Камчатка семейная

Вт Авг 31, 2021 7:14

Идея этого путешествия напрашивалась уже давным давно. Что это я все езжу на Камчатку, вожу там кого-то, а своих-то и не вожу. В общем, пришло время поехать на Камчатку всей семьей. Сначала так вчетвером и собирались, но потом к нам присоединилась моя подруга, с которой мы ходили на зимний Урал, а потом и ее дочка. И оказалось нас уже шесть человек - вполне нормальная группа.
Перелет на Камчатку- это всегда сложно, а уж с детьми и подавно. Честно говоря, перелет пугал меня чуть не больше самого похода. Но нет, долетели как-то даже не напряжно. Поспали в самолете, попили кофе в Хабаровске, поиграли во втором самолете и мы на месте. В прошлом году, когда я одна летела, умоталась больше. И вот, мы уже на краю земли, на берегу Авачинской бухты любуемся закатом.

Знакомство с Камчаткой начинаем с музея. Я обычно музеи вообще не люблю, мне там скучно. Но Вулканариум - это нечто особенное. Во-первых, все можно трогать, крутить в руках, смотреть. Во-вторых, лекции всегда очень интересные. Я сама там уже четвертый раз и все равно интересно. Детям вообще восторг - и камешки пощупать дали, и в макет пещеры залезли, и в бубен постучали. А бубен там рабочий - всегда погоду исправляет. Видимо, в этот раз как-то от души настучались, что весь поход жара стояла.

В общем, получили представления о теории вулканизма, можно и к практике переходить. Поехали искать черный песок, который, как нам рассказали, еще и магнитится. Но не знаю, то ли магнит у нас не настоящий, то ли песок на Халактырке уже не тот - у нас ничего не примагнитило.
На Халактырском пляже, как всегда волны и бескрайний океан до самой Америки.

Песок теплы-теплый, ходить босиком одно удовольствие. И даже закопаться в него можно.

А вот вода все такая же ледяная. Но детям все ни по чем - пошли помочить ножки, вылезли в мокрых кофтах.

А еще теперь на Халактырском пляже пианино стоит. Раньше оно, вроде, около Маячной бухты было, а теперь тут. Наконец-то и я сделала этот кадр.

Еще в первый день было много подготовки перед походом. Хотя, вроде бы большинство продуктов закупили и упаковали дома. Но все равно нельзя так просто взять и перестать суетиться перед маршрутом. Суета заканчивается как только садимся в машину. Это так здорово, когда не просто в неизвестность едешь, а знакомый водитель по знакомой дороге везет к любимым вулканам.

Дорога преподнесла нам сюрприз - прямо из машины увидели медведя! Да не одного, а сначала медвежонок пробежал, а потом за ним мама. И совсем рядом. Сфотографировать успела только мельком и через грязное стекло. Но это все равно очень впечатляет - посмотреть на дикого зверя так вблизи да еще и совершенно безопасно, мы-то в машине. Зато больше не было вопросов, правда ли медведи есть.

Наш маршрут начался на Дачных горячих источниках. Сегодня еще никуда не идем, просто ставим лагерь и идем купаться в источниках. Одна купалка находится прямо на тропе к палаточному лагерю, а вот вторая, с прозрачной водой, на теретории ГеоЭС (Мутновская Геотермальная электростанция).
Пошли мы на дальнюю купалку и не пожалели. Там кроме самой ванны еще теплый водопад. Вот это прям здорово!

А еще рядом два огромных грязевых котла, которые кипят и говорят "бу-бу-бу" так, что земля под ногами подрагивает.

Ну, и на, так называемую, Малую Долину Гейзеров сходили. Я все ищу, с какого же ракурса ее снимаю, что она на Долину Гейзеров похожа, но все не то. Все-таки горячие источники хоть и прикольно, но не гейзеры.

Этот год на Камчатке выдался наудивление теплый и сухой. Почти весь снег стаял, оставив после себя голые склоны. Вот, например, здесь лежал огромный снежник почти на всю ширину склона.

Утром начинается, собственно, поход. Идем в сторону Мутновского вулкана. По дороге нам сообщили новость, что вчера в вулкане произошел обвал и вход в кратер перекрыло. Но мы все надеялись, что пока мы дойдем, как-то рассосется. Нет, не рассосалось, а стало только хуже - обвал запрудил реку и появилась опасность прорыва и нового селя, проход в вулкан полностью закрыт, да и не безопасен. Но такие подробности мы узнали только вечером, а пока идем по тропе через Мутновский перевал в кальдеру вулкана Горелый.

Тропа в хорошую видимость достаточно живописная, с нее открываются виды на Вилючинский вулкан, а при идеальной видимости - и на Авачу с Корякским. Но у нас видимость была какая-то странная. Из-за жары в воздухе будто тропическая дымка. Так что дальних вулканов не видно. Зато видно цветущие склоны.

Подходим поближе к Мутновскому и встаем лагерем на последней чистой речке - мы же надеялись завтра с утра на вулкан пойти. Но нет, встретили инспектора парка, он сказал, что ходить опасно.

Еще вечером сходили прогуляться к небольшим водопадам около домика вулканолога Вакина. Сам домик уже даже исторического интереса не представляет - весь перестроили. А водопады стоит посмотреть. Там их целый каскад, но обычно все, кроме одного закрыты снежниками, а сейчас, когда снег расстаял, они во всей красе.

На тундрах уже созревает ягода - голубика, шикша, брусника.

На следующее утро, раз уж мы теперь знаем, что в вулкан соваться не стоит, спим и собираем ягоду.

А после обеда, когда солнце повернулось и подсветило каньон, отправляемся смотреть водопад Опасный. Одно из моих любимых мест на Камчатке. Там такой огромный каньон с семидесятиметровыми стенами, где видно все древние извержения по слоям туфа, пепла и базальта. Каждый раз смотрю в него и восхищаюсь! Пока все так же стоит - всей своей геологией наружу.

Водопад сам сейчас не очень впечатляющий - воды совсем мало в нем. То ли из-за жары, то ли из-за того что его обвал частично перекрыл.

Жара стоит такая, что на этой пустынной земле очень сложно находится, поэтому заканчиваем и идем назад к "нашим" маленьким водопадам - купаться.

Пока дети плещутся, я делаю очередную фотографию Мутновского - с этого ракурса я его еще не снимала.

С Мутновским не задалось, пора переходить к следующему вулкану. Путь от Мутновского к Горелому идет по кальдере - здесь когда-то под весом выпавшего пепла вся земля обрушилась в пустоту, где когда-то был магматический очаг. И теперь тут бескрайние ровные поля - великое ничто.

Зато Горелый сегодня прямо хорошо смотрится среди редких облаков.

Что-то эти облака нас обеспокоили - вдруг, идеальная погода кончится. Я предложила желающим взрослым сходить на Горелый прямо сейчас. Времени еще только полчетвертого, а мы уже пришли к нашему лагерю и даже пообедали. Сейчас идти можно, а что будет завтра - не ясно. Детям точно не надо туда сейчас - и не успеют, и просто уже устали и удовольствия не получат. Я предлагала Тане с Вовочкой сходить, но что-то она устала от переходов с рюкзаками и, неожиданно, решила, что лучше сидеть с детьми в лагере и пить чай, а не на гору лезть. Так что пошли мы вдвоем. Это вообще чудеса какие-то - когда ж мы последний раз куда-то вот так вдвоем ходили?!
Так что быстро собрались и пошли наверх. Шли быстро - и потому что времени нет, и просто хотелось "побегать". В этом, конечно, свое особое очарование, просто быстро идти.
Поднялись на кратер. Он, как всегда, впечатляющий - огромная воронка, а на дне ледниковое озеро. Лед в озере расстаял, но цвет воды все такой же нереальный сине-зеленый.

Вершина Горелого цепляет облака. Они то останавливаются, окутывая все вокруг, то рассыпаются на отдельные потоки.

Спускаемся уже по красивому вечернему свету. Наверное, только ради этого стоило сходить именно вечером на Горелый.

На следующее утро видимости нет вообще. Туман такой, что ни зги не видно, на каком бы расстоянии эта зга не была. От одной палатки другую не видим. Значит на Горелый подниматься нет смысла. У нас еще в планах лавовые пещеры. Вот на них и идем сегодня.
Идти до пещер по той же кальдере около 8 километров. По дороге, которая ведет на Асачинское золоторудное месторождение, по насыпи через великое ничто. Настраиваемся на долгую прогулку в тумане - в нем тоже есть свое очарование. Но почти сразу нас обгоняет КАМАЗ с туристами и предлагают нас подвезти. Мы-то только за. Дети вообще обрадовались - похоже, соскучились по людям. Всю дорогу не умолкая рассказывают тетенькам из Москвы, как мы тут ходим и что видели. Довезли они нас до поворота на пещеры, а сами поехали к дальним водопадам.

Пока ехали, туман поднялся, а потом и вообще ушел. И дальше опять была небывало жаркая и солнечная погода. Но мы уже не на Горелом, а в его лавовых пещерах. Спустились в первую пещеру, самую большую. Здесь на входе огромный снежник. В первом зале, где иногда проводят концерты, под ногами лед. А вот во втором, нижнем зале сразу же по колено воды. Видимо, и пещера тоже тает.

Походили по большой пещере и пошли искать те, что поменьше. В них уже можно немного полазить. Но это все равно не такие карстовые пещеры с запутанной системой ходов, где можно заблудиться. Это лавовая пещера - лава текла, по краям "колбасы" застывала, а середина вытекала дальше. Получаются такие длинные округлые ходы. Пещеры Горелого очень старые, частично разрушенные, поэтому далеко не везде можно пролезть.
Лазить детям понравилось, мне - не очень. Я все-таки больше люблю, когда светло и просторно, чем когда темно и тесно. И, хотя это вообще не такие пещеры, где можно застрять или заблудиться, мне все равно снаружи больше нравится.

Тем более, что снаружи тундра, ягода, солнышко светит.

И теперь идем обратно по кальдере. Но что-то идти вообще не в кайф. Сегодня выходной и, такое ощущение, что все жители Петропавловска решили поехать на пещеры и водопады. Джипы по этой пыльной дороге так и носятся. Никакого уединения.
На следующее утро все-таки идем на Горелый вместе с детьми. Погода отличная, вершина полностью открыта - все увидим, что планировали. На этот раз поднимаемся, конечно, гораздо медленнее, но все равно спокойно идем. Видимо, дети уже смирились с тем, что их таскают в горы и им некуда деться, так что ныть бесполезно.

Поднялись на кратер, полюбовались озером, которое сегодня очень яркое - прямое солнце ему очень идет.

Потом еще мы с Сережкой сходили на второй кратер. Но как-то он не очень впечатлил. Активность Горелого сейчас минимальная, даже фумаролы почти погасли, а кислотное озеро практически пересохло. Так что кратер с ледниковым озером впечатляет куда больше.

По дороге вниз еще любуемся окружающими просторами - нижний слой облаков цепляется за вершины, а верхний составляет причудливые узоры на небе.

Ну, и Вилючинский вулкан со своим облаком. Оно так всегда сидит - домашнее такое облачко.

Сегодня у нас еще один пункт программы, не менее интересный, чем вулкан. Ну, или кому как. Мне, так уж точно. Сегодня на стоянке под Горелым у нас назначена встреча. Еще один наш друг, с которым мы ходили на Урал, сейчас водит группы по Камчатке. И у него начинается очередной тур. Сегодня вечером их привезут к Горелому. А мы уже там.

Вообще на Камчатке постоянно такие встречи. Маршруты более-менее одни, по ним все и ходят. И, если хватит везения, то можно встретить кого-то, с кем не виделись пару лет. И ладно, когда в хостеле встречаемся, а когда вот так, под вулканом - вообще чудеса!
Но эта встреча у нас была более-менее запланирована, мы заранее маршруты сверили и знали, что сегодня ночуем рядом. В общем, пошли мы в гости - чай пить, песни петь. Очень здорово посидели, пообщались.
Что мне еще понравилось, что дети тоже были с нами. Т.е. не просто где-то вокруг с палками бегали, а именно сидели в кругу, в туристических разговорах участвовали - они ж у нас тоже опытные путешественники. В общем, очень приятный последний вечер под Горелым получился.

А на следующее утро мы уже уезжаем из кальдеры. Для участников этот день похода самый простой - никуда ходить не надо. А для организации один из самых сложных. Надо не только переехать от одного вулкана к другому, а ехать там часов 5, а то и больше. Но и по дороге докупить продукты, позвонить по всем следующим договоренностям, пока есть связь. И вообще, как только связь появляется, так начинаются какие-то сложности. Всем что-то надо, причем чего-то странного. И ладно бы про вулканы писали, а то про школьную форму.
Но мы все-таки приехали на Авачинский перевал. И здесь началась та часть маршрута, которую я раньше не видела. Мы три раза собирались на Авачу, но ни разу не поднялись - всегда погода была настолько ужасна, что даже на Авачинском перевале находится невозможно, ветром сносит. А восхождение в такую погоду просто опасно. Поэтому, имея такой негативный опыт, я не очень рассчитывала, что мы поднимемся на Авачинский вулкан. Но пока все хорошо - Авачу даже видно с перевала.

На Авачинском перевале живут очаровательные евражки, они же берингийские суслики.

Их просто невозможно не кормить. Если просто сесть и сидеть, они тут же прибегают и изучают, что же у тебя в руках.

Кормлению евражек мы и посвятили весь оставшийся день. А на следующее утро встали пораньше и все-таки пошли наверх. Погода отличная, видимость миллион на миллион, даже перед рассветом.
Подъем на Авачу достаточно тяжелый - перепад высот от места стоянки до вершины больше двух километров. И хотя наверх идет очень хорошая тропа, все равно бывает тяжело и взрослым.

Детей примерно с половины подъема пришлось вести за руку, потому что шлак из-под ног уезжает и им тяжело. Но, по большому счету, достаточно спокойно поднялись. Шли мы со средним темпом, как и другие группы на склоне (народу очень много, просто постоянный поток). Потихоньку, присаживаясь и отдыхая за 5,5 часов выползли на кратер. На последнем участке подъема, уже перед кромкой кратера лежит три веревки, за которые можно руками страховаться.

Поднялись на кратер, а там - баня. Вулкан живой, горячий, между лавовой пробкой и стенками прорывается горячий пар. Земля под ногами откровенно горячая. Если лечь на нее, то прямо как в хамаме - лежанка на горячих камнях.

На дальней стороне кратеры фумарольное поле с выходами кристаллической серы. Дым, запах сероводорода, пар, цвета просто не земные. А когда дым немного раздувает ветром, то открывается вид на Корякский вулкан.

Но все равно, конечно, не Мутновский - там эти фумарольные поля куда более эффектные.
Напоследок фотографируемся на фоне облаков под ногами. Мне с трудом удалось детей поднять сфотографироваться - сидеть в "бане" гораздо приятнее, чем стоять на ветру.

И начинаем спуск назад из марсианского мира, где ледники соседствуют с горячей красной землей.

Катиться вниз по шлаку одно удовольствие, как на лифте - вжух, и едешь.

Пока мы гуляли, подкрались облака. Вершины все равно остались выше облаков, поэтому казалось, что все так же солнечно. А потом мы вошли в облако - очень плотный туман. Вот только что светило солнце, а уже опять не видно собственного носа. Удивительное ощущение!

И скатывались мы по шлаку сквозь облако достаточно долго, чуть не половину высоты. А потом снова вернулась видимость, теперь облака, как положено, выше нас. И, ладно, мы спускались, у нас выбора не было. Да и спускаться с Авачи гораздо проще, чем на нее подниматься. Но ведь часто бывает так, что начинают подниматься в такую пасмурную погоду и только потом выходят выше облаков. Это ж сколько терпения и веры надо иметь, чтобы продолжать подъем, надеясь, что сверху облака все-таки разойдутся. А то какой смысл идти, если ничего не увидишь.
С Авачи мы благополучно спустились и уже вечером были в Петропавловске и ели уху из кижуча.
А на следующий день у нас был, можно сказать, гвоздь программы - морская экскурсия в бухту Русскую.

Это там, где смотрят косаток. Очень я на них рассчитывала, но в этот раз они не приплыли. Зато приплыл горбатый кит и помахал нам своим хвостом.

Для меня это всегда какие-то невероятные переживания - встретиться с диким животным. А когда с таким огромным - особенно!
А в самой бухте еще и лежбище сивучей - целая гора их греется на камнях.

Вот такие молодые милашки и суровые альфа-самцы.

Сразу стало понятно, почему их называют морскими львами. Как они рычат! Натурально, как лев на всю округу. А над морем их рык очень далеко разносится.
И отдельный бонус - рыбалка. Вот такую рыбалку я понимаю, когда только опускаешь крючок и можно уже вытаскивать - рыба точно есть.

Дети у меня вообще первый раз в жизни рыбачили, а тут еще такое место рыбное - чудеса да и только. Сережку вообще еле от удочки оттащили. Была б его воля, он бы там жить остался.
Пока они ловили, я там птичек фотографировала - бакланы, поморники, топорки.

Еще нерпу видели. Или это ларга? Я так и не поняла, кто из них кто и какого тюленя называют ларгой.

Над океаном висит туман, цепляясь за прибрежные скалы.

А в Авачинской бухте все такое же яркое солнце.

И у нас остался последний день на Камчатке. Вообще мы надеялись посвятить его вертолетной экскурсии в Долину Гейзеров (страшно подумать, сколько денег на это надо). Но опять не сложилось - все полеты закрыты аж до сентября. Я так поняла, в связи с падением вертолета в начале августа.
В общем, последний день проводим в ненапряжном релаксе. Съездили на горячие источники. На Зеленовских озерках я до этого не была, было интересно посмотерть. Там оборудованный теплый бассейн, несколько горячих сероводородных купалок, а рядом - ледяное озеро.

Вечером гуляем по городу, наконец-то поднимаемся на Мишенную сопку - посмотреть на Авачу, с которой спустились.

И остается только купить икры, чтоб хватило до следующего раза, и отправляться домой.

Написано: Aysa  Благодарностей: 4
>> Другие записи в категориях: Дети смотрят мир, Походы, Открываем Россию вместе, Путешествия, Камчатка

юляУ

На сайте с 18.04.09
Откуда: пл.Маркса

СообщениеДобавлено: Вт Авг 31, 2021 8:03

Какая же красота))) спасибо за рассказ и фотографии
Леся:))

На сайте с 18.04.10
Откуда: г.Новосибирск ул.Есенина

СообщениеДобавлено: Вт Авг 31, 2021 9:18

До чего ж красивая природа :give_heart: !
Так здорово написано,аж мурашки по коже))
А фото вообще сплошной восторг 5ballov
Ar

На сайте с 08.12.05
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Вт Авг 31, 2021 9:19

Спасибо большое за рассказы и фото. :give_heart:
Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Надя-Райздрав
Навек любимый край 2021

На сайте с 15.12.08
Откуда: Новосибирск, Центр

СообщениеДобавлено: Вт Авг 31, 2021 9:20

Фантастика, просто фантастика! Собраться. собрать детей, такое осуществить...я в немом восторге
Юша

На сайте с 18.10.04
Откуда: Новосибирск, ВЗ Академ

СообщениеДобавлено: Вт Авг 31, 2021 9:27

Потрясающе!!! От фотографий гора впечатлений! А в реале!!! Даже не представляю!!!
=Натулька=
Сибпара 2006!

На сайте с 26.05.04
Откуда: Н-ск, Краснообск

СообщениеДобавлено: Вт Авг 31, 2021 9:37

как вы умеете природу описывать, зачитаешься, а еще и фото такие рядом :give_heart:
Вернуться к началу Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Читать дневник Посетить сайт автора
Klyaksa

На сайте с 07.11.08
Откуда: г.Новосибирск, троллейный ж\м

СообщениеДобавлено: Вт Авг 31, 2021 9:52

:in_love: :in_love: :in_love: :in_love:
Цитата:
всей своей геологией наружу.
:haha: :haha: :haha:
...я аж красно рыбы и икры захотела :in_love: мои дети терпеть не могут икру :-(
Татьяна Д.

doublemama
Ar

Надя-Райздрав
Вот, собраться - это было реально сложно, особенно учитывая, что я туда сразу после Путоранов полетела :eek:

Юша
=Натулька=

Klyaksa
У меня дети вообще почти ничего не едят, но камчатская икра им, на удивление нравится. А вот кальмара Сережа даже пробовать не стал.