не зал и не палуба


нужные книжки: итого

Чт Дек 21, 2017 21:03

Зря я надеялась, что посты будут небольшими.
Приятный результат от этой серии я получила: подобрала себе очень правильную художественную книжку на декабрь, предельно похожую на большой и красивый подарок под ёлку. Дочитываю. Жалко, что кончается. Но у неё продолжение есть.
А здесь, чтобы серия была закончена, нужен заключительный пост.

Возвращаюсь к тому, с чего начала. К балладе В.Высоцкого.


Песня эта мне всегда нравилась и нравится до сих пор. За первые две строки, задающие ритм и настрой. За такую тривиальную, но такую ценную и живую в данном тексте идею - применимости книг. За то, как неплохо, если приглядеться, рисует автор механику применения.
За это я готова легко простить ему видение жизни исключительно как борьбы, с неизбежной потерей героем друга и неизбывными готичными гробами. Что поделать - таковы уж пафос и жанровые особенности.
О пафосе и жанровых особенностях.
У текста два названия: "Баллада о борьбе" и "Баллада о книжных детях". В пору романтизма "балладой" в русской поэзии называлось сюжетное стихотворение, действие которого происходит в не повседневном антураже. Для романтической баллады нужны три составляющие: персонажи (необычные), сюжет (интересный) и пафос (допустимый, но не обязательный). Примеры: переводы В.Жуковского.
Скрытый текст:
Прочтите/перечитайте "Смальгольмского барона", кстати - дивной же сказочной красоты вещь. А "Перчатка" Шиллера в его же переводе - ну чудо же что такое.

К моменту создания текста В.Высоцкого для того, чтобы стихотворение именовалось "балладой", достаточно было двух компонентов. Сюжет уже не был нужен, а вот пафос - уже был обязателен. В данном случае, "книжные дети" - это персонажи, а "борьба" - это как раз пафос.

Учитывая обстоятельства времени и места, я готова простить Семёнычу даже то, как он сбивается на поучительный тон в финале. Что поделать - он ведь уже взрослый. А взрослые, рекомендующие детям читать книги - они такие... назидательные.
В конце концов:
Средь оплывших свечей и вечерних молитв,
Средь военных трофеев и мирных костров
Жили взрослые люди, не знавшие битв,
Изнывая от мелких своих катастроф.
Взрослым вечно досаден их возраст и быт...

...что? скажете - нет?..:)
Вот только что "одежды" латать взрослым приходится уже самостоятельно.
И если ещё чуть-чуть приглядеться, то настойчивое назидание поэта обращено не к ребёнку. Оно как раз - в адрес того, чьё детство уже позади.

Самое интересное в балладе всё же не назидание и не персонажи с их пафосом, а как раз то, что осталось от сюжета.
До того, как начинается нравоучение, звучит очень любопытное такое четверостишие:
А в кипящих котлах прежних воен и смут
Столько пищи для маленьких наших мозгов.
Мы на роли предателей, трусов, иуд
В детских играх своих назначали врагов.

И вот я даже спрашивать не буду, где же это взяли лирические герои таких покладистых врагов, всегда готовых играть с ними в их игры на отрицательных ролях. Вот не смешили б меня поэты - фиг бы я их читала.
Но само упоминание игры, которой становится книга, прежде, чем стать частью образа действий - это вообще-то достаточно серьёзно. И оно стоит того, чтобы ценить данную балладу. За одно только это.

 Написано: Sestra Karlotta

>> Другие записи в категориях: нужные книжки
Страница 1 из 1
Автор Сообщение

Надя-Райздрав
Академик
Академик

На сайте с 15.12.08
В дневниках: 18644
Откуда: Новосибирск, Центр

 СообщениеДобавлено: Чт Дек 21, 2017 21:12
Ответить с цитатой

Да. Как человек, выросший на Высоцком и это...ммм...закономерно его не обожающий, прямо подпишусь под твоими словами. Да и Баллада о любви у него тоже меня цепляет. Хотя, и пафосно местами :aga-aga:

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
 

Sestra Karlotta
Аспирант Сибмамы
Аспирант Сибмамы

На сайте с 05.04.14
В дневниках: 4038
Откуда: Новосибирск

 СообщениеДобавлено: Пт Дек 22, 2017 5:56
Ответить с цитатой

Надя-Райздрав писал(а):
Да. Как человек, выросший на Высоцком и это...ммм...закономерно его не обожающий

вероятно, я представляю, о какой закономерности идёт речь
любопытно, что эта закономерность строго противоположна основной идее баллады Высоцкого - идее о "нужных книгах" детства
Цитата:
Хотя, и пафосно местами

Не соглашусь. Достоинство поэзии Высоцкого как раз в том, что у него высокая патетика (пафос), сколь угодно яркая и напряжённая, не переходит в пафосность (наигранное воодушевление, искусственную значительность). Второе характерно, скорее, для гражданской лирики Евтушенко.

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
 
Показать сообщения:   
Страница 1 из 1
 

 

  

Powered by The Blog Mod by Hyperion & TheBlogMod.com
Powered by phpBB © phpBB Group
Weblog style by Hyperion