Плато Путорана - страна незаходящего солнца

Вс Авг 29, 2021 17:12

На плато Путорана я мечтала попасть уже давно. И вот, наконец все сложилось: и в группу позвали, и премию на работе дали (новогоднюю), и даже отпуск ещё не весь распланирован.
Прошло полгода и мы летим на север Красноярского края в город под названием Игарка. Слова-то какие "Игарка", "Курейка", "Заполярье". Ещё недавно они были только из книг, а теперь они вокруг!

Встретила нас Игарка плотной дымовой завесой - от пожаров Якутии дым принесло. Не видно ничего, только апокалиптически-красное солнце. И дым этот нам не только виды, но и планы подпортил. Но это все было потом. А пока мы только прилетели в Игарку, сидим на берегу Енисея, едим чудесную уху из щуки, как водится, лучшую рыбу в жизни.
Енисей такой разный. И плыть нам по нему сегодня километров 150. Плавали мы на здоровой моторной лодке Туруханке. Или правильнее будет говорить "нас возили". Вообще эта поездка, несколько неожиданно для меня, оказалась вообще не походом, а такой фото-прогулкой по совершенно диким местам. Но я опять забегаю вперёд.

Плывем мы по Енисею вверх, в сторону Курейки. Вокруг туман. След лодки уходит в белое ничто.

А потом, неожиданно, дым отступает, у Енисея появляются берега. А вода все такая же гладкая: дым ушел без ветра.

К вечеру входим в устье Курейки. Это те самые места, про которые Астафьев писал в своей Царь-рыбе. Да и не сказать, что сильно они с тех пор изменились. Все те же реки, дикая комариная тайга, редкие рыбаки ждут свою царь-рыбу. Мы тоже рыбу ловим и ей ужинаем. Ну, пусть не царя, а просто очередную щуку, но очень вкусную.

В устье Курейки стоит табличка "Полярный круг". Не очень понятно, почему именно здесь, когда сама линия на сотню километров южнее. Но знак красивый. Мы в заполярье - ворота Арктики.

Потом еще сколько-то плывем вверх по Курейке, но уже ночь, хоть и белая полярная. После предыдущей ночи в самолете уже нет сил смотреть Курейку, просто дремлю в лодке пока не приходим на место ночёвки.

Следующим утром встаём как-то очень рано, благо, полярные ночи это позволяют, и едем дальше. Сначала по плану Светлогорск и Курейская ГЭС. Поскольку шлюза для прохождения судов в ней не предусмотрено, то лодку надо вытащить из воды, погрузить в КАМАЗ и перевезти в водохранилище.

И вот Курейское водохранилище с многочисленными островами и нетронутой тайгой по берегам. Только опять ничего не видно - снова проклятый дым. Нет, определенное очарование в этих лаконичных пейзажах есть, но я все время представляю, какие бы потрясающие отражения были бы в этой гладкой воде при хорошем свете и так обидно становится.

А ещё обидно, что на Хантайское озеро решили не идти - смысла нет даже при небольшой дымке, не то что при такой плотной завесе. Только полазить по тайге и ничего не увидеть. В общем сижу в лодке, обижаюсь на все это. Уже думаю, и о чем я тут вам писать буду, если ничего не увидим и никуда не сходим.

А потом вышли на берег, села я, стала смотреть как бежит вода Курейки, шум леса слушать. И так все стало легко: вот что за привычка заранее все перемалывать. Я сижу за полярным кругом, на берегу реки из книжки на подходах к плато о котором лет пятнадцать мечтала. Чего мне ещё надо? Ну, разве что поесть очередной идеальной рыбки и искупаться. Мы там вообще каждый день купались - больше, чем где-нибудь в Турции. Вода, конечно, не теплая, но и не сказать, что очень холодная. А на улице жара и насекомые, так что окунуться в освежающую воду очень приятно.

Едем мы так вверх по Курейке час, два, три, день и ещё даже. И вокруг вообще никого. Ни деревеньки, ни времянки на берегу. В этом мире людей просто нет.
До собственно Путоранов дошли уже только на следующий день. Курейка наша разлилась по ущелью и получилось озеро Дюпкун. На нем и будем жить. Вокруг горы без вершин и абсолютно ни души на многие километры вокруг. Здесь, в южной части плато вообще мало кто бывает. Говорят, человек 300 в год. Но эти 300 человек так рассредоточены по огромным пространствам, что даже не верится, что хоть кто-то до нас проходил.

Для начала знакомства с чудесами Путоранов идём смотреть "домашний" водопад, который прямо над нашим лагерем. Ну, как "прямо" - все равно надо по тайге пройти. Тайга такая хорошая - лиственницы стоят яркие, ягода растет. А под ногами - ковер тундры из ягеля, брусники, голубики. Наверное, это и есть лесо-тундра, когда наверху лес, а внизу - тундра.

А по этому ковру тундры пищухи натоптали тропы. Ягель проминается, а новый вырасти не успевает.

Местами над скалами лес расступается и открываются виды на озеро Дюпкун под ногами и на те самые горы без вершин, которыми сложено плато.

А еще открываются сами скалы. Это не просто скалы - это огромные базальтовые массивы сложенные из шестигранных колонн.

Внутренний геолог прямо-таки ликует - вокруг живая история земли. Вот они Сибирские траппы - они же горы без вершин, они же столовые горы со склонами лесенками. Вот под ногами массивы базальта и столбчатые отдельности. Я понимаю, что эта фотография мало кого привлечет, но вы все-таки всмотритесь: каждый из этих камней - разрушенный шестигранник, а значит - застывшая лава. Следы самого мощного в истории Земли извержения, которое длилось тысячи лет.

А для пущей радости внутреннего геолога еще и в каждом камне еще камень - ксенолиты в породе. Если проверить свою удачу и расколоть правильный камень, то внутри можно найти агаты, кристаллы горного хрусталя или аметиста или еще что-нибудь интересное. В первый же день на плато я нашла большую друзу горного хрусталя. Вот просто посмотрела под ноги и увидела сросшиеся кристаллы. И так им обрадовалась, что даже забыла сфотографировать. Так что фотография находки уже из дома. Вообще я там целыми днями камни собирала - очень уж они красивые и необычные.

Но я опять о чем-то не том. Мы же на водопад шли. Прогулялись по тайге, перебродили небольшую речку, и вот местный водопад "всего-то" метров 30 высотой.

У нас вода была очень низкая. С одной стороны - это значит, что дождей нет и тайга сухая, с другой - водопады не такие впечталяющие. Зато тепло, очень тепло, даже жарко. И если бы не гнус, то можно было бы вообще хоть в купальнике ходить. Гнуса, вроде, много. Иногда прямо тучами висит, но при этом как-то жить можно. На Кодаре я накомарник вообще снять не могла, даже пила через сетку, а тут вполне можно терпеть. Идешь - они не догоняют, ешь - у костра тоже не кусают. Вот на привале пока сидишь, тогда налетают. По Енисею были места где просто тучи комаров, а на плато уже гораздо меньше, зато мошки в тайге много.

На следующее утро едем еще вверх по Курейке к самым большим водопадам. Вернее, сначала по озеру Дюпкун, которое, на самом деле, раздавшееся русло Курейки. Прямо у нас по пути Тальниковый водопад - самый высокий в России.

Вот видите на фотографии струю с падением более 600 метров? Вот и я не вижу. Потому что самый высокий водопад благополучно пересох. Это с ним каждое лето случается. Поэтому даже водопадом его не назовешь, так, сезонный ручей. В общем, сплошная сила рекламы. Нет того водопада.
С утра ветер у волна, поэтому мы все в лодке мокрые с ног до головы. Но солнце выходит, вещи сохнут, а настроение поднимается.

Ветер совсем стих, вода выгладилась и превратилась в огромную зеркальную гладь.

Лодка идет, за мотором разбегается волна и получается эффект кривых зеркал и качающегося мира.

Постепенно поднимаемся по Курейки. Она уже не озеро, а быстрая река с перекатами, а потом, и вовсе, горная река в каньоне.

От каньона идем пешком. Наша цель - Большой Курейский водопад, наверное, самое популярное здесь место. К нему даже есть тропа (видимо, те 300 человек протоптали). Идем по лесу, едим ягодки, следами медвежьими любуемся.

Сначала открывается глубокий базальтовый каньон с черной-черной водой, по которой рисует круги белая пена. Уже здесь можно представить мощь водопада, который эту пену набивает.

А потом появляется и сам водопад - очень большой Курейский водопад.

Самый большой по объему воды. Об этом даже табличку написали.

Правда, сейчас воды мало и водопад относительно спокоен. Но все равно огромный.

Весь остаток вечера проводим за фотографированием водопада, фотографированием с водопадом, на фоне водопада и во всех возможных вариантах.

Когда мне все эти фотосессии с водопадом и без надоели, я пошла поискать спуск к воде. И нашла не только спуск, нижнюю точку обзора на водопад (так себе точка - света там все равно нет в каньоне), приятные скалы для лазанья, но и кое-что впечатлившее меня чуть не больше самого водопада. В скалах десятки, а то и сотни жеод (тех самых кристаллов, которые растут внутри камня). Горный хрусталь, аметисты, агаты. Вода вымыла себе каньон, прорезала базальт и вскрыла то, что было спрятано в его недрах, то что лава подняла откуда-то из глубин земли и надежно запечатала в своей массе. Вот все эти белые пятна на скалах - это не грязь это выходы кварцев.

Смотрите, какая красота внутри бывает.

А вечером, разумеется рыба. Сегодня хариус, которого поймали под водопадом.

И можно никуда не спешить, сесть на краю обрыва и смотреть как черная-черная вода крутит белую-белую пену. Как солнце уже опустилось за горы, но не скрылось за горизонтом и уже готово через пару часов вернуться обратно на небо.
Если утром туристам не надо срочно собираться и как можно раньше выходить на маршрут, то у них возникают странные идеи. Например, пойти искупаться в чаше с видом на водопад. А если туристы - девочки, то еще более странные идеи при этом сфотографироваться. И даже прикольно получилось, надо сказать. Фотографии с купания я вам все равно не покажу, а покажу утренний водопад с нижней точки съемки. Говорю же, так себе точка.

Возвращаемся к нашей лодке, еще раз любуемся каньоном и черной-черной водой. И начинаем движение вниз по Курейке в сторону лагеря.

Но по дороге нас ждут еще водопады. Они уже не имеют звание самых-самых, но мне понравились даже больше. Каскад водопадов на реке 1-ая Гагарья. Самый нижний водопад и не водопад вовсе, так, просто порог - в нем нет десяти метров высоты, а значит, по меркам Путоранов, звания водопада не заслужил.

Ко второму и третьему водопаду надо немного пройти - ни один поход у меня не обходится без лазанья по ольхачу.

Второй водопад извивается в глубоком каньоне, к нему и не подступишься.

Зато третий - во всей красе.

И еще, кроме водопадов нас тут ждет дополнительный бонус - ягоды. Во-первых, мы наконец-то нашли морошку! Я ее раньше никогда не пробовала и это для меня был очень желанный пункт программы в заполярье.

А еще нашли чудо-ягоду княженику. Я про такую только слышала, что слово такое есть, а что она из себя представляет даже не знала. А это такая малина, которая на траве растет. Только гораздо вкуснее.

Пока мы ели ягоду, опять появился дым, все соседний горы утонули в рыжеватой дымке и видимость пропала.

Раз видимости нет, остается только есть. Вообще еда была в качестве отдельного развлечения, пожалуй, не менее значимого, чем красоты окружающих гор. Мы каждый день ели рыбу, которую только что поймали - уху, копченую рыбу, печеную на решетке и в фольге, малосольную и маринованную, котлеты из щуки и даже сашими из хариуса.

На следующее утро видимости все нет. Дым смешался с туманом, даже как будто дождь собирался. Вообще мы хотели в этот день подняться наверх на плато. На Хантайское озеро не пошли, так хоть на "наш" Дюпкун сверху посмотреть. Но при такой видимости идти куда-то смысла нет. Посидели подождали и решили ехать на еще одни водопады. Водопадов тут столько, что можно только на них и смотреть каждый день.
Сначала водопад Чаши. Поток воды с высоты 33 метров падает в огромную базальтовую чашу, окруженную шестигранными колоннами.

Наверное, нам уже поднадоели водопады, но на Чашу мы как-то особо не смотрим. А вот агаты, которые рассыпаны под ногами заинтересовали гораздо больше. Пока мы высматривали камни туман неожиданно поднялся и открылся вид на горы и весь каскад водопада. Прямо-таки затерянный мир.

И еще один водопад, на реке 2-ая Гагарья (вчера была 1-ая). Водопад называется Два брата - река в нем делится на два мощных потока.

Вода прямо-таки завораживающе падает какими-то волнами, каскадами, то отдельными брызгами, то общими струями.

Путь к водопаду идет по тайге, как и большинство маршрутов здесь. В этот день тайга была достаточно мокрая, но все равно очаровательная.

Вот только дымка так и не развеялась, ни в этот день, ни на следующий. А у нас последний день на плато и последний шанс подняться наверх. Так что все равно идем, вдруг что-то да увидим сверху. Хотя дым, который смешивается с туманом и окутывает все вокруг, не оставляет надежд на хорошие виды.

Пока мы пытаемся подняться выше зоны леса, давайте я вам сразу покажу все картинки, которые я наснимала на таежных кочках в разные дни, очень уж они мне нравятся.

Тайга закончилась, начались камни, но их совсем немного. Мы все-таки в южной части плато и сравнительно невысокие горы поросли лесом почти до плоских вершин. Но все-таки выходим на осыпь и любуемся очередными базальтовыми выходами.

Вид на озеро только такой - облака над головой, туман под ногами.

И теперь долгая дорога назад. Теперь только ехать обратно - сначала вниз по Курейке, а потом снова по Енисею. Но по обратной дороге видимость уже лучше - можно хоть посмотреть на те места, которые мы прошли в плотном тумане.

Снова Курейское водохранилище с его многочисленными островами. Снова остановки в тайге, где кажется, что ягоду выращивают комары, специально, чтобы приманить туристов. И снова Светлогорск, где лодку на КАМАЗе перевозят через ГЭС. Но взгляд-то уже другой. Мы видим какие-то вещи, которые не замечали сначала.
На выезде из Светлогорска стоит ржавый паровоз старой Трансполярной дороги. По дороге туда мы его тоже видели. Я еще тогда отмахнулась "ну, понятно, что с Трансполярной дороги, что эту развалину фотографировать". А по дороге обратно осознала - да это же та самая заброшенная Трансполярная дорога, которую я когда-то так хотела увидеть.

Между прочим, паровоз видно только по низкой воде. Весной, в паводок от него только одна труба торчит.
Уходим из Курейки, напоследок наловив огромных щук на уху.

Море-Енисей встречает нас настоящим штормом. Вот, правда, он тут морем кажется! Ширина реки 3,5 км - другой берег тонет в тумане.

И волна бьет встречная, а мы-то вниз по течению реки идем.

Раз штормит, то у нас случилась еще одна ночевка на песчаных пляжах заполярья.

Там мы полюбовались волнами, закатом, а еще цепочками медвежьих следов.

А потом все пошло не так и мы эпично опоздали на самолет. Но это уже совсем другая история, которую я расскажу как-нибудь в другой раз, потому что это была история про красоту, а не про самолет.

Написано: Aysa  Благодарностей: 14
>> Другие записи в категориях: Походы, Путешествия, Открываем Россию вместе, Занимательная геология, Путораны

Пчел
Королева ёлочных игрушек 2021

На сайте с 07.02.08
Откуда: Новосибирск, м. Красный проспект

СообщениеДобавлено: Вс Авг 29, 2021 17:53

Как хорошо,что есть ещё такие места,где почти нет туристов.И пусть так будет как можно дольше.
Фотографии вышли прекрасные,и дымка совсем не помеха.
Живая история под ногами впечатляет, конечно.Я находила раз описание похода по русскому северу,были фото с покинутого людьми прибрежного поселка на краю моря, там на берегу лежат окаменевшие хвощи,огромные.Во множестве просто. Сколько же им миллионов лет...Подавляет просто.
Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Кьяра10

На сайте с 09.10.11

СообщениеДобавлено: Вс Авг 29, 2021 17:57

Как интересно, спасибо, Айса! Действительно, затерянный мир.
Скорпиоша

На сайте с 22.12.06
Откуда: С далеких прерий

СообщениеДобавлено: Вс Авг 29, 2021 19:49

У меня почему то фото не открылись с середины рассказа. Плак
Ar

На сайте с 08.12.05

СообщениеДобавлено: Вс Авг 29, 2021 20:11

Спасибо, хочу ещё. Занырнула в рассказ :)
Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Aysa
С Камчаткой в сердце

На сайте с 13.03.12
Откуда: Академгородок, Щ

СообщениеДобавлено: Вс Авг 29, 2021 20:37

Пчел
Это в Мурманской области окаменелости?

Кьяра10
Скорпиоша
Свекта
Заноза
:give_heart:

silverheartcats
Попробуй тут открыть, может загрузятся фотки https://rutraveller.ru/note/5969

Ar
Я потом еще напишу про Путораны всякие свои мысли - и про то как на самолет опоздали, и про людей, и еще всякие байки.