Подросток. Инструкция к пониманию

Вт Мар 14, 2017 21:29

[ Нейтральное Настроение: Нейтральное ]
[ Работаю Сейчас: Работаю  ]
Быть нормальным в период
отрочества – само по себе ненормально
А. Фрейд

Информация про возрастные кризисы в жизни человека стала доступна и широко известна с конца ХХ века. И уже никого не удивишь тем, что в течение жизни бывают трудные периоды, когда происходят серьезные психологические и социальные изменения. Все люди переживают возрастные кризисы. Конечно, длительность и сила эмоционального дискомфорта индивидуальны и зависят от многих обстоятельств. Например, от врожденных качеств, таких, как темперамент, стрессоустойчивость, прошлого жизненного опыта человека и среды, в которой он находится и пр.
Самыми известными возрастными кризисами являются кризис трех лет, подростковый кризис и кризис середины жизни. В поведении трехлетки кризис проявляется в возникновении собственного мнения и негативизма, которые выражаются в том, что милый малыш начитает активно отвечать «нет» на предложения родителей. В этот трудный период происходит социальное рождение ребенка и его психологическое отделение от мамы. Малыш уже способен различать свои потребности и готов отстаивать свое мнение. Дальше – больше. Ребенок взрослеет и с 11-13 лет вступает в период полового созревания, когда происходят серьезные изменения в теле и психике и итогом этой глобальной физиологической и психологической перестройки должно стать появление взрослого, ответственного и самостоятельного человека. Во время подросткового кризиса происходит рождение личности и для этого взрослеющему ребенку необходимо ответить себе на вопрос «Кто я?», научиться автономии и начать отделяться от родителей, чтобы через несколько лет стать психологически зрелым и самостоятельным взрослым.
Половое созревание и подростковый кризис Каждый возрастной кризис связан с серьезными физическими и психологическими изменениями. Совершенно очевидно, что многие родители с тревогой ожидают начало полового созревания (пубертата) и подросткового кризиса у своего чада. Период от 13 до 18 лет считается переходным от детства к взрослости и именно на эти годы приходится подростковый кризис. Это годы, когда происходят глобальные изменения тела и психики ребенка, по скорости изменений сравнимые только с периодом беременности и первым годом жизни. Обычно у девочек половое созревание начинается раньше, чем у мальчиков на 1-2 года. В это время у ребенка увеличивается аппетит, он набирает вес, откладывается жирок и появляются вторичные половые признаки: растут волосы в подмышечных впадинах, у девочек увеличиваются молочные железы, а у мальчиков увеличиваются яички. Следующий этап созревания – период активного роста, когда ребенок в течение нескольких месяцев может вырасти на 7-15 см. Что же происходит с ребенком в это время? Физические изменения периода созревания регулируются гипофизом, железой, размером с горошину, находящуюся у основания головного мозга. Гормоны гипофиза стимулируют работу щитовидной железы, надпочечников, яичек у мальчиков и яичников у девочек. Причем, подготовка организма ребенка к пубертату начинается в 8-9 лет, а первые изменения мы замечаем в 10-11 лет у девочек и в 11-12 лет у мальчиков.
Пубертат (половое созревание) заканчивается временем, когда появляется возможность к рождению собственных детей: для девочек это 12-15 лет, а для мальчиков – 14-16 лет. И здесь тоже проявляется серьезная проблема современного общества: сексуальная зрелось наступает на 6-10 лет раньше времени социальной зрелости и началом периода взрослости, возраста, когда человек может себя финансово содержать и быть в полной мере самостоятельным и не зависеть от своих родителей. Также в годы от созревания до наступления взрослости, юноше или девушке необходимо выбрать будущую профессию и получить соответствующее образование. Эти же годы являются временем, когда активно формируется «Я», личность человека, подросток учится выбирать себе друзей и у него появляется первая любовь.
Возраст от 11 (12) до 15 (16) лет Именно эти годы могут быть особенно трудными как для взрослеющего ребенка, так и для его родителей. Подростки, и родители подростков сталкиваются с большим количеством трудностей. Дети и подростки растут и развиваются неравномерно. В этом возрасте такая асинхронность может быть особенно заметна и тревожить как детей, так и родителей. Например, при раннем физическом развитии, когда ребенок выглядит физически более сформированным, чем одноклассники, он может стать более эмоционально уязвимым. Родители могут предъявлять к нему повышенные требования, которым взрослеющий ребенок еще не может соответствовать в силу неравномерности своего физического, интеллектуального развития и недостаточно сформированной способности к саморегуляции. И, при этом, мальчики подростки, опережающие в своем физическом развитии сверстников, находятся в более выгодном положении, т.к. более авторитетны для друзей и одноклассников. Также стоит учитывать, что в этом возрасте девочки и мальчики могут отличаться в физическом, интеллектуальном и социальном развитии на 3-4 года. Обычно пубертат у девочек начинается раньше, чем у мальчиков – одноклассников. Девочки, развивающиеся рано, вызывают тревогу у родителей, и могут сталкиваться с большим количеством трудностей: разные интересы с подругами – одноклассницами, у которых еще не начался пубертат, эмоциональная ранимость из-за быстро меняющегося тела и также эмоциональная неустойчивость, свойственная для любого подростка. Стоит учитывать, что как ранее созревание, так и запаздывания в темпах роста и физического развития, могут являться серьезным психологическим испытанием для ребенка.
Физическое развитие Можно сказать, что в этом возрасте организм функционирует на пределе своих возможностей и для взрослеющего ребенка важны условия жизни, режим дня и отношения с родителями. Например, в период взросления важно, чтобы ребенок регулярно кушал, т.к. раздражительность может проявляться в ответ на чувство голода и сниженную способность к саморегуляции. Быстрый рост приводит к постоянному чувству усталости, дети жалуются, что у них болят руки и ноги, а значит, ребенку необходим режим дня и достаточное время на сон. Родителям стоит быть внимательными к жалобам ребенка на физическое состояние еще и потому, что в этом возрасте начинают проявляться многие тяжелые болезни.
Интеллектуальное и нравственное развитие В этом возрасте подросткам становятся доступны формально-логические операции, абстрактное и научное мышление. Поэтому именно сейчас можно говорить о появлении интересов, которые в последствие станут профессией человека. В результате различных исследований установлено, что уровень формально-логического мышления формируется менее, чем у 50% старших школьников. И применять эти возможности мышления подросток будет только в важных ситуациях, вызывающих интерес. В начале пубертата у ребенка может падать мотивация к учебе и успеваемость в школе. И данное обстоятельство также беспокоит родителей. Из-за развития абстрактного мышления ребенок становится неудобным, конфликтным, комментирует действия родителей, подмечает все недочеты и несоответствия между их словами и действиями. Появляются устойчивые нравственные ориентиры и нормы, и четкое представление, что хорошо-плохо, приемлемо-неприемлемо. Нравственность и ценности формируются у ребенка с самого раннего возраста в процессе воспитания родителями и от взаимодействия с другими значимыми людьми. В этом возрасте ребенок отделяется от родителей и значимым окружением становятся друзья. Именно поэтому родители испытывают серьезную тревогу из-за того, что ребенок отдаляется и становится более скрытным. Серьезные опасения возникают у родителей, чьи дети попадают в плохую компания. А сейчас ситуацию осложняет виртуальный мир, социальные сети и виртуальные контакты, которые невозможно контролировать родителям.
Основные задачи развития в подростковом возрасте
1. Независимость и автономия По данным европейских исследований, около 60% подростков доставляют серьезные трудности родителям. Особенно актуальной становится проблема эмоционального отделения ребенка от родителей и, соответственно, все острее проявляет себя противоречие между новыми правами, на которые претендует ребенок, и ответственностью, необходимую для этого взять на себя.
В вопросе прав и обязанностей подростка родителям стоит проявлять последовательность и настойчивость. Независимость суждений и поведения ребенка прочно связана с самоконтролем. Формирование самоконтроля начинается с раннего детства и возможно только при внимании и последовательности со стороны родителей.
Как происходит формирование самоконтроля? Этот процесс проходит 2 стадии. Вначале, с раннего детства, родители контролируют ребенка и обеспечивают ему определенный режим дня, помогают справляться с трудностями и полностью организуют его жизнь. По мере роста и взросления, родители начинают позволять ребенку самому поддерживать режим дня и выбирать себе интересные занятия. Обычно такая постепенная передача ответственности и контроля начинается после 7-8 лет. Контроль родителей является внешним и постепенно он заменяется на внутренний контроль ребенка. Хорошим вариантом является, когда самоконтроль формируется к 18-20 годам. Показателями самоконтроля являются умение планировать и организовывать свою жизнь, расставлять приоритеты и достигать поставленные цели. Если мы посмотрим вокруг и обратим внимание даже на взрослых людей, то легко заметим, что самоконтроль и возможность автономно поддерживать свою жизнь – не обязательные качества характера взрослого человека. И поэтому родителям не стоит ожидать, что по достижению 16-18 лет ребенок сам по себе станет организованным и начнет с легкостью планировать и реализовывать поставленные цели.
2. Формирование личности (идентичности) Формирование идентичности, по мнению Э. Эриксона, это процесс самоопределения, целью которого является создание представления о своем месте в жизни, определяет направление, цели и смысл будущей жизни человека.
Этот процесс также начинается с раннего детства с отношения родителей (особенно мамы) к ребенку. После достижения возраста 3х лет расширяется список людей, оказывающих влияние на ребенка и на его представление о себе. Теперь в эту значимую группу входят воспитатели детского сада, другие дети с которыми будет дружить ребенок, или с которыми окажется рядом. И так дальше, по мере роста и взросления эта группа значимых людей (референтная группа) будет только расширяться.
И в подростковом возрасте ребенку придется интегрировать в себя опыт взаимодействия с разными людьми, разные ситуации, которые происходили в его жизни и сформировать свою личность (идентичность, Я-концепцию, Я). Представление о себе, сформированное к 20-25 годам будет основой для самооценки, представления о себе и выбора стратегий поведения во взрослой жизни.
Для того, чтобы ребенок рос с позитивным представлением о себе, родителям необходимо создавать ситуации, где ребенок будет успешен, предлагать занятия, в которых смогут проявиться его способности. Такую стратегию родителей принято называть «Опыт формирования удач ребенка» и стоит помнить про важность и необходимость ситуаций достижения целей, успеха. Именно на такой основе можно сформировать устойчивую самооценку и также опыт удач является гарантией от многих трудностей подросткового возраста. Например, уверенный в себе ребенок с доверительными отношениями с родителями имеет минимальные шансы для попадания в плохую компанию. Подростку необходима компания, группа сверстников, это тоже особенность возраста, просто когда у ребенка есть надежные друзья к 12-14 годам, то очень редко может возникать желание проявлять себя плохими поступками.
3. Потребность в близких отношениях со сверстниками И это тоже совершенно новая задача именно этого возраста!
Уже с началом обучения в школе дети начинают отдаляться от родителей. Появляются новые друзья, первый учитель, авторитет которого часто бывает гораздо выше родительского. И с этого времени детям более привлекательными становятся группы сверстников одного с ними пола, и нахождение в такой группе, и хорошие отношения со сверстниками постепенно становятся важнее близких и доверительных отношений с родителями. Общение в такой группе также помогает ребенку понять кто он и какой он. Наличие хороших друзей также способствует приобретению опыта получения удовольствия от общения, от совместных дел и развлечений.
В подростковом возрасте активно развиваются зоны мозга, регулирующие ощущение удовольствия. Именно в этом возрасте дети пробуют психоактивные вещества: никотин, алкоголь, наркотики. И это является серьезной проблемой, т.к. по данным исследований если подросток до 15-16 лет регулярно выпивает, то у него возрастают риски формирования алкоголизма в более взрослом возрасте. Также проблемой является сексуальная активность в этом возрасте. Последствиями раннего начала половой жизни являются инфекции, передающиеся половым путем и ВИЧ. Незащищенный секс также приводит к беременностям, большинство из которых прерываются. По данным социологических опросов, в европейских странах и России, 80% подростков начинают половую жизнь в 15-17 лет. Это реальность и запретами проблему с сексуальной жизнью подростков не изменить…
Из-за возрастной склонности к рискованному поведению, подростки могут причинить серьезный вред собственному здоровью. И поэтому именно родителям стоит задумываться, каким образом сделать захватывающей и интересной жизнь своего взрослеющего ребенка.
Подростковый возраст является временем перехода от детства к взрослости. Серьезные физические изменения тела ребенка, изменения в работе головного мозга влекут за собой глобальную психологическую перестройку. Иногда может казаться, что милый, родной, любимый ребенок превращается совершенно незнакомого, эмоционально неустойчивого и плохо предсказуемого незнакомца. Этот возраст перехода от детства к взрослости и сам подростковый кризис продолжительны по времени. И часто бывает, что к таким масштабным изменениям не готовы ни родители, ни дети. И без хороших, доверительных отношений с ребенком в более младшем возрасте, к сожалению, невозможно гладко пережить бурю подросткового кризиса.
Чтобы лучше понять трудности, с которыми сталкивается подросток в период физического созревания и психологического взросления, стоит вспомнить себя в этом возрасте: свое физическое и психологическое состояние, трудности с родителями, с учителями, которые были у нас и то, как нам удалось пережить это непростое время. Взросление собственных детей – это время, когда стоит стать ребенку старшим товарищем и наставником. Дети не являются копией своих родителей, они не должны и не могут реализовать все наши амбиции… Они просто вырастают, становятся взрослыми и основная задача родителей состоит в помощи и поддержке собственного взрослого ребенка, в поддержании с ним доверительных отношений. Тогда есть все шансы, что со своими трудностями, подросток пойдет к родителям и совместно их можно будет преодолеть!
«Посеешь младенца – пожнешь бурю» (Д. Винникот) Рекомендации родителям подростков:
Как понять подростка и пережить его трудный возраст?
1. С пониманием и уважением относиться к своему взрослеющему ребенку. Эмоциональная нестабильность – норма для периода полового созревания. Организм активно растет, серьезные изменения затрагивают головной мозг и пока не завершится рост и формирование тела, не стоит ожидать эмоциональной стабильности и хорошей саморегуляции. Как раз сейчас от родителей требуется внимание, сочувствие и поддержка.
2. Сохранять родительскую позицию, т.е. доверительные отношения с ребенком и при этом внимание и разумные ограничения. Такая позиция в отношениях с ребенком помогает формированию самоконтроля. Если ограничений слишком много и они слишком жесткие, то ребенок будет бунтовать! Поэтому задача родителей поддерживать баланс между собственным контролем и самостоятельностью подростка. Необходимо сохранять настойчивость и быть последовательными.
3. Продолжать формировать ответственность и подчеркивать, что права взрослого человека подразумевают обязанности и самоограничения.
4. Минимизировать количество запретов и договориться про основные «горячие точки» контроля. Для многих родителей основную зону контроля можно сформулировать следующим образом: «Мой долг защитить тебя от всего, что угрожает твоему здоровью, учебе, жизни».
5. Обращаясь к психологу по поводу трудностей с подростком, стоит знать, что работа со специалистом потребует участия и сотрудничества родителей и подростка. В некоторых случаях, такая работа может продолжаться несколько лет. Если родители не справляются со своим взрослеющим ребенком, то хороший контакт ребенка с психологом позволит решить часть его трудностей и будет существенной помощью и поддержкой для родителей.

 Написано: Татьяна Sk
>> Другие записи в категориях: родителям школьников, детско-родительские отношения, воспитание ребенка, если с ребенком трудно

Автор Сообщение
Комментарии к этой записи отсутствуют.
Показать сообщения: