Murchenok дневник


Заменить предметы в школе проектами

Ср Май 18, 2016 22:35

Сегодня на замечательный текст наткнулась. В свететолько что прошедшего погружения по теме Число. Величина. Это просто как нельзя вовремя! Эта информация наглядно демонстрирует, что мы делаем с детьми.
Скрытый текст:
Текст

Андрей Андрусов
В каждом втором тексте о школе эксперты сокрушаются: среднее образование в нашей стране почти полностью оторвано от практической повседневности. Изящное решение этой проблемы предлагает заместитель директора АНО «Центр Содействия Инновациям в Образовании» Андрей Андрусов.
О том, что школа учит не тому, что реально пригодится детям в жизни, мне кажется, не говорит сегодня только ленивый. На форуме в Давосе, например, эксперты перечислили навыки, которые нужны сегодня для устройства на работу. Первыми в списке стоят умение решать сложные задачи, критическое мышление, креативность и навыки управления людьми. А школа продолжает ставить перед собой задачу (и вознаграждает за ее решение!) впихнуть в голову ребенка положенный объем математики, географии и обществознания. Что-то здесь не так! Напрашивается вывод: надо что-то менять.

Но тут же возникает масса вопросов: «А как учить тому, что нужно?», «Как же сможет ребенок жить без математики, географии и обществознания?», «А как оценить эффективность обучения нужным компетенциям?» и многие другие. У меня нет ответов на все вопросы, но я вижу примеры того, как можно получить и знания, и компетенции в одном флаконе. Примеры неединичные, это, скорее, тенденция.

Эти примеры обычно появляются там, где ребенку удается воплотить в реальность свою мечту, свою идею. Если на пути к реализации идеи он поймет (ему можно подсказать), каких именно знаний ему не хватает, то он с жадностью набрасывается на них и усваивает материал с невероятной скоростью. Потому что, во-первых, эта информация ему нужна (то есть все в порядке с мотивацией), а во-вторых, он их тут же применяет на практике (таким образом происходит запоминание и усвоение). Можно называть это примерами продуктивной деятельности. То есть деятельности, в результате которой возникает реальный продукт, причем востребованный.

Пример № 1.

Осенью мы с сыном ходили в поход. Сначала долго ехали на электричке, потом два дня бродили по лесу. Было очень здорово. И познавательно.

География. В электричке мы попытались в начале и в середине пути по координатам посчитать, сколько километров проехала электричка, если предположить, что она ехала по прямой. Нам для начала пришлось понять, что такое координаты, северная широта, восточная долгота, градусы, минуты и секунды. В пятом классе эта тема только появляется. Потом разобрались с тем, что такое экваторы, меридианы и параллели.

Математика. Разобрались с координатами, особенно на сфере. Градусы — это про углы, пришлось разобрать, как они считаются. Заодно определили длину одного градуса, минуты и секунды на экваторе или на меридиане. А вот для определения длины градуса на параллели пришлось узнать, что такое косинус угла (широты). Хорошо, что в наших краях он примерно равен 0,5, это упростило расчеты. Ну и, конечно, не обошлось без теоремы Пифагора, которую они в школе пока не проходили.

Физика. Разобрались, откуда утром влага на стенках палатки и туман в низинах. Выяснили, что в горах все дольше варится, потому что вода кипит при более низкой температуре.

Биология. Мы вспомнили, что большинство ягод в лесу как минимум не очень полезны для организма, потому что для растений это способ перемещения семян на расстояние, и они не заинтересованы в переваривании семян в желудке.

Пример № 2.

Я помогаю старшеклассникам развивать их предпринимательские проекты. Один из моих подопечных Илья подрабатывал с 7 класса, а в конце 8 класса начал работать на себя. Он создал свой сайт и предлагает услуги хостинга. Учиться приходится постоянно.

Информатика. Все началось с игр, потом появился первый опыт программирования. Сейчас Илья вполне профессионально справляется с работой веб-дизайнера и программиста, в чем мне недавно довелось убедиться при решении совершенно реальной задачи.

Английский язык. Самые интересные материалы из тех, что Илья перелопатил, чтобы научиться программировать, были на английском. Он слушает видеокурсы и читает специальные тексты. Моя реальная задача была тоже связана с англоязычным сайтом. Английский уже не проблема.

Обществознание. Во время подработки и в процессе запуска своего сервиса Илья на практике познакомился с огромным количеством понятий, которые составляют базу предпринимательства: лицензии, патенты, регистрация, налоги, законы, электронные деньги, банковская карта, договор, оферта и ее акцепт.

Русский язык. Сайт — это тексты. Большое количество текстов с определенной стилистикой. Это та же оферта, которую надо составить или хотя бы взять где-то и переделать под себя.

Математика. Мы довольно детально изучаем поведение потребителей услуг, которые он предлагает. Строим модели денежных потоков и всевозможные графики. Здесь появляется не только понятие функции, но и понятия производных (при поиске максимума прибыли для выбора оптимальной цены) и интегралов (при расчете сумм накопительным итогом).

С науками понятно, а что насчет требуемых компетенций? Здесь все совсем очевидно. Каждая реальная задача — это большой и сложный процесс, который приходится дробить на более мелкие, чтобы одолеть. Именно так и появляется умение решать сложные задачи. На каждом шагу по направлению к реализации проекта ребенок сталкивается с ситуациями, где приходится применять критическое мышление и креативность. Почти в каждом проекте требуется навык работы с людьми в рамках команды. Именно в продуктивной деятельности вырабатываются те навыки, которые нужны работодателю. И неудивительно, ведь работодателю сотрудники нужны как раз для осуществления продуктивной деятельности. Вот и весь фокус.

Глядя на эти примеры, хочется взять всю школьную программу и разложить ее, предмет за предметом, раздел за разделом, по реальным проектам, которые можно осуществлять в школе
Я уверен, что это реализуемая задача. А дальше вместо уроков можно будет заниматься настоящим интересным делом, нарабатывать нужные навыки и как бы между прочим получать все необходимые знания, умения и навыки. Естественно, простого переписывания программы недостаточно. Потребуются качественное изменение педагогов, создание приемлемой системы определения прогресса по компетенциям, инструменты индивидуализации, о которых сейчас можно только мечтать. Но разве не к этому мы должны стремиться?

Пока всего этого нет, можно внедрять реальную продуктивную деятельность в школьный процесс. Разработка настольных и компьютерных игр, волонтерские проекты, решение реальных кейсов коммерческих компаний. Я знаю массу образовательных проектов, которые могут быть на это нацелены: Школа Реальных Дел, проекты поддержки волонтерской работы, некоторые школы программирования и робототехники. Но они пока совсем не используются в школьном контексте.


24 мая собрание для потенциальных родителей наших школьников на следующий год.

 Написано: Murchenok

>> Другие записи в категориях: Жизнь школьная
Страница 2 из 4
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.
Автор Сообщение

Zmeika
А я еду за туманом
А я еду за туманом

На сайте с 29.04.04
В дневниках: 46041
Откуда: Новосибирск, Дзержинский

 СообщениеДобавлено: Чт Май 19, 2016 8:52
Ответить с цитатой

Цитата:
Изучив язык как систему, его грамматику, легко даются другие языки


Ниче подобного, т.е. не совсем. Да, вообще я ЗА грамматико-переводный метод изучения языков, который и был в Совтеском Союзе и еще много где. Но всю эту систему желательно накладывать непосредственно на общение.

Лида, если что! Я не совсем согласна и с утверждением, что срады достаточно. Нифига не достаточно, иначе немецким я бы владела лучше, чем английским, но реально могу на нем неплохо говорить, а вот писать и переводить - не могу, ну или с огромным трудом, т.к. грамматику знаю все-таки плоховато.
Так что! Надо и то, и другое.

Но прекрасное знание своей грамматики и вообще системы своего языка не особо-то влияет на умение освоить иностранный. Ведь если хорошо владшееь структурой своего языка, она зажимает тебя в рамки, и в результате ты пытаешься втиснуть чужой язык с его чужим ментатилетом в свою структуру, что в корне неправильно. Когда я еще преподавала. я советовала ученикам, чаще взрослым, в принципе забыть о том, что они - носители русского. Хотя такие понятия как "подлежащее", "сказуемое" и "падежи" сильно облегчали-таки работу.

короче, я ни за чисто проектную деятельность, ни за чисто теорию. Поэтому и не преподаю больше, а только говорю.

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник Посетить сайт автора          
 

sono io
Дорогами Сибири, тропами Алтая...
Дорогами Сибири, тропами Алтая...

На сайте с 20.05.07
В дневниках: 41706
Откуда: Новосибирск, Первомайский район (КСМ)

 СообщениеДобавлено: Чт Май 19, 2016 11:39
Ответить с цитатой

Как бы это сформулировать...
Мне кажется тут спор примерно такой:
есть дети. которые хорошо всё усваивают, которые могут применять знания в жизни. Если они что-то недопоняли, то по ходу сообразят.
есть дети, которые вообще плохо понимают. зачем им всё то. чем пичкают в школе, кроме как "мама велела" или "так положено". И применить поэтому могут только методы, как откосить от домашки.
И спор идет про первых. а подразумевается. что при этом решается проблема вторых.
То есть конечно бывает. что ребенок случайно затесался в группу вторых, может много болел в первом классе. может родители разводились, может учительница первая совсем дура была(ко мне недавно на репетиторство такой мальчик ходил). Но в целом во все эти распрекрасные методики попадают отлично замотивированные дети, которые и вопросы задают и ответы на них ищут. А учителя (особенно учителя, не имеющие дела с началкой) возражают. потому что фигли тут сделаешь учебу от проекта, если нет запроса от ученика. У него нет вопросов, ему надо. чтоб от него отстали. Потому что за годы учебы уже задолбали пихать в голову всякую всячину без спросу.
Лида. если ты читала Александра Нила, там у него был определенный период, когда дети не ходили в школу. И некоторые достаточно долго, а один и вообще ни дня не проучился, что не помешало ему отлично реализоваться.
Я думаю, пока у нас будут общие требования для всех. в школе будет насилие и будут работать (работать и давать результат) вот эти методы по впихиванию в голову. А метод проектов будет работать не на всех и не для всех. Потому что для него нужны условия. И потому что этот метод даст требуемую государством базу знаний вовсе не всем детям.

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 

Девочка-напевочка
Человек года 2008! Клуб 3+3
Человек года 2008! Клуб 3+3

На сайте с 21.12.04
В дневниках: 10738

 СообщениеДобавлено: Чт Май 19, 2016 11:40
Ответить с цитатой

На мой взгляд истина где-то рядом, где-то посередине.
Должен быть фундамент, от которого нужно отталкиваться и на который уже навешивать новые знания.
Начало закладывается в теории, а практика позволяет зафиксировать теорию, углубить и расширить (опять же теорию за счет практики).
Просто кидать ребенка в проект - может в болоте и завязнуть, без фундамента.
Сухая теория без практики бесполезна. Практика без теоретического осмысления своих действий - тоже.

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 

sono io
Дорогами Сибири, тропами Алтая...
Дорогами Сибири, тропами Алтая...

На сайте с 20.05.07
В дневниках: 41706
Откуда: Новосибирск, Первомайский район (КСМ)

 СообщениеДобавлено: Чт Май 19, 2016 11:48
Ответить с цитатой

Вообще я думаю, что рано или поздно школа себя исчерпает как институт. Не на нашей жизни, но не слишком много ей осталось в масштабах развития человечества.

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 

Девочка-напевочка
Человек года 2008! Клуб 3+3
Человек года 2008! Клуб 3+3

На сайте с 21.12.04
В дневниках: 10738

 СообщениеДобавлено: Чт Май 19, 2016 12:22
Ответить с цитатой

Я тя умоляю! В каком веке Я. А. Коменский придумал поурочно-классную систему? Это же как колесо! Будет использоваться вечно! :haha:

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 

Zmeika
А я еду за туманом
А я еду за туманом

На сайте с 29.04.04
В дневниках: 46041
Откуда: Новосибирск, Дзержинский

 СообщениеДобавлено: Чт Май 19, 2016 13:42
Ответить с цитатой

Цитата:
На мой взгляд истина где-то рядом, где-то посередине.
Должен быть фундамент, от которого нужно отталкиваться и на который уже навешивать новые знания.


вот я про то же. но только в рамках своего предмета, т.к. про остальные просто не знаю. но точно знаю, что в среде жить можно сколь угодно долго, но не овладеть языком ни на йоту. Таких примеров много. Одна моя приятельница уже 7 лет замужем за бюргером. живет в Германии, я до сих пор ей перевожу ее письма и научные труды на немецкий, хотя делаю это не особо хорошо. но она делает еще хуже, хотя казалос бы :eek:

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник Посетить сайт автора          
 

GoldenPear
Кулинар и Блоггер Алтая 2011
Кулинар и Блоггер Алтая 2011

На сайте с 16.12.08
В дневниках: 10715
Откуда: Барнаул, центр

 СообщениеДобавлено: Чт Май 19, 2016 14:22
Ответить с цитатой

Murchenok писал(а):
GoldenPear
Для изучения иностранного нужно всего лишь попасть в среду. Все. Самый эффективный способ.



Это иллюзия, даже клише, тут уже в комментах совершенно верно Змейка написала, что нужно и то и другое, без грамматики останешься на уровне подай- принеси. Я в комментарии своем конечно имела в виду уровень достаточный для получения образования на языке, а иначе смысл вообще делать какие-то выводы о "знании языка"?
Цитата:

Мне чтобы ходить нужно знать устройство мышц и суставов??? :-)

Это не моя мысль (удивилась)
Я привела пример, если мы что-то умеем, это не значит, что у нас есть знание об этом, вот и все.





же.[/quote]

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 

Девочка-напевочка
Человек года 2008! Клуб 3+3
Человек года 2008! Клуб 3+3

На сайте с 21.12.04
В дневниках: 10738

 СообщениеДобавлено: Чт Май 19, 2016 14:37
Ответить с цитатой

Как говорится, только в России сначала тыкают на все кнопки, а когда сломают, тогда начинают читать инструкцию :haha:

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 

Zmeika
А я еду за туманом
А я еду за туманом

На сайте с 29.04.04
В дневниках: 46041
Откуда: Новосибирск, Дзержинский

 СообщениеДобавлено: Чт Май 19, 2016 15:10
Ответить с цитатой

GoldenPear
:-)
Если уж на то пошло, мы тут все как бы в среде нашего языка :-) Но сколько реально им хорошо владеет? Даже тут на форуме видно, что количество "грамотеев" зашкаливает :-( А на конференциях я воочию наблюдаю, сколько реально вокруг косноязыких. большинство двух слов связать не может, хотя в своих областях они несомненные гуру.

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник Посетить сайт автора          
 

Nattty
Профессор
Профессор

На сайте с 31.07.13
В дневниках: 645
Откуда: Краснообск

 СообщениеДобавлено: Чт Май 19, 2016 16:05
Ответить с цитатой

Согласна с девушками про языки (и не только).
Одна только среда ничего не дает. Сколько примеров, когда иммигранты живут в стране и не говорят на ее языке (взять любой пример, хоть нашу необъятную родину, хоть Германию, хоть Америку). Только когда начинают УЧИТЬ грамматику и лексику, тогда худо-бедно дело начинает двигаться.
Я тоже гуманитарий чистой воды, но мне всегда интересно в языке копаться :oops: :oops: :oops:
Проектная деятельность - очень важная составляющая конечно и очень нужная, но она должна опираться на базу.
Неужели когда дети проходят новую тему в школе, им неинтересно? Хотя бы чисто теоретически?
Кстати, я в школе очень любила физику. Обожала. Теория вся на 5 была)))) Но не могла решать задачи. Хоть убей. :cry: У нас классный физик был, возился со мной на всех практических занятиях и я еще на кружки оставалась, чтобы хоть как-то разобраться. Безрезультатно. Он всегда мне удивлялся, как так, в теории разобралась, а на практике не могу применить. Но я любила физику, мне интересно было. :-)

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 
Показать сообщения:   
Страница 2 из 4
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.
 

 

  

Powered by The Blog Mod by Hyperion & TheBlogMod.com
Powered by phpBB © phpBB Group
Weblog style by Hyperion