не зал и не палуба


не говори красиво, друг Аркадий (с)

Ср Май 30, 2018 7:33

И ведь никто, между прочим, не заступился за Аллу Демидову, когда я привела её чтение как негодный образец. А там, между прочим, было всё не так уж плохо. Вполне такая приличная сценическая декламация. Бывает куда страшнее.
Анна Андреевна Ахматова вообще сочинила феноменальный текст. Кажется, его просто невозможно прочесть плохо. Он читает сам себя через исполнителя. Принимает на себя любые подходы и любые погрешности, как данность и часть мироздания.

Но только один человек нашёл исполнение Демидовой хоть чем-то интересным и привлекательным.
...и с чего бы это... даже удивительно... :mrgreen:

Безо всяких просьб трудящихся. Ещё раз. О "декламации" как феномене.
Я взяла ролик именно Аллы Демидовой, потому что в нём отчётливее всего слышно именно то, что связано с этим феноменом.
Вот здесь (она же)
Скрытый текст:


слышно ещё лучше то, чего учили не делать будущих педагогов.
Как было сказано в комментариях, их учили "не декламировать".

Смотрим словарное определение.
Словарь Ожегова:
Цитата:
ДЕКЛАМИ́РОВАТЬ, -рую, -руешь; -анный; несов., что. Выразительно читать, произносить (художественный текст).

Казалось бы: господа педагоги, в чём дело?... почему бы... что же теперь - не выразительно произносить что ли?
Словарь Ушакова:
Цитата:
ДЕКЛАМИ́РОВАТЬ, декламирую, декламируешь, несовер. (от лат. declamo).
1. (совер. продекламировать) что. Выразительно произносить художественные произведения. Декламировать стихи.
2. (совер. нет) без доп. Говорить торжественно, напыщенно, непросто (книжн. ирон.).

Вот. Так - понятнее.
Будь проще и дети к тебе потянутся, не устраивай из чтения детям стихов пафосные сценические антраша.
Вполне разумное требование.
Было бы. Если бы одновременно не навешивался дополнительно ярлык "фу так делать" на целый набор речевых и поведенческих приёмов. Иногда весьма полезных в домашнем хозяйстве.

Я по прежнему считаю исполнительскую манеру Демдовой не лучшим образцом чтецкой работы.
Лучше уж послушать того, по чьей "вине" она преподносит стихи таким образом.
Режиссёр Театра на Таганке Юрий Любимов:


Да, именно он требовал от своих артистов немодной в те времена "декламации".

И совсем уж первоисточник.
Та самая тёмная вуаль, что была школьным почерком переписана в неисчислимое количество девичьих тетрадей, не исключая тетрадку моей лично матушки...
Читает автор:

комментарии читаю, продолжение следует (когда - зависит от погоды, моего самочувствия и активности аудитории)

 Написано: Sestra Karlotta

>> Другие записи в категориях: тетрадь по физкультуре
Страница 1 из 1
Автор Сообщение

MariElena
Профессор
Профессор

На сайте с 13.12.11
В дневниках: 5775
Откуда: Ключ-Камышенское плато

 СообщениеДобавлено: Ср Май 30, 2018 9:20
Ответить с цитатой

Очень интересно.
Думаю некоторые стихи рождены, чтобы читать их пафосно, а некоторые требуют шепота и и.д.
Интересно как Вы относитесь к творчеству Толкалиной. Она в своем инстаграме часто читает стихи.

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 

Ranetka
Академик
Академик

На сайте с 07.05.06
В дневниках: 17715
Откуда: Новосибирск, Академгородок, Щ

 СообщениеДобавлено: Ср Май 30, 2018 9:58
Ответить с цитатой

Приведенный для примера ролик, где читает Любимов, вообще отторжения не вызывает. Может быть в силу выбранного текста. Для меня такая декламация, как прием, добавляет стихам трагичности. Интанационно идет снижение в конце строки или предложения. Про войну - оно нормально, потому что да, трагично.

Полезность в домашнем хозяйстве, как я слышу, это усиление ритма за счет спокойного двух-трех аккордного произнесения текста. К чему добавлять мелодическую обработку, если нет цели выводить эту самую мелодию? А может и не в цели даже дело? Точнее... мелодия отвлечет, станет превалировать над ритмом. А каждый ли у нас импровизатор и способен вывести мелодический ряд строго в соответствии с выбранным стилем подачи текста? А если мелодия не задается чтецом, то уж ритм то задан изначально автором. Значит, лучшее - враг хорошего. Достаточно дать ритм, а слушатель услышит текст, получив нужные колебания.

Другой момент. Текст, особенно длинный и сложный по смысловому наполнению ритмом легко «забить». Это ж труд - вычленить из барабанной дроби, о чем там речь вообще. На ритм в первую очередь реагирует тело, не мозг. ;)

Как слушатели, мы стали ленивее. Через все возможные динамики на нас прут эмоции, гипертрофированные не хуже, чем ритм при некоторых декламациях. Расчет на зеркальное восприятие и реакцию на маркерные слова и фразы. Если нам дают только ритм, начинается дискотека в стиле минимал)))

Когда мы читаем сами, что мы делаем? Да что умеем) Текст воспринимаем, понимаем, но способ передачи вполне в современных реалиях. Понаблюдать нынешних школьников, так каждый суслик агроном яркая индивидуальность, претендующая на исключительность. Школьники тут, потому что на их примере лучше видно, что и куда дальше :)

Мы старше, как ни странно, гибче. Но тексты, нас окружающие, они какой направленности? Что мы привыкли слушать и слышать? А, следовательно, что и как мы говорим?

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 

Ranetka
Академик
Академик

На сайте с 07.05.06
В дневниках: 17715
Откуда: Новосибирск, Академгородок, Щ

 СообщениеДобавлено: Ср Май 30, 2018 10:18
Ответить с цитатой

У фотографов есть такая штука - фотографии нужно «насматривать». Для выработки не только своего стиля, но и чтобы научиться видеть и отличать хорошее от обычного. Я думаю, этот прием есть в любом искусстве. Кажется, мы этим и не только этим здесь занимаемся)

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 

Sestra Karlotta
Аспирант Сибмамы
Аспирант Сибмамы

На сайте с 05.04.14
В дневниках: 4293
Откуда: Новосибирск

 СообщениеДобавлено: Ср Май 30, 2018 23:12
Ответить с цитатой

Malilina, я не эксперт. Если дадите ссылку на конкретную запись, я могу сказать, чем это с моей точки зрения может быть интересно.

Ranetka, виртуальные тренинги в мою задачу не входят хотя бы по причине неэффективности такого мероприятия. Но в рамках виртуальных клубных посиделок действительно можно наслушать кое-что интересное.
Цитата:
Что мы привыкли слушать и слышать? А, следовательно, что и как мы говорим?

Ну, ага. А педагоги вон говорят - всё больше детей с логопедическими проблемами.
С тем, чем приведённое здесь полезно в хозяйстве - всё достаточно просто. Здесь в явном виде слышен кусок техники речи, очень небесполезной не только для чтения стихов, но и для устной речи вообще. Потом попробую пояснить. Просто повтори ради интереса за Ахматовой или Любимовым то, как они читают, и отследи разницу в работе речевого аппарата, как ты её у себя чувствуешь. Можно записать и послушать себя.

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 

Хлорка
Академик
Академик

На сайте с 24.06.09
В дневниках: 14284
Откуда: Барнаул

 СообщениеДобавлено: Чт Май 31, 2018 0:13
Ответить с цитатой

Sestra Karlotta
с большим интересом читаю посты, но т.к в поэзии профан-профан, то ничего не комментирую. я ничего не понимаю в правильных декламациях. и чего и как работает. чисто на уровне ощущений: нравится-не нравится.

исполнение Ахматовой напомнило советский мультфильм середины прошлого века. про царевну и семь богатырей. такая же мелодичность.

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 

Viktoria sous le soleil
Студент
Студент

На сайте с 01.04.12
В дневниках: 410
Откуда: Академ, Щ

 СообщениеДобавлено: Чт Май 31, 2018 12:19
Ответить с цитатой

Чем хороша Ахматова - она понятна для женщин. Не думаю, что мужчина смог бы достойно прочитать ее любовную лирику. Ахматова есть в каждой женщине, даже в маленькой еще. Ее переживания, ее любовь естественны, просты и созвучны с состояниями женщины в разные периоды жизни. Ее лирика - это архетип. Я бы в шутку дополнила главу книги "Бегущей с волками" - женщина - бабочка, Василиса, Ахматова *)))

А Любовь Толкалина вот:


или

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 

Sestra Karlotta
Аспирант Сибмамы
Аспирант Сибмамы

На сайте с 05.04.14
В дневниках: 4293
Откуда: Новосибирск

 СообщениеДобавлено: Чт Май 31, 2018 22:38
Ответить с цитатой

Хлорка, как будто тут вообще кто-то (включая меня) что-то понимает в поэзии... кто вообще в ней хоть что-то понимает, если уж на то пошло. :)
Цитата:
исполнение Ахматовой напомнило советский мультфильм середины прошлого века. про царевну и семь богатырей. такая же мелодичность.
ага
примеры с пояснениями ещё будут
Меня совершенно пленило, с каким достоинством она старая читает стихи себя молодой. Космос.
...и ты послушай ещё раз - как она "не стой на ветру" произносит... так, что его голос слышно, голос несуществующего человека... обалденно просто

Viktoria sous le soleil, да, Ахматова попадает в очень базовые женские сюжеты.
Толкалина - это славно. Милое интернет-баловство. Не знаю, зачем она хочет съесть камеру, но вообще - живенько получается.
Скажем так... ей, с её подготовкой, так баловаться - можно. При попытке это копировать у человека менее подготовленного получится суета и манерное мельтешение.

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 

Хлорка
Академик
Академик

На сайте с 24.06.09
В дневниках: 14284
Откуда: Барнаул

 СообщениеДобавлено: Чт Май 31, 2018 22:41
Ответить с цитатой

Sestra Karlotta
Цитата:
...и ты послушай ещё раз - как она "не стой на ветру" произносит... так, что его голос слышно, голос несуществующего человека... обалденно просто

будто вообще другой человек произносит. пробирает, да.

Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник          
 
Показать сообщения:   
Страница 1 из 1
 

 

  

Powered by The Blog Mod by Hyperion & TheBlogMod.com
Powered by phpBB © phpBB Group
Weblog style by Hyperion