Почитала про Урал

Чт Мар 04, 2021 21:27

Я тут взялась читать про Урал - надо же мне что-то знать про то, куда мы идем. Книжки про топонимы я полистала, над книжкой про манси просто уснула. А потом откопала отличную книгу про путешествия по зимнему Уралу.
Книга старая, и описываются там походы где-то 50-х годов. Тогда еще даже на Урале было много непройденых никем маршрутов. Ну, по крайней мере, зимой. Поэтому это такие настоящие приключения - о том, как первый раз прошли зимой через Полярный Урал, или поднялись на Манарагу, или в пещеры спустились. В общем, интересные такие отчеты.
Но я же это читала не просто как приключения, а пыталась пользу для себя вытащить. Надо сказать, пользы оказалось не так много - я и без книжки знаю, что там холодно и метели :haha:
Зато поразилась, насколько же по-другому тогда ходили. Мало того, что снаряжение было другим - про их ватные куртки и спальники сшитые из матраса мне даже думать страшно. Но еще и брали с собой какие-то странные вещи. В чисто спортивном походе, а не исследовательской экспедиции, у ребят с собой были термометр, анемометр (скорость ветра), барометр. А еще ружья у всех. Сейчас такое очень странно.
И к продуктам они относились по-другому. Сейчас идет борьба за облегчение каждого грамма (конфеты с которых фантики дома сняли я видела). А тогда брали, видимо, с запасом и сильно четко не высчитывая, потому что, например, пишут, что в тур на перевале они оставили несколько банок тушенки и пачку сахара (при шести человеках в группе банка тушенки - это на целый ужин, ну ладно, на половину если шиковать).
Но самое главное, даже не все эти мелочи, а сами маршруты. Вот, идут они на эту зимнюю Манарагу, уже даже не первые. У них экспедиция, поход высшей категории из лучших из лучших. А сейчас мы собираемся ровно этим маршрутом не просто пройти, но и туристов провести. И мы такие не одни - сейчас за зиму в том районе бывают десятки групп.
Понятно, что нам проще, потому что у нас снаряга легче и лучше. Но есть и какое-то другое совсем отношение к маршрутам. Мы сейчас очень точно знаем, что там тоже можно, что все эти маршруты и вершины доступны, значит и мы можем :aga-aga:
В общем, вот на такие странные мысли натолкнул меня сборник старых отчетов.
А между тем, у нас в группе на Приполярный Урал освободилось одно место. Вдруг, кто-то все-таки захочет с нами померзнуть? ;)

Написано: Aysa
>> Другие записи в категориях: Книжное, готовлюсь к походу

На сайте с 27.08.07
Откуда: в полете

СообщениеДобавлено: Чт Мар 04, 2021 22:09

Про ружья, родители-геологи рассказывали как их экспедиции периодически в районе между Дивногорском и Балахтой жрали медведи. Куда без ружья.
Сейчас там никто с ружьем не ходит. Там дорога, базы и культурный отдых.
Опять же, из ружья можно кого-то пристрелить и съесть, если тушенка кончилась)
Тяжеленные спальники помню, неподъемные. И брезентовые палатки.
Roza

На сайте с 02.12.08
Откуда: Германия-Россия

СообщениеДобавлено: Чт Мар 04, 2021 22:26

Конечно, современное сняряжение открывает совсем другие горизонты для простых туристов.
Главная хулиганка Сибмамы

На сайте с 29.09.03
В дневниках: 20129
Откуда: Академ

СообщениеДобавлено: Чт Мар 04, 2021 22:33

В 80-х мы себе четырёхместный спальник шили из парашюта, а такие типа манжеты на ноги, чтобы снег в ботинки не попадал, делали из пожарных рукавов. Пуховики сами из подушек шили.
Главная хулиганка Сибмамы

На сайте с 29.09.03
В дневниках: 20129
Откуда: Академ

СообщениеДобавлено: Чт Мар 04, 2021 22:35

А, кстати, я себе шила один раз спальник из ватного одеяла. Ну просто нужен был спальник, а не было. Но там заброска была, лагерем стояли и ходили на дельтапланах летать
Смотрительница маяка
Влюблённая в Крым 2021

На сайте с 06.06.07
В дневниках: 20486
Откуда: Иваново

СообщениеДобавлено: Чт Мар 04, 2021 23:31

А мне вы и кажетесь вот такими первопроходцами, которые идут в какой-то тяжелый поход, просто потому что для меня это представляется тяжелым.
Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник Посетить сайт автора
Настя

На сайте с 20.06.02
Откуда: Новосибирск, Академ

СообщениеДобавлено: Пт Мар 05, 2021 1:33

В подобных размышлениях про время мне всегда на ум приходит балет.

Вот посмотри фото балерин 150 лет назад и сейчас. Разница колоссальная!
Тогда у балерин не ноги, а коряги, стопы утюги были!

Я считаю, большой прогресс дают возможности фото и видео съемки и информационной доступности.

Почитаешь не один отчёт, а 10 — и уже оптимизируешь и снаряжение, и маршрут.

Вообще, вот например ты наверняка читала про Льюиса и Кларка, как они прокладывали маршруты, например, навстречу друг другу и погрешность составляла порядка метра всего.
То есть они, не имея современной техники, используя компас и что ещё тогда было, строили точнейшие карты горных местностей.

Подозреваю, времени на это много уходило.
А сейчас в телефоне все рассчитывается за минуты.
МОТО

На сайте с 08.04.06

СообщениеДобавлено: Пт Мар 05, 2021 1:37

Мы в 80-х ходили на Поднебесные зубья, так у нас вся еда была посчитана до грамма и мы все все съели в дороге. То есть подход к облегчению веса у нашего тренера вполне современный был)

А вот тяжеленные рамочные рюкзаки, ватные спальники, которые ещё и намокали и становились вообще неподьемные и ужасные вибрамы которые стёрли мне ноги до кости практически)) вот это - да, было)

А, ещё брезентовые палатки)
Mursilka

На сайте с 05.12.08
Откуда: Омск

СообщениеДобавлено: Пт Мар 05, 2021 6:56

Девочки, вы такие чудеса рассказываете. Я никогда не была в таких условиях
Aysa
С Камчаткой в сердце

На сайте с 13.03.12
Откуда: Академгородок, Щ

СообщениеДобавлено: Пт Мар 05, 2021 10:11

galala
Вот, знаешь, даже про ружья все не так однозначно. Места, где медведи и другие дикие звери ходят, они и сейчас есть, например, на той же Камчатке, но с ружьями там не ходит никто, кроме рейнджеров заповедника. Мне кажется, просто изменилось отношение к оружию и охоте :aga-aga:

Roza
Да, снаряжение, конечно, играет роль! Но вот бывают и интересные вещи. Например, если говорить не именно про зимний Урал, а вообще. Вот, восхождения на тот же Эверест. Сначала люди не могли достигнуть высот восьмитысячников, потом изобрели газовые баллоны и стали ходить с кислородом и на Эверест стали подниматься. А потом, в восьмидесятых годах Меснер решил, что можно и так, и что от кислорода слишком большой риск в случае поломки баллона. Сначала он сходил - первое одиночное восхождение и первое без кислорода. А сейчас на восьмитысячники даже зимой многие ходят вообще без кислорода или используют его только для акклиматизации. В общем, просто накопление опыта тоже очень большую роль играет.

pooha
Спальников из парашюта я не видела, а вот одежду и палатки - это прямо да. Костюм из парашютного капрона у меня до сих пор жив :-)
Но у тех из книжки вместо спальника совсем чудеса:
Цитата:
Спать ложимся в "Коллективный спальный агрегат". "Агрегат" состоит из четырех надувных матрацев, двух сшитых солдатских одеял и двух плащ-палаток.

Смотрительница маяка
Он и есть тяжелый, что уж говорить. Там точно будет тяжело и холодно :aga-aga: Просто сейчас это такой, ну не то чтобы вариант нормы, но и ничего необычного.

Настя
Очень интересно про балерин! Не знала такого :aga-aga:
Про съемку - это точно так и просто фотографии в отчетах и космоснимки, да и просто информация очень доступна. Мы когда ходили даже первопроход по Тянь-Шаню, все равно у нас была информация: были карты, пусть и не подробные, были спутниковые снимки по которым можно даже крутизну склона оценить.

МОТО
А мне вибрамы нравились... пока от них подошва не отделилась :lol: У меня были вибрамы кожаные, которые от мамы достались, вообще отличные - такого сцепления с камнем ни у одних трекинговых ботинок не было! Но, поскольку, это были очень старые ботинки и между маминым последним походом и моментом, когда я до них доросла, прошло прилично лет, то в середине похода они просто разделились на свою прекрасную подошву и рассыпавшуюся кожу :o В итоге, остаток похода пришлось мне доходить в кедах, а это было прямо так себе :aga-aga:

Mursilka
Ну, это просто не всем и надо. Тем более зимние походы - для самых тонких эстетов :haha:

На сайте с 27.08.07
Откуда: в полете

СообщениеДобавлено: Пт Мар 05, 2021 12:46

Aysa
Думаю, сейчас и сложнее вообще с оружием и с его применением в рамках закона :aga-aga:

Я прям серьезно задумалась на счет освободившегося места у вас в походе, но поняла, что у меня в этом году (прошлый и начало этого) было столько поездок, что в меня уже просто не лезет. Переела впечатлений. Наверное, первый раз в жизни :haha:
Да и форму я что-то подрастеряла, физическую. 30 км на лыжах проехала без огонька, а на 50 даже не поехала.
Но мне теперь интересно, буду следить за твоими объявлениями о походах :D