Murchenok дневник


Заменить предметы в школе проектами

Ср Май 18, 2016 22:35

Сегодня на замечательный текст наткнулась. В свететолько что прошедшего погружения по теме Число. Величина. Это просто как нельзя вовремя! Эта информация наглядно демонстрирует, что мы делаем с детьми.
Скрытый текст:
Текст

Андрей Андрусов
В каждом втором тексте о школе эксперты сокрушаются: среднее образование в нашей стране почти полностью оторвано от практической повседневности. Изящное решение этой проблемы предлагает заместитель директора АНО «Центр Содействия Инновациям в Образовании» Андрей Андрусов.
О том, что школа учит не тому, что реально пригодится детям в жизни, мне кажется, не говорит сегодня только ленивый. На форуме в Давосе, например, эксперты перечислили навыки, которые нужны сегодня для устройства на работу. Первыми в списке стоят умение решать сложные задачи, критическое мышление, креативность и навыки управления людьми. А школа продолжает ставить перед собой задачу (и вознаграждает за ее решение!) впихнуть в голову ребенка положенный объем математики, географии и обществознания. Что-то здесь не так! Напрашивается вывод: надо что-то менять.

Но тут же возникает масса вопросов: «А как учить тому, что нужно?», «Как же сможет ребенок жить без математики, географии и обществознания?», «А как оценить эффективность обучения нужным компетенциям?» и многие другие. У меня нет ответов на все вопросы, но я вижу примеры того, как можно получить и знания, и компетенции в одном флаконе. Примеры неединичные, это, скорее, тенденция.

Эти примеры обычно появляются там, где ребенку удается воплотить в реальность свою мечту, свою идею. Если на пути к реализации идеи он поймет (ему можно подсказать), каких именно знаний ему не хватает, то он с жадностью набрасывается на них и усваивает материал с невероятной скоростью. Потому что, во-первых, эта информация ему нужна (то есть все в порядке с мотивацией), а во-вторых, он их тут же применяет на практике (таким образом происходит запоминание и усвоение). Можно называть это примерами продуктивной деятельности. То есть деятельности, в результате которой возникает реальный продукт, причем востребованный.

Пример № 1.

Осенью мы с сыном ходили в поход. Сначала долго ехали на электричке, потом два дня бродили по лесу. Было очень здорово. И познавательно.

География. В электричке мы попытались в начале и в середине пути по координатам посчитать, сколько километров проехала электричка, если предположить, что она ехала по прямой. Нам для начала пришлось понять, что такое координаты, северная широта, восточная долгота, градусы, минуты и секунды. В пятом классе эта тема только появляется. Потом разобрались с тем, что такое экваторы, меридианы и параллели.

Математика. Разобрались с координатами, особенно на сфере. Градусы — это про углы, пришлось разобрать, как они считаются. Заодно определили длину одного градуса, минуты и секунды на экваторе или на меридиане. А вот для определения длины градуса на параллели пришлось узнать, что такое косинус угла (широты). Хорошо, что в наших краях он примерно равен 0,5, это упростило расчеты. Ну и, конечно, не обошлось без теоремы Пифагора, которую они в школе пока не проходили.

Физика. Разобрались, откуда утром влага на стенках палатки и туман в низинах. Выяснили, что в горах все дольше варится, потому что вода кипит при более низкой температуре.

Биология. Мы вспомнили, что большинство ягод в лесу как минимум не очень полезны для организма, потому что для растений это способ перемещения семян на расстояние, и они не заинтересованы в переваривании семян в желудке.

Пример № 2.

Я помогаю старшеклассникам развивать их предпринимательские проекты. Один из моих подопечных Илья подрабатывал с 7 класса, а в конце 8 класса начал работать на себя. Он создал свой сайт и предлагает услуги хостинга. Учиться приходится постоянно.

Информатика. Все началось с игр, потом появился первый опыт программирования. Сейчас Илья вполне профессионально справляется с работой веб-дизайнера и программиста, в чем мне недавно довелось убедиться при решении совершенно реальной задачи.

Английский язык. Самые интересные материалы из тех, что Илья перелопатил, чтобы научиться программировать, были на английском. Он слушает видеокурсы и читает специальные тексты. Моя реальная задача была тоже связана с англоязычным сайтом. Английский уже не проблема.

Обществознание. Во время подработки и в процессе запуска своего сервиса Илья на практике познакомился с огромным количеством понятий, которые составляют базу предпринимательства: лицензии, патенты, регистрация, налоги, законы, электронные деньги, банковская карта, договор, оферта и ее акцепт.

Русский язык. Сайт — это тексты. Большое количество текстов с определенной стилистикой. Это та же оферта, которую надо составить или хотя бы взять где-то и переделать под себя.

Математика. Мы довольно детально изучаем поведение потребителей услуг, которые он предлагает. Строим модели денежных потоков и всевозможные графики. Здесь появляется не только понятие функции, но и понятия производных (при поиске максимума прибыли для выбора оптимальной цены) и интегралов (при расчете сумм накопительным итогом).

С науками понятно, а что насчет требуемых компетенций? Здесь все совсем очевидно. Каждая реальная задача — это большой и сложный процесс, который приходится дробить на более мелкие, чтобы одолеть. Именно так и появляется умение решать сложные задачи. На каждом шагу по направлению к реализации проекта ребенок сталкивается с ситуациями, где приходится применять критическое мышление и креативность. Почти в каждом проекте требуется навык работы с людьми в рамках команды. Именно в продуктивной деятельности вырабатываются те навыки, которые нужны работодателю. И неудивительно, ведь работодателю сотрудники нужны как раз для осуществления продуктивной деятельности. Вот и весь фокус.

Глядя на эти примеры, хочется взять всю школьную программу и разложить ее, предмет за предметом, раздел за разделом, по реальным проектам, которые можно осуществлять в школе
Я уверен, что это реализуемая задача. А дальше вместо уроков можно будет заниматься настоящим интересным делом, нарабатывать нужные навыки и как бы между прочим получать все необходимые знания, умения и навыки. Естественно, простого переписывания программы недостаточно. Потребуются качественное изменение педагогов, создание приемлемой системы определения прогресса по компетенциям, инструменты индивидуализации, о которых сейчас можно только мечтать. Но разве не к этому мы должны стремиться?

Пока всего этого нет, можно внедрять реальную продуктивную деятельность в школьный процесс. Разработка настольных и компьютерных игр, волонтерские проекты, решение реальных кейсов коммерческих компаний. Я знаю массу образовательных проектов, которые могут быть на это нацелены: Школа Реальных Дел, проекты поддержки волонтерской работы, некоторые школы программирования и робототехники. Но они пока совсем не используются в школьном контексте.


24 мая собрание для потенциальных родителей наших школьников на следующий год.

 Написано: Murchenok

>> Другие записи в категориях: Жизнь школьная
Страница 1 из 4
На страницу 1, 2, 3, 4  След.
Автор Сообщение

фуллерен
Профессор
Профессор

На сайте с 18.09.08
В дневниках: 3896
Откуда: Новосибирск, центр - USA

 СообщениеДобавлено: Ср Май 18, 2016 22:45
Ответить с цитатой

интересная статья! :-)

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 

капуста
Аспирант Сибмамы
Аспирант Сибмамы

На сайте с 08.02.10
В дневниках: 934
Откуда: новосибирск

 СообщениеДобавлено: Ср Май 18, 2016 22:52
Ответить с цитатой

"навыки управления людьми" - особенно понравилось

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 

Murchenok
Академик
Академик

На сайте с 03.03.07
В дневниках: 24781
Откуда: Новосибирск, пос. Садовый

 СообщениеДобавлено: Ср Май 18, 2016 22:57
Ответить с цитатой

фуллерен
Мне лично ОЧЕНЬ интересная :-)

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 

Заноза
Академик
Академик

На сайте с 27.12.07
В дневниках: 22230
Откуда: Новосибирск

 СообщениеДобавлено: Ср Май 18, 2016 22:59
Ответить с цитатой

это жуткое заблуждение,ребята
главное,чтобы заниматься проектной деятельностью-это наличие фундаментальных знаний по всем предметам,тогда и можно объединять все эти знания в один метапредметный (как ныне модно говорить) проект...
я серьёзно занимаюсь этим уже около 10 лет,есть публикации,выступления на педчтениях,признание коллег,опыт открытых уроков и т.п.
это высшая ступенька познания...но она должна базироваться на определённом багаже, он и даётся в школе на предметах
у нас с этого года проектная деятельность реально включена в рабочую программу,есть целая методика работы,но всё это идёт вместе с изучением главного учебного материала,базы,основы знаний по основным темам курса...
замена проектами всего сразу ни к чему хорошему не приведёт,хаос в голове,отсутствие системы,а также и самих знаний...
например,четко понимая волновой характер света,изучив основные его свойства можно выйти на проект,где поляризацию можно применить для создания совершенно нового прибора,которые,например сможет определить концентрацию сахара в растворе...но не с создания прибора нужно начинать изучать волновую оптику,согласитесь?
и как нельзя кстати слова Энрико Ферми,который давным-давно сказал:"Учащийся знает физику,если умеет решать задачи"( это я всё о ней,о любимой физике)
не надо так сплеча,сгоряча,как внеклассная работа по предмету,для повышения мотиваци -"ДА!!!",это увлекательно,познавательно и интересно детям!
как оторванность образования от повседневности-за уши притянутая автором статьи проблема

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 

GoldenPear
Кулинар и Блоггер Алтая 2011
Кулинар и Блоггер Алтая 2011

На сайте с 16.12.08
В дневниках: 10715
Откуда: Барнаул, центр

 СообщениеДобавлено: Ср Май 18, 2016 23:30
Ответить с цитатой

Меня тоже смутило отсутствие стстемы, Заноза прекрасно это написала, не буду повторять.
Не надо путать разговор родителя с ребенком в электричке с ответами на детские вопросы, в чем ни один нормальный родитель ребенку не откажет с получением системных знаний.

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 

Murchenok
Академик
Академик

На сайте с 03.03.07
В дневниках: 24781
Откуда: Новосибирск, пос. Садовый

 СообщениеДобавлено: Ср Май 18, 2016 23:31
Ответить с цитатой

Заноза
Можно вопрос? :-)
Кому нужна волновая характеристика света в начальной школе?
В реальной жизни?
Мы говорим о школе.
Я готова говорить о гуманитарной составляющей. Не специалист в точных науках. Работаю в этих погружениях только как держатель задачи.
Что значит фундаментальное знание в русском? Мы же носители языка! У нас есть базовое знание.
В литературе?
В естествознании?
Невозможно ДАТЬ знания. Их можно только взять- когда есть запрос внутри человека. В противном случае- они выветриваются после сдачи экзамена.
А когда человеку они нужны- он их схватывает сразу и навсегда. А Проектная работа проявляет нужность этой информации.

Я бок о бок каждый день работаю с человеком, который создал свою уже вторую школу. И вижу ЧТО и КАК она делает. И какими становятся дети.
И опыт своего сада за плечами. Старые методы набивания детей под завязку фундаментальными знаниями не работает в школе. ПЕРЕСТАЛ РАБОТАТЬ.

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 

Murchenok
Академик
Академик

На сайте с 03.03.07
В дневниках: 24781
Откуда: Новосибирск, пос. Садовый

 СообщениеДобавлено: Ср Май 18, 2016 23:36
Ответить с цитатой

GoldenPear
Что есть система?
Разбить на параграфы в школьном учебнике?
Картирование предмета -это система?
Я не понимаю термин системность. Он есть только в теории взрослых.
Практика работы с детьми показывает, что знания ими добываемые и извлекаемые не укладываются вообще ни в какую систему.
Но навыки есть!
Для меня это главное- не знание системы правил по русскому - а владение языком на уровне составления художественных произведений.

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 

GoldenPear
Кулинар и Блоггер Алтая 2011
Кулинар и Блоггер Алтая 2011

На сайте с 16.12.08
В дневниках: 10715
Откуда: Барнаул, центр

 СообщениеДобавлено: Ср Май 18, 2016 23:37
Ответить с цитатой

Murchenok
Мы и ходить умеем не задумываясь о том какие мышцы и суставы при этом задействованы, это же не значит, что у нас знание есть этого материала.
Изучив язык как систему, его грамматику, легко даются другие языки, появляется грамотная, сложная речь, чувство текста, его анализ, я - не филолог, но филологов люблю нежно))

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 

Murchenok
Академик
Академик

На сайте с 03.03.07
В дневниках: 24781
Откуда: Новосибирск, пос. Садовый

 СообщениеДобавлено: Чт Май 19, 2016 0:31
Ответить с цитатой

GoldenPear
А я гуманитарий от природы :-) изучение грамматики всегда выводило из себя- я писала прекрасные образцы текстов и побеждала на олимпиадах без всяких знаний строя языка.
А вот препарирование великого и могучего в институте надолго лишило возможности проявлять себя творчески- потому как перестаешь воспринимать язык как прекрасное при разборе его на молекулы.
Для изучения иностранного нужно всего лишь попасть в среду. Все. Самый эффективный способ.
А вот если ты занимаешься языковедением- другое дело- ты ОСОЗНАННО ищешь способы познания предмета.
Мне чтобы ходить нужно знать устройство мышц и суставов??? :-) если мне это нужно было на йоге- я знаю на нужном мне уровне.
Изучение знаний, потребность в которых не показана на практике для ребенка- становится для него обузой.Тем, что задает центральная линия партии.
Заноза
А вы не пробовали дать студентам тему проекта в которой они совершенно однозначно " вляпаются" в казусы по незнанию??? ;) и тогда образуется потребность в каком- либо знании, но !!!!!! осознанная ребенком - и только в этот момент он быстро и успешно готов ее восполнить.
Когда есть практическое приложение- тут же.

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 

RitaBonita
Академик
Академик

На сайте с 30.01.10
В дневниках: 10420
Откуда: Новосибирск

 СообщениеДобавлено: Чт Май 19, 2016 0:39
Ответить с цитатой

И почему у нас всегда из крайности в крайность :aga-aga:

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник Посетить сайт автора          
 
Показать сообщения:   
Страница 1 из 4
На страницу 1, 2, 3, 4  След.
 

 

  

Powered by The Blog Mod by Hyperion & TheBlogMod.com
Powered by phpBB © phpBB Group
Weblog style by Hyperion