Краткая характеристика этапов развития детской игры

Пт Мар 23, 2018 17:41

Игрушки, поддерживающие развитие игровой деятельности (по этапам).

Возраст 1-2 года:

Индивидуальная игра – играют сами с собой в присутствии других детей, у каждого – своя игра), отношение к товарищу как к интересному объекту; постепенно начинают наблюдать друг за другом, подражать движениям и мимике. Часто отбирают игрушки друг у друга (нужно несколько наборов игрушек), ссорятся из-за них; диалога нет.

Игры, направленные на:

- закрепление и проверку способности запоминать – исчезновение предметов и людей из поля зрения ребенка (с 8-9 мес.);

- использование предметов для определенной цели – с предметами, которые можно возить за собой, подтягивать или толкать (с 8-9 мес.);

- понимание причинно-следственного взаимодействия – предметы, производящие шумы и звуки (с 8-9 мес.).

Игра, отражающая пространственные понятия (понимание пространственных отношений между предметами) – игра «одно в другом» (с 9 мес.), вертикальное строительство (с 15 мес.), горизонтальное строительство (с 21 мес.), горизонтальное и вертикальное строительство (с 30 мес.).

Игра символически-подражательного характера (понимание функционального назначения предметов, смысла тех или иных действий и способов поведения):

- функциональная игра (воспроизведение повседневных бытовых действий взрослых, с 12 мес.);

- репрезентативная игра (покормить мишку, уложить куклу спать, с 15 мес.);

- символическая игра (приписывание, назначение определенной функции неопределенному объекту, развитие фантазии (игры с природным материалом), с 18 мес.);

- секвенциальная игра (с кукольной комнатой, с хлевом с животными и т.п., с 21 мес.).

Распределение предметов по категориям (присоединение предметов друг к другу на основании определенных признаков, деление на группы, сортировка, с 21 мес.).

Игрушки:

- платки, коробки, ведерки, стаканчики, кружки, кастрюльки, не бьющиеся банки/бутылки и т.п. разных размеров и цветов*;

- каталки, машинки на веревочках, на палочках*;

- игрушечная железная дорога (деревянная), кубики (чурбачки, кусочки дерева);

- хлев с деревянными животными;

- кукольная комната, кроватки, кухня;

- куклы (большие), плюшевые мишки/зайцы*;

- кукольная посуда, ложки, щетки для волос, игрушечный утюг, игрушечные ручные инструменты, веник/швабра, щетка, предметы домашнего обихода;

- песок, крупа, грецкие орехи, каштаны, пробки, вода;

- кусочки дерева, камни (осторожно!), ракушки;

- пирамидки разных форм и размеров, кольца, надеваемые на палку*;

- паззлы-вкладыши, простые сортеры*;

- колокольчики, погремушки, музыкальные инструменты;

- пальчиковые краски, восковые мелки, соленое тесто, глина, разведенный крахмал;

- мячики разных размеров, мешочки с крупой/песком;

- подушки, маты, коврики, платки из ткани.

- сенсорный бассейн, горка*.

Важно: количество игрушек того или иного типа должно соответствовать количеству детей в группе.

Возраст 2-4 года:

Параллельная игра – дети рядом, но отдельно друг от друга, играют в одну и ту же игру.

Совместная игра (около 3 лет) – делятся игрушками, действуют по очереди, помогают друг другу; интерес к взаимодействию больше, чем к процессу (сюжету) игры.

Развернутая сюжетная игра (после 3 лет) – события в игре принимают неожиданный оборот («приключение») – внесение в игру эмоционального напряжения, динамичности; нарушение сложившихся игровых «стереотипов», появление роли «спасателя» - действия выполняются не ради них самих, а ради осуществления определенного отношения к другому играющему в соответствии с взятой на себя ролью.

Игра-драматизация (после 3 лет) – вместе с взрослым, он – режиссер, дети – актеры, сюжет из сказки или мультфильма. Задача – не отступая от сюжета, точнее воспроизвести роль персонажа. По мере ориентации детей в сюжете можно отходить от сценария, начинать фантазировать; дети активно участвуют в развитии сюжета.

Фольклорные игры – музыкально-ритмические, цепочки, хороводы (после 3 лет).

Дворовые игры (после 3 лет, самое начало).

Игрушки (постепенно убираются/заменяются пункты (*) из предыдущей группы, если дети теряют к ним интерес); добавляются:

- крупные бусины, пуговицы, проволока, волшебный мешочек*;

- малярный скотч, прищепки;

- матрешки, фигурные паззлы*;

- сумочки, мешочки;

- машинки (разные по размеру и назначению), горки, домики*;

- кукольная семья (дяди/тети/мальчики/девочки/бабушки/дедушки);

- кукольная мебель, коляска, ванночка, губка, тряпочки для заворачивания, одежда*;

- игрушечная еда;

- разные звери (знакомые по сказкам - кошка, собака, мышка, медведь, волк, лиса, заяц);

- большие коробки-домики, платформы для удержания равновесия, батут, качалки, гамаки, палатки, тоннели/норки*;

Важно: количество игрушек того или иного типа должно соответствовать количеству детей в группе.

4-7 лет:

Кооперативная игра (с 4 лет) – совместное осуществление некоего плана, распределение ролей (напр., строительство города в песочнице).

Сюжетно-ролевая игра (от 5 лет) – основным содержанием игры становятся отношения между людьми, а также выполнение правил в соответствии с взятой на себя ролью. Проигрывание жизненных ситуаций, требующих определенных ролей и соблюдения правил.

Игры по правилам (после 6 лет) – действия ребенка и его отношения с другими участниками игры определяются правилами, которые должны выполняться всеми, что требует высокой степени способности к произвольному поведению (напр., настольные игры, дворовые, спортивные).

(Постепенно убираются/заменяются пункты (*) из предыдущей группы, если дети теряют к ним интерес). Важны:

- возможность масштабного строительства из мебели и крупных предметов (широкие доски, столы, скамейки);

- одежда, костюмы для переодевания, плащи, шляпы;

- медицинские инструменты, весы, классная доска, атрибуты профессий;

- разные животные (наблюдать, используют ли, и как);

- плетеные шнуры и веревки, большие ткани;

- чурбачков, коряг, кубиков и железной дороги должно быть много (если дети их используют для совместной игры);

- много разных прочных емкостей для насыпания, разнообразные природные материалы – строительные и сыпучие, и их должно быть достаточно, палки (осторожно!);

- дорожки с шариками, сложные паззлы, кегли;

- настольные игры: простые лото, домино, мемори;

- книги для рассматривания (с подвижными картинками лучше всего);

- жидкие акварельные краски (для живописи по-мокрому), широкие кисточки, воск для лепки.

При подготовке текста использовались материалы ЦЛП (Москва), (по семинару И.Ю. Захаровой).

Составила: М.В.Краснова, https://firstpsy.com/blogs/articles/kratkaya-harakteristika-etapov-razvitiya-detskoy-igry/


 Написано: Firstpsy
>> Другие записи в категориях: детские игры, играть, игрушки, детская психология, дети, детская игра,

Автор Сообщение
Комментарии к этой записи отсутствуют.
Показать сообщения: