не зал и не палуба


субботняя драматургия: студенческое

Сб Май 30, 2020 18:53

Зря мне тут сказали, что с моей подачи кто-то прочёл Шекспира. Повод продолжить "драматургию для бедных".
Зря я упомянула эту пьесу - она каким-то мистическим образом досталась дочери на дифзачёте по... ИМД, наверное. Я не помню, как это у них называется.

Эссе по пьесе. Делалось на скорую руку. Отсутствие цитат, а также обстоятельств создания и постановки объясняется тем, что это преподаватель и так знает. Можно сэкономить своё и преподавательское время.
Итоговый объём - 567 слов. Преподаватель осталась полностью удовлетворена.
Мне отдельно доставило то, что выделено курсивом.
Скрытый текст:
Пьесу «Мистерия буфф» можно назвать агитационной политической сатирой. Она построена на ряде простых, красочных символов и метафор, которые не составляет труда истолковать. Мне кажется, что отнести её напрямую к символизму нельзя, потому что символ в пьесе не переворачивает, а подчёркивает смысл происходящего, добавляя не столько глубины, сколько яркости. На ум ещё приходит слово «фантасмагория», потому что очень уж гротескно выглядит сочетание элементов средневековой мистерии с политической повесткой России 20х годов. Собственно, даже в названии заложена ирония – Маяковский сочетает в нём мистерию и буффонаду, хотя сама пьеса отнюдь не является их слиянием, ведь автор использует лишь формальные, стилистические приёмы обоих жанров, а не смысловое наполнение.

Действие в пьесе развивается последовательно, локации сменяются одна другой и возвращения в прежние не происходит. Нельзя назвать «общее» место действия (вроде как «усадьба» или «пригород Москвы»), герои постоянно в движении, впрочем, условно им можно считать «весь мир». Стоит так же отметить большое количество действующих лиц – 14 только центральных положительных персонажей, постоянно находящихся в фокусе внимания (более того, где-то половину сюжета им противостоят 14 других; 7 пар чистых и 7 пар нечистых, всё-таки). Ещё важны (причём куда более, чем каждый из положительных по отдельности) Дама, Соглашатель и Интеллигент. И это не считая эпизодических. Масштаб действительно мистериальный.

Тут надо сказать, что персонажи в «Мистерия буфф» – собирательные образы, а не личности. Все они – маски, олицетворяющие ту или иную группу людей (забавно при этом, что большинство отрицательных «Чистых» являются карикатурным отражением иностранцев, в то время как все «Нечистые» – вполне усреднённый пролетариат, определяемый своей профессией, а не национальностью). Положительные 7 пар Нечистых действуют едино и вообще почти не имеют индивидуальности, в то время как каждый из Чистых, и уж тем более Соглашатель, Дама и Интеллигент, обладают очень яркими, крупными чертами.

Впрочем, даже в случае антагонистов, говорить о психологизме и прописанной личности не приходится – внутренний мир у персонажей «Мистерии буфф» отсутствует, потому что автора интересуют вовсе не их личные конфликты или столкновения внутри группы, а отражение через красочные простые образы куда более глобальных процессов, которые он хочет воспеть или осмеять. Типажи здесь – не самоцель, они отражают борьбу идеологий.

Персонажи легко делятся на два класса – пролетариев и эксплуататоров. И разнообразие гротескных образов последних лично мне очень напоминает классическую и для современного искусства схему «обезличенный герой, с которым легко себя ассоциировать, и парад ярких, броских и громких злодеев, которых он побеждает». Вот только разница в том, что у Маяковского «единая масса» положительных героев обусловлена вовсе не необходимостью вытянуть из зрителя деньги, подсунув ему сову, натягиваемую на любой глобус. Она объясняется вполне понятной идейной подоплёкой – пока эксплуататоры грызутся между собой один другого хуже, потакая своим порокам, пролетарии едины в труде и вне зависимости от личных качеств работают сообща.

Герои последовательно попирают на своём пути все символы старого мира – буржуазию, церковь, религиозно-мистическое сознание (и в Аду и в Раю пролетарии успевают отличиться). Дольше всего держатся «прибившиеся» к ним Дама, Интеллигент и Соглашатель, поскольку они, каждый по-своему, притворщики и мнимые «друзья» пролетариата. Впрочем, и им достаётся. При этом по ходу действия пьесы пролетарии не действуют, как типичный «рыцарь-агрессор» – их цель заключается не в том, чтобы наказать всех плохих «драконов» и отобрать у них их богатства, а в том, чтобы построить общество, где они смогут жить. Все, огребающие (простите) в процессе, можно сказать, сами напросились.

Сюжетная линия в пьесе одна, тянущаяся через всё повествование. Не смотря на смену места действия и большое количество участников, сюжет абсолютно линеен и конфликт, фактически, в нём всего один.

...н-да... видно, что не на гуманитария девочка учится... слишком информативно получилось в итоге

 Написано: Sestra Karlotta

>> Другие записи в категориях: драматургия для бедных
Автор Сообщение
Комментарии к этой записи отсутствуют.
Показать сообщения:   
 

 

  

Powered by The Blog Mod by Hyperion & TheBlogMod.com
Powered by phpBB © phpBB Group
Weblog style by Hyperion