в тудыть и спросили рефлекторно с умным видом:"пачиму?" Чистая бихевиористика.

Потому что у поэта работа такая: тыкать читателя в узловые точки бытия.
Хорошо бы - не зря. Хорошо бы завязи после яблок. Хорошо бы новый яблоневый цвет новой весной.
Но это уже мои мысли. Севе они ни к чему. Севе бы неплохо вот с такой тёлочкой, как на второй картинке, постоять так... крылушками помахать...
Ну, так. Чисто по возрасту. Они в осьмнадцать лет поголовно об этом деле думают.
Примерно каждые восемь секунд.

Было ещё третье "почему". Сильно приставучие попались Севе авторы учебника.
"Почему поэт не оплакивает свою юность, хотя влюбленно пишет о ней?"
Тут уже Сева совсем разозлился.
Даже мама за Севу заступилась.
Цитата:
Мне кажется, это не очень удачный вопрос для тех, у кого юность только началась. Или я не права?
Вопрос и правда неудачный. Почему они решили, что вот этот комплект коней и дыма означает именно влюблённость? Возможно, потому же почему я решила, что Сева про это дело часто думает.
Что поэт не оплакивает - это он им сам сказал в первой строчке. Они и поверили, почемучки. Никогда не верьте поэтам. Они всё врут и всегда умалчивают о главном. Только так у них получается сказать настоящую правду.
Впрочем, это тоже информация скорее для девочек, чем для Севы.

Что Севе точно не бесполезно знать и учитывать, так это то, что:
- его собственные высказывания могут быть не менее запутаны и неоднозначны, чем высказывания какого-нибудь поэта, по простой прозаической причине экономии языковых средств и нескольким сложным, но тоже прозаическим причинам
- разные люди воспринимают мир по разному, имеют разный жизненный опыт и способы его осмысления, разные чувства и способы их выражения, располагают разной информацией о мире; и это - суровая жизненная реальность
Вот это ему - точно не рано. Как бы поздно не было.

А вот не рано ли Севе думать о бренности юности и вообще бытия...
Давайте уже как-то определяться.
ГрОб ему, значит, слушать не рано. Собственное Мнение ему, значит, иметь и высказывать -до зарезу важно. А о том, что юность - явление преходящее - ему думать не надо?
Может, ему вообще думать не стоит? Врубил Егорку Летова - и кайфуй себе с любимого поэта. Как те авторы учебника: тама кони, тута дым - вот така ваще картина, непонятно чокуда, зато очень крутота.
А когда оно всё пройдёт...

...ладно, давайте не будем драматизировать.
Там есть ещё третий слой, который в старших классах показывать учащемуся надо и не рано. Я его, во всяком случае, в севины годы уже видела.

Следующим постом. Если соберусь.

 Написано: Sestra Karlotta

>> Другие записи в категориях: тетрадь по физкультуре, на свете есть одни поэты
Автор Сообщение
Комментарии к этой записи отсутствуют.
Показать сообщения:   
 

 

  

Powered by The Blog Mod by Hyperion & TheBlogMod.com
Powered by phpBB © phpBB Group
Weblog style by Hyperion