Книга «Елка. Новейшее издание для подарка в стихах и прозе» стала большим предновогодним сюрпризом издательства «Лабиринт Пресс». Дети и родители могут подробно ознакомиться с тем, как отмечали главный семейный праздник в дореволюционной России — и не только узнать много захватывающих вещей, но и поучаствовать в создании этой волшебной атмосферы.
В одном фантастическом романе героя отправляют в прошлое, — рассказывает составитель книги Елена Ким. — Нет-нет, никакой хитроумной машины времени, никаких технических чудес: он просто-напросто живет так, как жили в конце XIX века: у него в квартире газовое освещение и ледник вместо холодильника, он топит плиту, каждое утро мальчишка-разносчик доставляет ему свежие газеты столетней давности. И вот однажды вечером герой выходит из дома и оказывается в 1882 году.
В «Елке» мы день за днем, час за часом, в мельчайших подробностях переживаем предпраздничные вечера начала прошлого века. Липнет к пальцам тоненькое листовое золото для орехов, шуршит коленкор, из которого шьют маскарадные костюмы, «ослепительно белым светом» горит магний для освещения живых картин. В трубе гудит ветер, няня снимает нагар со свечи. Редкие еще автомобили «шумом и треском» моторов производят «смятение между лошадьми» (вот они-то как раз совсем не редкость), показательные полеты авиаторов собирают толпы зрителей, желающих своими глазами увидеть настоящее чудо — аэроплан, журнал «Малютка» недавно напечатал «стихотворную пьесу в стихах „Елка“» за подписью А. Э., буква «ять» здорово отравляет жизнь гимназистов.
Картинки из старых книг и журналов, рассказы, которые сто лет тому назад читали в только что вышедшем, пахнущем типографской краской номере «Светлячка» или «Задушевного слова» наши прабабушки, открытки, старательно надписанные в начале прошлого столетия, трогательные в своей наивности статьи с рассуждениями о небывалом техническом прогрессе, страницы каталогов, предлагающих купить «смесь конфект в изящной коробке», реклама, уверяющая, что «самый идеальный подарок на Рождество» — это граммофон, старинные елочные игрушки, все эти «звери штампованные разных фасонов», «звезды мишурные с желатином», «деды елочные с розгами и корзинкой», «таксы в тирольских костюмах» и «лягушки на лестницах» — все то, из чего складывался праздник в начале прошлого века.
В комнате полумрак, на елке поблескивают стеклянные шары, за окном медленно падают снежинки. Как в прошлом году. Как сто лет тому назад. Мерцают огоньки среди зеленых пушистых ветвей — электрическая гирлянда? Разноцветные свечки? Не разобрать. С улицы слышится звонок конки.
Эта книга — как заветная картонка со старинными елочными игрушками, которую раз в году достают с самой дальней полки шкафа, — поведала нам редактор Алла Солопенко. — Открывают бережно. Любуются. Забывают о времени, потому что вот оно, само время — хрупкое, кружевное, неизменное.
Так было и с нами, когда мы эту книгу делали. Замирали, разглядывая сокровища: открытки, книги и журналы, рекламные каталоги и, конечно, настоящие игрушки. На наших глазах произошло подлинное чудо: игрушки из трех российских коллекций встретились на одной елке. Мы искали ее по всему городу посреди весны, а после, затаив дыхание, наряжали пушистые живые ветки прекрасными, вековыми лошадками, бабочками, стеклянными бусами и ватными человечками-самоделками. Зажигали свечи. Наша машина времени сработала.