Семейный поход на Заилийский Алатау

Пт Авг 30, 2019 15:42

Когда год назад мы ездили в Алмату, а там — на канатке на Чимбулак, Сережка наотрез отказался отходить дальше нескольких метров от канатки. Говорил, что дальше — страшная Заилийка. Ну, оно и не мудрено, если дети, можно сказать, всю жизнь слушают рассказы о том, что и где было не просто в горах, а именно Заилийка в этих рассказах появляется как-то особенно часто.
А потом, неожиданно, когда стали обсуждать, куда же мы пойдем этим летом в семейный поход. Именно Сережа и потребовал на Заилийку. Сказал, что больше не боится, и хочет увидеть настоящие высокие горы. И про «Небесные горы» - Тянь-Шань, тоже не забыл.

Мы долго пытались придумать какой-то маршрут, чтобы и интересно было, и проходимо для нас. В итоге, получилось не очень логично и только по тем местам, где мы сами уже были по многу раз, но цель-то именно показать детям, так что сочли маршрут подходящим. Собрали рюкзаки, которые в этот раз были особенно ужасающими (дети по-прежнему почти ничего не носят сами, хотя мы им и купили хорошие рюкзачки и выдали туда их куртки). Мой рюкзак меня смутил настолько, что я даже не стала брать большой фотоаппарат. Надо сказать, пожалела об этом, но было уже поздно, так что фотки в этот раз совсем не очень.
И вот, мы уже снова едем в канатной дороге Медеу-Чимбулак. Где-то внизу — теплая солнечная Алмата, а впереди — суровые снежные горы.

Для начала: в качестве акклиматизации и просто дополнительной прогулки, чтобы посмотреть еще одну долину, у нас прогулка вверх по реке Малая Алматинка поближе к ледникам. Вдоль всей реки ведет грунтовая дорога. Ну как, дорога, наверное, там можно на чем-то проходимом проехать. Но для пешего передвижения дорога отличная. Мы и решили, что по этой дороге спокойно поднимемся до ледников. Хотя набор высоты там очень приличный получается — начинается дорога от Чимбулака, на высоте 2200 м, а доходит почти до ледников, где-то на 3600 м.

Вот по этой дороге мы и хотели подняться как можно дальше. Хотя уже через пару часов пути открываются первые ледники, а к обеду выходим уже выше зоны леса.

Идти оказалось не так просто. Ага, оказалось, так неожиданно, сколько раз хожу по этой дороге — столько раз «неожиданно» оказывается. Высота начинает чувствоваться уже к обеду. И у нас головы пухнут, и дети ныть начали. Но, надо сказать, это был самый «нытельный» день за весь поход — дальше все было нормально. Так что плохое настроение спишем на горняжку и акклиматизация.
А еще мы не учли, что идем в выходной день и по этой дороге будет очень много желающих прогуляться. В итоге, мимо идет какая-то просто толпа народу, а тут мы такие, с рюкзаками. Остальные все налегке — явно вечером уже планируют вернуться. Видели только одну группу альпинистов, которые ближе к вечеру ушли вверх по тропе на Альпинград.

А мы пообедали недалеко от метеостанции Мынжилки и попытались пойти дальше.
Но тут что-то пошло совсем не так. Дети устали, никуда уже не хотели, а у меня не было никаких моральных сил их тащить. Так что почти сразу после обеда встали на ночевку.

Место уже очень красивое — видно высокие ледовые пики, под ногами — цветы альпийских лугов, а совсем рядом бегают наглые толстенькие сурки.

Высота ночевки примерно 3200 м.

На следующее утро оставляем палатку на месте ночевки, а сами идем дальше вверх — смотреть ледники. Дорога переходит на другой берег реки и начинает подниматься круто вверх — там наверху еще одна метеостанция. Очень быстро заканчивается всякая трава, остаются только моховые кочки, похожие на гигантских лягушек, да редкие цевточки. А по ложбинкам уже появляется снег. Кстати, если вдруг кто не знает — вот этот серенький хиленький цветочек — и есть эдельвейс.

Доходим по дороге до поворота на ГМС Туюк-Су. Дальше не идем — от сюда уже отлично видно все окрестные вершины и ледники, а если пойти дальше, то моренные валы закроют весь вид — это мы уже проверяли. Так что устраиваем небольшую фотосессию на фоне высоких гор и портящейся погоды, а потом разворачиваемся вниз.

Я, в очередной раз, смотрю на суровую стену Игл Туюк-Су, но уже даже как-то не думаю, что когда-нибудь на нее залезу. Казалось бы, зачем на нее лазить, посмотрели и ладно. Но все равно рваный ледник уже много лет не дает мне покоя: как-то же его ходят!

После этого спускаемся вниз к палатке, а потом, уже с рюкзаками, возвращаемся вниз по дороге. Доходим почти до Чимбулака — завтра нам надо подняться на канатке выше. Пока мы спускаемся, погода портится окончательно: палатку ставим уже под дождем. Но в нашем распоряжении лес с огромными тяньшанскими елями, под которые дождь совсем не попадает.
На следующее утро идем на Чимбулак, чтобы уехать вверх, на Талгарский перевал. Вот только выясняется, что канатка работает только с 10 часов, а верхняя ее ветка — вообще с полодиннадцатого. Так что идти с перевала мы начинаем уже почти в 11 часов.

По дороге бросаю взгляд в другую сторону — на перевал Пионер, который в прошлом походе дался мне так тяжело. Вот смотрю я на него и чего-то вообще не понимаю. Мне умные люди говорили, что летом он спокойно ходится пешком по снегу и что мы там встряли из-за того, что в сентябре снег стаял и остался голый лед и все трещины открылись. Вот в этом году снега достаточно много, но трещины все равно видны даже из далека. Видимо, и тут глобальное потепление постаралось — ледники по всему миру тают, а значит и рвутся сильнее, и перевалы становятся сложнее.

Но в этот раз нам туда не надо. А надо нам вниз, в долину реки Левый Талгар. С перевала, да и дальше по нашему маршруту идет хорошая тропа. Правда, хорошая она для человека, который идет сам, а вот если дети хотят идти за ручку, то уже все не так просто. Но все равно везде спокойно проходится. Сначала полого вниз вдоль склона, с отличными видами на соседние горы.

А потом, когда заходим в лес, тропа начинает спускаться вниз очень круто. Не знаю уж сколько там метров того спуска, но явно больше километра высоты мы там сбрасываем.
А лес вокруг то такой прямо приятный, еловый с редким подлеском и ковром хвои, а то пятнами выгоревший много лет назад при пожаре.

К реке мы спускаемся уже ближе к вечеру. Теоретически, можно еще и дальше идти, но вроде и не зачем. Да и погода опять портится. Только мы поставили палатку, как начался прямо-таки проливной дождь. И вообще потом почти каждый день после обеда погода ломалась и шел то дождь, то снег.
Дальше наш путь идет вверх по реке Левый Талгар. На самом деле, почти не вверх, набор высоты там совсем минимальный. Да еще и по хорошей лесной тропе: что бы не идти?

Дети часто идут впереди - им интересно самим находить тропу, а нам хорошо, что они вперед идут, а не где-то сзади плетутся.

В лесу кое-где попадаются ягоды: земляника, малина, черная смородина. Так что периодически останавливаемся попастись. Правда, почему-то на фотографии у меня оказалась только ягода, которую мы не опознали, так что не ели. Вроде, на кизил похожа, но как-то не совсем.

Местами дорогу преграждают селевые выносы, которые накопились здесь за разные годы. Какие-то выносы лежат здесь уже десятки лет, наверное, еще до того, как тропу проложили. Есть более новые, но тоже хорош слежавшиеся. Когда-то один из этих выносов перегораживал реку и получалось красивое голубое озеро, но река промыла плотину и сейчас от селя осталась только безобразная куча камней по берегам.

Когда сели наконец-то заканчиваются и тропа снова уходит в лес, достаточно быстро доходим до красивых разливов реки с романтическим названием «Солнечная поляна». И в этот раз она снова вполне солнечная. Да и вообще, по-моему, это единственный наш день в походе, когда погода была хорошей до самого вечера.
Место, конечно, замечательная — сама поляна такая хорошая, лес еще вокруг, а ледники и высокие горы уже хорошо видны. И река такая красивая, молочно-голубая. Наверное, одно из самых эстетичных мест на Заилийке.

А утром еще и отражения в этих разливах-болотцах появляются!

На следующий день как-то прямо быстро доходим до того места, где Левый Талгар уже заканчивается. Вернее на самом деле, начинается — из слияния реки Туристов и реки Конституции. Нам теперь вверх по реке Туристов. И вот тут уже прямо вверх — сразу же от слияния тропа начинает круто подниматься на ригель и встречается с рекой уже метров на 200 выше.

Обедаем на косогоре.

Хотели быстро поесть и пойти дальше, но сначала дети сморились спать, прямо на склоне.

А потом погода опять испортилась и пришлось прямо на том косогоре и ночевать. Чуть ниже нашлось более-менее нормально место под палатку, так что дальше под дождем решили не идти. Тем более, что дождь так и лил до глубокой ночи, временами переходя в снег.
Утром погода отличная — солнце и прекрасные виды на горы. Пользуемся возможностью и идем вверх по тропе.

Вот только возможность была очень не долго — еще до обеда опять начался дождь со снегом. И, судя по закрывшим все вокруг облакам, конца ему опять сегодня не будет. Так что, хотя и очень хотелось подойти под перевал, пришлось ночевать даже не там, где нас застигла непогода, а вернуться немного вниз до ближайших удобных стоянок.
Там мы забились в палатку и сидели слушали, как дождь переходит в снег и стучит по тенту под жесткими порывами ветра. Других занятий в этот день уже не получилось.

Утром погода опять отличная и только слой ночного снега искрится на солнце, напоминая о вчерашней непогоде.

И это мы еще не в зоне вечных снегов, а вполне себе в зоне цветочков.

И все-таки, идем к перевалу. Сначала по тропе по огромной морене — нагромождению камней вокруг ледника. На самом деле, мы очень быстро оказываемся выше ледника, но идем по камням, а на лед выйдем уже только на самом перевале.

А нам на встречу начинают попадаться бегуны — сегодня какая-то гонка, они бегут с Большого Алматинского озера на Медеу, нам на встречу. Как раз вот этот весь наш маршрут, бегом. Надо сказать, очень впечатляет.

После них на перевале осталась не просто тропа, а прямо-таки траншея, по которой идти скользко и не удобно. Так что подниматься кое-где будем прямо по свежему снегу. Подъем на сам перевал не сложный, просто по снегу вверх. Подходы к нему гораздо тяжелее даются.

Зато виды с перевала просто чудесные — когда есть видимость. Но у нас ее опять не было. Так что вместо красивых видов нам достался ветер и набегающие облака. Но, тем не менее, мы поднялись на категорийный перевал — перевал Туристов, 1А. Да еще и такой высокий — 4000м. Это первый наш с детьми категорийный перевал.

И тут, на седловине я выяснила, что мои дети вообще не умеют прыгать. Я так мечтала о прикольных фотках с детьми «летящими» над горами. Но нет, прыгать они не умеют категорически.

Пока мы там прыгали и ели шоколадки, погода окончательно испортилась, так что спускаться начали уже под снегом и резкими порывами ветра. По все той же тропе доходим до первых же стояночек, и ставим палатку еще в зоне вечных снегов. Да, опять в обед ночуем. Нет, можно, конечно, надеть дождевики и идти дальше, но удовольствие, мягко говоря, сомнительное. Да и не посмотим ничего так. А раз время есть, то решаем не мучится, а опять ждать утра и погоды.

И вот, последний день. Сегодня нам предстоит спустится вниз, к Большому Алматинскому озеру, откуда нас заберет машина.
Здесь тропа очень быстро встречает старую грунтовую дорогу — когда-то по ней ходили на Иссык-Куль, но сейчас туда нельзя, потому что граница с Киргизией. И вообще не очень понятно, куда можно, а где погранзона.

В какой-то момент с дороги открывается отличный вид на Большое Алматинское озеро — среди темно-зеленого леса и желтоватой, уже выгоревшей травы, лежит молочно-голубое озеро.

И вот на дальнем берегу этого озера и заканчивается наш маршрут. Отсюда мы уехали в Алмату, туда где тепло и много фруктов. А снежные горы остались за спиной, до следующего похода.

Написано: Aysa
>> Другие записи в категориях: Походы, Путешествия, Средняя Азия, Дети смотрят мир

Torero
Золотые ручки 2009

На сайте с 21.12.05
В дневниках: 62002

СообщениеДобавлено: Пт Авг 30, 2019 16:10

Вы невероятные герои!
Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник Посетить сайт автора
Юша

На сайте с 18.10.04
Откуда: Новосибирск, ВЗ Академ

СообщениеДобавлено: Пт Авг 30, 2019 16:22

Отлично! Молодцы и родители, и дети!
RitaBonita

На сайте с 30.01.10
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Пт Авг 30, 2019 16:29

С такими родителями у мальчишек всегда будут самые крутые сочинения на тему "Как я провел лето" :yes:
Klyaksa

На сайте с 07.11.08
Откуда: г.Новосибирск, троллейный ж\м

СообщениеДобавлено: Пт Авг 30, 2019 16:38

я представила своих детей....хмм...наверное все же ЭТО должно быть в крови :in_love:
Фан-та-сти-ческие виды :in_love: :in_love: :in_love:
Дети, как и родители, супергерои!
Такое единение семьи :give_heart: , когда видишь как дети подросли, доросли до первых пробных шагов в совместных походах,это ж так круто!!
Aysa

Юша
:give_heart:

RitaBodita
:haha: ну, на счет "самых крутых" я сильно сомневаюсь - кто-то вон в Таиланд ездит, а об этом можно много интересного рассказать :-) но, что есть что вспомнить о лете - это точно.

Klyaksa
Главное, чтоб через несколько лет они не сказали, что родители достали их со своими походами :haha:
Смотрительница маяка
Влюблённая в Крым 2021

На сайте с 06.06.07
В дневниках: 20484
Откуда: Иваново

СообщениеДобавлено: Пт Авг 30, 2019 17:41

Вот это путешествие у вас :in_love: Фото фантастические :in_love: Мальчишки молодцы большие, что все прошли, а вы - что такой поход им организовали.
 Наташка
Вино из одуванчиков

На сайте с 28.05.04
Откуда: Петербург

СообщениеДобавлено: Пт Авг 30, 2019 17:42

Мое восхищение!!

Мне не хватает фото палаток ;) вы в одной спите? На сколько мест? Вообще интересно было бы, в каких местах ставится.
Идти с детьми за руку мне даже в городе по асфальту тяжело даётся, ты просто мать сотого уровня.

Трещины на ледниках покрываются снегом и по ним можно идти? Снег не провалится в трещину под весом человека?

Что значит - тропа поднимается на ригель?

Я думаю, бегуны очень впечатлилась вами, идущими тут с детьми ;)))
 Наташка
Вино из одуванчиков

На сайте с 28.05.04
Откуда: Петербург

СообщениеДобавлено: Пт Авг 30, 2019 17:46

Теперь у детей будет задача на год - учиться выпрыгивать вверх ;) со шкафа на кровать.

Очень красиво, но да, все равно жаль, что нет фото с большого фотоаппарата.

Слушай, виза ж не нужна? Вы туда чем, самолетом?
Хотелось бы на авто, но столько ужасов я наслушалась про казахских пограничников.
Кьяра10

На сайте с 09.10.11

СообщениеДобавлено: Пт Авг 30, 2019 17:55

Невероятные пейзажи, хочу туда! Но я слабак, мне до ваших детей далеко.
Aysa
С Камчаткой в сердце

На сайте с 13.03.12
Откуда: Академгородок, Щ

СообщениеДобавлено: Пт Авг 30, 2019 18:09

Суламифь
:give_heart:

Наташка писал(а):

Да, мы спим в одной палатке. Сейчас у нас четырехместная, но ее нам откровенно много - и слишком тяжелая и слишком просторно - холодно.

Я вообще люблю за руку ходить - и с детьми, и с мужем. По городу мы почти всегда за руку ходим. Но по городу это же не для страховки, это просто, чтобы рядом быть, поэтому это не тяжело.

Наташка писал(а):

Что значит - тропа поднимается на ригель?

Ригель - это такой крутой подъем из долины в долину. Иногда там водопад, например, бывает. Т.е. ты сначала идешь более-менее по ровной долине вверх по реке, потом доходишь до того места, где река прям круто вниз с горы падает. Вот это ригель. А там выше часто бывает еще одна, так называемая, висячая долина, тоже более-менее ровная, где река течет поспокойнее.

Я думаю, бегуны очень впечатлилась вами, идущими тут с детьми ;)))

Мне кажется, тех бегунов уже ничем не удивишь :haha: