Оказалось что Жостово совсем недалеко от нас, и, записавшись через сайт на экскурсию с мастер-классом мы поехали.
Выяснилось что это довольно молодой промысел (я то думала век 16), а он родился в начале 19 века!
История Жостовского промысла восходит к началу ХIХ века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (сейчас Мытищинский район Московской области) — Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицком — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение Жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых.
Скрытый текст:
В прейскуранте Вишняковых значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч... существует с 1825 г.»
Изначально подносы были из папье-маше, но они быстро выходили из строя, т.к. использовались в трактирах, были постоянно в работе, и тогда придумали (точнее идею привезли с Уральского тракта, но там подносы были литые) и начали использовать кованные подносы.
Первые подносы были несильно разрисованные, и имели прорези для пальцев, чтобы было удобнее носить в руках, это позже они стали произведением искусства и прорези убрали, край стал цельный.
Первые подносы, сохранившиеся до наших дней
Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет. В искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной росписью, родственной русской народной росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках.
Жостовским букетам присуща яркость красок. Наряду с традиционным черным фоном создаются красные, синие, зеленые, край подноса украшают легким, ажурным растительным орнаментом, обычно золотого цвета.
Исторически, производство жостовских подносов - это ручная ковка (холодная выколотка). Мастер-коваль вырезает ножницами по металлу форму будущего подноса, специальными молотками выколачивает борт, выравнивает поле подноса, на специальном станке подгибает край. Форм за 200 лет накопилось более 150, от миниатюрных до огромных – «скатертных».
Сейчас производство части форм на фабрике механизировано: сначала из железного листа вырубается заготовка нужного размера, затем прессом ей придают одну из форм — овальную, круглую, прямоугольную, восьмиугольную, и даже «гитарную». Таким образом производятся в настоящее время подносы 32 форм, а оставшиеся – по прежнему – ручной ковкой.
Очень интересная форма "под живот", т.е. упирая этот выступ на живот, или бок носильщик облегчал себе ношу
После ковки металлическая заготовка обезжиривается, шпатлюется, шлифуется, грунтуется, покрывается двумя слоями черной эмали. Каждый слой грунта и эмали тщательно просушивается и еще шлифуется.
Мастера работают беличьими кистями и масляной краской. Краску разводят льняным маслом, а кисти моют в скипидаре. Набор кистей большой – от совсем тонких с иголку до крупных. Каждая кисточка подработана под свой мазок.
Роспись на подносах многослойная (очень, как показала практика)
1. Замалевка - когда белилами набрасываются основные контуры будущего рисунка
2. Тенежка - нанесение темных частей цветов и листьев.
3. Прокладка - краской выделяют светлые места, кое-где появляются детали и формы цветов, лепестков, бутонов, листьев.
4. Бликовка - расстановка цветовых бликов, ярких нюансов
5. Чертежка - прочерчивание светлых контуров краев цветов, лепестков, бутонов, листьев.
6. Сделать «семенца» - написать пестики-тычинки в цветах и бутонах.
7. Привязка - легкая ажурная травка, которая заполняет пустоты между цветами и листьями.
А вот нам мастер прям там за 5 минут рассказа разрисовала поднос. Причем мастера так и работают - на коленях.
Уф.
а потом еще лакировка, да ни одним слоем. В общем каждый поднос - это правда - произведение искусства, если это настоящий жостовский поднос - вы не найдете ни одного одинакового.
В советские времена промысел сохранился благодаря введению новых моментов в мотивы:
подносы были очень популярны у иностранцев, очень много шло на импорт, на подарки.
Вот очень интересный триптих, который получился у художника в общем-то случайно, из остатков какой-то другой формы
А вот, как вам поднос?
Дальше у нас был мастер класс и мы сами разрисовали маааленькие подносики, нам дали образец, но все равно у всех получилось все по разному.
Подносы мы оставили для лакировки, где-то через неделю нам их привезли в Москву и забрали их в фирменном магазине. Я свой использую как место для хранения ручек на рабочем столе ).
Очень интересный музей и познавательная экскурсия получилась.
П.С.
Если вы, вдруг, разбирая чердак/подвал/сарай, доставшийся вам от бабушки, нашли старый, облезлый, покрытый непонятными пятнами поднос - не выбрасывайте! Это вполне может быть эксклюзивная серия из Жостово. Внимание! Это тоже Жостово:
Скрытый текст:
Была одно время такая техника, называемая "черепашка", "червячок", "пятнышко".
Делали их так: залезали в печку (!) закрывали заслонку, чтобы ни ветерка, на малейшего дуновения, и задерживая дыхание на светлом фоне коптили свечкой (!!) соблюдая выбранный орнамент (!!!) затем полученный рисунок лачили и получались вот такие необычные подносы.
На сайте с 12.11.06 В дневниках: 60848 Откуда: Сибирь - матушка
Добавлено: Чт Сен 09, 2021 10:23
Ого! А это просто супер, как же вам повезло попасть туда. Мечта! Молодцы!
Давно слежу за этим направлением в творчестве, целая история,
сколько ж на свете прекрасных, увлеченных людей,которые с головой в это погружены.
(а не так, мимо шли, пофоткали для подписчиков в инсте, но не для СЕБЯ, ничего не поняли, МК не посетили, и дальше пошли )
На сайте с 09.03.07 В дневниках: 16528 Откуда: Москва-Динамо, Новосибирск
Добавлено: Чт Сен 09, 2021 11:24
Акварельная
Я восхищена людьми которые работают в таких промыслах, это целый исторический пласт, любое движение, любой нюанс он не просто так!
Даже улицы в посёлке все красивые и по названиям и внешне. Живописная - это центральная.
Забыла выложить ещё один момент по производству, вечером добавлю.
На сайте с 12.11.06 В дневниках: 60848 Откуда: Сибирь - матушка
Добавлено: Чт Сен 09, 2021 15:05
Леший
это да. несколько лет изучаю промыслы, роспись - это удивительные люди, особенно в наши дни.
Цитата:
Даже улицы в посёлке все красивые и по названиям и внешне. Живописная - это центральная.
Забыла выложить ещё один момент по производству, вечером добавлю.
ого.жду! супер! У нас такого колорита нет тут. Даже на покровских ярмарках и тп, все довольно скудно, выбор бедный, нет мастеров, на вес золота. Если есть, это чаще всего приезжие, мы почти с каждым сразу беседуем, знакомимся - у них удивительные истории)).
А у нас, в Омске, практически ничего не делают)) Я несколько лет искала, изделия, либо привозные, либо ну очень топорно сделано. Это не то. Не как на этих фото.
(только в музее есть неплохая выставка на эту тему, возможно, привозная.. Ну и да-приезжие на ярмарки мастера... Народ в основном от этой темы далек, не думаю, что им выгодно сюда ездить((( В наши края.
Поэтому надо мне обязательно ТУДА выбраться))